Конспект занятия «Мной руководят» 5-8 класс


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ИМ. И.А. КУРАТОВА»

г. СЫКТЫВКРА



Конспект занятия


Тема: «Мной руководят».







Ф.И.О. автора работы:

Титова Ирина Юрьевна











Сыктывкар, 2012









Цель:

Способствовать формированию у учащихся представлений о манипуляциях, видах манипуляций и правилах защиты от них



Задачи:

  1. Дать понятие о манипуляциях и ее видах

  2. Раскрыть позитивные и негативные стороны манипуляций

  3. Знакомство с правилами защиты от манипуляций



Оборудование: карточки.




Установление эмоционального контакта





















Выход на тему





Понятие

(выкладываю карточки)












Разбор ситуаций с выходом на виды манипуляций



(Выкладываю, постепенно, карточки с типологией манипуляций).
















Работа по группам.

Выделение + и — манипуляций.





















Правила защиты. Групповая работа.


















Итоговая рефлексия.

( выкладываю карточки).










ХОД ЗАНЯТИЯ.

Здравствуйте ребята, сегодня занятие проведу я. Напомню, если кто-то не знает, что меня зовут Ирина Юрьевна. Прежде, чем мы поговорим о теме нашего занятия я предлагаю вам немного отвлечься и отдохнуть, т.к. после уроков очень сложно настроиться на работу. Сейчас вам необходимо в течении 3 минут любым способом выпросить у своих соседей какие-нибудь личные вещи. Неважно как вы это будете делать, но главное условие – это, ни в коем случае не отбирать этих вещей, можно попросить, сколько пожелаете 2, 3, 4… и т.д. время пошло.

Итак, закончили.

Ребята, давайте посмотрим, кто собрал, предметов больше. Вот… стал победителем в этом задании….., расскажи нам, пожалуйста, как ты смог собрать столько предметов, что тебе в этом помогло? Сложно ли это было тебе делать? Почему? Ребята, кому из вас, как показалось, было сложнее собирать вещи? На ваш взгляд почему? Кому иногда не хотелось отдавать эти предметы? Почему вам это не хотелось делать?

Хорошо, давайте попробуем это обобщить и вывести определенный вывод. Кто-то из вас сказал, что это получилось потому, что вы его хорошо знаете; он хорошо попросил, обещал вернуть, и т.п. А кому-нибудь из вас не показалось, что в какой-то определенный момент, ваш собеседник руководил вами? Кому-то не показалось, кому-то наоборот. И сегодня не спроста я задаю вам такие вопросы, т. к. на занятии мы с вами поговорим о том, что значит «мной руководят» или если выражаться более научным языком – это значит мной манипулируют.

Кто-то из вас слышал это слово? Может быть кто-то знает, что оно означает?

В словаре манипуляция значит – скрытое влияние на человека для достижения собственной цели.

Скрытое – значит, собеседник говорит одно, а подразумевает совершенно другое. Например: « если ты так будешь кривляться, то я тебя не буду любить», а на самом деле он подразумевал, что ребенок должен его слушаться. Т.е папа т/о повлиял на ребенка.

Так что, исходя из этого примера, можно сказать, что нами постоянно манипулируют.

И существует много видов манипуляций, но все они разные и поэтому их иногда сложно распознать. Сейчас я предлагаю вам разобрать такие ситуации и давайте попробуем раскрыть о том, что подразумевалось за этой фразой ( раздаю карточки с ситуациями, и после каждой ситуации задаю вопрос, чем пытается манипулировать человек?).

  1. « Если ты меня любишь, то ты купишь мне кроссовки». (манипуляция любовью. В начале занятия нам уже встречался пример такой манипуляции).

  2. « если ты не будешь спать, то за тобой прейдет бабайка». ( я не знаю как еще заставить тебя спать. Манипуляция страхом).

  3. « сам не можешь сделать, все время я тебе помогаю». ( ты все равно ни на что не способен, без моей помощи. Манипуляция неуверенностью в себе).

  4. « опять двойку получил по математике? Тогда будешь мыть посуду». ( мне лень мыть посуду, но неудобно просить тебя об этом. Манипуляция чувством вины).

  5. « почему ты боишься прыгнуть с вышки, ты же отличник». ( не трусь. Манипуляция чувством гордости).

  6. « Мария Ивановна, можно я не пойду на контрольную, у меня просто так сильно болит живот. Манипуляция чувством жалости).

Кто-нибудь попадал в такие ситуации? Из представленных видов, какими вы пользуетесь чаще? Например я стала такой некой «жертвой» манипуляции. (ситуация из жизни). Но после всего сказанного возникает такой вопрос « манипуляция это хорошо или плохо?». Но чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю разделиться на две группы. Одна из групп будет выделять плюсы, а вторая минусы.

+

Человек достигает своей цели;

Использование человека;

Потому что это бесчеловечно и в конечном счете с вами могут поступить так же; манипулятор в конечном итоге остается один;

Конфликты, ссоры, обида;

Давайте подведем итог, что манипуляции это, все таки, хорошо или плохо? На мой взгляд, это все же плохо потому, что ни один человек не хочет быть некой марионеткой в человеческом обличье. Что касается манипулятора, то он в конечном итоге остается один, т.е. от него все отвернутся.

Но вот подумайте, кто-то из нас манипулятор кто-то жертва, а как же нужно поступить, что бы тобой не манипулировали т.е. как защититься ( выполнять определенные правила и приемы защиты).

Действительно, необходимо выполнять определенные правила, что бы не стать жертвой манипуляций. Я предлагаю их попробовать написать все вместе. Что нужно делать? Кто как считает?

Быть уверенным в себе.

Я предлагаю вам быстро назвать три особых качества, которыми вы обладаете

Не бойтесь говорить «нет»

Вот давайте попробуем это сделать, сейчас я скажу вам, что-нибудь, а вам просто необходимо сказать нет, но уверенно, чтобы мы поверили.

Обязательно объяснять причину своего отказа

Кто мне, почему он отказывает

Воспринимать все позитивно

Т.е. не стоит относиться ко всему со страхом, боязнью (пример).

И так сегодня с вами мы рассмотрели, что такое манипуляция? Кто повторит, что это такое? Виды манипуляций? Какие правила необходимо выполнять? Для чего нам нужно все это знать? ( Что бы нами не манипулировали, чтобы распознавать, когда это происходит и т.п.).

Вы видите перед собой карточки с изображением знаков препинания. Вам необходимо выбрать ту карточку с изображением, с которой сходятся ваши мысли и чувства после данного занятия. И попытайтесь объяснять свой выбор.

И напоследок я скажу что, как вы будете относиться к человеку, в полной мере будет зависеть исход вашего общения с ним. Не забывайте, что ни один человек не желает, что бы им манипулировали.









Свежие документы:  Консультация "Приобщение детей и родителей к подвижным играм через досуговую деятельность"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: