Лекция для родителей на тему «Как привить любовь к чтению»


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8

г. Белорецк Республики Башкортостан










Лекция для родителей

«Как привить любовь к чтению»

( 1 класс)







Подготовила:

Демихова Елена Анатольевна,

учитель начальных классов










г. Белорецк

2011

Как привить любовь к чтению

Цели проведения: помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы; познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению.

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда».

А.С. Пушкин говорил: «Чтение – вот лучшее учение».
Николай Александрович Рубакин – просветитель, учёный и писатель о книге писал так: «Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих cебя».

Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать отрицательно влияет не только на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие.

ЧТО ПРОИСХОДИТ С ДЕТСКИМ ЧТЕНИЕМ?

Вот данные социологов: Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49% до 26%, а тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34%. За эти годы произошло обвальное падение числа людей, которые приобретают книги. Если в 1996 году книги покупали 58%, то в 2006 году — только 20%. Любят читать: младшие школьники 43%, старшие — 17%.  Не читают ничего, кроме заданий 10% школьников. Представленные здесь цифры красноречиво говорят о тенденции снижения интереса к чтению от младшего школьного возраста — к старшему.

Большие нарекания у родителей и в адрес телевидения. Телесмотрение вышло на первое место в проведении досуга наших школьников. Многие родители считают его не только главным конкурентом книги, но и из-за обилия вредной информации — главной помехой воспитания в целом. Голубой экран притягателен для ребенка. Ничто не заменит телевидение по актуальности, яркости и красочности. Но общение с книгой имеет свои преимущества по способности доставлять ни с чем не сравнимое наслаждение уединения, отключения от внешних раздражителей, погружения в мир образов, созданных собственной фантазией.
Неоднозначное влияние на детей оказывает и компьютер. С одной стороны через Интернет он открыл ребенку доступ к мировым запасам информации. Вместе с тем, компьютер может быть использован и используется во вред ребенку, который часами способен просиживать за компьютерными играми.

Мы сейчас переживаем ответственный момент. Обществом все более осознается необходимость защиты и поддержки детского чтения на государственном уровне. Решается не просто участь детского чтения. Решается судьба России, ее интеллектуальная мощь. Неслучайны прокатившиеся по всей стране акции и конгрессы, многочисленные конференции в поддержку чтения. Создано в России Межрегиональное отделение Международной Ассоциации Чтения с отделениями в г. Москве, г. С.-Петербурге, г. Екатеринбурге.

Одним из главных факторов, стимулирующих чтение детей, является читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда.
Как же обстоят дела с читательскими умениями вашего ребенка? Давайте определим это с помощью нехитрого теста.

Тест «Читательские умения ребенка»

Вопрос

Выбрать вариант ответа

да

нет

1

Любит ли ваш ребёнок слушать сказки и рассказы?

 

 

2

Способен ли их пересказать?

 

 

3

Возникает ли у ребенка желание читать книги самостоятельно?

 

 

4

Вашего ребёнка больше интересует содержание, чем картинки в книге?

 

 

5

Имитирует ли он чтение вслух, подобно взрослым?

 

 

6

Интересуют ли его (её) книги познавательного характера (о животных, кораблях, странах)

 

 

7

Внимателен ли ваш ребёнок (в течение 20-40 минут) во время вашего чтения ему?

 

 

8

Он аккуратно хранит свои любимые книги?

 

 

9

Ваш ребёнок имеет хороший словарный запас и довольно успешно им пользуется?

 

 

10

Он понимает смысл большинства сложных слов?

 

 

11

Чтение для него приносит удовольствие?

 

 

12

Ваш ребёнок знает много стихов и песен?

 

 

13

Ваш ребёнок с радостью учится читать?

 

 

Обработка результатов

Если больше ответов «Да»

Свежие документы:  Три составляющих успеха сдачи ОГЭ и ЕГЭ – психологически подготовленный родитель и ребенок

Ваш ребенок полностью готов к школьному обучению читать. Его интересует не только способность читать «как взрослые», но и возможность узнать самостоятельно много полезного и занимательного из книг. Постарайтесь помочь ему в этом позитивном стремлении – в данном возрасте у него наступает как раз сенситивный (чувствительный ) период к обучению. Ребенок младшего школьного возраста готов к тому, чтобы узнавать новое. Заинтересуйте его интересными книгами с хорошими картинками и умным содержанием.

Если больше ответов «Нет»

Пора бить тревогу! Вам срочно надо заняться его обучением. Просто так ничего не получится – сейчас есть много интересных, а самое главное- комплексных методик для обучения ребенка чтению. Относительно ребенка- заинтересуйте его интересными книгами с хорошими картинками и умным содержанием. Обучение чтению превратите в увлекательную игру.

ЧТО МОГУТ РОДИТЕЛИ?

Если ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше — читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.
Родительское чтение вслух обычно считается необходимым, когда ребенок еще не умеет читать сам. Когда школьник научился читать, тогда родительское чтение многие считают излишним. Но это убеждение неверно. Самостоятельное чтение детей надо дополнять совместным чтением и в школьном возрасте. Лучше сесть рядом в уютном тихом месте и читать произведение попеременно, часть читает взрослый, часть — ребенок.
Хорошо, если привычка к семейному чтению станет ритуалом проведения каждодневного совместного досуга в определенное время дня или вечера. Сам процесс чтения может сопровождаться ненавязчивой беседой: все ли понятно ребенку в ходе чтения, нет ли незнакомых ему слов, какие у него и у вас возникли предположения о дальнейшем развитии сюжета, интересно узнать, оправдаются ли эти предположения.

Для привития у ребенка интереса к чтению придумано немало хитростей. Вот некоторые из них.
• 
Чтобы сделать успешность ребенка в чтении наглядной, полезно вывесить на стене «Экран прочитанных книг», где ребенок сам будет отмечать прочитанные книги.
• Способен разжечь любопытство ребенка и такой метод. Выбирается текст с ярким сюжетом, который начинает читать родитель. На самом интересном месте он
останавливается. Заинтригованный ребенок вынужден дочитать текст до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем.
Техника чтения или беглость чтения в образовательном процессе имеет важное значение, так как слабо читающий ученик, перейдя в среднее звено, а затем – в старшее, будет тонуть в потоке информации. Беглость чтения не придет сама собой, ее нужно развивать. Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. В программе начальных классов она составляет 100-120 слов в минуту. Если будет упущено время, то и к концу 4 класса некоторые дети не смогут достичь необходимого минимума.

Обучать детей необходимо и чтению вслух, и чтению про себя. Особенно труднее научить чтению вслух, потому что в этом процессе принимают участие речь, слуховые и зрительные анализаторы, мышление и память. На быстроту чтения влияют многие факторы: уровень речевого развития, поле чтения, постановка дыхания, характер текста, шрифт, четкость печати. Быстрота темпа чтения зависит от развитости речедвигательного аппарата и его возможности. Поэтому следует его развивать путем упражнений и артикуляционной гимнастикой. Хороший эффект в этой работе приносят упражнения со скороговорками, загадками, считалками, пословицами.

За один месяц средний прирост слов должен составлять не менее 8–10 слов в минуту.

Существует некоторые приемы, которые помогают овладеть навыками беглого чтения:

1. Проведение ежедневных тренировок, читать как можно чаще.

2. Самозамеры.

3.Чтение перед сном.
Если скорость чтения достигла 40–50 слов в минуту и дальше не растет, то такое чтение может стать устойчивым и труднопроходимым. В таком случае необходимо использовать многократное чтение коротких отрывков текста. Читать можно ежедневно три отрывка по три раза подряд. Делается это так. Ученик читает незнакомый текст в течение одной минуты, при этом определяется количество слов, например – 51. Потом он читает этот же отрывок второй раз, и опять определяется количество слов, их – 56. Читается третий раз этот же отрывок. Замер слов увеличивается, их – 60. Если читать, таким образом, каждый день, то у ученика увеличиться скорость чтения.

Выбор текста для замеров скорости чтения должен отвечать следующим требованиям:

  • текст должен быть незнакомым, но слова должны быть все знакомые.

  • числительных быть не должно.

  • прилагательных должно быть мало.

  • короткие слова тоже нужно учитывать.

Рекомендации Н. Зайцева по развитию техники чтения

  • Если ребенок находится еще только на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще: почитал 5–7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два – еще 1–2 абзаца. Перед сном – еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа за один прием.

  • Хорошие результаты дает чтение перед сном.

  • Для того чтобы ребенок видел свои достижения в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом. Следует вооружиться часами, книжкой с крупным шрифтом и легким текстом. Пусть ребенок читает ровно 1 минуту. Подсчитайте, сколько слов он успевает прочесть за это время. Педагоги пришли к выводу: если ребенок на первом году обучения не научился нормально читать, то его интерес к учению значительно падает.

  • Научившись читать, ребенок открывает для себя мир большой литературы. Особое место в нем занимают сказки. Сказка – первая ступенька вхождения в страну знаний, в мир культуры.

  • Так же развивать чувство языка, вкус к слову, умение говорить выразительно, точно, ярко помогают стихи. Родители могут ненавязчиво помочь ребенку обнаружить, что слова в стихах не живут отдельно друг от друга, а внутренне между собой связаны. Полезно после разбора стихотворения попросить детей нарисовать картинку, которая поможет разобраться, насколько понят смысл и передано настроение стихотворения.

  • Ребенка следует записать в библиотеку, где он может выбрать то, что нужно именно ему.

  • Очень важно, чтобы у ребенка воспитывалось бережное и любовное отношение к книге, чтобы он следил за порядком в своем книжном уголке. Сближают родителей и детей совместная покупка книг, их ремонт, наведение порядка в домашней библиотеке и, конечно, совместное чтение и обсуждение прочитанного. Даже бегло читающий ребенок еще долго будет нуждаться в том, чтобы ему читали вслух, чтобы, читая, отвечали на его вопросы, делились с ним своими переживаниями и мыслями о прочитанном.

Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старанье. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы.

Домашняя библиотека  

«Дом, в котором нет книг, — говорил Цицерон, — подобен телу, лишенному души».

Уже в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях. Круг чтения младших школьников во многом определяется школьной программой, тем не менее, детям этого возраста необходимо знакомиться с литературой, выходящей за рамки программного.
Ядро семейной библиотеки — классика детской литературы. Большое значение для детей младшего школьного возраста имеют книги познавательного характера, среди которых значительное место принадлежит исторической и природоведческой Среди справочной литературы, наиболее значимой для домашнего книжного собрания, следует отнести наиболее популярные отечественные и зарубежные энциклопедии, к которым ребенку придется неоднократно прибегать.

Существенным дополнением к книжному собранию в домашней библиотеке являются газеты и журналы. Журнал отличается от книги тем, что выходит периодически. Если книгу читают от начала и до конца, то журнал можно читать, выбирая для себя интересную рубрику. Для детей 7-10 лет излюбленным журналом, ценность которого проверена годами, является традиционный журнал «Мурзилка». Более десяти лет для девочек издается международный журнал «Клепа». Каждый его номер освещает какую-либо одну тему, в нем много конкурсов и затей. Раз в месяц выходит для чтения в кругу семьи прекрасно иллюстрированный экологический журнал «Свирель». Хочется обратить внимание родителей учащихся начальной школы, что с 2006 года появится новый ежемесячный журнал «Читай-ка», специально посвященный чтению детей этого возраста. Задача журнала — привить любовь к чтению, развить образное мышление для творчества и учебных успехов.
СОВЕТ: Подпишитесь на журналы для ребенка с учетом его интересов и увлечений. Пусть ребенок вместе с вами выберет нужный журнал или газету. Выбранные самостоятельно периодические издания он будет читать охотнее.

ГДЕ НАЙТИ НУЖНЫЕ РЕБЕНКУ КНИГИ
Новые издания книг, как и учебников, можно купить в книжных магазинах. Современный книжный рынок предоставляет родителям огромный выбор книг для детей.
Как ни велик поток книжных изданий для детей и количество их в книжных магазинах, детям и родителям не обойтись без библиотеки. Одна из привлекательных черт библиотеки — бесплатность пользования ее фондами.

Есть много и других преимуществ.

• фонд библиотеки складывается десятилетиями. В нем есть книги разных лет издания.
• комплектуя библиотеку, специалисты отбирают лучшие издания для детей.
• библиотека приобщает ребенка к систематическому чтению.
• сама библиотечная среда благоприятна для ее посетителей — детей и взрослых.
• библиотека располагает богатым справочным аппаратом и фондом справочной литературы, помогающим выбрать нужную книгу.
• библиотекарь оказывает индивидуальную помощь каждому ребенку в выборе книг и организации репертуара чтения в зависимости от его потребностей и возраста.
• библиотека — лучший стимулятор самообразования и воспитатель культуры чтения детей.

ЧТЕНИЕ ДЕТЕЙ И ЗДОРОВЬЕ
Нынешнему школьнику, даже в рамках школьной программы, приходится систематически и не менее часа читать. В результате длительной нагрузки на глаза, развивается близорукость. Чтобы сохранить великий дар природы — зрение, надо соблюдать

Пять золотых правил гигиены зрения.

  • Правило 1. Как можно меньше смотреть телевизор.

  • Правило 2. Никогда не читать непрерывно более 30 мин. Обязательно встать, размяться и только потом продолжать читать.

  • Правило 3. Никогда не читать лежа и в других условиях отсутствия комфорта:, во время поездки в транспорте и т.п.

  • Правило 4. Большое значение для предупреждения близорукости имеет освещение. Место работы школьника должно быть не в глубине комнаты, а у окна, не затемненного шторами. Настольная лампа с абажуром спокойных тонов и лампочкой 60-75 ватт должна стоять слева. Книга должна не лежать на столе, а стоять под углом примерно 40 градусов, тогда и расстояние между глазами и книгой или тетрадью будет не меньше 30-40 сантиметров.

  • Правило 5. Постоянно следить и укреплять свое зрение с помощью упражнений. Один раз в год посещать врача, проверять зрение.


Простые советы, как воспитать и поддержать в детях привычку к чтению

1.Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
2.Читайте детям вслух с самого раннего возраста.
3.Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
4.Почаще берите детей с собой в библиотеку и учите их пользоваться ее фондами.
5.Показывайте, что Вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
6.Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы ( в библиотеке, книжном магазине и т.п.)
7.Читайте детям волшебные сказки
8.Подпишитесь на журналы для ребенка (на его имя!) с учетом его интересов и увлечений.
9.Пусть ребенок читает кому-нибудь из домашних или своим друзьям, которые еще не умеют читать.
10. Поощряйте чтение: наградой может быть новая книга, принадлежность для рисования, билеты в театр, поход в зоопарк или музей, разрешение подольше не ложиться спать, чтобы почитать.
11.На видном месте дома повесьте список, где будет отражен процесс ребенка (сколько книг прочитано и за какой срок)
12. Выделите дома специальное место для чтения ( укромный уголок с полками..)
13. В доме должна быть детская библиотека.
14. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
15. Поощряйте чтение детей вслух, когда это возможно, чтобы развить их навык в чтении и уверенность в себе.

16. Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.


Родительский практикум

Вопрос- ситуация №1:

Ребенок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: “Сколько я тебя учила, разве так читают? Смотри, как надо!” А ребенок? Один втягивает голову в плечи, другой обижается, вообще отказывается читать, третий — становится равнодушным к чтению. Как вы оцениваете поведение матери?

Вывод: Будем терпимы к тому, что на первых порах дети могут и ошибаться, и читать медленно, тихо. Это сейчас нам кажется все просто. Мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Когда мы показываем эту «простоту» ребенку, мы поступаем нечестно по отношению к нему. Наберемся терпения, чтобы не отбить у него желание читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.

 

Вопрос-ситуация №2:

Немного прочитав, Сережа устало говорит: » Не хочу больше читать». «Читай, кому говорю!» требует мать. «Ну, мам», умоляет Сережа. Кому говорят, читай!» — почти кричит мать. «Не ори на меня!» — грубит сын. Как избежать конфликта?

Вывод. Если ученик не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. Ребенок прочитает небольшую часть текста и после этого получает кратковременный отдых. После отдыха следующую часть читает и т.д.

 

Вопрос №3: Уместен ли торг между родителями и ребенком? «Ты не прочитал книгу, поэтому компьютера и телевизора не будет» Насколько оправдан и эффективен такой прием?

Вывод. Говоря так ребенку, мы меняем местами книгу, которая становится обязаловкой, и телевизор, который становиться развлечением, подарком за сделанное что-то. И потихонечку мы вкладываем в сознание ребенка, что книга – это что-то такое нудное и такое обязательное, как мытье посуды, а все остальное: компьютер, телевизор – это что-то такое, чем его наградят, когда он в конце-то концов все дочитает и расскажет о содержании. Современный писатель Пинак советует: «Делитесь тем, что вы любите. Делитесь самым дорогим. Если вы любите книгу- делитесь вашей радостью, вашей любовью. Как делиться? Читайте вслух. Детям. А главное не просите у них ничего у них взамен. Потому что, ну, книга не может стать предметом торговли»



Список литературы

1.Алоева М.А. Родительские собрания в 1-2 классах.- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004 г.

2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1-4 классов.-М.: ВАКО, 2003.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: