Во всем многообразии игр дошкольника можно выделить две разновидности: сюжетную игру и игру с правилами. Каждая оказывает специфическое влияние на развитие ребенка. В детском саду игра детей разделилась на две формы: свободная игра и игра «развивающая», руководимая взрослым. Культурная игровая среда включает в себя две составляющие: 1) образцы способов игровой деятельности, носителями которых являются взрослые и старшие дети, умеющие играть; 2) игровой предметный материал, который стимулирует и поддерживает игру ребенка, в котором как бы свернуты способы игровой деятельности.. В сюжетной игре можно выделить следующие характеристики: • способность действовать во внутреннем воображаемом плане; • ориентировка в системе человеческих взаимоотношений; • способность к согласованию действий в совместной игре. На основе специфических способов создания воображаемой ситуации можно выделитьследующие этапы развития игровой деятельности: • начальный этап, основанный на условных предметных действиях; • этап ролевого поведения, основанный на обозначении и реализации условной ролевой позиции; • этап сюжетосложения, на котором воображаемая ситуация выстраивается из целостных событий, взаимосвязанных друг с другом. Еще более неопределенное место в процессах социализации ребенка в детском саду занимает другая культурно зафиксированная форма игровой деятельности – игра с правилами. Если для сюжетной игры характерно ее нецелесообразное смешение с развитием познавательной сферы ребенка, то для игры с правилами характерна ее излишняя интеграция с так называемыми дидактическими играми и использованием ее в рамках стимуляции двигательной активности ребенка. Таким образом, игры с правилами представляют собой весьма обширный пласт деятельности ребенка дошкольного возраста. Как принято считать, игра с правилами имеет большое значение для физического, сенсорного и умственного развития детей. Но, как отмечает ряд современных ученых, основное развивающее значение игры с правилами связано с ее специфическими характеристиками. Прежде всего, это развитие у детей умения самостоятельно регулировать поведение. При наличии правила (нормы), обязательного для всех участников, возникает необходимость в контроле над их выполнением. В самостоятельной деятельности детей создаются условия и возникает необходимость в реализации такого важного морального принципа, как справедливость. Для игры с правилами характерны состязательные отношения между участниками. У ребенка появляется возможность самостоятельно выделить себя среди других детей в соответствии с простыми и понятными ему критериями. Для развития ребенка важным является факт не только выигрыша, но и проигрыша. Опыт переживания неудачи в игре способствует появлению в характере очень важных качеств (стойкость, умение добиваться поставленной задачи и т.п.), которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. Являясь ярко выраженной формой совместной деятельности детей, игра с правилами развивает у детей различные формы взаимодействия: одновременные и последовательные формы действия, способность к договору и предварительное планирование совместных действий. Таким образом, игра с правилами является не менее важным для социализации ребенка видом деятельности, чем сюжетная игра. |