Консультация для педагогов детского сада
«Воспитание у детей любознательности»
Слайд 1
Сообщение темы консультации
Слайд 2
Сегодня в обществе востребован человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. Нестандартные ситуации наших дней требуют от нас широты интереса.
Особый вид интереса — интерес к познанию или, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область — познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение необходимыми способами, умениями и навыками, при помощи которых ребёнок получает знания.
Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у воспитанников постоянно возникают вопросы, ответы на которые они сами должны найти. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов — мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Слайд 3
Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность — желание познать закономерности окружающего мира. Именно поэтому очень важно любознательность ребенка сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития. Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло.
Слайд 4
Развитие познавательного интереса осуществляется поэтапно. Учёные называют следующие этапы/стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес . И хотя их выделение является в значительной степени условным, наиболее характерные признаки каждого из них являются общепризнанными.
Любопытство— элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание ребёнка. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.
Любознательность — ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии личности. (не зря ФГОС взял это как один из ориентиров) Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске. (пример щенка из «Кто сказал «мяу»?»)
Слайд 5
Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выявить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения (Т.Куликова). Познавательный интерес отличается от любознательности широтой захвата объектов, глубиной, избирательностью.Основа познавательного интереса — активная мыслительная деятельность. Под влиянием познавательного интереса ребенок способен к длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность в решении умственного или практического задания.
Теоретический интерес ( четвёртый этап развития познавательного интереса ) продиктован как стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и их использованием как инструмента познания. (школа и дальнейшая жизнь человека, степень его познания мира)
Ну а познавательный интерес ребенка отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому педагоги и родители должны обеспечивать условия для развития такой деятельности. Например, подобрать соответствующие игрушки, помочь развернуть игру, время от времени участвовать в ней, поддерживать разговор ребенка на тему, привлекать к рисованию. Успешная деятельность ребенка является стимулом для развития познавательных интересов. Имея большую побудительную силу, любознательность и познавательный интерес заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы приобретения знаний. Ребенок часто спрашивает о том, что его волнует, просит прочитать, рассказать.
Слайд 6
Вопросы ребенка считали основной формой проявления любознательности, познавательных интересов.
Содержание детских вопросов разнообразно. По свидетельству психологов, нет ни одной сферы знаний, которой бы не касались вопросы детей. Так, за последние 5 лет дети стали много спрашивать о религии, церкви, обряды. С течением времени вопрос меняются по форме. Детей 2-3 лет интересует название предметов, их свойства и качества. Они задают вопросы вроде где?, Кто?, Что?, Какой? Детям 4-4,5 лет свойственна активная мыслительная трансформация впечатлений об окружающем мире. их вопросы направлены на выявление связей, отношений между предметами и явлениями действительности: на систематизацию представлений, на нахождение в них аналогии, общего и различного. Вопросы усложняются и выражаются в форме почему?, Для чего? Для детей 5-6 лет часто задаваемые вопросы о предметах или явлениях. Пик вопросов приходится на возраст 4,5-5 лет. Почему количество вопросов уменьшается? Однозначного ответа ученые не могут дать. Одни считают, что у ребенка столь уж развито мышление, они пытается сами найти ответы на вопросы. По мнению других, уменьшение количества вопросов обусловлено условиями воспитания и обучения. Взрослые не стимулируют любознательность детей, в основном выражают недовольство по поводу их вопросов. В результате у ребенка возникает впечатление, что задавать вопрос — значит демонстрировать свое незнание.
Умение толково ответить на вопрос ребенка — большое искусство. Овладеть таким искусством — посильная задача для родителей .
Слайд 7
Обращали ли вы внимание на то, что дошкольник задает вопросы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Малыш рано начинает понимать, что папа, мама, бабушка, дедушка по-разному относятся к его вопросам.
Чаще он обращается к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос, отвечает серьезно и интересно.
Слайд 8
Предложить педагогам поиграть в игру «Вопрос-ответ», ответить на 3 самых популярных вопроса детей.
Слайд 9
Таким образом, Отсюда следующие требования к ответам на детские вопросы.
1. Важнейшее требование — уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить.
(в конце встречи будут вручены педагогам памятки «Как отвечать на детские вопросы»)
Слайд 10
Представьте такую ситуацию. Мать с дочкой идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Дочка спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» — и слышит ответ: «Ты плачешь , и небо плачет».
Вопросы:
1. Согласны ли вы с ответом матери? Постарайтесь себя поставить на место пятилетнего ребёнка.
2. Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?
3. Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка?
2. Следующее требование — краткость, ясность, доступность ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития дошкольника, опираться на его жизненный опыт.
При этом следует помнить мудрый совет В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. (мой личный пример с шахматами?»)
3. Отвечая на детские вопросы, не стремитесь к исчерпывающим и полным ответам, ибо, как писал В. А. Сухомлинсий, «. под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность». Он советовал нам, взрослым, оставлять что-то недосказанное, что бы ребенку вновь и вновь хотелось возвратиться к тому, что он узнал.
4. Отвечая на вопрос ребенка, побуждайте его к новым размышлениям, наблюдениям. Целесообразно иногда вместо ответа предложить ребенку встречный вопрос: «А ты как думаешь сам? »
Слайд 11
Находясь на прогулке в лесу , пятилетняя Леночка увидела красивую бабочку. Мама не знает ,как она называется.
Обсуждение.
Слайд 12
Вывод: никогда не считайте постыдным то, чего вы ещё не знаете, можно предложить ребёнку совместно найти ответ в книге или в Интернете, или спросить у более компетентного в этом вопросе человека. (пример проектов)
Необходимо давать большой простор детскому творчеству и экспериментированию, поощрять детей пытливых и любознательных, стимулировать их самостоятельные поиски интересных фактов и закономерностей.
Дети любят экспериментировать.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Слайд 13
Очень эффективно развивается любознательность детей с помощью загадок. Загадки учат отыскивать сходство между отдаленными, внешне несходными вещами.
Слайд 14
Дети сами с удовольствием могут придумывать загадки, опираясь на свой личный опыт. Посредством загадок развиваются у детей такие навыки как умение анализировать, сравнивать, выделять общие существенные признаки, речь, память, воображение.
Слайд 15
Загадки с педагогами (огурец и репа).
Слайд 16
Как мы уже отмечали выше, сейчас дети много знаний и информации получают через телевидение и компьютер. Компьютеры прочно вошли жизнь наших детей. Дети с раннего возраста тянутся к этому загадочному предмету. Интерес малыша с возрастом растет, он хочет сам прикоснуться к святыне. Добро или зло – этот компьютер?
Слайд 17
Приобщая ребёнка к компьютеру, соблюдайте требования и правила, чтобы не нанести вред его здоровью.
Слайд 18
В дошкольных учреждениях создаются условия для формирования у детей любознательности и познавательных интересов. Однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. (пример с семьёй Сихварт)
В современных семьях имеются все возможности для организации различных видов деятельности, в которых реализуются знания, впечатления детей об интересующем предмете или явлении.
Особое влияние на развитие любознательности и познавательных интересов оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по силам каждой семье. В процессе такой деятельности старшие члены семьи разумно поощряют усилия ребенка, оказывают поддержку и своевременную помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивают достигнутые результаты. Все это укрепляет познавательные интересы и любознательность дошкольника.