Мастер-класс «Приемы активизации познавательной деятельности учащихся»


ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Мастер-класс

Автор: Барышенская Елена Николаевна,

учитель физики

МОУ «Дубовская СОШ Белгородского района

Белгородской области»


Цель занятия: передать свой опыт использования приемов активизации познавательной деятельности учащихся слушателям путем прямого и комментированного показа.

Оборудование: компьютер и презентация, тесты и карточки с заданиями.


Алгоритм технологии мастер — класса:

«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей» Д. Пойа.

I. Презентация педагогического опыта (2 минуты)

Учитель: На протяжении 18 лет я, Барышенская Елена Николаевна, работаю в должности учителя физики МОУ «Дубовская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области».

В процессе работы меня всегда интересовал вопрос: «Как обеспечить учение с увлечением?», какие методы работы использовать для того, чтобы ребенок не просто усваивал поток информации, полученный от учителя, но и научился самостоятельно получать знания, научился хотеть учиться.

Анализ теории обучения и результатов собственной практической деятельности привёл к следующему выводу: для обеспечения процесса обучения физике с увлечением целесообразно использовать развивающие методы обучения и инновационные технологии. В таблице № 1 представлены технологии, которые я применяю в своей работе.

таблица №1

Традиционные технологии

Инновационные технологии

  • Объяснительно-иллюстративного обучения

  • Демонстрационного эксперимента

  • Технология крупно-блочного изучения

  • Лекционно-семинарско-зачётная система


  • Развитие критического мышления

  • Теория решения изобретательских задач

  • Здоровьесберегающие технологии

  • Проблемного обучения

  • Внутриклассной дифференциации

  • Технологии коллективного обучения

  • Информационно-коммуникационные


В своей работе я регулярно использую комплекс психологических методик для определения познавательной самостоятельности учащихся, мотивации к творческой деятельности, творческого мышления, готовности к творческой самореализации. Провожу анкетирование учащихся по выявлению мотиваций к изучению предмета. Опыт моей работы показал, что учащиеся проявляют наибольший интерес к выполнению практических действий на уроке и во внеурочной деятельности. В связи с этим уделяю большое внимание исследовательской работе учащихся, систематически используя метод проведения домашних лабораторных работ в 7-9 классах. На своих уроках использую приемы, позволяющие активизировать познавательную активность учащихся. С некоторыми из них я вас сегодня и познакомлю.

В связи с ростом познавательной активности, мои ученики участвуют в конкурсах, занимают призовые места. За последние 3 года имеем 6 призовых мест в предметных олимпиадах, 16 призовых мест за внеурочную деятельность по предмету.



II. Представление системы учебных занятий. (2 мин)

Развитие познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.

Необходимо использовать педагогические приемы, возбуждающие мыслительную активность школьников и способствующие поддержанию их внимания. Дети испытывают чувство восторга при изучении нового материала, им свойственно восторженное восприятие новых идей. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивление. А иногда удивительное не просто привлекает внимание «здесь и сейчас», но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. В классах должно быть больше радости! Добиться этого помогает следующие приемы, представленные в таблице №2:

Таблица №2

прием

технология

содержание

«Отсроченная отгадка»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

приводится удивительный факт, загадку, решение которой будет открыто на уроке при работе над новым материалом

«Лови ошибку»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

намеренно допускаются ошибки в решении задачи, учащимся необходимо найти ее и устранить

«Найди верное решение»

Проблемное обучение

учитель создает проблемные ситуации, ставит перед учащимися познавательные задачи

«Отгадай крылатую фразу»

Коллективного обучения

группы работают над разными заданиями, решая общую задачу

«Открой новую величину»

Коллективного обучения

Группы работают над одним заданием, решая общую задачу


III. Имитационная игра. (15 минут)


  • «Отсроченная отгадка». ( ТРИЗ- технология решения изобретательских задач).

В начале урока учитель приводит удивительный факт, загадку, решение которой будет открыто на уроке при работе над новым материалом

Например:

Я расскажу вам правдивую и удивительную историю! В 1896 году в Екатеринбурге один крестьянин построил большой бревенчатый дом. Потом обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон поленьями и на глазах у многочисленной публики облил керосином и поджег! В результате этой акции он значительно разбогател! Вам необходимо догадаться как это могло произойти?

Участники мастер- класса выдвигают свои версии.

Ответ ( Крестьянин изобрел противопожарный раствор. Построил и поджег дом на торгово-промышленной выставке, сделав тем самым прекрасную рекламу своему изобретению.)


Всё известно вокруг.

Тем не менее, на земле ещё много того,

Что достойно порой удивления

И вашего, и моего.

Удивляйтесь цветам,

Удивляйтесь росе,

Удивляйтесь упругости стали,

Удивляйтесь тому,

Чему люди уже

Удивляться давно перестали!





  • «Лови ошибку». ( ТРИЗ- технология решения изобретательских задач).

Учитель намеренно допускает ошибки в решении задачи, учащимся необходимо найти ее и устранить.

Например : Учащимся предлагается по конверту, в котором находится текст задачи. Каждый конверт имеет свой номер. Задача решена, но каждое действие решения находится на отдельной небольшой карточке. Каждая карточка пронумерована. Учащимся предлагается сложить карточки в нужной последовательности так, чтобы получилось верное решение задачи и в ответе выписать номера этих карточек. Некоторые карточки содержат ошибки.

Всем учащимся, выбравшим одинаковый уровень сложности, предлагается одна и та же задача, но учеников данного уровня, как правило, несколько, поэтому во избежание списывания учитель заранее нумерует карточки решения задачи по-разному. Учитель имеет верную комбинацию цифр для каждого варианта, поэтому может легко проверить правильность решения задач.

Участники мастер- класса раскладывают решение задачи, находя ошибочные ответы. Для простоты решения предлагается простая задача.


Задача: У мальчика было 10 рублей. Он пошел в магазин и купил 3 ручки по 2 рубля и 5 карандашей по 50 коп. сколько денег осталось у мальчика?


10-6-2,5=2.5

2


  1. 3*2=6


1

5*0,5=2,5

3

10-6-2,5=1,5

5

10-3=7



Ответ: 4,1,3 ошибки: 2,5




Одним из приемов состоит в том, что при устном изложении знаний учитель создает проблемные ситуации, ставит перед учащимися познавательные задачи.


  • «Найди верное решение» (проблемное обучение)

Проблемная ситуация№1: Одной крупной престижной фирме понадобился для работы руководитель отдела. Фирма объявила конкурс на место руководителя. Всем претендентам было предложено решить проблемную ситуацию. Тысячи людей пытались разрешить предложенную проблему но лишь одному это оказалось под силу.


Участникам мастер- класса предлагается попытаться ее решить.


Представьте себе, что вы мужчина и едете поздним вечером в двух местном автомобиле. Идет дождь. На дороге вы замечаете фигуры 3 человек.

Останавливаете машину и видите:

  1. Старую больную старушку, которую необходимо срочно отвезти в больницу, причем, если вы это не сделаете- она умрет.

  2. Девушку своей мечты, причем, если вы не возьмете ее в машину, то больше никогда не встретите.

  3. Самого лучшего друга, которого не видели много лет, если вы его не подвезете, то ваша дружба прекратится.

Вам необходимо сделать выбор, причем забрать вы можете только 1 человека!


Участники мастер- класса выдвигают свои версии.


Правильный ответ, который практически никому в голову не приходит:

Необходимо выйти из машины, посадить друга за руль, отдать ему ключи от машины. На второе сиденье посадить бабушку. Самому остаться с девушкой. Друг отвезет бабушку и вернется к вам на остановку!


Еще один яркий пример. Проблемная ситуация№2:

Вам предлагают за 1 млн.долларов спрыгнуть с самолета. Вы смогли бы это сделать?

Организуется дискуссия о ценности жизни денежных средств.


Ответ: да, если самолет стоит на земле.


  • «Отгадай крылатую фразу»

(Технология коллективного обучения).


Давайте подумаем во что, зачастую превращается совместное творчество группы взрослых людей? Кто не знает ответа на этот вопрос- пусть включит телевизор. И посмотрит заседание депутатов Государственной думы. И увидит он неумение слушать и слышать коллег, неумение спорить тактично, агрессивно реагируя на критику. Что же мешает взрослым дядям и тетям? Да ведь они просто не умеют работать коллективно!

Что же больше всего влияет на успеваемость? Квалификация учителя? Уровень развития одноклассников? Затраты на обучение? А как бы вы ответили на этот вопрос?

В умело организованном коллективе каждый работает на каждого! Дело учителя помочь классу умело организоваться!


Группы получают разные задания.

Учащихся разбивают на группы. Каждой группе предлагают решить несколько задач. Все задачи пронумерованы. На доске представлены ответы к задачам. Решив задачу, группа находит ответ на доске и выбирает соответствующую букву. Затем вписывает эту букву в ячейку с номером задачи. Например: задача №3 «Сколько пальцев на левой руке?». Ответ -5. Числу «5» соответствует буква «и». Вписываем букву «и» в ячейку №3.

В результате групповой работы появится фраза «Учись учиться».


  1. Корень из 144.

  2. Сколько лет Горбачёв был у власти?

  3. Сколько пальцев на левой руке?

  4. Сколько букв в имени Муромца?

  5. Сколько сырых яиц можно съесть натощак?

  6. Сколько серий в телевизионном фильме «17 мгновений весны»?

  7. Сколько рабочих дней в школьной неделе?

  8. Любимая оценка отличника?

  9. Сколько дней в трёх месяцах весны?

  10. Сколько до 1991 года стоила коробка спичек?

  11. Сколько колёс у машины?

  12. Сколько дней длится отпуск учителя?



12

6

5

4

1


12

6

5

92

1

4

56

У

Ч

И

С

Ь


У

Ч

И

Т

Ь

С

Я

1

2

3

4

5


6

7

8

9

10

11

12


ответ

56 — Я

1 — Ь

5 — И

4 — С

92 — Т

6 — Ч

12 — У



  • «Вывести новую физическую величину».

Технология коллективного обучения).

Группы получают одинаковые задания.

Ученики еще не знакомы с понятием «плотность». Группам раздаются куски пластилина. Учащимся предлагается сначала опытным путём определить массу своего куска пластилина. Полученное значение вписывается в общую таблицу на доске. Каждая группа имеет свой номер. После того, как первая строка таблицы будет заполнена всеми группами, учитель предлагает определить объём своего куска пластилина с помощью мензурки. Эти данные ученики также заносят вторую строку общей таблицы. После этого ученикам каждой группы предлагается произвести арифметические действия со своими данными и продолжить совместное заполнение таблицы.

Когда работа будет закончена, учащимся предлагается найти то арифметическое действие, в результате которого все группы получили примерно одинаковое значение. В результате анализа дети обнаруживают, что масса делённая на объём, есть величина одинаковая для всех групп! Учитель вводит понятие плотность вещества. Полученное таким образом понятие воспринимается учениками как научное открытие, выведенное самостоятельно, а формула, полученная экспериментально, запомнится на долгое время.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

m












V












+























*












/















IV. Моделирование. (3 мин)

Умело ограненный алмаз становится бриллиантом. Умело использованные приемы делают урок интересным и творческим! Боксеру ставят удар, певцу голос. Наша задача научится ставить ученику сильное мышление. Уважаемые коллеги, я познакомила вас с некоторыми приемами, позволяющие активизировать познавательную активность учащихся на уроке. Попробуйте смоделировать, как вы можете применить эти приемы на своих предметах. Выбирите какой из приемов вам подходит.


V. Рефлексия. (1 мин)

Отправь мне СМС с ответом на вопросы:

  1. Эффективными ли, на ваш взгляд, являются использованные приемы работы?

  2. Комфортно ли вам было на занятии? Чем это вы объясняете?

  3. Хотелось бы пожелать…


«То, что я хочу познать -это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня это семечко. Но из семечка может вырастит яблоня!». Удачи вам!




8


Свежие документы:  ДОКЛАД НА ТЕМУ «Активизация инновационной деятельности учителя английского языка. Новые технологии в обучении английского языка»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: