Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»


Мастер – класс

«Формирование универсальных учебных действий

на уроках в начальной школе»

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках в начальной школе; предлагаемые на занятиях приёмы работ можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.

Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;

  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;

  • показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран.

Продолжительность проведения: 30-40 минут

Целевая аудитория: заместители директоров по учебно-воспитательной работе

План проведения мастер- класса:

  • презентация педагогического опыта педагогом — мастером;

  • рефлексия (дискуссия по результатам проведенного мастер-класса), обсуждение целеобразности применения на уроках в начальной школе показанных приёмов по формированию УУД с участниками мастер-класса.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках в начальной школе, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Ход проведения мастер-класса

I . Организационный момент.

(Звучит музыка «Улыбка»

Добрый день!.(Слайд 2)

Я рада приветствовать вас доброй улыбкой и хорошим настроением. (Слайд 3)

Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки.

В.Солоухин писал, что у человека всё предназначено для самого себя: глаза — чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.

Пусть этот урок принесет вам радость общения.

И с помощью солнышек я хотела бы увидеть ваше настроение. Очень приятно! Сели поудобнее, глубоко вдохнули и выдохнули ваши вчерашние хлопоты, заботы, переживания.

Нам много говорили о ФГОСах
Но что такое? С чем его едят?
Не знал никто. (Слайд 4)
Известно было только, что ФГОСы
Нужны для наших маленьких ребят.( Слайд 5)
Пришел сентябрь, программы нам спустили
Пришлось теперь вдвойне пугаться нам.
ФГОСы есть, программы утвердили (Слайд 6)
Но как преподавать, не говорят. (Слайд7)
Помучившись, немного поразмыслив (Слайд8)
Мы дружно все на курсы подались
Надеясь хоть немного научиться
Вести уроки, современным быть.
Но что такое значит современным?
А это означает, что теперь
Работать мы должны не так, как прежде
Традиционный вид теперь тупик для всех.
Теперь нам надо мыслить креативно
Поставить знак «Равно» учитель – ученик (Слайд9)
Учить нам надо так, чтоб было видно:
Добытчик знаний он! А ты – лишь проводник!
Не должен ученик теперь стесняться
Любую мысль свою преподносить,
И нам порой не надо удивляться
Когда мы в спор вступаем с ним.
Уметь он должен доказать иное-
Коль не согласен он с тобой.
Уметь учитывать и мнение другое
Ведь с обществом считаться должен он.
В конечном счете, получить должны мы
Людей, способных сразу ко всему: (Слайд 10)
Петь, танцевать, решать глобальные проблемы
Не обращаясь ни к кому.

2.Самоопределение к деятельности.

-Посмотрите на эти буквы (УУД) ( Слайд 11)

Покажите с помощью сигналов, что вы знаете о них ,?(красный- много знаю, жёлтый- мало знаю, синий- ничего не знаю).

— Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Предположите цель нашей с вами встречи. В этом нам помогут вопросы-помощники. (Что такое УУД? Какие бывают УУД? Как формируют УУД? Зачем нужно формировать УУД? )

Да! Мы будем говорить о том .какова Роль учителя в формировании универсальных учебных действий на уроках в начальной школе —на доске.

3.Актуализация знаний.

Выясним ,что же означают эти буквы? (Ответы ,….. ) Да.

— Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД),которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели. искать и использовать необходимые средства и способы их достижения. уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты. Они создают условия развития личности и её самореализации.

-А что же лежит в основе формирования универсальных учебных действий?

Да! В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности.

Универсальные учебные действия — это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Их можно сгруппировать в четыре основных блока. Какие? (Слайд 12)

Работа в парах.

-Обсудите в парах , что вы знаете о каждой группе этих действий.(Раздать листочки, если готовы- поднять руки)

-Вы сейчас получили листочки ,что вы заметили (листочки разного цвета), а почему?

(Будем говорить о разных универсальных действиях).

-Да! Все 4 группы универсальных учебных действий я распределила по цветам: познавательные – синий цвет, коммуникативные – зелёный, регулятивные – жёлтый цвет и личностные – красный.(Отразить на доске кружочки. Слайд 13 ).

(Участники работают в парах)-2мин.

Итак, что же представляют личностные универсальные действия? (Ответы)

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. К ним относятся: ( Слайд 14)

— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

— смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

— нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Помните, что главным является не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.



Что представляют регулятивные универсальные действия? (Ответы)

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: (Слайд 15)

— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

— коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

— оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.


Мы должны научить ученика контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу, адекватно оценивать выполненную им работу, исправлять ошибки.


Что представляют познавательные универсальные действия? (Ответы)

Познавательные универсальные действия включают:

общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

(Слайд 16)

Общеучебные универсальные действия:

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

— структурирование знаний;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия: — моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно- графическая или знаково-символическая);

— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Логические универсальные действия:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);

— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

— подведение под понятие, выведение следствий;

— установление причинно-следственных связей;

— построение логической цепи рассуждений;

— доказательство;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

— формулирование проблемы;

— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике. Найти нужно способ научить ребенка применять свои знания.


Что представляют коммуникативные универсальные действия? (Ответы)

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. (Слайд 17)

К коммуникативным действиям относятся:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Не бойтесь «не стандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала .


Физминутка . Выступление ребят: Сценка. Слайд 18

Стихотворения о ФГОСАХ

Дошкольники:

1уч.Мы ходили в детский сад и поступим в 1 класс,

А что такое ФГОСы? Про это слышим в первый раз.

2уч. Может,это крокодилы? Бегемоты и слоны?

Может, жуткие гориллы? Тараканы, грызуны?

1уч. УУДэ — шипят удавы! К внеурочке мы идем,

Мы боимся не на шутку! Лучше в школу не пойдём!

1 и 2 уч. Объясните нам, ребята, вы же старшие друзья,

Ведь преемственность полгода длится с сентября!

4-е классы:

Мотивация — урок, встали, подтянулись!

Пожелали настроенья, друг другу улыбнулись!

Дошкольники:

2уч. Актуализация — слово непростое!

Подскажите мне, друзья, что это такое?

4-е классы:

Это — вспомнили, что знали, обобщить сумели

И отправились скорей к достиженью цели.

Настроились — и в путь!

За знаниями, открытиями!

Назад не повернуть,

Проектов мы ценители!

Построим путь решения,

Составим карту, схему!

Первичное воспроизведение

Закрепит вашу тему.

Дошкольники:

1уч .Проект-какое слово! Похожее на дом!

Мы все, как архитекторы! Учитель — управдом?

4-е классы:

Почти попали в точку, ведь цели есть везде,

А план построить прочный помогут УУДэ!

Учить вас будут по-иному! Теперь от личности идём,

Урок, открытие, законы, И метод деятельностный в нем!

Дошкольники:

2уч.Как интересно рассказали! Пожалуй, в школу мы пойдем!

Ведь столько нового узнаем и ФГОСы разберем!

1уч.Прилежными учениками стараться будем мы во всём!

И замудренными словами не испугать нас нипочем!

4-е классы:

Вперед, ребята, за мечтою, по новым ФГОСам в добрый путь!

И все советы, что вам дали, с собою взять не позабудь!

А теперь психологическая разрядка: (Выполнение действий)

Колпак мой треугольный,

Треугольный мой колпак.

А если не треугольный,

То это не мой колпак.

Продолжаем наше занятие .Работа в группах. Слайд 19

(Выделить консультанта. Закончите работу- поднять руки в замочек.)

Разберём : Какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. Возьмём несколько этапов.

Например: -Учитель.

Организационный момент.

На примере урока русского языка. Тема: Заглавная буква в именах собственных.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

Дети. На улице наступила весна.

— Ярко светит солнышко.

Учитель: Да, всё, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А ещё у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке русского языка.

Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому (коммуникативные и личностные УУД).



На примере урока русского языка в первом классе по теме «Имя собственное»(постановка проблемы и её решение) я предлагаю учащимся следующую ситуацию:

Учитель: Одна девочка-первоклассница написала о себе в газету. Вот что у неё получилось:

«Здравствуйте! Меня зовут аня. Я живу в городе казани. Я люблю читать сказки. Мои любимые сказочные герои – буратино, золушка. А ещё я люблю играть с шариком».

— Исправьте ошибки. Запишите последнее предложение в тетрадь.

— Как вы написали слово шарик в предложении? (Разные ответы: шарик, Шарик.)

Посмотрим на экран. В чём затруднение? (Мы видим, что у некоторых ребят это слово записано с большой буквы, а у других с маленькой.)

— Какой вопрос возникает? (Кто прав?)

— Что нужно сделать? (Остановиться и подумать)

Учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме, самостоятельное выделение познавательной цели, самоопределение к деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (“хочу”); выделяется содержательная область (“могу”) (познавательные УУД).



На примере урока по окружающему миру. Тема: «Что такое зоопарк».(Первичное закрепление)

Учитель: Рассмотрите животных на с.29. Закрасьте кружочки возле фотографий тех животных, которых вы видели. Посмотрите на слайдах их и дайте небольшую характеристику.

Давайте попробуем расселить животных в зоопарке.

«Игра»: Учитель называет животных. Если это дикое животное, дети подпрыгивают, если домашнее – поворачиваются вокруг себя. (Лиса, кошка, медведь, заяц, собака, белка, лев, тигр, лошадь, обезьяна, свинья, слон).

Учащиеся учатся принимать и сохранять учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; (познавательные, регулятивные УУД)

Учитель:

Окружающий мир. Тема: «Что такое зоопарк?»

Работа по рабочей тетради. (с.13 №2)

Учитель: Будем соединять карандашом изображения животных и места, где они обитают. Где живет обезьяна? и т.д.

А теперь выполним на той же странице №1. Нужно докрасить животных и назвать их.

С целью формирования регулятивного универсального учебного действия —  действия контроля, также проводятся самопроверки и взаимопроверки текста.

(рефлексия).тема урока «Большая буква в именах собственных»

Осуществлять самоконтроль и давать самостоятельно оценку своей деятельности на уроке учащихся также можно (и нужно!) учить с первого класса.

Учитель: Теперь, наверное, вы уже поняли, почему мы сегодня повторили написание заглавных букв. Хочется верить, что из каждого вырастет достойный человек, ведь уже сегодня вы были внимательны друг другу, дружны между собой, вам было присуще стремление к познанию, вам нравится учиться. Наш с вами урок подошёл к концу. Что вы расскажите интересного об уроке своим родителям?

Учащиеся ориентированы на понимание причин успеха в учёбе, на интерес к новому учебному материалу, формулируют собственное мнение и позицию, используют устную и письменную речь для регуляции своего действия (коммуникативные, познавательные и личностные УУД).



Обобщение знаний- самостоятельная работа.

-А сейчас проверим свои знания. Нужно определить какое универсальное учебное действие формируем на данном этапе. Закрасить кружок данного цвета.

(Слайд: 20 дети делают зарядку)

Личностные- красный

(Слайд: 21 дети работают в паре)

Коммуникативные- зелёный

Познавательные-синий

(Слайд: 22 у доски в группе решают пример)

Познавательные- синий

Коммуникативные- зелёный

(Слайд: 23 дети оценивают свою работу)

Регулятивные_- желтый

(Слайд:24 из кружка Азбука Доброты)

Личностные- красный

Коммуникативные- зелёный

Самопроверка.

А теперь проверьте свои результаты.(на доске образец)

Итак, кто не допустил ни одной ошибки- поставьте внизу восклицательный знак(или мы рисуем жёлтый смайлик).

У кого одна ошибка- плюс,(или мы рисуем зелёный смайлик)

У кого две ошибки- минус (или мы рисуем красный смайлик)

Как вы думаете, что предложим тому, у кого больше трёх ошибок?, (Ещё поработать над этой темой, почитать книги ,поработать в Интернете и т.д..)



Итог занятия

Итак, подведём итог нашего занятия.

Какова же роль учителя в формировании УУД на уроках в начальной школе?

(ответы). Обобщаю: (Слайд 25 )

Реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя, а также использование «других», адекватных требованиям технологий, форм, методов.

Так, меняется роль учителя — теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных и личностных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!

Слайд 2 6

. Рефлексия

Давайте поделимся впечатлениями о мастер-классе. Что показалось вам особенно интересным, важным, запоминающимся?

РЕФЛЕКСИЯ:


Что Вы ожидали от участия в мастер-классе и что получилось? Проанализируйте свои предварительные цели и реально достигнутые результаты. ___________________________________________________________


Что оказалось для Вас самым неожиданным в мастер-классе? Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?

________________________________________________________________


Что Вам более всего удалось в работе мастер-класса, какие задания или их элементы были выполнены наиболее успешно?



Что Вы можете сказать о целях, содержании и организации данного мастер-класса. Сформулируйте свои предложения по развитию данной работы.


—А теперь с помощью смайликов оцените свою работу на уроке.

(Слайд 27


Всем большое спасибо. ( Слайд 28)

В конвертах вы найдете буклеты-памятки по формированию УУД на уроках в начальной школе.






16



Свежие документы:  «Энергосбережение для всех и для каждого»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: