Консультация для родителей на тему «ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ МАЛЫШ НЕ ГОВОРИТ?»

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ МАЛЫШ НЕ ГОВОРИТ?


Для родителей, имеющих детей в возрасте 2-3 лет,

с проблемами развития речи при нормальном слухе

и нормальном развитии двигательной сферы


В семье родился малыш. Сколько радости доставляют родителям первая улыбка, первое агуканье, первые лепетные слова. Но вдруг родители начинают замечать что-то неладное. Сверстники ребёнка начали говорить словами и фразами, а ваш малыш по-прежнему лепечет что-то непонятное. Что делать? Конечно, нужно в первую очередь посоветоваться со специалистом, в частности, обратиться к логопеду, работающем в вашем микрорайоне, и следовать его советам.

К сожалению, в последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами и чем раньше ребёнку будет оказана логопедическая помощь, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития.

Специалисты называют наиболее чувствительным, или сензитивным периодом для развития речи – это возраст от 1 года до 5 лет.

Задержка темпов речевого развития функционального характера, как правило, обусловлена неправильным воспитанием или частыми заболеваниями ребёнка. Если во время не обратить внимание на речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребёнка.

Задержка темпов речевого развития органического характера обусловлена недостатками функционирования или строения речевого аппарата. Преодоление их требует специально организованной коррекционной работы. Но и в этом случае ранняя коррекция оказывается более эффективной.


СЛОВАРЬ ДЛЯ СПРАВОК

Коррекция – это исправление, например, коррекция речевых дефектов, коррекция зрения и др.

Ранняя коррекция – система педагогических мероприятий по нормализации психического и физического развития ребёнка, проводимой в период раннего детства (до 3 лет).

Однако это не значит, что при выявлении речевого недоразвития в 6 или 7 лет нужно опустить руки. В любом случае специальные занятия окажут положительное влияние на речь и личность ребёнка, если будут носить систематический и направленный характер.

Мы предлагаем вашему вниманию рассмотреть те методы работы с детьми, имеющих лепетную речь, которые Вы можете применять общаясь и играя с ребёнком в домашних условиях.

  • Это дети раннего возраста (от рождения до трёх лет);

  • Это дети после 3 лет, имеющие грубое речевое недоразвитие, которых иногда называют «безречевые дети», использующих ограниченный набор средств общения: лепетные слова, звукоподражания, вокализации, мимику, жесты.

СЛОВАРЬ ДЛЯ СПРАВОК

Лепетные слова – состоящие из одного — трёх одинаковых слогов, например: баба, па (палка), ляля (кукла) и т.п. Употребление лепетных слов характерно для детей первого года жизни.

Звукоподражания – слова, построенные на основе подражания природному звучанию предмета, например, мяу (кошка), би-би (машина) и т.п. Подобные звукоподражания характерны для речи детей на начальных этапах становления речи (например до 1,5 – 2 лет).

Вокализации – протяжное произнесение гласных звуков или мычание с различной интонацией. В норме развития используется только в младенческом возрасте (до 1 года).

КАК ФОРМИРУЕТСЯ РЕЧЬ


Как известно, процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8 – 1 года до 3 – 4 лет.

К 3 – 4 годам словарь ребёнка состоит примерно из 800 – 1000 слов, при этом практически не используются звукоподражания и облегчённые варианты слов. Малыш умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырёхлетний ребёнок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.

Однако, известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растёт словарь слов, обозначающих предметы. Они позднее осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые». Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них прежде всего формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своём языке».





Прислушайтесь к речи своего ребёнка и не спешите волноваться!

Может быть, ваш малыш всего лишь исключение из правила, подтверждающее это правило!


Мы предлагаем Вашему вниманию рассмотреть признаки благополучного и неблагополучного развития речи Вашего ребёнка.


ПРИЗНАКИ БЛАГОПОЛУЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ

  • Физическое развитие ребёнка соответствует возрасту;

  • У ребёнка нет никаких неврологических заболеваний;

  • Ребёнок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми;

  • Ребёнок охотно повторяет за вами всё, что слышит;

  • Ребёнок активно решает свои проблемы с помощью речи;

  • Ребёнок вслушивается в свою речь и старается исправить свою речь сам;


ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ

  • Ребёнок развивается с задержкой;

  • Ребёнок перенёс тяжёлые заболевания;

  • У ребёнка есть неврологические заболевания;

  • Ребёнок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит;

  • Когда ребёнок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это ещё раз», он молчит, стиснув зубы или уходит, как будто Вас не слышал;

  • Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребёнок);

  • Ребёнок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми;

  • Ребёнку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи ещё раз лучше» не реагирует;

  • Речь ребёнка значительно отстаёт от уровня развития речи его сверстников;



Если Вы обнаружили хотя бы два признака неблагополучного развития речи ребёнка, значит вашему малышу необходима помощь!







ПОЧЕМУ У РЕБЁНКА РЕЧЬ ФОРМИРУЕТСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ


В современной логопедии выделяется две группы факторов, обуславливающих задержку в темпах формирования речи:

  • несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;

  • недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребёнка;

Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.

Если же у ребёнка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса), или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий.


СЛОВАРЬ ДЛЯ СПРАВОК

Фонематическое восприятие – способность и умение слухового восприятия и различения звуков речи (фонем). Формируется у ребёнка в дошкольном возрасте и является базой для понимания звучащей речи и обучения письму и чтению.

Моторика артикуляционного аппарата – возможности осуществлять движения органов артикуляции (губ, языка, мягкого нёба и др.) в полном объёме, с достаточной силой, точностью и скоростью.

Зрительный гнозис – возможность воспринимать и опознавать окружающий мир с помощью зрения.


Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребёнка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет.






Диагноз – не приговор,

диагноз – это успешный старт

на пути к воспитанию полноценной речи!






КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ


Успешность коррекционной работы в большей степени будет зависеть от уровня взаимодействия логопеда, воспитателя и родителей. Именно родители и воспитатели осуществляют процесс закрепления речевых навыков и умений, полученных детьми на логопедических занятиях.

Основными задачами коррекционной работы с ребёнком, имеющим начатки лепетной речи, которых иногда ещё называют «безречевые дети» (или «всё понимает, но не говорит) являются:

  • развитие мотивационной основы речевой деятельности;

  • формирование имитативных способностей;


СЛОВАРЬ ДЛЯ СПРАВОК

Мотивация – побудительная причина, повод к какому – либо действию, поступку;

Имитация – подражание, способность воспроизводить речь.


Как известно, речь ребёнка формируется в процессе общения с носителем языка через имитацию. Поэтому необходимо добиться, чтобы у ребёнка появилась потребность в общении.

Используя нехитрые правила, помогающие стимулировать речевую активность ребёнка, мы предлагаем попробовать сделать следующее:

  • расположиться с ребёнком где – нибудь в уютном уголке и создать доверительную обстановку: говорить ласково, не отдавать приказания и не отвлекаться.

  • Возьмите любимую игрушку вашего ребёнка. Организуйте простейшую игру, которая должна стать совместной с ребёнком деятельностью; сопровождайте манипуляции с игрушкой звуками и звукоподражаниями.

  • Попытайтесь установить словесный контакт. Например, в ходе игры спросите ребёнка: «Как гудит машина?» И сами отвечайте на вопрос: «би-би» — растягивая гласные звуки. Пройдёт немало времени, прежде чем вы услышите робкое «би» и это будет маленькая победа. Похвалите его и порадуйтесь вместе с ним!

Помните, нельзя использовать прямые инструкции:«скажи», «повтори»!

  • Общаясь с ребёнком, используйте приёмы вызывания отражённой речи – имитации речи взрослого ребёнком. Проговаривайте каждое слово по десять, пятнадцать раз на дню. Чем чаще, тем лучше, но всегда в процессе действий с этим предметом.

  • Постепенно ребёнка косвенно поощряйте к вступлению в диалог. Со временем, простое проговаривание может быть недостаточным, поэтому взрослый фиксирует внимание ребёнка не только на звучании слова, но и на артикуляционных укладах. Нужно добиваться, чтобы ребёнок одновременно слушал слово и всматривался в артикуляцию.

Проговаривание должно проводиться ежедневно столько раз, сколько производятся оречевляемые действия. Вся работа строится в процессе реальных бытовых или игровых действий; ребёнок не должен даже догадываться, что вы с ним занимаетесь развитием речи.




Не бойтесь перехвалить ребёнка.

Если у ребёнка не получается, никогда не ругайте его.


  • Поощряйте любые речевые реакции вашего малыша;

  • Расширяя требования к ребёнку, предлагайте ему выполнить серию упражнений для развития артикуляционной моторики в ходе повседневной жизни или режимных моментов;

  • Если ребёнок успешно повторяет за вами предлагаемые слова, отберите серию из следующих 5 – 10 слов. Работа проводится аналогично.

  • Необходимым условием успешной работы является использование в предлагаемых ситуациях только того предметного словаря, который уже освоен ребёнком в ходе предварительной работы.

  • Появление простейшей фразы у ребёнка формирует потребность в речевом общении. Поощряйте это желание и не стремитесь исправить сразу же все ошибки.

  • Постепенно приучайте вслушиваться в речь и выполнять все действия в соответствии с инструкцией. При этом помощь в виде жестов исключается полностью. Каждая инструкция должна быть повторена не более 2 – 3 раз перед её выполнением. Если у ребёнка рассеянное внимание, ему необходимо дать предварительную установку: «Послушай, о чём я тебя попрошу: сделай так, как я скажу».

  • Постепенно начинайте формировать пространственное понимание предложно – падежных конструкций на бытовом уровне с предлогами «в», «на», «под». Следите, чтобы игра и общение с вами доставляли ребёнку удовольствие!

  • Категорически избегайте оценок и указаний типа: «Неправильно!», «Скажи ещё раз!», «Следи за собой…» и т.д. Такая коррекция должна проводиться мягко, с опорой на положительные эмоции ребёнка. Постарайтесь выполнить основную задачу этого этапа – научите ребёнка вслушиваться в речь и соотносить свою речь с образцом.

  • Постепенно включайте в свою работу чтение сказок и рассматривание иллюстраций к ним. После многократного прочтения, когда ребёнок научится уверенно называть действующих лиц, можно переходить к совместному рассказыванию. И не беда, что, повторяя целые фразы из сказок, они носят заученный характер и не всегда грамматически оформлены.

  • Появление фразы в отражённой речи является показателем перехода ребёнка на новый качественный уровень развития речи. Можно предложить такую игровую ситуацию, в которой ребёнку необходимо использовать речевые средства. Например, взрослый «симулирует» свою занятость и невозможность понять жесты ребёнка, ссылаясь на свою занятость. Важно, чтобы ваш отказ понимать ребёнка не выглядел демонстративно. Необходимо найти внешнюю причину, оправдывающую ваше поведение.

  • Не забывайте хвалить вашего ребёнка, когда он пользуется речью.


Если Ваша помощь была эффективна, вы заметите положительную динамику в течение 2 – 3 месяцев. Если улучшения не отмечаются, срочно запишитесь на приём к невропатологу или логопеду.


Не конфликтуйте с ребёнком, если от этого

не зависят его жизнь и здоровье!

Вам ещё долго растить вашего ребёнка

и вместе решать много проблем!

Сохраняйте добрые доверительные отношения!

Свежие документы:  МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: