Логопедическое занятие «Выделение звука Л в словарном и звуковом рядах. Постановка звука Л»


Логопедическое занятие.

Учитель – логопед Чеснокова М.Ю.

Тема: Выделение звука Л в словарном и звуковом рядах. Постановка звука Л.


Цель: научить выделять звук из звукового и словарного ряда; развивать

артикуляторную и мелкую моторику; поставить звук Л; развивать

фонематический слух, внимание, память; обогащать и уточнять

активный словарный запас.


Оборудование: зеркала, звуковые игрушки, сигнальные карточки.


Словарная работа: белка, ландыш.


Ход занятия.


  1. Оргмомент. Психогимнастика.

Упражнение на расслабление (релаксация) «Заводные игрушки».


-Дети, сейчас вы превратитесь в заводные игрушки. Вокруг себя повернитесь, в куклу Машу превратитесь!


(Дети изображают куклу, пляшущего медвежонка, Зайку, играющего на барабане и веселого Петрушку.)


Заводная кукла сломалась. (Дети застывают в определенной позе.)

Почувствуйте напряжение. А теперь покажите, как вы умеете расслабляться. Сначала уроните голову, потом правую руку, левую руку, затем туловище.


Вам очень жалко сломанную куклу, покажите, как вы огорчены. Папа починил куклу. Вы очень рады. Покажите , как вы радуетесь.



2. Развитие слухового внимания. Игра «Что звучит?»

Рассматривают игрушки, сравнивают их звучание. Узнают игрушки по звуку.


3. Выделение звука Л в звуковом ряду. (Работа с сигнальными карточками.)


с з ж л р в л в у л д п а л о у л в т ч л к в л у л в


4. Выделение звука в словарном ряду. Определение места звука в слове.


ПОЛ , ПИЛА, ЛАСТОЧКА, УКОЛ, ВИЛЫ, БЕЛКА, ЛОШАДЬ, МУКА, ГРИБЫ, СТОЛ, ЛАНДЫШ.


5. Физминутка.


6. Вызывание звука по подражанию, используя зеркало.

Если такая попытка окажется безрезультатной, приступаем к следующим упражнениям:

* Предложить ребенку выполнить упражнение «Наказать непослушный язычок», а затем слегка прикусить язык зубами. Язык неподвижен, расслаблен.

Язычок лежит, как блинчик на тарелке! Теперь открой рот, а язык пусть лежит по-прежнему. Так. Закрой рот. (Ребенок делает это упражнение несколько раз перед зеркалом).


* Предложить ребенку в момент, когда он отпускает язык после прикусывания, произнести звук а – а – а . Получается звук, близкий к звучанию л – л – л. Это упражнение повторять перед зеркалом все быстрее и быстрее, крепче зажимая язык зубами и все чаще чередуя это движение с произношением звука а. По мере наращивания темпа сначала слышатся слоги ал, ал, ал, а затем – ла , ла, ла .


* Следующий этап предполагает перевод языка в нормальное для звука Л положение. Поднять язык за верхние резцы и, крепко прижимая его к альвеолам, произносить слоги лы, лы, лы . Суть этого упражнения в том, что со звуком Ы звук Л слышится более отчетливо.

Если таким способом не будет достигнуто точное звучание Л , можно применить другой, а именно:


Предложить ребенку вытянуть губы вперед и, длительно произнося звук у – у – у , просунуть кончик языка между вытянутыми губами (получается звук, близкий к л – л – л ) . В этот момент следует пальцами раздвинуть губы ребенку, обнажив зубы – это приведет к произношению чистого звука л – л – л (при межзубном положении кончика языка).



  1. Игра «Как гудит пароход»


  1. Итог занятия.


  1. Домашнее задание.


Повторять артикуляционные упражнения, отрабатывать правильное произношение звука .


2


Свежие документы:  Структура и самоанализ уроков по ФГОС

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: