Консультация для родителей.
«Дидактическая игра».
« Нас окружат вещи. Какие они!»
Дидактические игры, содержанием которых является ознакомление детей с окружающим их вещами, свойствами вещей, назначением, отношениям к ним, составляют занимательную «Азбуку вещей». Она отвечает потребностям детей узнать «Что это?». Применяя в играх знания о внешних свойствах вещей, усвоенные в предыдущие годы, дети глубже усваивают знания в новых жизненных связях. Это обогащает круг представлений, словарь, связанную пояснительную речь. Романтика познавательного процесса заключается в том, что в игре чаще всего знания не даются в готовом виде, а добываются самими детьми. Активно-поисковый характер освоения знаний о вещах, о своих «помощниках» делает жизнь детей интересной и содействует их умственному развитию.
Отправной точкой ознакомления с вещами детей шестого года жизни являются ближайшие вещи и более широкое окружение: дом, детский сад в целом, улица, город, а иногда и страна. Вещи, окружающие старших детей, — это уже не только конкретные предметы, используемые индивидуально и коллективно, но и «умные вещи»- простые и более сложные, изобретенные людьми.
Вещи имеют свою историю возникновения, доступную детям. И они имеют внешние различительные признаки: цвет, форму, величину, а иногда и звуки, запах и др.
Восприятие многих вещей, нас окружающих, требует деятельности анализаторов. Дети, как и взрослые, пользуются своими «помощниками» (анализаторами), но не осознают еще их роли. Ознакомление с ними, встреча в игре является «открытием», вызывает интерес.
С ранних лет нужно не только учить различать, группировать вещи по их назначению, признакам, но и учить ценить вещь по тому труду, который вложен в нее. Народ, создавая вещи, не только думает об их прямом использовании, но и стремится сделать их красивыми, иногда как подлинные предметы искусства. Детей с ранних лет нужно научить видеть в вещи красоту цвета, формы, их сочетания. Эстетическое восприятие вещи имеет очень большую ценность. У ребенка с ранних лет нужно воспитывать вкус и способность окружать себя вещами, приносящим радость, эстетическое удовольствие, создавать уют, красоту. Тогда вещи становятся друзьями человека, их берегут.
В противоположность этому при небрежном, нерадивом отношении к вещам у детей появляется равнодушное, чисто потребительское отношение к ним. Нередко дети не замечают уродливости, безвкусицы, грубости. В малом и через малое закладывается большое – отношение ребенка к окружающему миру.