Конспекты занятий по развитию связной речи у детей дошкольного возраста 6-7 лет с ОНР (3-й уровень) второго года обучения с использованием метода интервьюирования



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА «РУЧЕЁК»

Муниципального образования город Новый Уренгой

Ямало-ненецкого автономного округа





Конспекты занятий

по развитию связной речи

у детей дошкольного возраста 6-7 лет

с ОНР (3-й уровень) второго года обучения

с использованием метода интервьюирования.




Подготовила:

Кротова Ирина Владимировна

учитель-логопед

МДОУ ДС КВ «Ручеёк»

Г. Новый Уренгой ЯНАО







Новый Уренгой

2010

Тема: Интервью детей на зимней городской площади.


Цель: Развитие диалогической формы речи с включением второго ребенка в речевую деятельность.

Задачи:

  1. Уточнение и расширение словаря по теме «Зимние развлечения» за счет формирования диалогической формы речи ребенок-ребенок. Совершенствовать умения построения диалога с использованием схем составления связного высказывания. Вырабатывать навыки понимания скрытого смысла слов и выражений. Совершенствование грамматического строя речи: подбор слов-признаков и синонимов к словам, употребление существительных в косвенных падежах, глаголов движения с приставками.

  2. Развитие умения и навыки контроля и самоконтроля при построении развернутых ответов, а также самостоятельное проявление творчества, креативности, опыта. Развитие просодической стороны речи (темп, ритм, пауза, интонация, ударение). Развитие коммуникативных способностей.

  3. Воспитание умения выслушать собеседника, не перебивать, выдерживать паузу. Повышать заинтересованность детей в построении диалога. Воспитание чувства эмпатии к родной природе.

  4. Вырабатывание и закрепление диафрагмального типа дыхания. Устранение избыточного, психоэмоционального и мышечного напряжения вне речи и во время речи. Устранение аграмматичного использования слов в структуре связной речи.

Оборудование: условные знаки, микрофон, фотоаппарат, кепка водителя, видеокамера, сюжетные картинки, опорные картинки, картинки настроения, снежные комки, указка.

Предварительная работа:

Проводится воспитателями в группе, используя сюжетно-ролевые, дидактические игры, тематические беседы, направленные на уточнение и расширение словаря по теме «Зимние развлечения». Чтение сказки К.Д. Ушинского «Проказы старухи-зимы».

Ход занятия:



  1. Организационный момент и объявление темы занятия.

Стук в дверь. Почтальон передает письмо.

— Ребята посмотрите, какой красивый конвертик, со снежинками. А почему снежинки, а не листочки зеленые? (Потому что сейчас на улице, в природе зима)

— Хорошо. Сейчас посмотрим, что там внутри: в конверте лежат картинки, где нарисованы дети в зимнем смешанном лесу; картинки зимних месяцев; картинки-эмоции.

— Ребята, взгляните, эта картинка нам уже знакома. Мы с вами путешествуем уже давно и успели побывать во многих местах. Вспомните, в прошлый раз мы отправлялись в зимний смешанный лес. А во что мы были одеты? (Мы были одеты в зимних теплых шапках, в шубах, в валенках, в варежках и т.д.)

— Молодцы! Посмотрим дальше. (Зимние месяцы — декабрь, январь, февраль)

— Здесь еще есть картинки – эмоции, а вы с помощью этих картинок опишите свое отношение к этому времени года.

— Зима – это хорошо, почему? ( Потому что можно кататься на лыжах, коньках и т.д.)

— Зима – это плохо, почему? ( Потому что дует сильный ветер, мороз, холодно, метет метель, животным и птицам холодно и голодно)

— Молодцы. Но это еще не все, здесь еще лежит письмо. Сейчас я зачитаю:

«Здравствуйте мальчики и девочки. Пишут вам ваши друзья подготовительной группы детского сада «Ручеек». У нас здесь так весело, интересно, даже не хочется возвращаться в детский сад. Вы еще не догадались, о чем мы пишем вам и где мы находимся? Тогда мы вам отправляем загадки, и по ответам вы поймете, куда мы вас приглашаем. В этих загадках есть отгадка ».

  1. Два коня у меня, два коня, 3. Все лето стояли,

По воде они возят меня. Зимы ожидали

А вода-то тверда, Дождались поры-

Словно каменная. Помчались с горы.

(Коньки) (Санки)

2. По снегу покатите-

4. На городской площади на снегокате Я подрасту,

Ваня к горке (подъехал) На костре согреете-

на горку (въехал) Я пропаду.

С горки (съехал) (снежный ком)

За горку (заехал)

Вокруг горки (объехал)

Из городской площади (уехал).

-Молодцы, отгадали загадки. Кто догадался, куда приглашают нас ребята?

(На городскую площадь)

Сегодня мы с вами отправимся на городскую площадь. Мы будем играть роль корреспондентов, и брать интервью у детей, которые отдыхают на городской площади. Водитель, который нас повезет должен быть внимательным на дороге, и его глаза должны хорошо видеть. Поэтому попробуем представить, что мы водители и выполним упражнение для глаз.


2. Зрительная гимнастика

Дети смотрят на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25-30 см., и на счет «1-4» приближаем его к кончику носа, затем переводят взор вдаль на счет «1-6». Повторить 4-5 раз.


3. Предварительная беседа по схеме ведения диалога в форме интервью.

— Наши глазки отдохнули, сняли напряжение. Все ли мы подготовили, чтобы поехать к ребятам на площадь и начать брать интервью? Мы должны подготовить наш план работы и дальнейшие наши действия.

— Корреспонденту в построении диалога, помогут условные знаки. Посмотрите на первый условный знак. Что изображено? (Нарисованы волнистые линии, волны.)

— Вы правильно сказали. Попробуйте сказать, что это будет обозначать?(…….)

— Это обозначает ваше волнение перед корреспондентом, и самого корреспондента, ваше поведение при общении. Во время диалога мы не перебиваем собеседника, не перекрикиваем. Вы говорите спокойно, не торопясь, выдерживая паузы. При этом дышим и говорим на равномерном выдохе.

— Взгляните, что изображено на следующем условном знаке? (Нарисовано пожатие рук.)

— С чего начинают корреспонденты свой диалог, т.е. что нужно сказать, когда подходишь к незнакомому человеку и хочешь чем-то поинтересоваться?

(Здравствуйте. Добрый день…)

— Молодцы! О чем нам подскажет следующий условный знак? Что нарисовано? (Лицо ребенка.)

— Эта схема будет обозначать «Позвольте представиться». Нужно ли представиться? И как вы это скажите? (Меня зовут Катя, Сабина..)

— Молодцы! А что изображено дальше? Какой следующий вопрос будет задавать корреспондент? (Дальше изображен микрофон….)

— Микрофон будет обозначать «Объявление темы диалога». Как корреспондент объявит тему диалога? (Разрешите нам задать вопросы о…, или мы хотим побеседовать о «Зимних развлечениях детей на городской площади».)

— Взгляните на пятый условный знак. Что нарисовано? (Изображены зимние развлечения на улице)

— Правильно. Так мы и назовем следующий план «Зимние развлечения». Какой вопрос может задать корреспондент? (Какие вы знаете, предпочитаете зимние развлечения? — Нам нравиться кататься на коньках, на лыжах, на санках, лепим снежную бабу, играем в хоккей, играть в снежки…)

— О чем подскажет следующий условный знак. Что изображено? (На пятой схеме нарисованы эмоции, настроения.)

— Этот знак обозначает «Настроение». Какой вопрос может задать корреспондент? (Какие вы испытываете чувства, когда вы принимаете участие в зимних развлечениях? — Я выбираю радость, потому что мне весело скатываться с горки и т.д.)

— Посмотрите на следующий условный знак. Что изображено и что обозначает? (Изображена скорая помощь. Здоровье человека….)

— Этот знак обозначает безопасность. Как спросит корреспондент, когда увидит этот условный знак? (Какие меры предосторожности вы используете во время зимних развлечений?)

— О чем нам подскажет следующий условный знак. Что изображено, и что обозначает? (На седьмой схеме нарисована дверь.)

— Этот условный знак обозначает «выход из диалога». Что говорит корреспондент, когда заканчивает интервью?(Вы очень интересно рассказывали…)

— Смотрим на седьмую схему. Что нарисовано? (На восьмой схеме нарисовано сердце)

— Эта схема будет обозначать «Благодарность». Как скажет корреспондент, выражая благодарность за полученное интервью? (Спасибо вам за рассказ.)

— Молодцы! Вы знаете дети, которые ждут нас на площади, лепят снеговиков, катаются на лыжах и т.д. Нам тоже с вами нравиться играть в зимние развлечения, поиграем?

4. Динамическая пауза.

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы.

Гостью зиму любим мы, любим мы.


5. Распределение ролей.

Дети остаются в кругу. Одного наряжаем водителем, корреспонденту даем микрофон, фотографу — фотоаппарат, видеооператору — камеру.


6. Зимнее интервью детей на городской площади.

— Роли мы с вами распределили, теперь нужно одеться потеплее и отправиться на городскую площадь (проводится упражнение на общую моторику).

— Мы приехали на елку, вокруг много детей. Наш корреспондент начинает вести интервью с детьми. Фотограф фотографирует, видеооператор — снимает. (Дети не используют условные знаки).


7. Итог занятия.

Вот мы с вами побывали в роли корреспондента, фотографа, видеооператора. Чем понравилось вам брать и давать интервью, что нового узнали о зимних развлечениях. Вы все молодцы, но это не все. Я забыла сказать, что в конверте есть еще кое-что для вас. Ребята решили вам преподнести медали — снежные комки: лучшему видеооператору, корреспонденту, водителю, собеседнику, фотографу, самому эрудированному, общительному, и т.д. А я вам хочу подарить вот такой плакат, — зимняя площадь с новогодней елкой. Вместе с Ольгой Николаевной, воспитателем по изобразительной деятельности, нарисуйте вокруг елки зимние развлечения, о которых мы сегодня с вами беседовали, и вы давали интервью. Пока-пока.
















Схема составления связного высказывания по лексической теме

«Зимние развлечения»


Условный знак

План


Варианты речевых обращений




1








Волнение


— Устранять, контролировать свое избыточное, психоэмоциональное и мышечное напряжение вне речи и во время речи.




2





Приветствие


— Здравствуйте!

— Добрый день! (утро, вечер)!

— И другие варианты.








3





Знакомство



— Разрешите представиться…

— Я корреспондент: имя, отчество.





4






Тема

диалога


— Разрешите Вам задать вопросы о «Зимних развле-чениях».

— Мы хотим побеседовать с Вами о «Зимних развлече-ниях на городской площади».

— Расскажите нам, пожалуйста, о «Зимних развлечениях на городской площади»







5













Зимние

развлечения





— В какие зимние развлечения вы предпочитаете играть?

— Чем Вы любите заниматься на улице?

— С кем тебе нравиться играть на городской площади?




6






Эмоции

настроение


— Какие Вы испытываете чувства , когда принимаете участие в зимних развлече-ниях?

— Вы всегда веселые или бываете грустные, расстро-енные в каких-то моментах?




7





Безопасность


— Какие меры предосторож-ности вы используете во время зимних развлечений?

— Как нужно себя вести на городской площади?

— Какое должно быть ваше поведение, где много детей?




8





Выход из диалога



— Вы очень интересно рассказали, как вы играете, проводите время на улице.

— Нам понравилось вести беседу…




9









Благодарность





— Спасибо Вам за интересную беседу…

— мы очень благодарны, что выделили для нас минутку…
















Тема: Экскурсия детей к водителям автотранспортного предприятия.


Цель: Развитие диалогической формы речи с включением второго ребенка в речевую деятельность.

Задачи:

  1. Уточнять и расширять словарь детей по теме «Транспорт» за счет формирования диалогической формы речи ребенок-ребенок. Совершенствовать умения построения диалога с использованием схем составления связного высказывания. Вырабатывать навыки понимания скрытого смысла слов и выражений. Совершенствовать грамматический строй речи: подбор родственных слов, употребление существительных в косвенных падежах, активизация словаря по теме «профессия».

  2. Развивать умения и навыки контроля и самоконтроля при построении развернутых ответов, а также самостоятельно проявлять творчество, креативность, опыт. Развивать просодическую сторону речи (темп, ритм, пауза, интонация, ударение). Развивать коммуникативные способности.

  3. Воспитывать умения выслушать собеседника, не перебивать, выдерживать паузу. Повышать заинтересованность детей в построении диалога. Воспитывать чувства эмпатии к родной природе.

  4. Вырабатывать и закреплять диафрагмальный тип дыхания устранять избыточное, психоэмоциональное и мышечное напряжение вне речи и во время речи. Устранять грамматичное использование слов в структуре связной речи.

Оборудование: условные знаки, микрофон, фотоаппарат, кепка водителя, видеокамера, игрушки машин, письмо, посылка, карточки с буквами, сюжетные картинки, опорные картинки, картинки настроения, мячик, указка.

Предварительная работа:

Проводится воспитателями в группе, используя сюжетно-ролевые, дидактические игры, тематические беседы, направленные на уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт».

Ход занятия:



1. Организационный момент и объявление темы занятия.

Стук в дверь. Принесли посылку.

— Ребята, посмотрите, какая посылка: большая, красивая. Прислали ее вам водители с автотранспортного предприятия. Не хотите посмотреть, что там внутри? Мне тоже так интересно посмотреть, что они вам прислали.

Обращение водителей к ребятам:

«Здравствуйте, ребята. Пишут вам водители автотранспортного предприятия. Мы посылаем посылку с сюрпризами: чтобы отгадать, что внутри посылки, написали вам слова, по которым вы должны составить в кроссворде слово по первым буквам этих слов. Слова эти необычные, связанные одним из времен года, которое сейчас у нас за окном».

(Логопед достает слова из посылки)

Теплая (карточка……………………………………………….)

Ручьи (карточка …………………………………………………..)

Апрель (карточка …………………………………………………..)

Ненастье (карточка …………………………………………………..)

Сосульки (карточка …………………………………………………..)

Подснежник (карточка …………………………………………………..)

Оттепель (карточка …………………………………………………..)

Ранняя (карточка …………………………………………………..)

Трещит (карточка …………………………………………………..)

Молодцы. Какое слово получилось? (Транспорт).

Итак, в посылке лежит транспорт. А какой транспорт, вы должны отгадать по загадкам, которые прислали водители:

Он в безбрежном океане Что за чудо – синий дом! Паровоз без колес!

Туч касается крылом. Ребятишек много в нем. Вот так чудо паровоз!

Развернется над лугами, Носит обувь из резины Не с ума ли он сошел-

Отливает серебром. И питается бензином. Прямо по морю пошел.

(Самолет)воздушный (Автобус)наземный (Пароход)водный

Молодцы. Назовите родственные слова к слову Транспорт.

(Транспортное депо, трансагенство, транспортировка, транспортник, транспортер, транспортный, транспортировать и т.д.)

— Здесь еще есть картинки – эмоции. Вы с помощью этих картинок опишите свое отношение к слову транспорт.

— Транспорт – это хорошо, почему? ( Потому что можно ……………..)

— Транспорт – это плохо, почему? ( Потому что если ездить неаккуратно, не соблюдать правила дорожного движения, то можно попасть в аварию и т.д.)

— Молодцы. Водители не просто так прислали посылку вам, они вас приглашают в гости туда, откуда они начинают свой путь, работу. Хотите к ним съездить, ребята? ( Да.)

Сегодня мы с вами отправимся в автотранспортное предприятие, где работают водители на различных машинах. Мы будем играть роль корреспондентов, и брать интервью по теме «Транспорт» у водителей, которые там работают. Водитель, который повезет нас, должен хорошо видеть и знать правила дорожного движения. Поэтому попробуем представить, что мы водители и выполним упражнение для глаз.


2. Зрительная гимнастика

Дети смотрят на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25-30 см., и на счет «1-4» приближаем его к кончику носа, затем переводят взор вдаль на счет «1-6». Повторить 4-5 раз.

Молодцы ребята. Глазки отдохнули. А что водители и пешеходы встречают на дороге? (На дороге водители и пешеходы могут увидеть светофор). Правильно. А сейчас я проверю, как вы знаете цвета светофора.

«Светофор» Динамическая пауза

Три цвета есть у светофора. Логопед показывает 3 круга

Они понятны для шофера:

Красный цвет – проезда нет. (Если я покажу красный – вы стоите на месте)

Желтый – будь готов к пути, (показав желтый цвет – нужно приготовиться)

а зеленый свет – кати, (показав зеленый – дети имитируют движения).

Дети садятся на свои места.

Молодцы, теперь я вижу, что вы готовы отправиться дальше в путь. А в этом нам помогут наши условные знаки.


3. Предварительная беседа по схеме ведения диалога в форме интервью.

Вам эти условные знаки уже знакомы. Поэтому мы только рассмотрим основную часть беседы по теме «транспорт».

— Посмотрите на первый условный знак. Это обозначает ваше волнение перед корреспондентом, и самого корреспондента, ваше поведение при общении. Во время диалога мы не перебиваем собеседника, не перекрикиваем. Вы говорите спокойно, не торопясь, выдерживая паузы. При этом дышим и говорим на равномерном выдохе.

— Взгляните, что изображено и что должен говорить корреспондент, увидев следующий условный знак? (Нарисовано пожатие рук.)

— Корреспондент говорит (Здравствуйте. Добрый день…)

— Молодцы! Следующий условный знак нам подскажет о чем говорить: «Позвольте представиться». (Позвольте представиться. Меня зовут Катя, Сабина..)

— Молодцы! А что изображено дальше? Какой следующий вопрос будет задавать корреспондент? (Объявление темы диалога. Разрешите нам задать вопросы о…, или мы хотим побеседовать о «Транспорте»)

— Взгляните на пятый условный знак. Что нарисовано? (Транспорт)

— Какие виды транспорта вам известны? (наземный, воздушный, железнодорожный, пассажирский, грузовой, водный)

Какие автомобили ездят в Новом Уренгое? (Легковые, грузовые, специальные)

На каком виде транспорта вы сегодня приехали в садик?

Как называется транспорт, который перевозит людей?

Как называется транспорт, который перевозит грузы?

На каком виде транспорта, вы предпочитаете передвигаться?

— О чем подскажет следующий условный знак. Что изображено? (На пятой схеме нарисованы эмоции, настроения.)

— Этот знак обозначает «Настроение». Какой вопрос может задать корреспондент? (Какие вы испытываете чувства, когда вы возите людей на автобусах, на самолетах, на корабле)

— Посмотрите на следующий условный знак. Что изображено и что обозначает? (Изображена скорая помощь. Здоровье человека….)

— Этот знак обозначает безопасность. Как спросит корреспондент, когда увидит этот условный знак? (Какие меры предосторожности вы используете во время передвижения на транспорте?)

— Следующий условный знак обозначает выход из диалога.

(Вы очень интересно рассказывали…)

— Седьмая схема обозначает «Благодарность». (Спасибо вам за рассказ.)

— Молодцы! Водители, которые ждут нас в автотранспортном предприятии, знают, кто, чем управляет. А вы знаете? Я тоже хочу проверить, справитесь ли вы с этим заданием. А в этом нам поможет озорной мячик.


  1. Динамическая пауза.

Игра с мячом «Кто чем управляет?»

Нужно продолжить предложение.

Автобусом управляет ….водитель,

Грузовиком управляет ……шофер,

Поездом управляет …..машинист,

Вертолетом управляет …. Вертолетчик,

Самолетом управляет …….Летчик,

Мотоциклом управляет …мотоциклист,

Велосипедом управляет …велосипедист


5. Распределение ролей.

Дети остаются в кругу и тянут жребий или бумажку. Одного наряжаем водителем, корреспонденту даем микрофон, фотографу — фотоаппарат, видеооператору — камеру.


6. Экскурсия детей в автотранспортное предприятие.

— Роли мы с вами распределили, теперь нужно одеться потеплее и отправиться в автотранспортное предприятие. (Проводится упражнение на общую моторику).

— Мы приехали в автотранспортное предприятие, фотограф не забывает фотографировать разнообразные машины. Наш корреспондент начинает вести интервью с детьми, видеооператор — снимает.


7. Итог занятия.

Вот мы с вами побывали в роли корреспондента, фотографа, видеооператора. Чем понравилось вам брать и давать интервью, что нового узнали о транспорте. Вы все молодцы, но это не все. Я забыла сказать, что в конверте есть еще кое-что для вас. Водители решили вам преподнести веселые машинки с надписями: лучшему видеооператору, корреспонденту, водителю, собеседнику, фотографу, собеседнику, самому эрудированному, общительному, и т.д. А я вам хочу подарить вот такой плакат, где нарисовано, по центру, земля, вода, воздух. Все это говориться одним словыом – транспорт. Вместе с Ольгой Николаевной нарисуйте вокруг АТП разные виды транспорта, о которых мы сегодня с вами беседовали, и брали интервью. Пока-пока.


Схема составления связного высказывания

по лексической теме «Транспорт»


Условный знак

План


Варианты речевых обращений





1









Волнение

— Устранять, контролировать свое избыточное, психоэмоциональное и мышечное напряжение вне речи и во время речи.

— Во время диалога собеседники не перебивают друг друга, не перекрикивают. Собеседник и корреспондент должен говорить спокойно, не торопясь, выдерживая паузы. Дышим и говорим на равномерном выдохе.




2





Приветствие


— Здравствуйте!


— Добрый день! (утро, вечер)!


— И другие варианты.




3






Знакомство



— Разрешите представиться…


— Я корреспондент: имя, отчество.



4





Тема

диалога

— Разрешите Вам задать вопросы о «Транспорте».


— Мы хотим побеседовать с Вами о «Транспорте».


— Расскажите нам, пожалуйста, о «Транспорте».





5







Транспорт


— Какие виды транспорта вам известны?


— Как называется транспорт, который перевозит людей?


— Как называется транспорт, который перевозит грузы? И т.д.






6





Эмоции

настроение


— Какие Вы испытываете чувства, когда возите людей на автобусах, на самолетах, на корабле?






7





Детский сад





— На каком виде транспорта Вы приехали сегодня в детский сад?




8









Новый Уренгой




— Какие автомобили вы встречали в Новом Уренгое?





9






Безопас-

ность


— Какие меры предосторожности вы используете во время передвижения на транспорте?

— Как нужно себя вести, когда садишься в машину?

— Какое должно быть ваше поведение, где ездит много машин?




10





Выход из диалога



— Вы очень интересно рассказали о транспорте.

— Мне очень понравилось вести беседу с вами о…






11






Благодар-ность



— Спасибо Вам за интересную беседу…

— мы очень благодарны, что выделили для нас минутку…






























Список литературы.


  1. Ванюхина Г.А. Секреты-советы связной речи. Сборник – 3. Новоуральск, 2005 – 68 с.

  2. Лапп Е.А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет с нарушениями зрения: планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 256 с. – (Логопед в

  3. Покутнева С.А. Развитие связной речи у дошкольников с нарушением зрения. Киев, 1988.

  4. Нападовская В.Л. Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушением зрения. М., 2003.

  5. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ,2002. – 144 с.

  6. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2003. — 176 с.


Список интернет-ресурсов:


https://www.bing.com


https://allforchildren.ru


https://900igr.net/Detskie_prezentatsii.html




15


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Формирование духовно - нравственных ценностей у младших школьников"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: