КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ








Во всем многообразии игр дошкольника можно выделить две разновидности: сюжетную игру и игру с правилами. Каждая оказывает специфическое влияние на развитие ребенка.
В детском саду игра детей разделилась на две формы: свободная игра и игра «развивающая», руководимая взрослым. Культурная игровая среда включает в себя две составляющие:
1) образцы способов игровой деятельности, носителями которых являются взрослые и старшие дети, умеющие играть;
2) игровой предметный материал, который стимулирует и поддерживает игру ребенка, в котором как бы свернуты способы игровой деятельности..
В сюжетной игре можно выделить следующие характеристики:
• способность действовать во внутреннем воображаемом плане;
• ориентировка в системе человеческих взаимоотношений;
• способность к согласованию действий в совместной игре.
На основе специфических способов создания воображаемой ситуации можно выделитьследующие этапы развития игровой деятельности:
• начальный этап, основанный на условных предметных действиях;
• этап ролевого поведения, основанный на обозначении и реализации условной ролевой позиции;
• этап сюжетосложения, на котором воображаемая ситуация выстраивается из целостных событий, взаимосвязанных друг с другом.
Еще более неопределенное место в процессах социализации ребенка в детском саду занимает другая культурно зафиксированная форма игровой деятельности – игра с правилами. Если для сюжетной игры характерно ее нецелесообразное смешение с развитием познавательной сферы ребенка, то для игры с правилами характерна ее излишняя интеграция с так называемыми дидактическими играми и использованием ее в рамках стимуляции двигательной активности ребенка.
Таким образом, игры с правилами представляют собой весьма обширный пласт деятельности ребенка дошкольного возраста. Как принято считать, игра с правилами имеет большое значение для физического, сенсорного и умственного развития детей. Но, как отмечает ряд современных ученых, основное развивающее значение игры с правилами связано с ее специфическими характеристиками. Прежде всего, это развитие у детей умения самостоятельно регулировать поведение. При наличии правила (нормы), обязательного для всех участников, возникает необходимость в контроле над их выполнением. В самостоятельной деятельности детей создаются условия и возникает необходимость в реализации такого важного морального принципа, как справедливость.
Для игры с правилами характерны состязательные отношения между участниками. У ребенка появляется возможность самостоятельно выделить себя среди других детей в соответствии с простыми и понятными ему критериями. Для развития ребенка важным является факт не только выигрыша, но и проигрыша. Опыт переживания неудачи в игре способствует появлению в характере очень важных качеств (стойкость, умение добиваться поставленной задачи и т.п.), которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.
Являясь ярко выраженной формой совместной деятельности детей, игра с правилами развивает у детей различные формы взаимодействия: одновременные и последовательные формы действия, способность к договору и предварительное планирование совместных действий.
Таким образом, игра с правилами является не менее важным для социализации ребенка видом деятельности, чем сюжетная игра.

Свежие документы:  Родительское собрание во 2-м классе по теме "Проектная деятельность"



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: