Летняя экологическая экскурсия по учебно-опытному участку



Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Калужской области
«Калужский областной эколого-биологический центр учащихся»









Летняя экологическая экскурсия по учебно-опытному участку

(на примере территории эколого-биологического центра)


Рекомендуется для методистов образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования, учителей биологии, учителей начальной школы






Алексанов Виктор Валентинович

методист, педагог дополнительного образования









Калуга, 2013

Пояснительная записка

Участок Калужского областного эколого-биологического центра – уникальная территория, на которой собрана огромная коллекция культурных и дикорастущих растений. На этой территории зарегистрирован 141 вид дикорастущих и 154 вида культурных растений (Прохорова, рукопись). Специалистами центра разработано 16 ботанических экскурсий для всех сезонов и для разного возраста. Существуют экскурсии сельскохозяйственной тематики.

Однако в данной разработке внимание акцентируется не на уникальных, а на типичных явлениях и закономерностях, которые можно наблюдать на территории эколого-биологического центра. Поэтому предлагаемый материал может использоваться и на других территориях, не отличающихся таким высоким видовым разнообразием (пришкольные участки, общественные и внутриквартальные сады). Предлагаемая экскурсия формирует представление, с одной стороны, о «дикой» природе (флоре и фауне), которая на территории города сохраняется именно на подобных участках, с другой стороны – об особенностях преобразованной человеком природы.

Экскурсия предлагается для профильных смен в лагерях с дневным пребыванием детей, летних площадок с временным пребыванием детей, летних интеллектуальных практик.

Цель: развитие личности посредством ознакомления с разнообразием природы на ограниченном участке антропогенного ландшафта. экологическая культура

Задачи:

  • формирование экологических понятий,

  • формирование представлений о единстве организма и среды, взаимосвязи структуры и функции, сообществе, консорции, экологических связях;

  • ознакомление с разнообразием систематических и экологических групп организмов;

  • формирование простейших умений натурного исследования растений и животных;

  • развитие логического мышления посредством сравнения и классификации экскурсионных объектов;

  • эстетическое воспитание;

  • формирование готовности к сохранению и оптимизации культурных ландшафтов.

Более подробно формируемые понятия и представления, знания о систематических и экологических группах указаны в содержании программы. Новизна понятий зависит от возраста и подготовки участников экскурсии.


Продолжительность экскурсии – от 40 до 80 мин.

Время: июнь, в другие месяца содержание экскурсии может отличаться. Обсуждаются объекты, которые можно обнаружить в течение длительного времени (весна – лето). Опущены эфемероиды.

Возраст учащихся: 4-7 класс.

Формы организации. В процессе экскурсии предусмотрен отдых на скамейках, беседа, практические задания по обнаружению живых организмов, сравнению, классификации.

Маршруты. Структура участка накладывает определенные ограничения на передвижение группы экскурсантов: на территории учебно-опытного участка оно удобно только по центральной дорожке. Варьирует лишь начало маршрута: на территории двора он может начинаться от ворот или от двери здания.

Различные зоны (отделы) участка охарактеризованы в тексте как уникальные или типичные.

В скобках указаны факультативные элементы содержания экскурсии.

Содержание экскурсии варьирует в зависимости от подготовки участников экскурсии.


Содержание экскурсии

Экскурсия складывается из блоков, соответствующих территориальным зонам участка.


(0. Вход на территорию. Происхождение растительности и животного населения участка. Адвентивные и аборигенные виды. Клен американский как важнейший инвазионный вид Калуги. Многообразие факторов, влияющих на формирование природы учебно-опытного участка)


1. Двор вблизи здания – стихийная интенсивно вытаптываемая растительность (типичная зона).

Разнообразие организмов: злаки, бобовые, розоцветные. Тимофеевка, мятлик луговой, мятлик однолетний, ежа сборная, подорожник большой, одуванчик, клевер ползучий, горец птичий, лопух паутинистый. Крапива. Недотрога. Полынь обыкновенная.

Понятия. Пастбищное низкотравье. Рудеральное высокотравье. Нитрофилы. Насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения.

Закономерности: Рекреационное воздействие на растительность. Почему растения переносят вытаптывание. Единство организма и среды. Взаимосвязь структуры и функции (на примере побегов пастбищного низкотравья). Связь городской флоры с околоводной флорой. Влияние застройки на растения. Почему растения растут сквозь асфальт. Распространение плодов и семян.

Познавательная активность:

  • найти общие признаки растений, устойчивых к вытаптыванию;

  • найти разные виды злаков;

  • сравнить разные виды растений одного рода (лапчатка гусиная и лапчатка серебристая);


2. Цветники вдоль теплицы – декоративные растения

Разнообразие организмов: Хвойные растения (можжевельник, туя, ель Энгельмана). Зонтичные. Декоративные цветковые растения: спирея, снежноягодник, (сальвия, эремурус, хоста), бархатцы. Сныть. Кислица рожковая.

Понятия. Культурные растения. Интродуценты. Жизненные формы растений.

Закономерности: Обработка почвы как фактор, воздействующий на свойства почвы и живые организмы


3. Плодово-ягодный участок (Сад).

Разнообразие организмов: Яблоня домашняя, груша, алыча, абрикос, смородина черная, смородина красная, крыжовник.

Закономерности: Происхождение плодовых деревьев и кустарников. Систематическое положение плодовых культур. Типы плодов.

Барбарис (происхождение колючек).


На скамейках – обсуждение (итог 1-й части экскурсии).

  • на какие группы можно разделить встреченные нами растения?

  • как Вы думаете, в чем особенности растительного и животного мира на участке по сравнению с «дикой» природой?


4. Открытая часть учебно-опытного участка.

Декоративные растения: водосбор, пион, василек. Девясил. Полевые и овощные культуры. Лен. Мелисса. Календула. Крестоцветные (культурные и сорняки).


5. Ревень как крупное травянистое растение и его обитатели.

Понятия: консорция, симбиоз.

Закономерности: Пищевые цепочки. Колюще-сосущие и листогрызущие фитофаги. Мирмекофилия. Насекомые антофилы и карпофаги.

Разнообразие организмов: Тля и муравьи. Полужесткокрылые (краевики, щитники). Божьи коровки. Другие группы жесткокрылых (в зависимости от условий – бронзовки, блестянки. мягкотелки).

Познавательная активность:

  • попытайтесь угадать систематическое положение этого растения (сходство соцветия и плодов с щавелями и гречихой);

  • назовите насекомых, находящихся на этом растении.


6. Дендрарий.

Понятия: Широколиственные и мелколиственные деревья. Неморальная флора. Ярусы. Сукцессия. Интродуценты. (Адвентивные виды). Подлесок и подрост. Неморальные травы. Дендрарий как собрание древесно-кустарниковой флоры широколиственных лесов и важнейших интродуцентов. (Эдификаторы)

Закономерности: Биологические особенности важнейших видов деревьев, определяющие их распространение и устойчивость к антропогенному воздействию. Исторические изменения лесов Европейской части России. Какие деревья входят в первый ярус. Сныть. Лианы. Экологические особенности лесных экосистем: лесная подстилка, поток органического вещества.

Разнообразие организмов: дуб черешчатый, липа мелколистая, вяз, береза бородавчатая, вяз голый, клен канадский, клен ясенелистный, ясень, ель европейская. Боярышник отогнуточашелистиковый, рябина, калина, бересклет бородавчатый, бересклет европейский, дерен кроваво-красный, свидина, малина. Облепиха. Сныть, крапива двудомная, копытень европейский, горец вьюнковый. Папоротники: щитовник мужской, страусник. Наземные брюхоногие моллюски: улитки (виноградная улитка, кустарниковая улитка) и слизни (представление о многообразии и методах изучения). Дождевые черви.

Познавательная активность:

  • назовите известным Вам виды широколиственных деревьев;

  • какие деревья образуют леса в Калужской области;

  • определите происхождение колючек у боярышника, сравните их с колючками барбариса;

  • как широколиственные деревья влияют на микроклимат.


7. Центральная дорожка учебно-опытного участка и растения около теплицы (с включением сорняков на грядках вдоль дорожки):

Разнообразие организмов: манжетка, тысячелистник, мелколепестник, черноголовка, клевер луговой, пастушья сумка, пырей ползучий, чистотел, гравилат городской, вероника длиннолистная, осот полевой, марь, короставник, лютик ползучий, вьюнок полевой, люпин. Кустарники вдоль границы: карагана и сирень.

Закономерности: Модель лугового травостоя. Сравнение травостоя в лесу и на лугу: проективное покрытие, сроки цветения, формальный характер доминантов. (Экологические особенности сегетальных растений). Строение цветков и плодов в разных семействах цветковых растений (бобовые, крестоцветные). Какие «акации» существуют.

Познавательная активность:

  • найти растения, с которыми ознакомились во дворе;

  • сравнить разные виды растений с желтыми 5-лепестковыми цветками: лапчатки, гравилат, чистотел, лютик.


Факультативные дополнения:

(7а. Лианы и вьющиеся растения из различных семейств. Тладианта удивительная (тыквенные). Повой заборный. Виноград. Девичий виноград).


(7б. Цветущие растения и насекомые – антофилы) В зависимости от условий — ревень, сныть или волжанка.


(8. Сорные растения огородного участка

Разнообразие организмов: щирица обыкновенная (амарант), галинзога мелкоцветковая, ежовник.

Представления: экологические и морфологические особенности сегетальных видов).


На скамейках — вторичное обсуждение и отдых

  • на какие группы можно разделить найденные нами растения?

  • каких животных мы сегодня видели на экскурсии? (представление о беспозвоночных как объектах животного мира)

  • перечислите по цепочке новые для Вас виды растений (для младшей школы)?





Карта-схема участка с маршрутом

3

4

6

8

Карта-схема участка составлена Н.Е. Прохоровой. Экскурсионные зоны участка подписаны красным цветом

Фотографии некоторых зон участка

1. Двор вблизи здания

2. Цветники

3. Плодово-ягодный учаток

7. На центральной дорожке

Боярышник

Барбарис

Учебно-опытный участок

Зона отдыха («скамейки»)



Свежие документы:  Урок на тему «Логоритмика- как одна из методик работы с детьми»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: