Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»












Консультация для воспитателей


«Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»









Наши дети должны хорошо знать не только историю Российско­го государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в ее возрождении; самореализовать себя как личностей, любящих свою Родину, свой народ и все, что связано с народ­ной культурой: русские народные тан­цы, фольклор (считалки, стихи, потеш­ки, прибаутки), народные игры.

Радость движения сочетается с ду­ховным обогащением детей, формируя устойчивое отношение к культуре род­ной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознатель­ной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Игры являются неотъемлемой ча­стью интернационального, художествен­ного и физического воспитания детей разного возраста.

Игра — это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справед­ливости, чести и порядочности, люб­ви и долгу. Игра формирует высокую I нравственность.

Неоценимым национальным богат­ством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не толь­ко как жанр устного народного твор­чества. В них заключена информация, дающая представление о повседнев­ной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были не­пременным элементом народных обря­довых праздников.

Основным условием успешного вне­дрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое зна­ние и свободное владение обширным игровым репертуаром, богатое и раз­нообразное по своему содержанию.

Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народ­ной культуре является результатом многолетних наблюдений, практиче­ских наработок, в основе которых ле­жит теория развития ребенка как лич­ности, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта обществен­ной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действи­тельности имеют решающее значение в становлении основ личности.

С первых лет жизни ребенка при­общение его к культуре, общечелове­ческим ценностям помогает заложить в нем фундамент нравственности, па­триотизма, формирует основы самосо­знания и индивидуальности. Проект составлен в соответствии с требованиями и рекомендациями про­грамм «Программа воспитания и об­учения в детском саду», «Приобще­ние детей к истокам русской народ­ной культуры».

Проект ориентирован на четыре воз­растные ступени:

  • младший возраст (3—4 года);

  • средний возраст (4—5 лет);

  • старший возраст (5—6 лет);

  • подготовительная к школе груп­па (6—7 лет).

Проект построен на основе глав­ных методических принципов: учет воз­растных особенностей детей, доступ­ность материала, постепенность его усложнения.

Основные цели и задачи проекта:

  1. Создать систему работы по при­общению детей к истокам русской на­родной культуры через русские народ­ные подвижные игры.

  2. Привлечь родителей в воспи­тательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, познакомить с кален­дарными праздниками, их обычаями и традициями.

  3. Создать условия для самостоя­тельного отражения детьми получен­ных знаний, умений.

  4. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народ­ному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к на­родным играм и т. д.

  5. Использовать все виды фолькло­ра (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хо­роводы), так как фольклор является бо­гатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Зна­комить детей с народными праздника­ми и традициями, народными играми.

Методический проект на доступном для детей уровне знакомит их с народ­ными играми, народным календарем, основами православной культуры, тра­дициями, бытом, обычаями русского на­рода, с крестьянским трудом, способ­ствует развитию познавательных спо­собностей у детей, формированию вы­сокой нравственности, воспитывает лю­бовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культу­ре. «Дела давно минувших дней, пре­данья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.

Русские народные календарные игры

Игры — своеобразная школа для ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; содержится обильная пища для работы ума и воображения; вос­питываются умения преодолевать неу­дачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх за­ключается залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.

Неоценимым национальным богат­ством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не толь­ко как жанр устного народного твор­чества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, тру­де, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядо­вых праздников. К сожалению, народ­ные игры сейчас малопопулярны. Хо­телось бы сделать их достоянием на­ших дней.

Практически каждая игра начинает­ся с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.

Считалка имеет древнюю тради­цию. Обыкновение пересчитываться происходит из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зача­стую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится за­думанное, так как полагали, что есть «счастливые» и «несчастливые» числа.

Эту взрослую привычку подсматри­вали дети, ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрос­лых — охоту, ловлю птиц, уход за по­севом и др.

Есть игры, в которых играющие де­лятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались ого­ворки: «Кого выбираешь, что выбира­ешь? Что возьмешь?»


Русские народные игры во время проведения обрядовых праздников, посвященных разным циклам земледельческого календаря

Новый год: «Арина», «Баба Яга», «Жмурки».

Рождественский сочельник: «Два Мороза», «Скакалка», «Масло», «Оре­шек», «С города долой!»

Святки: «Бабка», «Гуськи», «Дедушка-рожок», «Прялица», «Слепая курица и чулок», «Слепой козел», «„Черного» и „белого» не говорить, „да» и „нет» не повторять».

Масленица: «Каравай», «Взятие снежной крепости», «Водить козла», «Горелки», «Гори, гори ясно», «Горш­ки», «Крута гора», «Лапти», «Летят — не летят», «Пирог», «Сапки», «Салки-догонялки», «Салки-мартышки», «Сал­ки с мячом».

Благовещенье: «Ай да птица, что за птица!», «Бабочки и ласточки», «Пти­цы», «Воробей», «Ворон», «Голуби», «Жаворонок», «Коршун», «Ласточки», «Ого­родник и воробей», «Пчелы», «Пчелы и ласточка», «Филин и пташки».

Вербная неделя: «Верба-вербочка», «Дед», «Захарка», «Мосток».

Пасха: «Игры с яйцами», «Чье яйцо дольше покрутится?», «Катание яиц с гор­ки», «Бой яйцами», «Солнышко-ведрышко», «Береза», «Медом или сахаром».

Красная горка: «В круги», «Отга­дывание».

Лялин день: «Ляля»

Егорьев день: «Лошадки», «Па­стух и стадо».

Троица (Семик): «В кресты», «Ве­нок», «Водяной», «Горячее место», «Ерыкалище».

Никита-гусятник: «Волк и гуси», «Гуси-гуси», «Утка и селезень», «Заинь­ка», «Утица» («Уточка»).

Давид-земляничник: «У медведя во бору», «Волк в лесу», «Медведь».

Николай Кочанский: «Капуста», «Плетень».

Успение: «Кто с нами?», «Огород­ник», «Пахари и жнецы».

Семенов день: «Муха», «Охотники и собаки», «Черный жук».

Покров: «Заря-заряница», «Круже­ва», «Молчанка», «Пятнашки», «У дя­дюшки Трифона».

Кузьма и Демьян: «Ворон и куры», «Золотые ворота», «Кузнецы», «Куроч­ки», «Царевна».

Арина

Играющие встают в круг, в середи­не — водящий (Арина). Ему завязыва­ют глаза. Все поют: Долгая Арина, Встань выше овина, Рученьки сложи, Чье имя скажи! Арина ходит, напевая: Хожу, гуляю вдоль каравая, Вдоль по караваю. Кого найду, узнаю!

Затем, коснувшись одного из игра­ющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Ариной.


Два Мороза

На противоположных сторонах пло­щадки отмечают линиями два «дома». Играющие располагаются в одном из них. Выбираются два Мороза: Синий Нос и Красный Нос. По сигналу Мо­розы говорят:

Мы два брата молодые,

Два Мороза удалые,

Я — Мороз — Красный Нос,

Я — Мороз — Синий Нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься? Все играющие хором отвечают: Не боимся мы гроз,

И не страшен нам Мороз.

После слова «мороз» все играющие I перебегают в «дом» на противоположной I стороне площадки, а Морозы старают­ся их «заморозить», коснувшись рукой.

Ай да птица, что за птица!

Водящий, взяв в руки любой предмет, говорит:

Ай да птица, что за птица! Что за птица за орел!

Сосед поднимает предмет и быстро отвечает: «Ай да птица, что за птица — ворон!» Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не ошибётся, забыв назвать птицу.

Ерыкалище

На земле (на полу) очерчивается круг. Выбирается водящий — Ерыкалище. На него надевают маску страшного чудовища из бумаги или холста. Он становится в круг. Остальные бегают и напевают:

Эко диво — чудо-юдо, Морская губа — Ерыкалище! Эко диво, чудо-юдо, С Гбрынова дуба Морское поганище!

Неожиданно Ерыкалище выскакивает из круга и, прыгая на одной ноге, ловит играющих. Кого поймает, уводит в плен (круг) и отдыхает. Его снова драз­нят Ерыкалище и плененный, прыгая на одной ноге, ловят оставшихся. Игра продолжается до тех пор, пока Еры­калище и его пленники не переловят всех играющих.

Муха

На земле очерчивается круг. В цен­тре вбивается кол, на него вешается кружок — «муха». Играющие встают за кругом и бросают в него палочки, ку­сочки дерева — стараются сбить «муху» с кола. У кола стоит караульный, кото­рый должен после каждого падения «мухи» возвращать ее обратно на кол. Когда играющие израсходуют все свои «снаряды», им предстоит быстро со­брать их и вернуться на место. Кто не успеет, становится «караульным».






Кузнецы

Считалкой выбирается «кузнец». Остальные дети — «жеребцы». Жеребцы: Эй, кузнец-молодец! Расковался жеребец. Ты подкуй его опять. Кузнец: Отчего ж не подковать? Вот гвоздь, вот подкова, Раз, два — и готово!

На слове «готово» жеребцы убегают, кузнец их ловит.


Царевна

Играющие становятся в круг, на се­редину выходит одна девочка — «ца­ревна». «Царевич» ходит за кругом.

Все поют: Круг города ходит Царев сын, королек, Невест выбирает Царев сын, королек. Войди, царевич, в город, Подойди, царевич, ближе, Поклонись, царевич, пониже, Поклонись пониже.

После этих слов царевич выбирает себе царевну, входит в круг, и они танцуют.

Выходит следующий парень, и игра повторяется.


Считалки

Дети очень любят шутливые, весе­лые стихи-считалочки, быстро их за­поминают.

Все участники игры встают в круг, в ряд или садятся на скамейки, на тра­ву. Один из них выходит на середи­ну и, громко, четко выговаривая сло­ва, произносит нараспев считалочку:



Тара-бара, Домой пора — Ребят кормить, Телят поить, Коров доить. Тебе водить!

Тот, кто произносит считалку, при каждом слове (а иногда и слоге) при­касается поочередно рукой к играю­щим, не исключая и самого себя. Тот, на кого выпадает последнее слово, ста­новится водящим. Считалка не повто­ряется.

Варианты считалок:

Раз, два, три, четыре, Пять, шесть, семь, Восемь, девять, десять. Выплывает белый месяц! Кто до месяца дойдет, Тот и прятаться пойдет!


Катилося яблочко. Мимо сада, Мимо огорода, Мимо частокола; Кто его поднимет, Тот вон выйдет!

Заяц белый, Куда бегал?

  • В лес дубовый!

  • Что там делал?

  • Лыко драл!

  • Куда клал?

  • Под колоду!

  • Кто украл?

  • Родион.

  • Выйди вон!

Шла кукушка мимо сети, А за нею — малы дети. Кукушата просят пить. Выходи — тебе водить



Свежие документы:  Урок на тему "В копилку молодого учителя. Примерный план и анализ работы классного руководителя во втором классе"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: