ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ МАЛЫШ НЕ ГОВОРИТ?
Для родителей, имеющих детей в возрасте 2-3 лет,
с проблемами развития речи при нормальном слухе
и нормальном развитии двигательной сферы
В семье родился малыш. Сколько радости доставляют родителям первая улыбка, первое агуканье, первые лепетные слова. Но вдруг родители начинают замечать что-то неладное. Сверстники ребёнка начали говорить словами и фразами, а ваш малыш по-прежнему лепечет что-то непонятное. Что делать? Конечно, нужно в первую очередь посоветоваться со специалистом, в частности, обратиться к логопеду, работающем в вашем микрорайоне, и следовать его советам.
К сожалению, в последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами и чем раньше ребёнку будет оказана логопедическая помощь, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития.
Специалисты называют наиболее чувствительным, или сензитивным периодом для развития речи – это возраст от 1 года до 5 лет.
Задержка темпов речевого развития функционального характера, как правило, обусловлена неправильным воспитанием или частыми заболеваниями ребёнка. Если во время не обратить внимание на речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребёнка.
Задержка темпов речевого развития органического характера обусловлена недостатками функционирования или строения речевого аппарата. Преодоление их требует специально организованной коррекционной работы. Но и в этом случае ранняя коррекция оказывается более эффективной.
СЛОВАРЬ ДЛЯ СПРАВОК
Коррекция – это исправление, например, коррекция речевых дефектов, коррекция зрения и др.
Ранняя коррекция – система педагогических мероприятий по нормализации психического и физического развития ребёнка, проводимой в период раннего детства (до 3 лет).
Однако это не значит, что при выявлении речевого недоразвития в 6 или 7 лет нужно опустить руки. В любом случае специальные занятия окажут положительное влияние на речь и личность ребёнка, если будут носить систематический и направленный характер.
Мы предлагаем вашему вниманию рассмотреть те методы работы с детьми, имеющих лепетную речь, которые Вы можете применять общаясь и играя с ребёнком в домашних условиях.
Это дети раннего возраста (от рождения до трёх лет);
Это дети после 3 лет, имеющие грубое речевое недоразвитие, которых иногда называют «безречевые дети», использующих ограниченный набор средств общения: лепетные слова, звукоподражания, вокализации, мимику, жесты.
СЛОВАРЬ ДЛЯ СПРАВОК
Лепетные слова – состоящие из одного — трёх одинаковых слогов, например: баба, па (палка), ляля (кукла) и т.п. Употребление лепетных слов характерно для детей первого года жизни.
Звукоподражания – слова, построенные на основе подражания природному звучанию предмета, например, мяу (кошка), би-би (машина) и т.п. Подобные звукоподражания характерны для речи детей на начальных этапах становления речи (например до 1,5 – 2 лет).
Вокализации – протяжное произнесение гласных звуков или мычание с различной интонацией. В норме развития используется только в младенческом возрасте (до 1 года).
КАК ФОРМИРУЕТСЯ РЕЧЬ
Как известно, процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8 – 1 года до 3 – 4 лет.
К 3 – 4 годам словарь ребёнка состоит примерно из 800 – 1000 слов, при этом практически не используются звукоподражания и облегчённые варианты слов. Малыш умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырёхлетний ребёнок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.
Однако, известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растёт словарь слов, обозначающих предметы. Они позднее осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые». Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них прежде всего формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своём языке».
Прислушайтесь к речи своего ребёнка и не спешите волноваться!
Может быть, ваш малыш всего лишь исключение из правила, подтверждающее это правило!
Мы предлагаем Вашему вниманию рассмотреть признаки благополучного и неблагополучного развития речи Вашего ребёнка.
ПРИЗНАКИ БЛАГОПОЛУЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Физическое развитие ребёнка соответствует возрасту;
У ребёнка нет никаких неврологических заболеваний;
Ребёнок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми;
Ребёнок охотно повторяет за вами всё, что слышит;
Ребёнок активно решает свои проблемы с помощью речи;
Ребёнок вслушивается в свою речь и старается исправить свою речь сам;
ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Ребёнок развивается с задержкой;
Ребёнок перенёс тяжёлые заболевания;
У ребёнка есть неврологические заболевания;
Ребёнок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит;
Когда ребёнок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это ещё раз», он молчит, стиснув зубы или уходит, как будто Вас не слышал;
Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребёнок);
Ребёнок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми;
Ребёнку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи ещё раз лучше» не реагирует;
Речь ребёнка значительно отстаёт от уровня развития речи его сверстников;
Если Вы обнаружили хотя бы два признака неблагополучного развития речи ребёнка, значит вашему малышу необходима помощь!
ПОЧЕМУ У РЕБЁНКА РЕЧЬ ФОРМИРУЕТСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ
В современной логопедии выделяется две группы факторов, обуславливающих задержку в темпах формирования речи:
несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;
недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребёнка;
Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.
Если же у ребёнка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса), или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий.
СЛОВАРЬ ДЛЯ СПРАВОК
Фонематическое восприятие – способность и умение слухового восприятия и различения звуков речи (фонем). Формируется у ребёнка в дошкольном возрасте и является базой для понимания звучащей речи и обучения письму и чтению.
Моторика артикуляционного аппарата – возможности осуществлять движения органов артикуляции (губ, языка, мягкого нёба и др.) в полном объёме, с достаточной силой, точностью и скоростью.
Зрительный гнозис – возможность воспринимать и опознавать окружающий мир с помощью зрения.
Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребёнка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет.
Диагноз – не приговор,
диагноз – это успешный старт
на пути к воспитанию полноценной речи!
КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ
Успешность коррекционной работы в большей степени будет зависеть от уровня взаимодействия логопеда, воспитателя и родителей. Именно родители и воспитатели осуществляют процесс закрепления речевых навыков и умений, полученных детьми на логопедических занятиях.
Основными задачами коррекционной работы с ребёнком, имеющим начатки лепетной речи, которых иногда ещё называют «безречевые дети» (или «всё понимает, но не говорит) являются:
развитие мотивационной основы речевой деятельности;
формирование имитативных способностей;
СЛОВАРЬ ДЛЯ СПРАВОК
Мотивация – побудительная причина, повод к какому – либо действию, поступку;
Имитация – подражание, способность воспроизводить речь.
Как известно, речь ребёнка формируется в процессе общения с носителем языка через имитацию. Поэтому необходимо добиться, чтобы у ребёнка появилась потребность в общении.
Используя нехитрые правила, помогающие стимулировать речевую активность ребёнка, мы предлагаем попробовать сделать следующее:
расположиться с ребёнком где – нибудь в уютном уголке и создать доверительную обстановку: говорить ласково, не отдавать приказания и не отвлекаться.
Возьмите любимую игрушку вашего ребёнка. Организуйте простейшую игру, которая должна стать совместной с ребёнком деятельностью; сопровождайте манипуляции с игрушкой звуками и звукоподражаниями.
Попытайтесь установить словесный контакт. Например, в ходе игры спросите ребёнка: «Как гудит машина?» И сами отвечайте на вопрос: «би-би» — растягивая гласные звуки. Пройдёт немало времени, прежде чем вы услышите робкое «би» и это будет маленькая победа. Похвалите его и порадуйтесь вместе с ним!
Помните, нельзя использовать прямые инструкции:«скажи», «повтори»!
Общаясь с ребёнком, используйте приёмы вызывания отражённой речи – имитации речи взрослого ребёнком. Проговаривайте каждое слово по десять, пятнадцать раз на дню. Чем чаще, тем лучше, но всегда в процессе действий с этим предметом.
Постепенно ребёнка косвенно поощряйте к вступлению в диалог. Со временем, простое проговаривание может быть недостаточным, поэтому взрослый фиксирует внимание ребёнка не только на звучании слова, но и на артикуляционных укладах. Нужно добиваться, чтобы ребёнок одновременно слушал слово и всматривался в артикуляцию.
Проговаривание должно проводиться ежедневно столько раз, сколько производятся оречевляемые действия. Вся работа строится в процессе реальных бытовых или игровых действий; ребёнок не должен даже догадываться, что вы с ним занимаетесь развитием речи.
Не бойтесь перехвалить ребёнка.
Если у ребёнка не получается, никогда не ругайте его.
Поощряйте любые речевые реакции вашего малыша;
Расширяя требования к ребёнку, предлагайте ему выполнить серию упражнений для развития артикуляционной моторики в ходе повседневной жизни или режимных моментов;
Если ребёнок успешно повторяет за вами предлагаемые слова, отберите серию из следующих 5 – 10 слов. Работа проводится аналогично.
Необходимым условием успешной работы является использование в предлагаемых ситуациях только того предметного словаря, который уже освоен ребёнком в ходе предварительной работы.
Появление простейшей фразы у ребёнка формирует потребность в речевом общении. Поощряйте это желание и не стремитесь исправить сразу же все ошибки.
Постепенно приучайте вслушиваться в речь и выполнять все действия в соответствии с инструкцией. При этом помощь в виде жестов исключается полностью. Каждая инструкция должна быть повторена не более 2 – 3 раз перед её выполнением. Если у ребёнка рассеянное внимание, ему необходимо дать предварительную установку: «Послушай, о чём я тебя попрошу: сделай так, как я скажу».
Постепенно начинайте формировать пространственное понимание предложно – падежных конструкций на бытовом уровне с предлогами «в», «на», «под». Следите, чтобы игра и общение с вами доставляли ребёнку удовольствие!
Категорически избегайте оценок и указаний типа: «Неправильно!», «Скажи ещё раз!», «Следи за собой…» и т.д. Такая коррекция должна проводиться мягко, с опорой на положительные эмоции ребёнка. Постарайтесь выполнить основную задачу этого этапа – научите ребёнка вслушиваться в речь и соотносить свою речь с образцом.
Постепенно включайте в свою работу чтение сказок и рассматривание иллюстраций к ним. После многократного прочтения, когда ребёнок научится уверенно называть действующих лиц, можно переходить к совместному рассказыванию. И не беда, что, повторяя целые фразы из сказок, они носят заученный характер и не всегда грамматически оформлены.
Появление фразы в отражённой речи является показателем перехода ребёнка на новый качественный уровень развития речи. Можно предложить такую игровую ситуацию, в которой ребёнку необходимо использовать речевые средства. Например, взрослый «симулирует» свою занятость и невозможность понять жесты ребёнка, ссылаясь на свою занятость. Важно, чтобы ваш отказ понимать ребёнка не выглядел демонстративно. Необходимо найти внешнюю причину, оправдывающую ваше поведение.
Не забывайте хвалить вашего ребёнка, когда он пользуется речью.
Если Ваша помощь была эффективна, вы заметите положительную динамику в течение 2 – 3 месяцев. Если улучшения не отмечаются, срочно запишитесь на приём к невропатологу или логопеду.
Не конфликтуйте с ребёнком, если от этого
не зависят его жизнь и здоровье!
Вам ещё долго растить вашего ребёнка
и вместе решать много проблем!
Сохраняйте добрые доверительные отношения!