Левченко Е.Г.
директор МОУ «СОШ № 26»
кандидат психологических наук
г. Братск
Концепция социально-образовательного взаимодействия
образовательных учреждений г. Братска Иркутской области
Актуальность. Проблема взаимодействия человека с окружающей действительностью имеет историческое значение. Она непосредственно связана с упрочением экономических, политических, научно-технических и культурных отношений между народами глобального мирового сообщества. Оттого, какова степень понимания человеком своего места и роли в системе «Человек — Мир», как он осуществляет взаимодействие с внешней средой (природной и социальной), какими способами реализуется его субъектная сущность в пространстве ноосферы, зависят в конечном итоге мир и жизнь на Планете (Н.А. Бердяев, B.C. Библер, В.И. Вернадский, Ю.В. Гладкий, Б.С. Ерастов, А.С. Кармин, А. Кинг, С.Б.Лавров, Б.Ф.Ломов, К. Лоренц, Д. Медоуза, Н.Н. Моисеев, Е. Норланд, Н.Ф. Федоров, В. Франкл Р. Хитине, Н.Г. Холодный, А.Л. Чижевский, Б. Шнайдер К. Ясперс и др.).
Категория взаимодействия изначально является базовой для социальных наук и всегда рассматривалась как центральная и в философии, и в социологии, и в психологии (К.А. Абульханова-Славская, B.C. Агеев, Г.М. Андреева, М.И. Бобнева, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Э. Дюркгейм, В.П. Зинченко, Л. Леви-Брюль, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, М.К. Мамардашвили, М. Мид, В.Н. Мясищев, Т. Парсонс, Б.Д. Пары-гин, Ж. Пиаже, К. Роджерс, П. Сорокин, Л. Фримен, Э. Фромм, Э. Эриксон, В.А. Ядов, К. Янг и др.). В научном понимании взаимодействие — это форма существования всего сущего, отражающая процессы связи, перехода, воздействия объектов друг на друга, в чем реализуется их движение и развитие. Мера проявления активности в условиях взаимодействия «тел» живой природы, особенно социального взаимодействия людей, различна. В зависимости от агента действия она может быть преобразующей или сохраняющей; созидающей, развивающей или разрушающей; это может быть активность принятия или непринятия другого субъекта, организации ответного воздействия, противостояния нежелательному воздействию или участия в совместном действии (Ю.Б. Гиппенрейтер, В.П. Зинченко, О.В. Овчинникова, А.Н. Леонтьев и др.). Необходимость взаимопонимания во всех сферах жизнедеятельности как условие выживания в глобальном мировом сообществе с особой остротой выдвигает проблему развития у современного человека ментальности, ориентированной на позитивное взаимодействие с окружающими, задающее интенцию со-переживания, со-общения и со-действия по отношению к другой личности как субъекту и индивидуальности.
Ведущую роль в развитии гуманистического менталитета личности, ее социализации играет образование, основанное на приоритете общечеловеческих фундаментальных ценностей и выдвигающее на первый план гуманитарные задачи: развитие у подрастающего поколения целостной картины окружающего человека материального и духовного мира, способствующей осознанию принадлежности каждого из них к единому человеческому сообществу; воспитание духовных, культурных и нравственных ценностей в их национальном и всечеловеческом понимании; овладение социальными умениями творческого взаимодействия с людьми разных национальностей, убеждений, верований и способностей (М.М. Бахтин, Е.П. Белозерцев, Б.С. Гершунский, А.Н. Джуринский, Э.Д. Днепров, С.Ф. Егоров, И.А. Ильин, И.Н. Калинаускас, П.Ф. Каптерев, А.А. Корольков, И.Е. Норланд, И.О. Лосский, В.В. Розанов, И.А. Савицкий, B.C. Соловьев, Р. Хенви, Р. Штайнер, Г.П. Щедровицкий, Ф. Эмери и др.).
Практическая реализация этих задач осуществляется образовательным учреждением, стимулирующим и направляющим процесс социализации и, одновременно, персонализации развивающейся личности путем трансляции и педагогической интерпретации молодому поколению духовных и нравственных ценностей социума (Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, В.А. Петровский, А.А. Реан, Л.А. Регуш, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, Г.С. Сухобская, А.И. Щербаков, В.А. Якунин, В.А. Ясвин и др.). Будучи «продуктом» истории, молодое поколение выполняет в ней глобальную по значению социальную функцию, выступая как «субъект-приемник» материальных и духовных ценностей предшествующих этапов развития общества (С.Н. Иконникова, И.М. Ильинский, А.А. Козлов, Н.В. Ковалева, В.Т. Лисовский Т.В. Пелевина и др.). Молодые люди выступают, с одной стороны, носителями всего нового (и социально-позитивного, и социально- негативного), а с другой стороны, — своего рода «цензором» современной действительности и социальной справедливости. Развитие у современных юношей и девушек человекоцентрированной жизненной позиции, социальных умений и навыков личностно-ориентированного полисубъектного взаимодействия в процессе обучения возможно при условии психологической готовности самого учителя к гуманистически-направленному взаимодействию с Другими (полсловом «Другие» подразумеваются любые субъекты «большого социума»: общество, авторы образовательных текстов, педагогический коллектив как социально-профессиональная группа, участники образовательного процесса: учащиеся, родители, коллеги-учителя). Самотрансценденция, т.е. способность не только видеть свой результат деятельности, но понимать и учитывать его роль и значение для других субъектов как важнейшее проявление личности учителя, есть одновременно начало «прорастания» этого же свойства у учащихся как членов современного глобального сообщества.
Цель: организация процесса гуманистически-ориентированного полисубъектного взаимодействия образовательных учреждений МОУ «СОШ № 26,34,45» г. Братска Иркутской области.
Задачи:
1. Создать условия для гуманистически-ориентированного полисубъектного взаимодействия МОУ «СОШ № 26,34,45» г. Братска Иркутской области в современном социокультурном пространстве и осуществить анализ педагогической деятельности как процесса гуманистически-ориентированного взаимодействия ее участников в современной социально-образовательной среде.
2. Разработать модель гуманистически-ориентированного полисубъектного взаимодействию МОУ «СОШ № 26,34,45» г. Братска Иркутской области в социально-образовательной среде.
3. Исследовать основные параметры готовности МОУ «СОШ № 26,34,45» г. Братска Иркутской области к гуманистически-ориентированному взаимодействию с другими субъектами в социально-образовательной среде.
4. Консолидировать доминантные ценности образовательных учреждений: здоровый образ жизни, экология, толерантность.
Теоретико-методологическая основа:
— положение об исходно-действенном соотношении человека и окружающей действительности, развитое в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, А.В. Брушлинского Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, Б.Д. Парыгина, С.Л. Рубинштейна и др.;
— концепции активности субъекта (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, И.В. Бестужев-Лада, А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, А.В. Петровский, В.А. Петровский и др.);
— ведущие положения гуманистической психологии (Э. Берн, С. Гроф, А. Маслоу, А. Менегетти, К. Роджерс, К. Рудестам и др.);
— концепции гуманистической направленности современного образования (А.Г. Асмолов, Б.С. Гершунский, А.Н. Джуринский, В.П. Зинченко, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, Ю.А. Шрейдер и др.);
— концепции «диалога культур» в образовании (B.C. Библер, С.Ю. Курганова, В.В. Сафонова и др.);
— концепции и идеи личностно-ориентированного подхода в обучении (Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, А.К. Колеченко, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Л. Марищук, А.А. Реан, Л.А. Регуш, Н.Ф. Талызина, А.П. Тряпицына, И.С. Якиманская, В.А. Якунин и др.);
— концепции диалогической природы гуманитарного знания и гуманитарного типа понимания (М.М. Бахтин, В.В. Ильин, И.К. Кучинский, Д.А. Леонтьев, Ю.М. Лотман, Л.М. Лузина, В.М. Розин, Т.А. Флоренская и др.);
— концепции гуманитарной культуры личности (Т.Г. Браже, С.Г. Вершловский, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, Е.А. Соколовская и др.);
— идеи полипарадигмального подхода к современной педагогической действительности (И.А. Колесникова, Г.Б. Корнетов, Е.А. Климов, О.Г. Прикот, П.Г. Щедровицкий и др.);
— теоретико-методологические и практические аспекты педагогического проектирования (И.Ю. Алексашина, Ю.Н. Громыко, Е.С. Заир — Бек, И.И. Ильясов, В.А. Караковский, А.П. Тряпицына, П.Г. Щедровицкий, Б.Д. Эльконин и др.);
— концепции мотивации и личностных смыслов познавательной деятельности (Н.В. Анпилова, В.Г. Асеев, И.П. Именитова, Г.Д. Кириллова, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Л.Н. Лесохина, Н.Н. Лобанова, Г.И. Щукина и др.);
— герменевтические представления о понимании мышления (А.А. Брудный, Х.Г. Гадамер, С.Б. Крымский, П. Рикер, Ю.А. Шрейдер и др.);
— концепции образования взрослых, апробированные в процессе повышения квалификации учителей (Л.М. Андрюхина, Т.Г. Браже, С.Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, Ю.Н. Кулюткин, Л.Н. Лесохина, В.Г. Онушкин, Г.С. Сухобская, Т.В. Шадрина и др.).
Доминантные ценности образовательных учреждений МОУ «СОШ № 26, 34, 45» г. Братска Иркутской области:
МОУ «СОШ № 26» — доминантная ценность толерантность. «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира» (Декларация принципов толерантности, статья 1).
В сложившейся ситуации толерантность становится ведущим этическим ориентиром, ценностным императивом. Мирное сосуществование разных культур рассматривается как необходимое условие общественного прогресса, стремление жить в мире с окружающими людьми выступает как насущная потребность личности.
Толерантность, как никогда ранее, важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности граждан, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости людей, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Как отмечал отечественный философ Ю.А.Шрейдер: «Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества, а может быть, и всего живого на Земле, сколько антропологическая — уничтожение человеческого в человеке». И прежде чем выяснять, как защитить природу, как избавить человечество от войн, бедствий и т.д., следует понять, как остаться человеком не только разумным, но и сознающим, т.е. совестливым.
В России, на современном этапе её развития, насущной необходимостью является общенациональное примирение, процесс формирования гражданского общества, что требует принятия своевременных и адекватных политическим и социальным условиям мер по стабилизации этнополитической и межконфессиональной ситуации в стране на основе развития у граждан толерантного сознания, толерантных установок и толерантного поведения.
В философии, педагогике и психологии толерантность признается фундаментальной ценностью, необходимой для реализации прав человека. Сущность толерантности рассматривается как признание за другими права на уважение их личности и идентичности.
Важнейшей задачей образовательных учреждений становится воспитание толерантной, гуманистически ориентированной, открытой к общению с людьми различных национальностей, демократической, миролюбивой личности, не делящий мир на своих и чужих, друзей и врагов. Выпускник на основании национальности и культуры будет иметь большую возможность участвовать в созидательных глобальных процессах, сотрудничать с людьми различных национальностей во имя мира и прогресса, сопричастно относится к проблемам других людей.
«Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других» (Декларация принципов толерантности, статья 4).
На основании проведенного диагностического исследования (Степанов П.В. Диагностика и мониторинг воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова – М.: Академия: АПКиПРО, 2003 г. – 82 с) были определены доминантные ценности: Человек, Культура, Мир. Формирование, которых будет способствовать воспитанию толерантной личности.
Исходя из вышеизложенного, МОУ «СОШ № 26» г.Братска цель нового этапа жизнедеятельности школы: создание воспитательной системы школы Толерантности, которая создает условия для воспитания духовно-нравственной личности, способной жить в атмосфере мира и ненасилия, взаимопонимания и сотрудничества, прав и свобод человека.
Цель воспитания и обучения: личность, толерантная, политически грамотная, осознающая свои права и обязанности по отношению к стране, где человек родился, испытывающая потребность и способная проявлять общественную активность, строящая отношение с окружающим миром на основе творческого содружества и созидательного труда.
МОУ «СОШ № 34» — доминантная ценность психологическое, нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. В основу концепции деятельности МОУ «СОШ № 34» в рамках проекта «Поколение ЛАЙТ» положена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Концепция «Поколение ЛАЙТ» представляет собой ценностно-нормативную основу организации образовательной среды образовательного учреждения, взаимодействия общеобразовательного учреждения с другими субъектами социализации – семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.
Образовательный процесс в школе направлен на воспитание гражданина и патриота, раскрытие способностей и талантов обучающихся, формирование их социально-значимых ориентиров, подготовку к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом школе необходимо постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, различными субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.
Связь поколений – главная идея проекта «Поколение ЛАЙТ (любознательные, активные, инициативные, творческие)». По-английски название нашего проекта звучит как «Generation LIGHT». «Light» в переводе с английского «светлый, легкий». «Generation LIGHT» (поколение ЛАЙТ) – поколение, несущее свет (светлое поколение — GL).
Цель проекта «Поколение ЛАЙТ»: Создание условий для формирования индивидуальности личности школьника – высокообразованного, высоконравственного, духовно и физически здорового, обладающего волевой готовностью к гражданскому, патриотическому поведению и навыками поведения в различных жизненных ситуациях на основе взамимоподдержки и социального партнерства разных поколений.
МОУ «СОШ № 45» — доминантная ценность экологическое воспитание.
Цель экологического образования и воспитания: формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности.
Следовательно, экологическое воспитание и образование соответствует целям формирования экологической культуры.
Для решения этих целей следует опираться на следующие принципиальные положения:
Процесс формирования ответственного отношения к природной среде рассматривается как составная часть патриотического воспитания, в этом процессе учитывается взаимосвязь глобального, национального и эмоционального восприятия среды и практической деятельности по её улучшению;
Исходными являются принципы систематичности, непрерывности, междисциплинарности экологического образования и воспитания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абульханова Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования// Психологический журнал. -1994.- Т. 14.- №4.
Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы.-М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990
Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М: Аспект Пресс, 2000.
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.- М.: Наука, 1977.
Алексашина И. Учитель и новые ориентиры образования.- СПб., 1997.
Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений.- М.,1993
Асмолов А.Г. Мир образования // Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.,1996.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.- М.,1979.
Бобнева М.И. Специфические социально-психологические свойства и способности личности//Социальная психология личности.- М.,1979.
Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности.-Л,1970.
Бердяев Н.А. Мое философское миросозерцание//Философские науки.-1990.- №6.- С. 85-90.
Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. — М.: Изд-во политической литературы, 1991.
Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение.-Избр.психол.труды.- Москва-Воронеж, 1996.
Брудный А.А. Понимание и общение. М.,1989.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.-М., 1960.
Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление.- М.: Наука, 1990.
Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: «Совершенство», 1998.
Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики.-М.Д988.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Просвещение, 1986
Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М.: ВЛА-ДОСД999
Ерастов Б.С. Социальная культурология. Ч.1.- М., 1994
Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования.Учебное пособие для студентов педагогического бакалавриата, педагого-практиков.- СПб.,1995.
Зинченко В. П. Мир сознания и структура сознания // Вопросы психологии.- 1991.- №2.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. Изд-е 2-е.- М.: «Логос»,2000
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.-СПб.: «Питер», 2000.
Каган М.С. Мир общения.- М.,1988.
Кармин А. С. Основы культурологии. Морфология культуры. СПб., 1997.
Калинауская И. Жить надо!-С.-Пб.: MEDUSA,1994
Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования//Избранные педагогические сочинения.- М., 1982.
Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмаль-ной рефлексии. СПб., 1999.
Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного истори-ко-педагогического процесса.- М.,1994.
Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях.- М.,1995.
Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности.- СПб., 1993.
Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат.- М.: Педагогика, 1990.183.-Кулюткин Ю.Н.,Сухобская Г.С. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды.- СПб., 1996
Кучинский Г.М. Диалог и мышление. Минск: Изд-во БГУД983.
Леонтьев А.А. Педагогическое общение.- М.,1979.
Леонтьев А.Н. Проблема развития психики.2-е изд-е.-М.: Мысль, 1965.
Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке/ЛВопросы психологии.-1989- №3. С. 11-21
Ломов Б.Ф. Категории общения и деятельности в психологии//Вопросы философии.-1979.- № *.- С.34-37.
Лихачев Д.С. Об актуальности проблемы общения в современном искусст-вознании//Искусство и общение.-Л.,1984.
Лосский И.О. Мир как органическое целое//Лосский Н.О. Избранное.-М.,1991.
Лузина Л.М. Понимание как духовный опыт (о понимании человека). -Псков, 1997.
Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
Мамардашвили М. Необходимость себя.- М.: Лабиринт, 1996.
Марищук В.Л. О внешних проявлениях и вегетативных реакциях человека при эмоциональном возбуждении, эмоциональном напряжении и напряженно-сти./В кн. Теоретическая и прикладная психология.-М.,1961. Вып. 10.
Моисеев Н. Человек и ноосфера.-М.: Молодая гвардия, 1990.
Мид М. Культура и мир детства.- М.,1988.
Мясищев В.Н. Психология отношений/Под ред.Бодалева А.А.- М.,1995
Парыгин Б.Д. Проблема готовности в социальной психологии//Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе/Под ред. А.Л. Журавлева.- М.,1996.
Петровский А.В. Социальная психология.- М.,1987.
Петровский В.А. Личность: феномен субъектности.- Ростов-на-Дону, 1993.
Пиаже Ж. Психология интеллекта//Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.
Прикот О.Г. Методологические основания педагогической системологии. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. -Санкт-Петербург, 1998.
Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология.-С.Пб.,1999.
Регуш Л.А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной деятельностьит. -Л.: ЛГПИ, 1983.
Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике.-М.: Медиум, 1995.
Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание.- М.: Изд-во АПН РСФСРД957.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.-М.,1994.
Розанов В. В. О понимании. СПб.:Наука, 1994.
Савицкий И.А. О философии глобального образования//Философия образования для XXI века.-М.,1992,- С. 9-18.
Сластенин В.А. Гуманистическая парадигма образования как основа формирования отечественной стратегии профессиональной подготовки учителя//Национальные ценности образования: история и современность.-М.,1996.- С.229-235.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности.- М.,1995.
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество/Общ.ред.сост.и предисл. А.Ю. Согомонов. Пер.с англ.- М.,1992.
Сухобская Г.С. Психология в управлении.- СПб., 1999.
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология.- М.,1998.
Тряпицына А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Л, 1989.
Норланд Е. Воспитание в эпоху глобальных проблем: размышления о новой педагогике/ЛПриоритеты современной педагогики: мир-экология-сотрудничество.- М.,1993. -С. 8-28.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.-СПб.: «Питер», 2000.
Франкл В. Человек в поисках смысла.-М.: Прогресс, 1990.
Фромм Э. Бегство от свободы.- М.,1989. С. 28.
Флоренская Т.А. Диалог в практической деятельности.- М., 1991.
Хенви Р. Достижимая глобальная перспектива. Пер. с англ. Я.М. Колкера.-Рязань,1994.
Штайнер Р. Духовное водительство человека и человечества.- Калуга: Духовное познание, 1992.
Щедровицкий Г.П., Якобсон С.Г. Методологические проблемы понимания// мышление и общение: Материалы Всесоюз. Симп.-Алма-Ата,1973.- С.30.
Щербаков А. И. Психолого-педагогическая подготовка учителя-воспитателя и пути ее оптимизации в высшей школе//Проблемы совершенствования системы психолого-педагогической подготовки учителя/Под ред. А.И. Щербакова. JI.,1986.
Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. Книга для учителя.-М.,1986.
Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности/Методологические проблемы социальной психологии.-М.: Наука, 1975.
Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов.-М.,1994
Якиманская И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения//Вопросы психологии.- 1995.- №2 С.28-37.
Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М.: Политиздат, 1991.
Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды,- М.: Сентябрь, 2000.
9