Консультация для воспитателей на тему: «Введение инклюзивного образования в воспитательные отношения в группу общеразвивающего вида в ДОУ»


Консультация для воспитателей на тему: «Введение инклюзивного образования в воспитательные отношения в группу общеразвивающего вида в ДОУ».

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями). Инклюзивное образование основывается на восьми принципах:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

  4. Все люди нуждаются друг в друге;

  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Сейчас больше возможностей и, соответственно, примеров внедрения инклюзивного образования, рассмотрим перспективы развития инклюзивных форм дошкольного воспитания в регионах.

  1. Инклюзивное образование в регионах находится на этапе формирования. Этот этап проходит с разной степенью активности, которая по большей части зависит от профессиональной позиции и ценностных ориентаций региональных органов управления образованием. Социальный запрос на инклюзивное образование дошкольников в данный период в регионах в значительной степени удовлетворен либо еще недостаточно сформировался.

  2. Уровень толерантности родителей дошкольников позволяет достаточно широко распространять практику инклюзивного образования в дошкольной ступени. Профессиональные установки сотрудников ДОУ также являются значимым ресурсом для успешного начала и продвижения инклюзии дошкольников с ООП.

  3. Основным ресурсом реализации инклюзивного дошкольного образования в региональных ДОУ является кадровый, хотя пятая часть детских садов все же испытывает недостаток в квалифицированных кадрах для реализации программ инклюзивного воспитания; до трети дошкольных учреждений не готовы реализовывать инклюзивное образование по причине недостаточной компетентности.

  4. Подавляющее большинство ДОУ проводит образовательную инклюзию в рамках бюджетного финансирования. Проектная деятельность, привлечение спонсорских средств и помощи благотворительных организаций практически отсутствуют.

  5. Образовательная инклюзия осуществляется в отношении дошкольников, принадлежащих к достаточно широкому кругу категорий детей с ООП, самой обширной из которых является нозологическая группа нарушений речи различной степени тяжести (здесь накоплен наиболее значительный опыт инклюзивного воспитания), а также категория детей с РДА, ДЦП или синдромом Дауна. В наименьшей степени образовательная инклюзия на дошкольной ступени коснулась детей с умственной отсталостью иной, чем синдром Дауна, этиологии, нарушениями слуха и зрения.

  6. При комплектовании инклюзивных групп не используются какие-либо стандарты, параметры комплектования существенно различаются в различных ДОУ: наполняемость групп, соотношение обычных и «особых» детей в одной группе довольно широко варьируются и не связаны со спецификой образовательных потребностей последних или ведущим нарушением. Зачастую (около трети ДОУ) соотношение «особых» детей и детей с обычным ходом психического развития внутри одной группы довольно высоко (1 : 4 и выше).

  7. Наиболее активно в инклюзивные группы принимаются старшие дошкольники, однако имеется опыт и в отношении детей раннего возраста.

  8. Нагрузка на специалистов в ДОУ, реализующих программы инклюзивного воспитания, достаточно высока как в силу значительной концентрации «особых» детей, так и по причине малого числа специалистов. Кроме того, в ДОУ практически отсутствуют такие помогающие специалисты, как социальный работник или социальный педагог, которые могли бы внести существенный вклад в повышение качества образовательной инклюзии и поддержки семьи.

  9. Специалисты реализуют в отношении детей с ООП следующие формы обучения: групповые и подгрупповые занятия, индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, диагностику и консультирование родителей.

  10. Менее трети детей с ООП из инклюзивных групп продолжают обучение в общеобразовательных школах, такое же количество «особых» дошкольников поступает в коррекционные школы. Вопрос о продолжении образования решается с учетом пожеланий родителей ребенка.

Глоссарий.

Абилитация — создание новых возможностей, наращивание социального потенциала, т.е. возможности личности реализоваться в данном сообществе.

Инклюзивное образование — включение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в коллектив таких же ребятишек как он сам наравне со всеми, посещение обычного детского сада.

Лекотека — служба оказания ранней психолого-педагогической помощи детям с нарушением развития и их семьям с использованием игровых технологий.

Ратификация (лат. ratificatio от ratus — решённый, утверждённый + facere — делать) — процесс придания юридической силы документу (например, договору) путем утверждения его соответствующим органом каждой из сторон.

Сегрегамция (позднелат. segregatio — отделение) — политика принудительного отделения какой-либо группы населения.

сегрегации ( segregatio — отделение)- отделении ребёнка от общества, возможность обучения детей с особыми образовательными потребностями в образовательном учреждении специального назначения: в ДОУ компенсирующего вида, специальных интернатах, спецшкола.

Методические   рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения инклюзивной  практики в образовательном учреждении.

  1. Условия организации  инклюзивной  практики в образовательном учреждении.

Для организации адекватной и эффективной системы комплексного, в первую очередь психолого-педагогического сопровождения  инклюзивной  практики в образовательном учреждении необходимо наличие как «внутренних», так и внешних условий. К собственно «внутренним» условиям следует отнести принятие всеми участниками образовательного процесса философий и принципов  инклюзивного   образования , создания «безбарьерной» образовательной среды, эффективной деятельности консилиума ОУ, наличие адекватной и оптимальной документации и владение ею всеми специалистами, других необходимых условий. К «внешним» условиям, необходимым для организации деятельности  инклюзивного  образовательного учреждения, относятся:

  1. системность развитияинклюзивного   образования  в регионе;

  2. наличие образовательных учреждений разных ступеней  образования  ( инклюзивная  образовательная вертикаль: система ранней помощи – вариативность форм включения ребенка с ОВЗ в ДОУ – организация  инклюзивной  вертикали в средней общеобразовательной школе – в ее начальном и среднем звене, а также аналогичные «звенья» в специальной (коррекционной школе);

  3. преемственность и взаимодействие между отдельными звеньями этой вертикали;

  4. наличие в регионеструктур, оказывающих эффективную  методическую , организационную поддержку и сопровождение  инклюзивных  ОУ (в ПМСС-центрах);

  5. создание и функционирование регионального Совета поинклюзивному  образованию;

  6. взаимодействие с социальными партнерами.

Среди «внутренних» условий организации  инклюзивной  деятельности ОУ по сопровождению ребенка с ОВЗ необходимо выделить организационные, кадровые и средовые:

  1. Сотрудничество с ПМСС центром и, созданными в них, психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК);

  2. Взаимодействие с другими  инклюзивными  и специальными учреждениями вертикали или сети (детский сад, школа, и т.п.), в том числе взаимный обмен технологиями, материалами, информацией и документами;

  3. Наличие подготовленных для реализации задач  инклюзивного   образования  кадров;

  4. Разработка приемов, методов и форм повышения профессиональной компетентности специалистов;

  5. Наличие команды специалистов сопровождения: координатор (завуч) поинклюзии, психолог, специальный педагог, логопед, социальный педагог, помощник учителя (тьютор) и др.;

  6. Организация деятельности этих специалистов как психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения ссоответствующими выделенными задачами;

  7. Архитектурные преобразования, включая без барьерную среду;

  8. Наличие специальное оборудования и средства, модулирующих образовательное пространство класса /группы.

Задачи и функции этих структурных иерархичных звеньев сопровождения инклюзивной  образовательной вертикали различны, но в своей деятельности они не могут не быть неразрывно связаны между собой в реализации конкретных  инклюзивных процессов.

Вся деятельность по включению и сопровождению различных категорий детей с ОВЗ в инклюзивной  образовательной вертикали должна опираться на единые терминологические и содержательные представления об особенностях этих детей – на единую и принимаемую всеми специалистами образования типологию отклоняющегося развития. Именно общая для всех специалистов квалификация состояния ребенка с ОВЗ, лежит в основе и определения условий включения ребенка в  инклюзивную  образовательную среду учреждения, и разработки специалистами центров психолого-медико-социального сопровождения и, созданными в них ПМПК, и консилиума ОУ индивидуального образовательного маршрута, в основе всей совокупности коррекционно-развивающих мероприятий, определяющих эффективность его (ребенка) развития, воспитания и обучения.

  1. Основные задачи деятельности центров психолого-медико-социального сопровождения по развитию  инклюзивной  практики в образовательном учреждении.

Основными задачами деятельности центров психолого-медико-социального сопровождения и, созданными в них ПМПК, по развитию  инклюзивного   образования  можно выделить следующие:

  1. Оценка особенностей и уровня развития ребенка;

  2. Оценка возможности на настоящем этапе развития (состояния ребенка) быть включенным в образовательное учреждение, реализующее инклюзивное образование;

  3. Определение условий, в том числе средовых, включения конкретного ребенка всреду обычных сверстников, в том числе определения необходимого специального оборудования;

  4. Выбор образовательного учреждения, реализующего инклюзивную  практику;

  5. Выбор оптимального уровня (формы) включения в среду обычных сверстников– частичная интеграция, полная интеграция,  инклюзивное  обучение и воспитание, интеграция в рамках дополнительного  образования  и т.д.

  6. Определение срока, в том числе диагностического, пребывания ребенка на тойили иной форме инклюзии в данном ОУ.

Таким образом, центр психолого-медико-социального сопровождения и, созданными в них ПМПК, в процессе и по результатам работы с ребенком и его родителями (лицами, их заменяющими) определяет для детей дошкольного возраста:

1.Условия пребывания ребенка в образовательном учреждении:

— лекотека — с гибкой интеграцией в среду обычных детей;

— группа кратковременного пребывания «Особый ребенок» (с гибкой интеграцией в среду обычных детей);  

— инклюзивная  группа (группа комбинированного типа), потребность в сопровождении (тьютор);

2. Вид дошкольного образовательного учреждения.

3. Направленность коррекционной работы (логопед, психолог, дефектолог, специальный педагог, ЛФК, врач, и т.п.);

— рекомендуемый режим занятий и консультаций;

— дополнительная помощь специалистов вне ДОУ;

— дополнительное специальное оборудование;

— срок повторного обращения к специалистам центров психолого-медико-социального сопровождения, ПМПК.

Для детей школьного возраста ПМПК определяет следующие компоненты психолого-педагогического сопровождения:

  1. Условия пребывания ребенка в образовательном учреждении (потребность в сопровождении (тьюторе);

  2. Рекомендуемая образовательная программа, направленность.

  3. Направленность коррекционной работы(логопед, психолог, дефектолог, специальный педагог, ЛФК, врач, и т.п.); рекомендуемый режим занятий и консультаций; дополнительная помощь специалистов вне школы; срок повторного обращения к специалистам центров психолого-медико-социального сопровождения, ПМПК.

Специалисты центра психолого-медико-социального сопровождения, ППМК имеют право оговаривать с родителями дополнительные условия, необходимые для успешной адаптации ребенка в ОУ, в частности, это могут быть  рекомендации  по сопровождению ребенка во внешних организациях: в системе социальной защиты или здравоохранения.

  1. Основные задачи деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений по развитию  инклюзивной  практики.

Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк ОУ) как форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, действует на основании  Методических   рекомендаций  Министерства  образования  РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» от 27.03.2000 г. №127/901-6. В  инклюзивном  образовательном учреждении ПМПк —это объединение специалистов ОУ, реализующее ту или иную стратегию сопровождения ребенка и разрабатывающее конкретные тактики сопровождения включенного ребенка.

Содержание деятельности консилиума ОУ:

  1. обсуждение специалистами особенностей развития и социальной
    адаптации того или иного ребенка с ОВЗ;

  2. обсуждение сложившейся образовательной ситуации;

  3. разработка и реализация общей стратегии заданной ПМПК и конкретных тактик включения ребенка с ОВЗ в  инклюзивную  практику при направлении его в данное образовательное учреждение.

Таким образом, стратегия включения ребенка в некоторой степени зависит от специалистов ПМПк, определяющих необходимые условия для его успешного включения в среду обычных сверстников.

Задачами психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)  инклюзивного  ОУ являются разработка тактических задач сопровождения, конкретизация последовательности подключения того или иного специалиста или условия, подбор конкретных коррекционных программ, тактик, технологий сопровождения, наиболее адекватных особенностям ребенка и всей ситуации его включения в среду нормально развивающихся сверстников. Кроме задач, определенных  методическими   рекомендациям, инклюзивная  практика актуализирует еще одну задачу—сопровождение всех детей группы/класса, в которые включен ребенок с ОВЗ.

В состав ПМПк ОУ входят: координатор по инклюзии (как правило, его роль выполняет старший  воспитатель / завуч школы), педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, медсестра. https://oo3e.mail.yandex.net/static/06142d9b626b47a5baff39215636ad57/tmpC_8Q1G_html_m19cc1e6f.gif

Задачи и виды деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения:

  1. разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута, определение условий и технологий психолого-педагогического сопровождения, в том числе оказания коррекционно-развивающей помощи ребенку с ОВЗ;

  2. разработка содержательной части индивидуального образовательного маршрута (проведение организационных мероприятий, способствующих адаптации включенного ребенка);

  3. динамическая оценка эффективности мероприятий по социальной адаптации ребенка с ОВЗ;

  4. моделирование индивидуально ориентированных образовательных и коррекционно-развивающих программ на основе использования существующих программ и гибких технологий, учитывающих особенности психофизического развития детей данных категорий;

  5. изменение, при согласии родителей, образовательной траектории ребенка с ОВЗ (например, изменение соотношения индивидуальных и групповых форм работы, время пребывания ребенка в среде сверстников и т. п.);

  6. мониторинг образовательной и социальной адаптации всех воспитанников  инклюзивных  групп/классов;

  7. координация взаимодействия всех специалистов ОУ по организации  инклюзивной  практики;

  8. при выявлении изменений психофизического и соматического состояний направление родителей на консультацию к специалистам медицинского профиля.

Каждый специалист консилиума оценивает состояние психофизического развития ребенка и дает прогноз его возможностей в плане обучения, воспитания и социальной адаптации, в соответствии со своей специальностью и специализацией. Тип отклоняющегося развития, оценка причин и механизмов конкретного типа отклоняющегося развития, определение направлений психологической коррекционной работы, ее последовательности и тактики определяет педагог-психолог. Характер речевого недоразвития выявляется учителем-логопедом, который определяет условия и форму сопровождения, адекватные возможностям ребенка в рамках данного вида дошкольного образовательного учреждения. Сформированность образовательных навыков, оценивается  воспитателем /учителем или учителем-дефектологом соответствующего профиля. Социальную ситуацию развития, среду, в которой находится ребенок вне образовательного учреждения, особенности социального статуса семьи оценивает социальный педагог.

Деятельность всех специалистов в рамках консилиума состоит из ряда последовательных этапов, закономерно вытекающих один из другoгo.





Свежие документы:  Текст к заданиям С1-С4

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: