Конспект внеклассного мероприятия «ИМЕЮ ПРАВО» 10-11 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

вечерняя сменная общеобразовательная школа

ЗАТО Озерный Тверская область







Конспект внеклассного мероприятия

10-11 классов

Викторина «ИМЕЮ ПРАВО»









Подготовила

Кураксина Наталья Сергеевна,

учитель химии и биологии
























2014 г.



Викторина «ИМЕЮ ПРАВО»

Образовательное учреждение: МБОУ ВСОШ ЗАТО Озерный Тверской области

Предмет: внеклассное мероприятие

Цель: Сформировать у обучающихся представление о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.

Это единство лежит в основе гражданской позиции человека. Ребята должны понять, что не только каждый из них имеет права, но и то, что другие люди имеют такие же равные с ними права

Задачи:

  • познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;

  • помочь учащимся осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Оборудование: компьютер, выставка тематических книг и нормативных документов, мультфильмы «Смешарики. Азбука прав ребенка», раздаточный материал.



Ход викторины

    1. Вступление.


1.1. Демонстрация мультфильма «Смешарики. Азбука прав ребенка».


1.2. Формулирование темы

Ведущий. Дорогие ребята! Эту нашу встречу мы начали с просмотра мультипликационного фильма на очень актуальную в наше время тему. Постарайтесь, на основе этого, самостоятельно сформулировать тему нынешнего внеклассного мероприятия (Права детей). Почему же данная тематика так важна для нас с вами? Просто, потому что нет счастливой, свободной, интересной жизни, если человек не обладает правами, или не может ими пользоваться, например по незнанию. Сейчас мы проверим знание вами собственных прав и свобод, изложенных в Конвенции о правах ребенка. В нашей викторине «Имею право» принимают участие 2 команды. Представлю команды!


1.3. Представление команд

1-ая команда. «Законники».

2-ая команда. «Граждане»

Ведущий. Хочу представить жюри.(Представление членов жюри).





II. Проведение конкурсов.


2.1. конкурс «Викторина»

На уроках обществознания вы познакомились с Конвенцией о правах ребенка и декларацией прав человека. Попробуйте ответить на следующие вопросы, к каждому из которых я предложу 3 варианта ответа. Вы должны выбрать правильный ответ и объяснить свое решение.

Задача каждой команды: ответить на вопросы быстрее, чем другая команда, тем самым заработав себе балл.

1. Какова цель ООН?

А.Защита прав человека;

Б. Проведение Олимпийских игр;

В. Наказание уголовных преступников

2. В каком документе изложены права ребенка?

А. В конституции РФ;

Б. В Конвенции о правах ребенка;

В. В Декларации прав ребенка.

3.Кто признается ребенком в соответствии с Конвенцией о правах ребенка?

А. Лицо, до достижения 18 лет;

Б. Лицо, до достижения 14 лет;

В. Лицо, до достижения 16 лет.

4. Кто в нашей стране призван стоять на страже прав и сво­бод граждан?

А.Председатель правительства

Б. Президент;

В. Председатель Государственной Думы.

5. Что является высшей ценностью в России по Конститу­ции РФ?

А. Промышленный и военный капитал;

Б. Человек, его права и свободы;

В. Государство.

6. Как вы думаете, какой орган при ООН занимается правами ребенка?

А. Детский фонд;

Б. Международный валютный фонд;

В. Международный банк регионального развития.

2.2. Конкурс. Правовой кроссворд.

Правовой статус – это ваше положение в мире права. Как в геометрии положение определяется тремя координатами, так в праве Ваше положение определяют права, обязанности и ответственность. По мере взросления вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, а значит, приобретаете новые права, обязанности, ответственность – меняется ваш статус.

Задача команд: на доске – кроссворд, необходимо его заполнить. Члены команд совещаются между собой, побеждает та команда, которая первой поднимет руку и назовет правильное слово. Оценивается: 1 правильный ответ – 1 балл.





ПРАВОВОЙ КРОССВОРД

1.


2.



4. 5.

3.





6.







По вертикали:

  1. Документ, носящий рекомендательный характер для граждан (декларация)

4. Основный закон страны (Конституция)

5. Документ, который носит обязательный для исполнения граждан характер (закон)


По горизонтали:

2. Какой кодекс защищает семью? (семейный)

3. Что является одновременно правом и обязанностью ребенка школьного возраста? (образование)

6. Одно из основных прав человека. Право на … (жизнь)


2.2.а. “Литературно-правовая викторина” этап дополнительный

Представитель от команды может получить дополнительные баллы, в то время пока все разгадывают кроссворд.

Задача: Используя подготовленную компьютерную презентацию, решить предложенную ситуацию, ответ кратко записать и передать жюри для оценивания. Количество заработанных баллов (1 балл – 1 ситуация) сообщается жюри в конце всей викторины.


1ситуация: «Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какие права Золушки, по вашему мнению, были нарушены?

(Ответ: право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)


2 ситуация: Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?

(Ответ: Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.)


3 ситуация: Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Какие права братца Иванушки, согласно Конвенции, были нарушены?

(Ответ: Конвенция предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.).


2.3. Демонстрация мультфильма «Смешарики. Азбука прав ребенка. Право на заботу».


2.4. Конкурс «Правовой ликбез для дома»

Задача каждой команды: используя основные положения конвенции о правах ребенка, рассудить предложенные ситуации. Ситуации раздает ведущий, время на размышление у команд 1 минута. Другая команда, в случае при необходимости может исправить (1 балл) или дополнить ответ (0,5 балла).

Ситуация № 1.
Мама – Сколько раз тебе говорить – после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!!!
Сын – Но, мама!!! Ты же всё равно не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?
О чём нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный её непослушным сыном?

– Статья Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением порядка.

Ситуация № 2.
Мама – Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
Сын – Мам, у меня контрольная завтра…
Мама – Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак…
Сын – Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.
Разъясните ситуацию.

Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В Конвенции ст.32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приёме на работу и условиях труда детей.


2.5. Конкурс «Я все знаю!»

Задача каждой команды: ответить на вопросы. Табличный материал выдается для каждой команды в отдельности. (Оценивается 1 вопрос – 1 балл).





1. В каких документах упоминаются права ребенка или речь идет о защите прав ребенка?


Трудовой кодекс +

Конституция РФ +

Общевоинский устав –

Семейный кодекс +

Закон о рекламе —

Уголовное право +


2. Расставьте документы в хронологическом порядке:


Конституция РФ(1993)

Декларация прав ребенка (1959)

Конвенция о правах ребенка (1989)


2.6. Конкурс «Имею право»

Задача каждой команды: рассмотреть ситуацию в группе и дать ее устно полную характеристику.

Ситуация 1. Вы шли по улице мимо киоска, в который незаконно пытались проникнуть грабители. Проезжавший мимо милицейский патруль за­держал нас вместе с грабителями. Какие согласно закону у вас есть права и обязанности в этой ситуации? Как вы должны себя вести в этом случае?

Данная ситуация регулируется нормами, закрепленными в Уголов­но-процессуальном кодексе РФ (УПК РФ). Задержание подозреваемо­го — это мера процессуального принуждения, которую орган дознания, дознаватель или следователь вправе применить на срок не менее 48 ча­сов с, момента фактического задержания лица но подозрению в совер­шении преступление. Подозреваемый не обязан всилуч.2ст. 14 УПК РФ доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов приводимых в защиту подозреваемого, лежит на стороне обвинения.

В соответствии со ст 92 УПК РФ после доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю, подозреваемому должны быть разъяснены его права, что вносится в протокол задержания который должен быть составлен в срок не более трех часов.

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или еде следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания

Задержанный должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитников наедине и конфи­денциально.

Необходимо также помнить, что согласно статье 48 УПК РФ по уго­ловным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются законные пред­ставители — родители, усыновители, опекуны или попечители, предста­вители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, органы опеки и попечительства.


Ситуация 2. Вам исполняется 16 лет и вы решили устро­иться на временную работу. Какие документы вы должны предоставить работо­дателю? Какой документ вы должны подписать? На какие пункты подписываемого вами документа следует обратить особое внимание?

В данном случае 16-летнему несовершеннолетнему необходимо представить работодателю: паспорт и справку о предварительном ме­дицинском осмотре (обследовании).

Если есть, то представляются трудовая книжка и страховое свиде­тельство государственного пенсионного страхования.

При поступлении на работу несовершеннолетний должен подписать, трудовой договор. Причем, в рассматриваемом случае — срочный тру­довой договор. В трудовом договоре работнику следует обратить вни­мание на следующие пункты:

  • место работы;

  • трудовая функция (то есть конкретный вид получаемой работы);

  • дата начала работы;

  • срок действия договора и причины, по которым заключен срочный трудовой договор;

  • условия оплаты труда;

  • режим рабочего времени и времени отдыха и др.

Также необходимо помнить, что согласно статьи 92 Трудового ко­декса РФ лицам от 16 до 18 лет устанавливается сокращенная продол­жительность рабочего времени — не более 35 часов в неделю.


Ситуация 3. В течение года вы работали по договору в фирме. Поскольку сумма заработка была достаточно высокой, вы решили освободиться от родительской опеки и добиться объявления себя полностью дееспособным. Имеете ли вы на это право, если вам исполнилось 16 лет? Какая может возникнуть трудность и есть ли способ ее преодоления?

Любой несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, в соответ­ствии со ст 27 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью

При согласии обоих родителей объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (так называемая эмансипация) производится но решению органа опеки и попечительства (орган, создаваемый при администрации муниципального образования).

Если же родители (или один из них) против объявления несовер­шеннолетнего дееспособным, он вправе добиться признания полной дееспособности в судебном порядке. Однако следует помнить важный момент родители с момента признания несовершеннолетнего полно­стью дееспособным не несут ответственности по его обязательствам, в том числе возникшим вследствие причиненного несовершеннолетним вреда — ответственность в полном объеме возлагается на него.


Ситуация 4. Вы с другом возвращались домой с дискотеки, который закон­чился в одиннадцать часов вечера. К вам подошел наряд милиции и попросил предъявить документы, которых у вас не оказалось. Имеют ли право сотрудники милиции задержать вас для установления лич­ности? Что они должны предпринять для этого? Каков может быть срок вашего задержания?

В соответствии со ст. 10 Закона «О милиции» органы внутренних дел обязаны предотвращать и пресекать преступления и администра­тивные правонарушения,

Статья 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) признает административным правонарушением, если гражданин России проживает по месту жительства или по месту пребывания без удостоверения личности гражданина (паспорта), или по недействительному паспорту, либо без регистрации по месту жительства или по месту пребывания.

Поэтому требования наряда милиции предъявить документы виол не обоснованы. Более того, согласно ст. 23.3. и 27.3 КоАП сотрудники милиции были вправе в данной ситуации осуществить административ­ное задержание, которое применяется в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рас­смотрения дела об административном правонарушении.

В силу ст. 5 Закона «О милиции» сотрудники органов внутренних дол в случае задержания несовершеннолетних обязаны сообщить родствен­никам о задержании, а также администрации по мету работы или учебы

Срок административного задержания по общему правилу не должен превышать три часа (ст. 27.5 КоАП). Кроме того, в силу ст. 27.6 КОАП несовершеннолетние, в отношении которых применено администра­тивное задержание, должны содержаться отдельно от взрослых лиц.


III. Подведение итогов

3.1 Мы сегодня с Вами поговорили о правах у детей и подростков.

Какие документы защищают ваши права?

— Куда вы можете обратиться, если будут нарушены ваши права?

Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?

Именно это право – право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.

3.2 Жюри объявляет результаты викторины. Награждение команд грамотами.




























Список использованной литературы


  1. Конвенция о правах ребенка Автор: Организация Объединенных Наций (ООН)

  2. Беседы об ответственности и правах ребенка Автор: Давыдова О.М., Вялкова С.М. Издательство: Сфера Год: 2008

  3. Права ребенка Автор: И. А. Дубровская; Издательство: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008 г.

  4. Основы Права Автор: Мелихова Л.В., Издательство: Феникс, 2000 г.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы


https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%E0%E2%E0_%F0%E5%E1%B8%ED%EA%E0

https://www.pravadetey.ru/

https://base.garant.ru/10105807/11/

https://www.znatokprava.ru/22-prava-nesovershennoletnih-detey.html

https://studentu-vuza.ru/yuvenalnoe-pravo/lektsii/prava-rebenka.html

https://rybkovskaya.ru/konvenciya-o-pravax-rebenka/

https://24sos.ru/index.php?newsid=174

https://kuvshkola2.narod.ru/konvenzia.html



Свежие документы:  Урок на тему "Задачи и перспективы московского образования"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: