Конспекты логопедических занятий для детей дошкольного возраста


Муниципальное образовательное учреждение для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа № 95»

«Дом детства»

Город Новокузнецк









Конспекты логопедических занятий для детей дошкольного возраста





подготовили

учителя-логопеды

Шипицына Ольга Ильинична,

Шеянова Ольга Викторовна















Новокузнецк 2010

Тема: Обучение рассказыванию с элементами творчества на примере рассказа В.А. Осеевой «Печенье»

Цель: обучение творческому рассказыванию.

Коррекционно-образовательная задача: учить строить целостное высказывание; упражнять в подборе слов-синонимов; учить придумывать свой конец к рассказу.

Коррекционно-развивающая задача: развивать умение ориентироваться в предложенном текстовом материале, опираясь на исходные данные и существенные детали при составлении собственного рассказа, мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательная задача: прививать интерес к литературе с помощью собственного творчества, формировать нравственные качества воспитанников.

Оборудование: аудиозапись рассказа «Печенье», персонажи рассказа, человечки – улыбающийся и грустный, краска, салфетки.



Ход занятия

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы.

Логопед. Сегодня вы прослушаете рассказ, у которого вкусное сладкое название «Печенье». Автор рассказа В.А. Осеева. (См. приложение)

  1. Прослушивание аудиозаписи рассказа «Печенье».

  2. Повторное чтение рассказа педагогом с использованием приёма дополнения детьми отдельных предложений или их частей, нужными по смыслу словами. (См. приложение)

  3. Беседа по содержанию.

Логопед. Что высыпала мама на тарелку?

Дети. Печенье.

Логопед. Кто сидел за столом?

Дети. За столом сидели Витя и Миша.

Логопед. Как мальчики разделили печенье?

Дети. Печенье разделили поровну между собой.

Логопед. Витя и Миша правильно разделили печенье?

Дети. Печенье разделили неправильно, мальчики забыли о маме и бабушке.

Логопед. Как вы относитесь к поступку мальчиков?

Заслушиваются ответы детей.

Логопед. Как бы вы разделили печенье?

  1. Дидактическое упражнение «Раздели печенье».

Детям раздаются фигурки персонажей рассказа, предлагается между ними разделить печенье.

Логопед. Ребята, вы сумели правильно разделить печенье, вашим мамам и бабушкам будет не стыдно за вас.

  1. Физминутка.

Рисование «печенья» (круг, квадрат, овал) в воздухе ладонями поочерёдно.

  1. Установка на придумывание своего конца рассказа.

Логопед. Представьте, что вы – писатели, у вас есть возможность продолжить рассказ, разрешить эту непростую ситуацию, придумайте окончание рассказа.

  1. Придумывание детьми своего конца рассказа «Печенье».

Заслушивание ответов детей.

1-й ребёнок. Я бы сходил в магазин и купил ещё печенья, напоил бы маму и бабушку чаем.

2-й ребёнок. Я бы испекла блинчиков, положила на блюдце вкусной сметанки.

3-й ребёнок. Я бы испекла вкусное, рассыпчатое печенье.

Логопед. Ребята, мне понравились окончания ваших рассказов. А вам?

Заслушиваются ответы детей.

  1. Зарисовка печенья.

Логопед предлагает нарисовать «печенье». Рисование красками пальчиком. «Печенье» различной геометрической формы. После окончания занятия будет предложено «печенье» подарить сотрудникам группы.

  1. Игра «Хорошие поступки».

Логопед. Я буду зачитывать предложение, а вы решайте, какой это поступок, если хороший, то ставьте улыбающегося человечка справа от себя, если плохой – грустного человечка слева от себя.

Мальчик рвёт книгу.

Девочка моет посуду.

Мальчик у дерева с рогаткой.

Девочка гуляет с собакой.

Девочка читает книгу.

Ребёнок дразнит собаку.

Мальчик кормит кошку.

Логопед. Каких поступков перечислено больше?

Дети. Хороших положительных поступков перечислено больше.

Логопед. А какие вы хорошие поступки совершали?

Заслушиваются ответы детей.

  1. Работа над словами-синонимами. Игра «Скажи по-другому».

Логопед. Положительных качеств у людей много, например, честность, мужество. А вы какие знаете?

Дети. Трудолюбие, честность, доброта.

Логопед. Как можно назвать доброго человека?

Дети. Хорошим, нежадным.

Логопед. Как можно назвать мужественного человека?

Дети. Храбрым, смелым.

Логопед. А честного человека?

Заслушиваются ответы детей.

С древнейших времён положительные качества русского народа прославлялись в сказках, былинах.

Логопед. Каких героев вы бы назвали смелыми?

Дети. Смелыми были Иван-Царевич, Илья Муромец.

Логопед. Кто же был трудолюбивым?

Дети. Настя из сказки «Морозко», Золушка, Крошечка-Ховрошечка.

  1. Итог занятия, оценка деятельности детей.









Конспект индивидуального занятия на тему: «Звук Ш»

Этап автоматизации звука в словах.

Цель: формирование звуковой стороны речи.

Коррекционно – образовательная задача: обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме, автоматизировать звука Ш в словах, совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных в форме родительного падежа единственного числа), формировать навыки ориентировки в пространстве.

Коррекционно – развивающая задача: развивать внимание, память, артикуляционную, тонкую моторику, силу голоса.

Коррекционно — воспитательная задача: воспитывать положительное отношение к занятию, исполнительность, контроль за собственной речью.

Оборудование: игрушка гном, варенье, баранки, блины, чашечка с чаем, бумажная шапка «Невидимка», плоскостные изображения кусочков сыра, иллюстрация дорожки с мышью, коробочка с предметными картинками на звук Ш, краски.



Ход занятия

  1. Организационный момент

Логопед. Сегодня к тебе на занятие пришёл гномик Шик.

Поздоровайся с ним.

Ребёнок здоровается с гномом.

  1. Сообщение темы занятия.

Логопед. Гномик Шик вместе с тобой будет учиться произносить звук Ш в словах.

  1. Артикуляция звука

Логопед. Вспомним, какую форму принимают губы при произнесении звука Ш, а язык какую форму принимает?

Произнесём звук Ш вместе с гномиком.

Ребёнок произносит звук Ш.

  1. Характеристика звука.

Логопед. Расскажи гномику всё, что ты знаешь про звук Ш.

Ребёнок. Звук Ш согласный, глухой, твёрдый.

  1. Дыхательная гимнастика.

Логопед. Когда гномик шёл к тебе в гости по улице, на голове у него была волшебная шапка Невидимка.

Показ шапки.

Логопед. А на улице в это время дул сильный ветер.

Ветер сорвал с головы шапку гномика, и она полетела. Гномик поймал шапку и одел её обратно на голову.

Покажем как дул сильный ветер.

Ребёнок дует на бумажную шапку.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед. Гномик Шик пришёл в гости не с пустыми руками. Посмотри, что он принёс: варенье, баранки, блины, чашечка.

Покажем, какие баранки принёс гномик

Выполняется упражнение « Колечко».

Логопед. Посмотри, какие аппетитные блины.

Выполняется упражнение « Лопаточка».

Логопед. Покажем язычком красивую чашечку с чаем, будем следить за тем, чтобы чай из нашей чашечки не выливался.

Выполняется упражнение «Чашечка».

Логопед. Посмотри, какое красивое варенье.

Выполняется упражнение « Вкусное варенье».

  1. Речевая зарядка.

ША-ША-ША

ШУ-ШУ-ШУ

ШИ-ШИ-ШИ

  1. Развитие фонематического слуха.

Дидактическая игра «Подними или спрячь».

Логопед. Гномик хочет с тобой поиграть в игру «Подними или спрячь».

Я сейчас буду произносить слова, а ты внимательно их слушай. Если в слове услышишь любимый звук гномика, то поднимай его волшебную шапку над головой, а если в слове не услышишь звук Ш , то прячь шапку под стол.

Слова: шиповник, калоши, морж, магазин, кошка, шапка, торт, жук.

  1. Упражнение в образовании форм родительного падежа.

На столе стоит коробочка, в которой лежат предметные картинки на звук Ш.

Логопед. Посмотри, какая интересная коробочка, наверно её тоже принёс Шик. Посмотрим, что в ней.

Ребёнок достаёт карточки и называет слова со звуком Ш.

Логопед. Наш гномик большой шутник. Он очень любит прятать разные вещи и играть в игру «Чего не стало?»

Сейчас я буду закрывать шапкой-невидимкой картинку, а ты будешь называть чего не стало.

  1. Развитие тонкой моторики.

Логопед. Гномик мне рассказал о том, что в его домике поселился мышонок, который любит сыр.

Показ иллюстрации.

Логопед. Посмотри на картинку и пальчиком проводи мышонка по лабиринту к сыру. Затем окуни пальчик в краску и пальчиком проведи дорожку от мышонка к сыру.

Ребёнок, окунув пальчик в краску, проводит дорожку от мышонка к сыру, затем раскрашивает пальчиком цветы.

  1. Развитие силы голоса

Дидактическая игра « Тихо — громко».

Логопед. Посмотри, что у меня есть, да это же кусочки сыра! Один большой, а другой маленький.

Показ плоскостных изображений двух кусочков сыра.

Логопед. Их тебе передала мышка в подарок. Она благодарна тебе за то, что ты её проводил её к сыру.

Логопед. Поиграем с волшебными кусочками сыра.

Я сейчас буду произносить слова со звуком Ш и показывать кусочки сыра. Если я произнесу слово и покажу большой кусочек сыра, то ты повторишь слово громко, а если я произнесу слово и покажу маленький кусочек сыра, то ты повторишь слово тихим голосом.

Слова: кошка, мышка, мошка, шуба, камыш, шалаш.

  1. Итог занятия. Оценка деятельности ребёнка.

Логопед. Нашему гномику пора возвращаться домой. Ему очень понравилось у тебя в гостях.

Какой звук ты учился красиво произносить на занятии?

Ребёнок. Звук Ш.























Список литературы

  1. Гризик Т. И. Занимательная грамматика. — М.: Просвещение, 2008. -32с.


  1. Развитие речи детей 4-5 лет: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений /Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. – М: Просвещение, 2004. – С.156.


Интернет-ресурсы

www.yandex.ru (картинки)











































Приложение

Рассказ В.А. Осеевой «Печенье».

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

— Дели по одному, — строго сказал Миша.

Мальчики выгребли всё печенье на стол и разложили его на две кучки.

— Ровно? – спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

— Ровно! Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

— Рассыпчатое! Сладкое! – говорил Миша.

— Угу! – отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда всё печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку – она жевала корочку чёрного хлеба.















Свежие документы:  Роль школьного музея в системе патриотического воспитания школьников

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: