Консультация для учителей – логопедов «Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения и речи»


Консультация для учителей – логопедов

 Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения и речи.

Оглавление.

I. Социальные, медицинские и дефектологические аспекты речевого развития детей с нарушением зрения.  

1.    Становление и развитие системы специального образования.

2.    Понятие о первичном и вторичном дефектах.

3.    Специфика речевых нарушений у детей со зрительной патологией.

4.    Виды зрительных аномалий.

                  Зрительные нагрузки.

                  Нарушение остроты зрения, классификация.

                  Характер зрения.

                  Патологии рефракции, аметропии.

II. Система логопедической работы с детьми имеющими зрительные патологии.

1.                Организация работы логопеда в детских учреждениях для детей с нарушением зрения.

2.                Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации и проведению учебно-воспитательной работы в школах для слепых и слабовидящих детей.

3.                Специфика методов коррекции речи детей со зрительной патологией.

                  Исправление звукопроизношения.

                  Формирование и совершенствование фонематического восприятия.

                  Коррекция лексико-грамматического строя речи.

                  Развитие связной речи.

                  Обучение грамоте.

III.  Заключение.

IV. Список литературы.

V.   Приложения.


Социальные, медицинские и дефектологические аспекты речевого развития детей с нарушением зрения.

Становление и развитие системы специального образования.

Проблема социализации людей с различными зрительными нарушениями существует очень давно. В процессе становления и развития системы специального образования можно выделить несколько этапов:

1.               От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости помощи инвалидам (IX-VIII в. до н. э. – XII в. н. э.).

2.               От признания к осознанию возможностей обучения (XII в. н. э. – 70-80 г. XVIII в. н. э.).

3.               От осознания возможностей к осознанию необходимости обучения (70-80 г. XVIII в. н. э. —  начало XX в. н. э .).

4.               От обучения отдельных категорий детей  к дифференцированной системе специального образования (начало XX в. н. э . – 70 г. XX в. н. э.).

5.               От изоляции в обучении к интеграции лиц в отклонении в развитии (70 г. XX в. н. э. – наши дни).

Понятие о первичном и вторичном дефектах.

У людей с нарушением зрения этот дефект является первичным. Снижение запаса представлений о предметах и явлениях окружающего мира, затруднения в овладении предметно практическими действиями по подражанию, проблемы в ориентировке в пространстве, снижение коммуникативной деятельности носят вторичный характер. Всё это приводит к различным отклонениям от нормы в речевом  развитии.

Специфика речевых нарушений у детей со зрительной патологией.

Речевые дефекты у детей с нарушением зрения встречаются значительно чаще, чем у зрячих и являются системными нарушениями различного уровня, не всегда зависящего от сложности зрительной аномалии.

Становление речи у зрячих и лиц с дефектами зрения осуществляется принципиально одинаково. Но патология в зрении  у детей влияет на взаимодействия  анализаторов, перестраивает их. При формировании речи в данном случае  включается иная система связей, чем  у зрячих.

При снижении  зрения длительная сенсорно-перцетивная депривация в первую очередь обуславливает недостатки в развитии анализирующей системы мозга. Это связано с тем, что в условиях грубого ограничения сенсорной афферентации не формируются межнейронные связи в первичных полях. Вследствие этого нарушается развитие внутри корковых связей между первичными  (проекционными), вторичными и третичными (ассоциативными) корковыми зонами, что затрудняет опознание воспринимаемых объектов.

Т. о. вследствие нарушения зрительного анализатора расстройства речи слепых и слабовидящих детей обусловлены её ранним недоразвитием: отмечается не сформированность компонентов языковой системы. Для речи таких детей характерны не только дефекты произношения звуков, но и замены одного звука другим, смешение звуков, близких акустически  и артикуляторно, пропуски, перестановки звуков и слогов в результате нарушения их слухопроизносительной  (акустико-артикуляторной) дифференциации. Такие нарушения препятствуют практическому овладению звуковым анализом и синтезом, что отражается на процессе усвоения грамоты.

Ребёнок с дефектом зрения в речевом развитии проходит те же этапы, что и нормально видящий, но у него всё же отчётливо обнаруживается в очевидном количественном преобладание словарного запаса по отношению к предметным образам. Нарушение понимания смысловой стороны слова, которое не соотносится со зрительным образом предмета, носит название «вербализм».

Вербализм объясняется обеднённостью опыта у детей с нарушением зрения и отсутствием за словом конкретных представлений, поскольку они знакомы со многими объектами внешнего мира лишь формально.

В результате недостаточности предметных образов действительности отмечается сложность удерживания в речевой памяти развёрнутых высказываний и правильного грамматического конструирования.

Виды зрительных аномалий.

Зрительные нагрузки.

Прежде чем приступить к обследованию ребёнка с нарушением зрения необходимо тщательно  изучить офтальмологический диагноз, так как в зависимости от вида  и сложности зрительной патологии подбирается диагностический материал и способы его подачи. Подбор диагностического материала осуществляется с учётом зрительных нагрузок, определённых врачом – офтальмологом (приложение №1).

Эти нагрузки дифференцированно учитывают нарушения зрительных функций и физиологическую мобильность сетчатки.

Учебно-наглядные пособия должны подбираться так, чтобы одновременно удовлетворять лечебно-офтальмологическим и педагогическим требованиям, то есть и вызывать у детей интерес к занятиям, и способствовать решению конкретных лечебных задач.

При планировании коррекционных занятий нужно учитывать функциональную мобильность сетчатки — повышение ее цветочувствительности в дневные часы и светочувствительности — в утренние и вечерние часы (назначение коррекционных упражнений с цветными объектами на часы, близкие к полудню).  

Нарушение остроты зрения, классификация.

Детей с нарушением остроты зрения делят на три группы (приложение №2):

1.    слепые (незрячие) – от 0% до 0,04% на лучше видящем глазу с коррекцией;

                  тотально слепые;

                  слепые со светоощущением;

                  слепые со светоощущением и цветоразличением;

                  видящие движение руки;

                  от 0,01% до 0,04% — слепые с остаточным зрением.

2.    слабовидящие – от 0,05% до 0,4%;

3.    дети с пограничным нарушением зрения – 0,5% до 0,8%.

Патологии рефракции.

Миопия (близорукость) – результат повышенной преломляющей силы оптических сред глаза (роговицы, хрусталика) или слишком большой длины оси глазного яблока. При миопии входящие в глаза параллельные лучи, идущие от отдалённых предметов, собираются не на сетчатке, а перед ней.

                                                             До –3  -близорукость слабой степени;

                                                             До –6 – средней степени;

                                                             От  -6 – высокой степени.

Гиперметропия (далнозоркость) – недостаток зрения, мешающий ясно видеть на близком расстоянии; зависит от слабой преломляющей силы роговицы и хрусталика или слишком короткой передне-задней оси глаза.

                                                             До +3  -близорукость слабой степени;

                                                             До +6 – средней степени;

                                                             От  +6 – высокой степени.

Астигматизм – искажение изображений оптической системой вследствие неодинаковой рефракции по горизонтальным и вертикальным полям

       Простой астигматизм (ast)

       Сложный астигматизм

       Смешанный астигматизм

Анизометропия – неодинаковая по виду и по степени рефракция глаза.

Амблиопия — оптически некорригируемое снижение остроты зрения без видимых патологических изменений глаза — относится к наиболее распространенным детским глазным заболеваниям.

Функциональные нарушения зрения.

Косоглазие — расстройство координированного движения глаз.

                                                             Конвергирующее (сходящееся), дивергирующее (расходящееся), суправергирующее (кверху), инфравергирующее (книзу).

                                                             Мнимое, истинное, скрытое.

                                                             Аккамадационное (исправляется очками), частично аккамадационное (частично исправляется очками), неаккамадационное (очками не исправляется).

                                                             Постоянное и периодическое;

                                                             Альтернирующее (попеременно оба глаза).

   Нистагм — это самопроизвольные колебательные движения глазных яблок. Нистагм обычно возникает у детей с рождения или в первые месяцы жизни, сопровождается значительным понижением остроты зрения и служит одной из частых причин слабовидения.

Характер зрения.

При монокулярном видении ребенок не получает зрительного восприятия объема. У него создается лишь условное представление о пространственных отношениях предметов, расположенных в этом объеме.

Полное, более правильное и более точное восприятие объема дает лишь зрение двумя глазами, которое называют бинокулярным.


Поле зрения.

К зрительным дефектам относятся так же «выпадения» полей зрения:

      Отсутствие верхнего поля зрения;

      Отсутствие нижнего поля зрения;

      Отсутствие боковых полей зрения;

      Наличие только центрального поля зрения.

Система логопедической работы

Организация работы логопеда в детских дошкольных

Организация коррекционной помощи детям с нарушениями зрения и речи строится по тем же направлениям что и с детьми, не имеющими зрительной патологии, имеется и своя специфика.

Количество ставок определяется по количеству детей:

1ставка на 10-12 детей с нарушением речи и с нарушениями зрения (косоглазием, амблиопией и нарушениями, которые не приводят к слабовидению);

1ставка на 8-9 слабовидящих детей;

1ставка на 4-6 детей.

Если в группе есть 2-3 слепых ребёнка, то количество воспитанников уменьшается до 8-10.

Обследование проводится в течение первых двух недель обучения. На всех детей заполняется речевая карта, где указывается не только речевой, но и зрительный диагноз. После этого комплектуются мобильные группы, в которых не более 3-5 человек.

Обследование проводится три раза в год, в конце учебного года пишется заключение с обоснованием.

Виды документации и её оформление не отличаются от общепринятых (кроме тетради зрительных нагрузок).

В работе с детьми с нарушением зрения логопед опирается на следующие принципы:

1.    личностно-ориентированный подход – ориентация на ребёнка, его психоэмоциональное состояние и зрительный дефект (составление индивидуальной программы на ребёнка);

2.    эмоциональный резонанс и поддержка эмоционального климата, правильный подбор инструментов, пособий (приложение).

Логопедическая работа с детьми с нарушением зрения предполагает четырёхлетнее обучение.

На первом году обучения (младшая группа) проводятся только индивидуальные занятия (10-15 минут.). В средней группе вводится одно подгрупповое занятие по развитию речи (15 минут). В старшей и подготовительной к школе группе в первом полугодии проводится 2 подгрупповых занятия (15-20 минут, 20 минут):

1 по развитию связной речи и лексико-грамматического строя и 1 по коррекции фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе;

1 по развитию речи и 1 по обучению грамоте.

Во втором полугодии подготовительной группы вводится ещё одно занятие по обучению грамоте.

Программа логопеда должна включать в себя:

1.    задания на развитие психических процессов;

2.    задания на развитие общей и мелкой моторики;

3.    задания на развитие пространственных представлений;

4.    задания на развитие общих речевых навыков;

5.    задания на развитие слухового восприятия;

6.    задания на развитие подвижности артикуляционного аппарата;

7.    задания для формирования и развития звукопроизношения, умения дифференцировать фонемы;

8.    задания для формирования и развития языкового анализа и синтеза;

9.    задания на развитие фонематического восприятия и представлений;

10.задания на развитие лексико-семантической стороны речи;

11.задания на развитие связной грамматически правильной речи;

12.задания на развитие смысловой стороны речи.

При планировании, проведении и анализе работы необходима тесная связь между логопедом, тифлопедагогом, тифлопсихологом, воспитателем и родителями.

Офтальмо-гигиенические рекомендации

к организации и проведению учебно-воспитательной работы в школах для слепых и слабовидящих детей

Организация урока с учетом гигиенических требований

Одной из основных целей правильной организации урока, наряду с наилучшим усвоением программного материала, является сохранение на возможно более продолжительное время работоспособности слабовидящего школьника.

Слабовидящие дети быстрее утомляются на уроке, чем их здоровые сверстники. Это особенно относится к детям, страдающим такой зрительной патологией, как атрофия зрительных нервов, дистрофия сетчатки и другие заболевания, которые сопровождаются выраженными изменениями основных зрительных функций (приложение). Составляя сетку занятий, распределяя программный материал при планировании и написании конспектов необходимо учитывать данную специфику детей с дефектами зрения.

Для предупреждения расстройств зрения у младших школьников необходимо своевременное проведение комплекса гигиенических и офтальмологических мероприятий.

Гигиенические рекомендации к организации условий проведения уроков включают в себя требования:

                  к освещению и учебному оборудованию;

                  к организации учебных занятий, имея в виду минимизацию вреда, который может быть причинен используемыми на занятиях техническими средствами обучения,  например, компьютерами.

Офтальмологические рекомендации к организации условий проведения уроков включают в себя:

                  рекомендации к формам организации учебно-воспитательной работы;

                  специальные мероприятия по профилактике нарушений зрения.

Специфика методов коррекции речи детей со зрительной патологией.

Для детей с нарушением рения характерны различные по видам и степени тяжести проявления речевых нарушений (ФНР, ФФНР, ОНР). Организация коррекции этих недостатков осуществляется  по традиционной методике с учётом некоторых специфических особенностей процесса обучения и воспитания детей со зрительными аномалиями:

             организация превентальных мероприятий;

             ранняя диагностика и коррекция нарушений;

             комплексная коррекция;

             активное включение в работу различных анализаторов.

Исправление звукопроизношения.

При исправлении логопедом нарушений звукопроизношения необходимо учитывать тот факт, что у детей с нарушением зрения затруднено восприятие артикуляции как зрительно, так и на слух. Поэтому  при организации коррекции произношения необходимо включить тактильную чувствительность: модели различных положений языка при артикуляции тех или иных звуков, которые можно рассмотреть и потрогать; схематические, но объёмные изображения положения губ при артикуляции.

Материал для закрепления поставленных звуков подбирается с учётом зрительных нагрузок, уровнем речевого и общего развития детей.

Формирование и совершенствование фонематического восприятия.

Развитие речевого общения детей с нарушением зрения, как и у зрячих, опирается на развитие фонематического восприятия.

Для детей с нарушением зрения характерны:

                  Неправильное усвоение артикуляции звука и, соответственно, системы признаков звуков, необходимых для их различения.

                  Недостаточная сформированность второго компонента звуковой стороны речи — различение звуков по их акустико-артикулляционным признакам. У детей не формируется система фонетических противопоставлений звуков, что приводит к неточным, недифференцированном  представлениям о звуковом составе слова.

При организации работы по этому направлению необходимо помнить, что:

      в возрасте 4 — 5 лет дети наиболее чувствительны к развитию фонематического слуха;

      у детей с нарушением слуха с трудом формируется конкретный образ звука.

Для подкрепления образа звука используются возможности других анализаторов: тактильное ощущение мягких и твёрдых звуков, подкрепление понятий о глухости и звонкости с помощью разно звучащих погремушек, пропевание гласных звуков под музыку, соотнесение слухового образа звука с движением тела.

Коррекция лексико-грамматического строя речи.

Большое влияние дефект зрения оказывает на формирование лексико- грамматической стороны речи. У данной категории детей восприятие окружающего мира происходит фрагментарно, схематично, замедлено, сам процесс недостаточно осмыслен, низкий уровень недостаточно осмыслен, для них характерно явление вербализма.

Задачей логопеда, тифлопедагога, тифлопсихолога, воспитателя является расширение знаний и представлений об окружающем мире, чтобы сбалансировать объём пассивного и активного словаря.

Для достижения этой цели лучше использовать рассматривание и обследование реальных предметов, моделей, фотографий, натурализированных картинок (лучше соблюдать данную последовательность в подаче материала).

Так как, при низкой остроте зрения и сокращении поля зрения целостное восприятие крупного предмета невозможно, то берутся небольшие картинки с чёткими контурами и без лишней детализации.

Дети с нарушением зрения с большим трудом овладевают пространственными отношениями. Следовательно, они не могут правильно отразить их в речи (особенно ярко проявляется при образовании предложно-падежных конструкций).

Например. При монокулярном зрении не воспринимается глубина пространства, объёма, соотношения между предметами, а значит построить фразу: «Дом с зелёной крышей выше дома с синей крышей» ребёнок не сможет.  

Для коррекции этих нарушений логопеду так же необходимо обогатить опыт детей. При работе используется практическая деятельность детей: обследование и сравнение предметов, ориентировка в микро и макро пространстве (на себе, от себя, на моделях, в реальном мире, на плоскости) с переносом опыта в речь.

Развитие связной речи.

Поскольку восприятие у детей с нарушением зрения специфично, затруднён процесс установления причинно-следственных связей, бедна и не точна лексика, не верное грамматическое оформление, то при рассказывании не соблюдается структура текста, теряется логика повествования.

Занятия по развитию связной речи логопед должен планировать в два этапа: подготовительный и собственно рассказывание. Картинки подбираются с учётом зрительных нагрузок, индивидуально на каждого ребёнка. На подготовительном этапе логопед с детьми рассматривает последовательно все детали картинки, сюжета (при пересказывании), наводящими вопросами подводит к  установлению логических связей, в различных упражнениях и играх даёт возможность попрактиковаться в составлении предложений по тексту. Только после этого, на следующем занятии, дети пересказывают, составляют рассказы.

Обучение грамоте.

Обучение грамоте по системе Брайля логопед не проводит, его осуществляет учитель в начальной школе. Логопед может подготовить мотрику рук к этому процессу.

При обучении грамоте необходимо строго соблюдать офтальмо-гигиенические требования, учитывать зрительные возможности детей: увеличение шрифта, изменение цветовой гаммы, соотнесение работы в разных плоскостях, сокращать объём и время письма..

Для воспитанников с низкой остротой зрения можно использовать тетради и прописи с широкой строкой, дополнительной разлиновкой.

При миопии и косоглазии дети меньше обращают внимание на цвет, а больше на форму предмета, поэтому материал  для звукового анализа можно заменить: гласные – круг, твёрдые согласные – квадрат, мягкие согласные – треугольник. Это так же приемлемо для дошкольников и школьников с нарушением цветовосприятия. Приемлемо написание ручкой зелёного, чёрного и красного цвета.

При нистагме и косоглазии  очень трудно переключать внимание с одного предмета на другой, с одной плоскости на другую, определять место начала написания и чтения. Поэтому логопед должен строго регламентировать работу. Например: 10 минут — работа  на доске, 10 минут – работа за столом (в тетради).

 Необходимо отмечать значком начало письма в тетради или чтения в учебнике (яркой точкой, стрелочкой).

 Заключение.

Таким образом, работа логопеда с категорией детей с нарушением зрения имеет свою специфику, поэтому дефектолог должен владеть:

      общей методикой логопедической работы;

      системой знаний по офтальмологии;

      знаниями о психологических особенностях детей с нарушением зрения;

      методикой специальной логопедической коррекции;

      коррекционной программой начальной школы и детского сада для детей с нарушением зрения.

Только в этом случае можно добиться высокой эффективности коррекции речевых нарушений у детей с дефектами зрения.  














































Список литературы.

1.                                                                                                                                                                                                                                                                                        Логопедия/ Под. ред. Л.С.Волковой. М. 1995 г.

2.                                                                                                                                                                                                                                                                                        Обучение и воспитания дошкольников с нарушением зрения./Под ред. Т.В.Снегирёва. М., 1998 г.

3.                                                                                                                                                                                                                                                                                        Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. М., 1998г.

4.                                                                                                                                                                                                                                                                                        Новикова И.В., Крылова Н.А. Примерное содержание коррекционных занятий по логопедии в детском саду для детей с нарушением зрения. М., 1992г.

5.                                                                                                                                                                                                                                                                                        Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М., 2000г.

6.                                                                                                                                                                                                                                                                                        Коррекционная программа начальной школы для детей с нарушением зрения/ Под. ред. Л.И. Плаксиной. М. 1998г.

7.                                                                                                                                                                                                                                                                                        Коррекционная программа детского сада для детей с нарушением зрения/ Под. ред. Л.И. Плаксиной. М. 1998г.

8.               Лекции профессоров Московского института коррекционной педагогики М. 2002г. 















































































































Приложения

Перечень зрительных нагрузок, рекомендуемых для детей 3-4 лет.

острота зрения

0,01-0,3

0,4-1,0

зрительная нагрузка

1

2

характеристика

учебно – наглядных пособий

цвета

преимущ. оранжевый, красный, зелёный и их оттенки

разнообразные

размеры

преимущ. больше 2 см

преимущ. меньше 2 см

формы

разнообразные

преимущ. Объёмные

факторы, учитываемые во время занятий со зрительной нагрузкой

время дня

утро, полдень, вечер

утро, полдень, вечер

к-во занятий в день

2

2

продолжит.

занятий

10 минут

15 минут

вид косоглазия

сходящееся

не учитывается

упражн. на расслабление конвенгерции

расходящееся

не учитывается

упражн. на усиление аккомадации

нет

не учитывается

занятия с привлечением к работе всех анализаторов














Перечень зрительных нагрузок, рекомендуемых для детей 5-10лет.

острота зрения

0,01-0,3

0,4-1,0

зрительная нагрузка

3

4

5

6

7

фиксация

нецентральная устойчивая

центр.,  нецентр. неустойчивая

центральная

центральная

центральная

характер зрения

не учитывается

не учитывается

монокул.,монокул.- альтерн., одноврем

монокул.,монокул.- альтерн., одноврем

одновр,бинокул., неустойч.

вид косоглазия

не учитывается

не учитывается

сходящееся

расходящ.

нет

хар-ка  учебно – наглядн пособий

цвета

преим. оранж., красн., зелён. и их оттенки

преим. оранж., красн., зелён. и их оттенки

разнообразные

разнообразные

разнообразные

размеры

преимущ. меньше 2 см

преимущ. меньше 2 см

разнообразные

разнообразные

разнообразные

формы

разнообразные

разнообразные

преимущ. объёмные

преимущ. объёмные

преимущ. объёмные

факторы, учитыв. во время занятий

время дня

утро, вечер

полдень, и бизко к полудню

любое

любое

любое

к-во занятий в день

2

2-3

2

2

2

продолжит.

занятий

15 минут

15 минут

20 минут

20 минут

20 минут

отличит. особенности нагрузки

 

занятия на локализацию

упражн. на расслабление конвенгерции

упражн. на усиление аккомадации

стереоприбор., игрушки стереоскопические


Нарушение остроты зрения, классификация.

1.        слепые (незрячие) – от 0% до 0,04% на лучше видящем глазу с коррекцией;

         тотально слепые;

         слепые со светоощущением;

         слепые со светоощущением и цветоразличением;

         видящие движение руки;

         от 0,01% до 0,04% — слепые с остаточным зрением.

2.        слабовидящие – от 0,05% до 0,4%;

3.         дети с пограничным нарушением зрения – 0,5% до 0,8%.

Патологии рефракции.

Миопия (близорукость) – результат повышенной преломляющей силы оптических сред глаза (роговицы, хрусталика) или слишком большой длины оси глазного яблока. При миопии входящие в глаза параллельные лучи, идущие от отдалённых предметов, собираются не на сетчатке, а перед ней.

         До –3  -близорукость слабой степени;

         До –6 – средней степени;

         От  -6 – высокой степени.

Гиперметропия – недостаток зрения, мешающий ясно видеть на близком расстоянии; зависит от слабой преломляющей силы роговицы и хрусталика или слишком короткой передне-задней оси глаза

Астигматизм – искажение изображений оптической системой вследствие неодинаковой рефракции по горизонтальным и вертикальным полям

         Простой астигматизм (ast)

         Сложный астигматизм

         Смешанный астигматизм

Анизометропия – неодинаковая рефракция по виду и по степени рефракция


Функциональные нарушения зрения.

Косоглазие — расстройство координированного движения глаз.

         Конвергирующее (сходящееся), дивергирующее (расходящееся), суправергирующее (кверху), инфравергирующее (книзу).

         Мнимое, истинное, скрытое.

         Аккамадационное (исправляется очками), частично аккамадационное (частично исправляется очками), неаккамадационное (очками не исправляется).

         Постоянное и переодическое.

Нистагм — это самопроизвольные колебательные движения глазных яблок. Нистагм обычно возникает у детей с рождения или в первые месяцы жизни, сопровождается значительным понижением остроты зрения и служит одной из частых причин слабовидения.

 Характер зрения.

При монокулярном видении ребенок не получает зрительного восприятия объема. У него создается лишь условное представление о пространственных отношениях предметов, расположенных в этом объеме.

Полное, более правильное и более точное восприятие объема дает лишь зрение двумя глазами, которое называют бинокулярным.

Упражнения для снижения умственного и глазного утомления

1.                                                          И.П. (исходное положение) — сидя, откинуться на спинку парты, глубокий вдох, наклониться вперед, к крышке парты, выдох. Повторить 5-6 раз.

2.                                                          И.П. — сидя, откинувшись на спинку парты, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 4 раза.

3.                                                          И.П. — сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки,   повернуть  голову влево,  посмотреть на локоть левой  руки,   вернуться  в  исходное положение. Повторить 4-5 раз.

4.                                                          И.П. — сидя, смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 сек., поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 15-20 см от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек., опустить руку. Повторить 5-6 раз.

5.                                                          И.П. — сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раз.

Эти упражнения способствуют улучшению кровообращения, снижают утомление аккомодационной мышцы и облегчают зрительную работу на близком расстоянии, а также помогают укрепить окологлазные мышцы, сохранить упругость кожи век.

Упражнения для укрепления бинокулярного зрения

Упражнение первое. Это упражнение укрепляет способность переводить взор с далеко расположенных предметов на предметы близкие и обратно. Расположите указательные пальцы рук горизонтально, поджав остальные. Поместите их перед глазами на таком расстоянии, на каком вы обычно читаете книгу. Кончики пальцев должны касаться друг друга. Смотрите поверх этих пальцев на какой-нибудь далеко находящийся предмет так, чтобы оси были параллельны. Вы увидите, что пальцы как бы раздвинулись, а между ними появилось подобие сосиски. Переведите взгляд на пальцы. «Сосиска» исчезнет, и пальцы опять будут касаться друг друга. Проделайте это упражнение несколько раз. Старайтесь переводить взор медленно, чтобы «сосиска» исчезала также медленно, а не мгновенно. Если это упражнение сопровождается утомлением глаз, надо дать им отдохнуть. Утомление это не опасно, так как появляется лишь в результате непривычной работы глазных мышц.

Упражнение второе. Возьмите в руки карандаш и поместите его на расстоянии 30-40 см от глаз. Посмотрев на него, вы увидите один карандаш. Теперь устремите взор вдаль, как бы за карандаш. Вашему взору представятся два карандаша. Повторите это упражнение несколько раз. Проделайте это упражнение медленно, чтобы карандаш раздваивался, и его изображения раздвигались не мгновенно.

Упражнение третье. Расположите так же вертикально два карандаша на расстоянии 4-5 см друг от друга. Это расстояние ни в коем случае не должно быть больше базиса вашего зрения. Вместо карандаша можно употреблять указательные пальцы рук. Посмотрев на эту пару, вы увидите два карандаша, но если опять устремите взгляд за карандаши, каждый представится в виде двух. Всего станет видно четыре. Медленно переводите взор с карандашей вдаль или наоборот, добейтесь того, чтобы два средних изображения карандашей слились в один. Всего станет видно три. Научитесь задерживать свой взор в этом положении, глядя на среднее из трех изображений.

 

Одной из основных целей правильной организации урока, наряду с наилучшим усвоением программного материала, является сохранение на возможно более продолжительное время работоспособности слабовидящего школьника.

Слабовидящие дети быстрее утомляются на уроке, чем их здоровые сверстники. Это особенно относится к детям, страдающим такой зрительной патологией, как атрофия зрительных нервов, дистрофия сетчатки и другие заболевания, которые сопровождаются выраженными изменениями основных зрительных функций. У слабовидящих школьников младших классов работоспособность понижается к концу третьего урока, а самая высокая работоспособность наблюдается на втором уроке.

Работоспособность меняется в течение недели. Так, самая высокая работоспособность слабовидящих учащихся младших классов — по вторникам. Начиная с четверга, работоспособность снижается и достигает минимума в субботу. В понедельник уровень работоспособности также невысокий.

Работоспособность изменяется также в течение учебного года. Наиболее высока она в конце первой и во второй четверти. Самая низкая — в четвертой четверти.

Эти исследования чрезвычайно важны, так как учет их результатов позволяет правильно распределять учебную нагрузку между четвертями, днями недели, уроками данного учебного дня.

Во время проведения урока педагоги должны учитывать допустимую продолжительность непрерывной зрительной нагрузки для слабовидящих школьников и длительность активного внимания учащихся младших классов. Непрерывная зрительная нагрузка в начальных классах школ слабовидящих не должна превышать 10 минут, а для некоторых детей со сложной глазной патологией должна быть еще меньшей.

Слабовидящие дети трудно включаются в работу в начале урока. Поэтому в первые 5-10 минут у учащихся начальных классов отмечается низкая работоспособность. Наибольшая работоспособность наблюдается между десятой и двадцатой минутами урока. В последние 10-15 минут работоспособность снижается. Учитель должен использовать эту информацию в своей практической деятельности.

Работоспособность учащегося находится в непосредственной зависимости от утомления организма ребенка. При утомлении отмечаются изменения в высшей нервной деятельности. Ввиду недостаточной зрелости нервной системы у детей младших классов, утомление у них наступает раньше, чем у старших школьников. Вообще утомление возникает быстрее у детей физически ослабленных, возбудимых, часто болеющих, имеющих патологию органа зрения.

Зрительное утомление зависит от множества причин и имеет ряд характерных признаков. Наиболее характерны наступление быстрого утомления при чтении и особенно при письме, а также при выполнении любой зрительной работы на близком расстоянии, боли в области глаз, лба, темени, затуманивание зрения, иногда тошнота и головокружение, затруднение при переводе взора с близкого предмета на далекий, слезотечение, покраснение век, глазного яблока при чтении. Могут иметь место и другие неприятные ощущения, связанные с работой на близком расстоянии.

Наиболее частые причины зрительного утомления. 1) некорригированная (или неправильно корригированная) гиперметропия или астигматизм; 2) недостаточность аккомодации или конвергенции; 3) отсутствие бинокулярных функций; 4) сниженная острота зрения; 5) неблагоприятные условия для работы на близком расстоянии (плохая освещенность и др.).

У школьников младших» классов с нарушенными зрительными функциями при неблагоприятных условиях проя уроков в школе часто наступает нарушение деятельности оптико-вегетативной системы, что, в свою очередь, сказывается на их общем состоянии. У таких детей возникают различные отклонения от нормы. Необходим систематический контроль за состоянием глаз у таких детей. Важнейшей задачей как медицинских работников, так и педагогического коллектива школы является создание оптимальных условий для правильного развития и функционирования зрительной системы у школьников младших классов.

Для предупреждения расстройств зрения у младших школьников необходимо своевременное проведение комплекса гигиенических и офтальмологических мероприятий.

Требования к освещению и учебному оборудованию

Использование дневного света должно быть максимальным. Наилучшее естественное освещение в учебных помещениях — боковое левостороннее с применением солцезащитных устройств. Если глубина помещения больше 6 метров, необходимо устройство правостороннего подсвета. Недопустимо направление основного светового потока справа, спереди и сзади.

Искусственное освещение обеспечивается люминесцентными лампами или лампами накаливания. Освещенность в учебных помещениях должна быть не менее 500 ЛК.

Большое значение для создания оптимальных условий видимости придается нормированию яркостей в поле зрения учащихся. Необходимые соотношения яркостей (качественные показатели освещения) достигаются путем соответствующей окраски столов, парт, потолков, пола, инструмента и т.п.

Правильный выбор цвета при окраске учебных помещений и предметов оборудования улучшает условия зрительной работы учащихся. Доказано, что зеленый цвет оказывает наиболее благоприятное действие на зрительные функции, уменьшает утомление, снижает зрительное напряжение. Поэтому светло-зеленый цвет рекомендуется для рабочих поверхностей столов, парт и панелей стен. Допустимы также цвета: светло-голубой, светло-серый, бежевый, цвет натуральной древесины с коэффициентом отражения не менее 0,45. Потолок и стены классной комнаты рекомендовано красить в белый цвет.

Светлая окраска не только повышает освещенность рабочих мест, но и оказывает положительное психологическое действие. Занятия в светлом помещении повышают жизненный тонус и работособность учащихся.

Необходимо помнить о классных досках. Плохая освещенность классной доски, блики, создаваемые ее черной лакированной поверхностью, затрудняют зрительную работу учеников, способствуют быстрому утомлению зрения. В классных помещениях лучше устанавливать коричневые и темно-зеленые доски, чтобы избежать резкого контраста между поверхностью доски и прилегающей к ней светлой поверхностью стены. Классная доска, столы, стены, пол должны быть матовыми. Настенные доски располагаются таким образом, чтобы нижний край находился над полом на расстоянии 65-75 см (желательно использование досок подъемных, перемещающихся по вертикали).

Для создания равномерной освещенности в классных помещениях, ориентированных на южные стороны горизонта, с большими светопроемами (при ленточном остеклении) следует предусматривать солнцезащитные приспособления. Лучшими из них являются поворотные жалюзи, установленные между оконными рамами. Влажная уборка оконных стекол должна проводиться не реже 1-2 раз в месяц изнутри и не реже 3-4 раз в год снаружи. В зимнее время нельзя допускать замерзания стекол. Освещенность в классе при этом снижается на 60-80%. Нельзя также заслонять окна цветами. Деревья с густой лиственной кроной могут быть посажены не ближе 15 м от здания школы.

Использование технических средств обучения (ТСО)

Технические средства обучения значительно повышают наглядность, точность и полноту информации об изучаемом объекте или явлении, увеличивают скорость освоения материала, предлагаемого учащимся. ТСО обеспечивают более образную и эмоциональную форму подачи учебного материала, повышают интерес и внимание учащихся к изучаемому материалу и облегчают его восприятие. Вместе с тем, больший объем информации увеличивает нагрузку как на зрительный, так и на слуховой анализаторы.

Для предупреждения утомления при демонстрации кинофильмов, диафильмов, диапозитивов, при просмотре учебных телепередач необходимо обеспечение ученикам зрительно-нервного комфорта. Неблагоприятные условия просмотра могут вызвать зрительное напряжение и быструю утомляемость всего организма учащегося. К условиям, обеспечивающим необходимый зрительно-нервный комфорт учащихся, относятся:

                                                     обязательное проветривание классной комнаты перед началом демонстрации и после ее окончания;

                                                             хорошее качество изображения на экране, в том числе его яркость и контрастность. Изменение освещенности на экране, мелькание, выключение и включение общего освещения при демонстрации кинофильмов, диапозитивов недопустимы;

                                                             показ диафильмов  на стене недопустим,  т.к.   при этом  в значительной  степени . снижается яркость и искажается цвет изображений;

                                                             удаление центра экрана от пола при демонстрации должно составлять 1,1-1,5 м:

                                                             расстояние зрителей от экрана индивидуальное.

При просмотре диафильмов и учебного кино в классной комнате необходимо рассадить детей правильно, чтобы обеспечить оптимальные условия видимости и правильную позу детей.

При просмотре телевизионных передач важно создать благоприятные для глаз условия освещения. Просмотр телепередач в полной темноте недопустим, так как при большой разнице яркостей в поле зрения между освещенным экраном и темнотой окружающего фона все время происходит переадаптация глаз, что ведет к чрезмерному утомлению глаз.

В солнечные дни при просмотре телепередач следует закрывать окна (жалюзи, легкие светлые шторы).

При интересных телепередачах дети могут смотреть на экран, не отрывая взора от него длительное время. Необходимо внушать детям, что фиксировать длительное время взгляд на экране телевизора недопустимо. Следует время от времени менять направление взора (взгляда). Это дает глазам отдых.

Важно сохранить устойчивый уровень работоспособности учащихся на протяжении всего урока с применением ТСО. Так, в 1-4 классах слабовидящих детей рекомендуемая длительность использования на уроках некоторых технических средств следующая. Просмотр диафильмов, диапозитивов: 1-2 классы — 7-10 мин., 3-4 — 10-15 мин.; просмотр кинофильма — 15-20 мин.; телепередачи: 1-2 классы — 10 мин., 3-4 классы — 15 мин.

Важную роль играет структура урока. Для того, чтобы обучение с использованием ТСО проходило на высоком уровне работоспособности учащихся, необходима своевременная смена содержания, методов и приемов учебной работы.

Требования к организации учебных занятий с использованием компьютеров

В условиях восприятия учебной информации с экрана дисплея значительно возрастает зрительная нагрузка, которая у слабовидящих детей может вызвать напряжение аккомодационного аппарата глаза, нарушение глазодвигательной координации и привести к зрительному утомлению. Это утомление не отличается по своей природе от утомления при другой напряженной зрительной работе, но наступает быстрее.

Гигиенические меры включают рекомендации по размещению дисплея и освещению помещения:

                  обучение   школьников   работе   на   компьютере   следует   проводить   в   специально оборудованных помещениях с ориентацией на север, северо-восток, северо-запад. Они должны иметь светорегулирующие устройства — жалюзи, шторы светлых тонов;

                  стены  и элементы среды должны быть изготовлены из неблестящих материалов пастельных тонов;

                  классы для работы с компьютерами должны иметь естественное освещение. Рабочие столы располагают таким образом, чтобы свет падал только слева.;

                  учащиеся с аномалиями рефракции при работе с дисплеем должны пользоваться очками, предназначенными для работы на близких расстояниях.

Рекомендации к формам организации учебно-воспитательной работы

Учитывая необходимость постоянного выполнения офтальмо-гигиенических требований, учителю рекомендуется:

                  знать офтальмологическую характеристику каждого ребенка;

                  знать рекомендации, данные детям по лечению (в том числе по ношению очков) и следить  за   их   исполнением.   У   классного   руководителя  должен   быть  журнал,   где  эти рекомендации зафиксированы;

                  при возникновении подозрения на ухудшение зрения у ученика направлять его к школьному офтальмологу;

                  следить за правильной позой детей при обучении чтению и письму;

                  знать детей, имеющих ограничения по занятиям физкультурой и трудовому обучению, и следить за их соблюдением;

                  заботиться о профилактике зрительного утомления на уроках:

                  проводить   на   уроках   физкультпаузы   по   методике,   согласованной   с   врачом-офтальмологом и учителем физкультуры.

В большинстве случаев дети с нарушениями зрения нуждаются в постоянном ношении очков. Помимо этого многим детям назначаются очки для близи. Эти очки нужно надевать детям на занятиях.

Очковая оправа должна быть удобной, не давить на уши и переносицу, устойчиво обеспечивать правильное положение линз (стекол) перед глазами. Положение очков на лице должно быть таким, чтобы зрачки глаз при взгляде прямо находились в центре линз (если центровка не перенесена врачом преднамеренно).

Педагогам следует особенно внимательно относиться к детям, надевшим очки впервые. Зрение через стекла имеет некоторые особенности: оправа слегка ограничивает поле зрения, предметы, наблюдаемые сквозь линзы, могут казаться движущимися или смещенными относительно своего истинного положения. Ребенок быстро привыкает к очкам. Но, если после двух недель пользования очками чувство дискомфорта не исчезло, ребенок отказывается носить очки, необходимо срочно обратиться к врачу-офтальмологу.

Очки назначаются для постоянного ношения, для близи, для дали. С очками нужно обращаться бережно. Нельзя класть их на стол выпуклой стороной стекол вниз, так как при этом поверхность линз повреждается. Когда ребенок не пользуется очками, держать их нужно в

футляре. Необходимо предохранять линзы очков от грязи, пыли, не трогать их руками. Острота зрения через грязные стекла снижается на 10-30%. Протирать стекла лучше всего замшевой или фланелевой салфеткой. При сильном загрязнении их следует вымыть теплой (не горячей!) водой с мылом и насухо вытереть.

Необходимо знать, что очки не только улучшают зрение, но и оказывают лечебное действие.

Учитель должен знать, что в последнее время у офтальмологов возрос интерес к использованию тонированных очков, которые при тех или иных заболеваниях обеспечивают получение лечебного эффекта за счет дозированной коррекции цветовых составляющих света. Например, М.А.Островский (1993 г.) показал, что ношение очков с желтыми светофильтрами больными, страдающими пигментной дегенерацией сетчатки и центральной тапеторетинальной абиотрофией типа Штаргардта, повышает, как и у здоровых людей, контрастную чувствительность и остроту зрения. Длительное их ношение приводит к замедлению скорости падения зрительных функций. Желтые светофильтры оказывают также положительное влияние на разрешающую способность глаза при всех видах помутнений сред глаза — естественных и искусственных.

При сходящемся косоглазии максимально переносимые положительные линзы уменьшают или нормализуют его. В таких случаях ребенку рекомендуют очки для близи и дали.

При миопии высокой степени также рекомендуют очки для близи и дали.

Дополнительная коррекция для близи очень важна при нистагме. Нистагм, возникающий у детей с рождения или в первые месяцы жизни, как правило, сопровождается резким понижением остроты зрения и служит одной из частых причин слабовидения. Больные с нистагмом условно делятся на 2 группы. Первую большую группу составляют больные, у которых наряду с нистагмом выявлены различные изменения органа зрения (врожденная катаракта или афакия после ее удаления, анария, аплазия или дегенерация области желтого пятна, альбинизм, атрофия зрительного нерва и др.). Вторая группа — больные, у которых нет каких-либо изменений со стороны органа зрения. Учителю нужно знать, что при перечисленных выше заболеваниях органа зрения, как сопровождающихся нистагмом, так и без него, ребенок имеет дополнительную пару очков для близи. Правильно подобранные очки улучшают зрение для близи и дали, уменьшают утомляемость глаз.

При близорукости высокой степени, односторонней близорукости, астигматизме, дальнозоркости эффективна контактная коррекция (контактные линзы). Учитель должен знать, как хранятся и вставляются контактные линзы, помочь ребенку в случае ее выпадения.

Помимо обычных очков детям с остаточным зрением может быть рекомендовано использовать на занятиях телескопические очки и лупы.

Телескопические очки представляют собой оптическую систему типа бинокля. С помощью этих очков можно рассматривать далеко и близкорасположенные предметы. Такие очки обычно назначают при остроте зрения не ниже 0,08. Если имеется аномалия рефракции, на окулярную часть системы надевают исправляющие данный оптический дефект дополнительные насадки. Для работы вблизи на объективную часть телескопической системы одного глаза надевают насадки с различными положительными линзами. Сила этих линз определяется не только остротой зрения, но и характером выполняемой работы.

При рассматривании мелких предметов на близком расстоянии пользуются более сильными насадками, но в этих случаях нужно учитывать, что чем сильнее насадки, тем уже поле зрения и меньше рабочее расстояние от глаз до рассматриваемого предмета. Телескопические очки подбирают в специальных кабинетах.

Слабовидящим учащимся назначают также лупы. Лупы бывают накладными и ручными. Накладные лупы ставят непосредственно на текст. Ручные — держат над текстом рукой. Лупы назначает врач-офтальмолог. Педагог должен следить за их правильным использованием и хранением. Лучше всего их хранить в отдельных коробочках.

Подчас затруднительным для учителя является вопрос рассаживания детей по партам. Нужно сказать, что по остроте зрения дети могут выбрать себе место сами. Педагогу нужно учитывать пожелания учащихся, но нужно знать, что детям с косоглазием без амблиопии следует сидеть в среднем ряду на любой парте, детям с косоглазием и амблиопией — в среднем ряду на первых партах (чем ниже острота зрения, тем ближе к доске). Однако, необходимо учитывать вид косоглазия. При сходящемся — настолько далеко от доски, насколько позволяет острота зрения. При расходящемся косоглазии — как можно ближе к доске, несмотря на остроту зрения.

Дети, страдающие светобоязнью (при альбинизме и др.) должны сидеть подальше от освещенных окон. Можно затенить их место ширмочкой. Дети, страдающие глаукомой (при отсутствии светобоязни), наоборот, должны сидеть близко к освещенным окнам.

Во время проведения урока педагоги должны учитывать допустимую продолжительность непрерывной зрительной нагрузки для слабовидящих школьников и длительность активного внимания учащихся разных возрастных групп.

Исследования ученых показали, что непрерывная зрительная нагрузка в начальных классах школ слабовидящих не должна превышать 10 минут. Однако для некоторых слабовидящих учеников, имеющих глубокие изменения основных зрительных функций, может быть утомительной и такая нагрузка. Поэтому к дозированию зрительной нагрузки учителю нужно подходить строго индивидуально, учитывая офтальмологическую характеристику ребенка, данную врачом.

Во время проведения уроков с младшими школьниками следует чаще переключать их с одного вида деятельности на другой. После работы, связанной с интенсивной деятельностью зрительного анализатора, надо перейти к работе, во время которой основная нагрузка падает на слуховой анализатор. Смена видов деятельности способствует повышению работоспособности. Это объясняется тем, что с изменением характера раздражителей в работу вовлекаются неутомленные участки коры головного мозга. Поэтому чтение, письмо, рисование и др. надо чередовать с опросом, объяснением (Белецкая В.И., Гнеушева А.Н., 1982).

Во время урока педагогу необходимо следить за позой учащихся. Ученик должен сидеть прямо; ноги должны быть согнуты под прямым углом в тазобедренном и коленном суставах; поясничная часть спины должна упираться в спинку стула, а ступни ног — опираться на подставку или пол, голова должна быть несколько наклонена. Это идеально, но слабовидящие дети имеют разную зрительную патологию и различные зрительные возможности. Поэтому дать в этих случаях какие-либо единые рекомендации при чтении и письме учащихся трудно. Зато требования к правильной посадке учащихся педагог может предъявлять в полной мере во время опроса и объяснения. Соблюдение этих требований особенно важно для младших школьников, так как в этом возрасте чаще всего нарушается осанка. Осанка — это привычная непринужденная манера держать свое тело. Формирование правильной осанки у ребенка необходимо с раннего детства. В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка создает неблагоприятные условия для функционирования многих органов и систем, в том числе и органа зрения. Дело в том, что у ребенка с нарушенной осанкой теряется динамичность и эластичность опорно-двигательной системы плечевого пояса, и ребенок во время работы на близком расстоянии низко склоняет голову, что в свою очередь ведет к спастическому состоянию аккомодационных мышц глаза.

Учителю необходимо четко соблюдать показания и противопоказания к занятиям спортом. Тренировки могут благотворно влиять на состояние глаз, но могут и привести к ухудшению зрения. Все зависит от нарушений зрительного анализатора. Например, при близорукости высокой степени и особенно с осложнением на глазном дне, глаукоме, подвывихе хрусталика и др. противопоказаны все виды спорта, связанные с резким перемещением тела и возможностью его сотрясения, поднятием тяжестей, большим физическим напряжением.

При распределении учащихся на группы для занятий физической культурой следует руководствоваться следующим: все слабовидящие дети выделяются в специальную группу (существуют три группы: основная, подготовительная и специальная).

При решении вопроса о возможности занятий слабовидящих школьников в отдельных спортивных секциях следует учитывать многие обстоятельства: остроту зрения с коррекцией и без нее, состояние глазного дна, наличие или отсутствие бинокулярного зрения, степень аномалии рефракции, допускается ли применение коррекции при занятиях избранным видом спорта. В этих случаях необходима консультация врача-офтальмолога.

Положительное влияние на поддержание работоспособности учащихся младших классов на уроке оказывают физкультурные паузы, проводимые в середине урока.

Общие правила выполнения тренировочных упражнений для глаз

1.               Упражнения   лучше   всего   начинать   с   простых   движений,   постепенно увеличивая их сложность и скорость.

2.               Никогда не делайте усилий увидеть объект, кроме как в упражнениях, где это особо оговорено. Помните, что Вы можете усилием временно улучшить свое зрение, однако частое и длительное напряжение глаз приводит к окончательному снижению зрения.

3.               При выполнении упражнений следует помнить о том,  что работающие мышцы интенсивно поглощают кислород. Восстановление утомленной мышцы до нормы возможно только при условии достаточного поступления кислорода к тканям мышцы. Поэтому во время выполнения упражнений необходимо глубоко дышать.

4.               Глаз должен быть в постоянном движении — так предусмотрено природой. Движения предпочтительнее, нежели фиксированное напряжение, но периодическое расслабление тоже важно.

5.               Практически во всех упражнениях надо моргать. Не забывайте об этом!

6.               Во время выполнения упражнений (если это особо не оговорено) обязательно снимайте очки. Помните, что обычно люди, не носящие очки, улучшают свое зрение значительно быстрее и эффективнее. Поэтому старайтесь либо исключить ношение очков, либо уменьшить время их ношения. Кроме того, по мере улучшения зрения своевременно  меняйте очки на более слабые.  Конечно,  не  всем людям удается избавиться от очков, но все получат большую или меньшую пользу от упражнений.

7.               Ваше правило — делать упражнения понемногу, но чаще. При этом помните, что задача заключается не в исполнении формальной тренировки (как это практикуется в спорте), а в превращении упражнений в привычки.

8.               Если один глаз у Вас сильнее, чем другой, то дайте более слабому глазу больше   работы   при   помощи   прикрытия   более   сильного   глаза   повязкой   или ширмочкой.

9.               Временное улучшение зрения  наступает быстро,   но  время  наступления постоянного улучшения зрения будет разным для разных людей.

10.            Дети на лечение реагируют обычно намного быстрее, их прогресс более заметен. Любой метод, который не дает видимых результатов после проведенного курса, должен быть исключен из Вашей программы или заменен другим.

11.            Помните: восстановление зрения — комплексный процесс. Приведите в соответствие со своим желанием улучшить зрение диету, дыхание, объем бытовой зрительной нагрузки.

12.            Старайтесь, чтобы в Ваш личный комплекс входили упражнения всех типов. Составляйте себе комплексы упражнений на неделю и меняйте их, чтобы избежать скуки. Не смотрите на приведенные упражнения как на догму. Фантазируйте! Соблюдая принципы, заложенные в упражнениях, Вы можете без особых усилий придумать новые, не менее (а может быть и более) полезные упражнения.

13.            Мы не возражаем, если в конце концов в результате Ваших комбинаций и фантазий Вы остановитесь на определенном, свойственном только Вам, комплексе, который по Вашим субъективным ощущениям дает наибольший положительный эффект как в виде повышения остроты зрения, так и снятия симптомов зрительного утомления и достижения состояния зрительного комфорта.

14.            Чем больше и чаще Вы будете уделять время своим глазам, тем быстрее Вы ощутите эффект от домашнего лечения. Считается, что для достижения быстрого и стойкого эффекта необходимо постепенно довести время однократной тренировки до 10-15 мин, начиная с 3-5 мин. При этом желательно проводить 2-3 тренировки в день.

15.            Один раз в неделю перечитывайте приведенные выше правила и технику упражнения.

16.            По   возможности   воспользуйтесь  помощью   офтальмолога  для   проверки Вашего зрения в динамике. Обязательно осуществляйте самоконтроль в домашних условиях.

Описание специальных тренировочных упражнений для глаз

 Упражнение № 1. Массаж.

1.               Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза в течение 3-5 с, затем открыть глаза на 3-5 с. Повторить 7-8 раз.

2.               Выполняется сидя. Закрыть глаза и массировать их круговыми движениями пальцев в течение 1-2 мин.

3.               Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веки, затем через 1-2 с снять пальцы с век. Повторить 5 раз.


Упражнение № 2. Перефокусировка взора.

Поставьте перед лицом кончик указательного пальца на расстоянии приблизительно 15 см от своего носа и посмотрите на него. Затем переведите взгляд вдаль на любой объект, расположенный на расстоянии не ближе 6 м от Вас. Помните, что расстояние 15 см — среднее, главное — четко видеть кончик указательного пальца. Упражнение выполняется в двух вариантах — медленном и быстром. В первом случае обращается внимание на четкость фокусировки как на ближнем объекте, например, пальце, так и на дальнем. Торопливый перевод взгляда с пальца на объект и обратно, когда ни то, ни другое Вы не успеваете увидеть четкими, будет ошибочным исполнением. Конечно, в зависимости от состояния Вашего зрения, объекты могут быть видны недостаточно четко. В этом случае необходимо до обратного перевода взгляда успеть осознать, что Вы все же посмотрели на этот плохо видимый объект, а не механически бросили взгляд в его сторону. Во втором случае упражнение по указанной методике выполняется в быстром темпе.

Одним из вариантов этого упражнения является ступенчатая регулировка фокусировки глаза. В таком исполнении глаза сначала фокусируются на каком-либо ближнем объекте, например, книге, затем на объекте подальше, например, оконной раме, затем на еще более дальнем объекте, например, дереве за окном, и, наконец, на каком-либо объекте в бесконечности, на практике это расстояние свыше 6 м. Выполнение четырех ступеней упражнения считается вполне достаточным. Когда Вы дойдете до самого дальнего объекта, вернитесь назад в обратном порядке. Не забывайте про дыхание, а также обязательный отдых глаз после проведения упражнения.


Упражнение № 3. Сведение глаз.

Тренирующийся следит за движением карандаша при перемещении его от расстояния вытянутой руки к кончику носа до момента двоения. 10 раз перемещение производится по центру к переносице и по 10 раз — перед каждым глазом. Чем больше приблизится ближайшая точка, тем эффективнее упражнение.

Упражнение № 4. Письмо.

Техника упражнения состоит в своеобразном написании букв или слов открытыми глазами. При этом желательно чередовать размер написанных букв, например, написание слов на всю противоположную стену до минимального написания слов на предмете, отстоящем от глаз на расстоянии 33 см. Что именно писать? Можно вспомнить алфавит, названия городов, имена и так далее. В целом, чем больше размах движений глаз, тем выше эффект упражнения. Рекомендуется чередовать письмо с легким массажем глаз пальцами через закрытые веки.



Упражнение № 5. Чтение на расстоянии.

Установите книгу (журнал) на достаточно освещенном месте, подойдите к ней на расстояние хорошей видимости и, читая текст, медленно отходите, стараясь удержать расплывающиеся буквы. При затуманивании текста, когда Вы почувствуете, что невозможно читать, следует сразу же приблизиться ровно настолько, чтобы он был опять различим. Указанный цикл повторяется многократно. При выполнении упражнения нельзя прищуриваться и напрягать глаза. Показателем эффективности тренировок будет увеличение расстояния до книги, при котором еще возможно чтение.


Упражнение № 6. Перемещение.

Установите книгу или журнал на достаточно освещенном месте, подойдите к ней на расстояние хорошей видимости и зафиксируйте одну из букв на строке. После этого медленно отходите на расстояние, с которого строка заведомо не видна. При этом Ваша задача — стараться удержать в сознании максимально долго ясное изображение выбранной буквы. При затуманивании последней следует возвратиться в исходное положение. Указанный цикл повторяется многократно. Периодически останавливайтесь на предельном расстоянии и подносите палец к глазам из невидимой зоны, например, от груди, на расстояние 3-5 см, фиксируя на нем взгляд, и затем постепенно отдаляя его в сторону книги. Взгляд следует за пальцем и в конце концов переносится на книгу.

При выполнении упражнения нельзя прищуриваться и напрягать глаза. Упражнение № 7. Часы.

Представьте, что Вы стоите близко к большим настенным часам, центр которых расположен прямо перед Вашими глазами. В начале упражнения взгляд устремлен в центральную точку. Затем, не поворачивая головы, бросьте взгляд на любую из цифр на циферблате, а затем так же быстро вернитесь в центр. Теперь бросьте взгляд на следующую цифру и вернитесь в центр. В целом необходимо «обойти» по данной методике весь циферблат соответственно по и против часовой стрелки.


Перечень пособий  для детей с нарушением зрения.

Косоглазие и амблиопия:

                  Мозаика разной величины и цвета.

                  Мелкий материал – бусы, пуговицы.

                  Кубики.

                  Конструктор.

                  Дидактические игры и пособия по изучаемым темам (по развитию сенсорного восприятия, предметных представлений , развития психических процессов), адаптированный к зрительным нагрузкам.

                  Доска – тёмно зелёная, матовая.

                  Трафареты: тематические, геометрические, линейные.

                  Раскраски.

                  Лабиринты.

                  Материал для развития мелкой моторики рук.

                  Приборы для развития зрительных функций.

                  Приборы и игрушки для развития глубины пространства.

                  Офтальмотренажеры.

 Слабовидящие:

       Специальные приборы для работы: лупы, приборы для рисования, увеличительные стёкла.

       Пособия для развития тактильных ощущений, слухового восприятия, обоняния.

Слепые:

                  Специальные пособия для развития компенсаторных способов познания мира и развития сохранных функций.

                  Приборы по тифлографике.

                  Тифлотехнические приборы.

 

 

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Гражданин и гражданство»


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: