Конспект урока психологии. 10 класс «Я свободен!?»


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

СЕРПУХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОУ

«Данковская средняя общеобразовательная школа»







Конспект урока психологии.

10 класс.



Тема: «Я свободен!?.»

(ценность свободы

в жизни человека)







Педагог — психолог:

Зубкова Наталья Федоровна.




27 апреля 2011 года



Цели:

  • Рассмотрение и уточнение понятий “свобода”, “ответственность”, “выбор”.

  • Формирование культуры выбора в различных социальных ситуациях с опорой на ценностную шкалу, включающую в себя такие основополагающие общечеловеческие ценности, как добро, ответственность, свобода, выбор, гражданственность; личная ответственность за свое решение

  • Формирование умения взаимодействия в группе, вести дискуссию;

  • Воспитание стремления к самосовершенствованию, творчеству.

Оборудование:

Таблички со словами «Да», «Нет», «Может быть», листы бумаги формат А3, акварельные краски, кисточки, стихотворение В. Леви отпечатанное на листочках,запись песни: Кипелов «Я свободен», музыкальные композиции В. Зубков главная тема к к/ф Цыган, Дидюля «Айседора», «Цветные сны», компьютер, презентация результатов диагностики иерархии ценностей обучающихся.


Ход урока.

  1. Настрой на работу.

— Урок психологии мы начнем с прослушивания песни. Вы сможете немного отдохнуть, переключиться, возможно, вы услышите песню, которая вам нравится.

— Я бы попросила вас записать строчки, которые вызывают эмоциональный отклик в вашей душе, близки вам или вы их не принимаете.

Звучит песня Кипелова «Я свободен, словно птица в небесах».

— О чем эта песня? О свободе.

— Нравится ли вам она? Почему?

— Тема сегодняшнего урока «Я свободен!?.»

— А как вы думаете, почему в названии темы я поставила такие знаки препинания? (выслушать ответы, вернуться в конце урока.

  1. Вводная беседа. Понятие свободы.

— Свобода всегда считалась неоспоримой ценностью. Издревле человека, который стремился обрести свободу, казнили, подвергали изощренным пыткам. Но никакие кары и преследования не могли погасить свободолюбие.

— Представьте, что вы встретили человека, который не знает, что такое свобода. Как бы вы объяснили ему это?

— Какие ассоциации возникают у вас на слово «свобода» (записать на доске: воля, гордость, завоевать, необходима и.т.д.)

В Словаре Ожегова слово свобода имеет несколько значений.

Свобода возможность проявления своей воли, способность действовать в соответствии со своими целями и интересами;.

Свободаотсутствие стеснений, ограничений в чем – нибудь.

Свобода – состояние того, кто не находится в заключениив неволе.

Как вы думаете, какое из этих определений подходит к теме нашего урока?

А что значит «Я свободен? Свободный?»(я пользуюсь свободой).

3. Мини исследование. Диагностика иерархии ценностей проводится по методике М. Рокича.

Проводится презентация результатов диагностики терминальных ценностей – ценностей целей).

На первом месте у 42 % обучающихся ценность «здоровья», «активность, свобода» у 18 %. На втором месте «здоровье» у 25%, «любовь, семья, деньги, друзья» у 18 %. На третьем месте преобладает ценность «любви» у 42%. Таким образом, самым важным для вас является здоровье, любовь, активность, свобода, друзья, материальное благополучие). Отдельно мы проследили важность ценности «свобода». 18 % обучающихся поставили «свободу» на 1, 9, 11 места. По 8 % приходится на 3,5,6,7,8,10 место из 18 возможных. Это можно считать результатом, показывающим что ценность свободы очень важна для вас.

2 человека в нашей группе поставили ценность «свободы» на 1 место, как вы думаете, почему? Могут ответить сами ребята, не называя себя, кто – то может высказать свое предположение.

4. История психологии свободы. (записать в тетрадь)

Психология свободы оказалась в поле зрения психологии лишь с начала 40-х гг. прошлого столетия начиная с классической книги Э. Фромма «Бегство от свободы».

Проблема свободы получила наиболее полное содержательное раскрытие в 60-80-е гг в работах Э. Фромма, В. Франкла , Р. Мэй и др., а в 80-90-е гг. под разными именами она получила «прописку» и в академической психологии. Российские психологи, занимавшиеся проблемой: Е.И. Кузьмина, Д.А. Леонтьев, В.А. Петровский и др.

— Когда мы задаем вопрос, свободен ли человек важно уяснить, о чем идет речь, о политическом положении или о внутреннем самоощущении.

Может ли быть свободен Человек, закованный в кандалы (может, он свободен непреклонным духом). Известный отечественный писатель В. Шаламов, который долгие годы провел в тюрьме, рассказывал, что он никогда не чувствовал себя таким внутренне независимым и свободным, как в камере. Таким образом, свобода это состояние духа.

5. Аспекты свободы.

— Сегодня мы рассмотрим два оттенка понятия “свобода”

  • Свобода от обязанностей

  • Свобода от родителей.

  • Свобода от уроков

  • Свобода от труда

  • Свобода для деятельности

  • Свобода для творчества

  • Свобода для самовыражения

  • Свобода для каких-либо действий и поступков

— Отличаются ли оттенки этих понятий “свободы” друг от друга?

— Что будет позитивным или негативным «для» или «от»

— Чем? (отсутствие внешних ограничений, «свобода от» и внутреннего психологическая позиция, «свобода для»)

— В чем позитивный и негативный смысл данного понятия?

— Ницше также первым противопоставил негативной характеристике «свободы от» позитивную характеристику «свободы для».

6. Работа с высказываниями.

В разных частях комнаты развешиваются таблички со словами: «Да», «Нет», «Может быть». Ведущий зачитывает утверждения, каждый из участников встает молча рядом с табличкой соответствующей его ответу. Затем слово предоставляется каждому желающему высказаться, по очереди в каждой из образовавшихся групп.

Вопросы для обсуждения

«Свобода – это в первую очередь не привилегии, а обязанности». (Альбер Камо – рус. революционер)

«Люди устали от свободы…» Б. Муссолини

— «Свобода возникает только с изменением человека». (Карл Ясперс).

— «Если хочешь освободить меня, будь свободен сам» Эмерсон.

— «Просвещение ведет к свободе; свобода же без просвещения породила бы только анархию и беспорядок». (Е.Дашкова).

— «Свобода – это выбор, иными словами добровольное решение творить добро или зло, совершать похвальные или дурные поступки, т.е. быть добродетельным или преступным». (Ж. Лабрюйер)

— «Свобода означает ответственность, Вот почему многие боятся ее». (Б.Шоу).

7. Работа со стихотворением В. Леви о свободе.


Рабство это тепло,

из кастрюльку оно в твою жизнь потекло,
из
бутылочки, из материнской груди,
из
тюрьмы, где не ведал, что все впереди,
из
темнейшей, теснейшей, теплейшей тюрьмы,
где
рождаемся мы,


а свобода,

а свобода, сынок, холодна,
ни
покрышки, ни дна,
а
свобода…


Рабство это еда,

это самое главное: хлеб и вода,
и
забота одна, и во веки веков
одинаковы
мысли людей и быков,
любит
клетку орел, усмиряется лев,
поселяется
в хлев,


а свобода,

а свобода, сынок, голодна,
ни
еды, ни вина,

а свобода…


Рабство это твой друг,

твой заботливый врач,

твой спасательный круг,

обвивающий шею, сжимающий грудь-
плыть не можешь, зато веселее тонуть,
как душевно, как славно с дружком заодно
опускаться
на дно,


а свобода…

— Прочтите еще раз стихотворение. Понравилось ли оно вам?

— Подчеркните понравившиеся строчки.

— Продолжите предложение: «А свобода…», какая же она для вас свобода?

Можно ли дать название стихотворению словами Н.А. Бердяева.

“Человек – раб потому, что свобода трудна, рабство же легко”.

8. Рисунок на тему «Свобода».

— Мы много говорили сегодня о свободе личности. А сейчас мы сможем перенести образ свободы на бумагу. У каждого он будет свой, что получится, мы с вами увидим через несколько минут. Перед вами бумага, краски, кисти, а тема рисунка «Свобода». (звучит музыка В. Зубкова главная тема к к/ф Цыган, Дидюля «Айседора», «Цветные сны»)

— Что вы представляете, когда слышите эту музыку? Что это за музыка?

Работы вывешиваются на магнитную доску.

— Какая работа привлекла ваше внимание? Почему?

— Есть ли похожие работы?

— Довольны ли вы своим творчеством? Чего вам не хватило для полной реализации задуманного?

9. Итог урока.

— Прочтите название темы с разными интонациями, в зависимости от знака препинания.

— Начнем с восклицательной формы. Что вы слышите? (утверждение, провозглашение, сила, позитив, бунт)

— А теперь вопросительная форма. Кому задан вопрос? (себе). Что вам нужно для ощущения свободы?

— Прочтите в повествовательной форме. Как вы думаете какая форма характерна для зрелой личности? (повествовательная, не надо ни у кого спрашивать, не надо доказывать, внутреннее ощущение свободы и трансляция этого ощущения окружающим).

10. Эмоциональный заряд. Кричалка «Я свободен!» (фраза призносится шепотом, потом с каждым разом чуть громче и в последний раз выкрикивается со всей силой)

Свежие документы:  Социальный проект "Воспитывая - обучаем, обучая - воспитываем"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: