Консультация для родителей «ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НАВЫКАХ ПИСЬМА»


















Консультация для родителей

«ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НАВЫКАХ ПИСЬМА.»











Подготовила воспитатель :

МБДОУ дс №114 «Чебурашка»







Брянск



Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6 — 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развития мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков, а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.

Изменение неправильно сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребёнка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму но и, создаёт дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе.

Поэтому работа по подготовке ребёнка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Огромная, если не ведущая роль в выполнении этой задачи принадлежит семье- успешность работы по формированию этого навыка зависит от её систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.

ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРИ ПИСЬМЕ.

Наиболее оптимальное и удобное положения пальцев, обеспечивающие ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного, опора — на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца — примерно 1,5 — 2,5 см. верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.

Ребёнок сидит за столом прямо, голова слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом , подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях — это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушению осанки.

Неправильный двигательный навык в обращении с пишущими предметами ярко проявляется в рисовании или при попытке изобразить букву.

ВИДЫ И ПРИЧИНЫ НЕПРАВИЛЬНОГО НАВЫКА ПИСЬМА.

Все частные случаи неправильного письма можно условно разделить на несколько видов:

  • неправильное положение пальцев: например, ребёнок держит пишущий предмет «щепотью», собрав пальцы «горсточкой», рука сжата в кулак, большой палец значительно ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце.;

  • неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета: ребёнок держит ручку слишком близко к нижнему кончику;

  • неправильное положение ручки: кисть вывернута таким образом, верхний кончик ручки направлен сторону или от себя; кисть при письме или рисовании зависает над столом, зависает локоть и кисть;

  • неправильное движение руки: кисть жестко фиксирована на месте, двигаются только пальцы, локоть фиксирован на месте;

  • слишком сильный или слабый нажим при письме или рисовании;

  • неправильное положение тела: ребёнок принимает неудобную позу, изгибая тело в сторону, подкладывает под себя ногу, приподнимается со стула.

Родителей должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное подворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Такие виды изобразительной деятельности, как рисование и закрашивание, вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Достигая тех же целей при помощи поворачивания листа, ребёнок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшим для овладения письмом.

Показательным является и изображение на листе слишком маленьких предметов: как правило это, свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток хорошо выявляется при попытке ребёнка нарисовать одним движением окружность диаметром примерно 3 см. Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует овал вместо окружности, окружность

значительно меньшего диаметра или будет рисовать эту фигуру в несколько приёмов, периодически передвигая руку.

Основной формой исправления неправильно сформированного навыка и одновременно необходимым профилактическим приёмам является систематический контроль взрослого за изобразительной деятельностью дошкольника. Показав ребёнку, как следует правильно держать пишущий предмет и действовать с ним, взрослый должен систематически проверять, выполняет ли ребёнок эти требования, и по необходимости поправлять его. Дети 6-7 лет вполне способны контролировать эти действия. Переделка неправильно сформированного двигательного стереотипа довольно трудна для ребёнка, новая правильная поза пальцев или посадки за столом сначала ему неудобна, поэтому взрослые должны проявить настойчивость и терпение. Совершенно исключено принуждение и излишне длительные (свыше 20 минут для 6-ти летних детей) занятие.

Чтобы ускорить процесс исправления неправильно сформированного и облегчить его для ребёнка, при некоторых видов неправильного навыка можно использовать несколько несложных приёмов.

Если у ребёнка отмечена неправильное положение пальцев при письме, на верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку ручкой или фломастером, объяснив ребёнку, что ручка должна лежать на этой точке. Точно также, если ребёнок держит ручку слишком близко к нижнему кончику (или, высоко), можно нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец (или подниматься).

Когда имеет место жёсткая фиксация кисти на плоскости листа, может помочь обведение крупных фигур без отрыва руки. Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, конструирование, мозаика. Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживании: к старшему дошкольному возрасту у ребёнка не должно быть затруднений в застёгиваний пуговиц, завязывании шнурков на обуви. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки.


Свежие документы:  Конспект психологического тренинга «Экология души»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: