Консультация для воспитателей
«Учите детей отгадывать загадки»
Подготовила воспитатель Кирсанова Е.И.
Перед современными педагогами ставится главная задача — воспитание творческой личности, а творчество, не приходит просто так, творчеству надо учиться. В.А. Сухомлинский призывал не упустить тот счастливый период: «…добраться в каждом человеке до той жилки, с которой начинается неповторимый талант». И здесь, как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка выступает загадка.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и добрые знакомые.
Практика педагогического процесса показала, что использование загадок как средства воспитания и обучения активно способствует развитию мышления, речи и речевой активности, что важно для подготовки детей к школьному обучению. Использовать загадки рекомендуется с 3-х лет.
Что такое загадка? Загадка — это логическая задача, предложенная в художественной форме. Благодаря этому она особенно привлекательна, вызывает интерес. По содержанию загадка представляет собой замысловатое описание в виде перечисления признаков предмета или явления и их сравнение.
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
Летит, а не птица, воет, а не зверь. (Ветер)
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Такой анализ развивает способность логически и образно мыслить, развивает и закрепляет навыки речи — доказательства, речи — рассуждения, речи — описания, умения определять предметы по действию и признакам. Учит понимать смысл образных выражений. Чтобы вызвать у детей потребность в рассуждении и доказательстве, надо при отгадывании ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна.
Способ доказательства — это не отдельное суждение, а логическая цепь связанных между собой суждений, приводящая к определенному выводу. От последовательности установления связей и полноты их раскрытия зависит логичность и убедительность доказательств. А значит и активность развития речи и мышления ребенка.
Загадка становится не просто развлечением, а упражнением в рассуждении и доказательстве, приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи.
Загадки:
учат молодых иносказательной речи;
учат поэтическому видению мира, нестандартному мышлению;
расширяют кругозор и представления об окружающем мире;
помогают активизировать внимание, умение понимать и чувствовать художественный образ;
развивают воображение, речь, любознательность;
тренируют память.
Желаем Вам успехов в отгадывании загадок вместе с детьми!