Мастер-класс «Технология проектного обучения»




МОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко Волоконовский район Белгородская область»







Мастер-класс

«Технология проектного обучения»








подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна

















с. Погромец

2011


МАСТЕР-КЛАСС «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ»



Цель: передать опыт использования технологии проектного обучения слушателям.

Актуальность данной технологии заключается:

  • в повышении эффективности урока;

  • в создании условий для формирования активной самостоятельной и инициативной позиции творческой личности;

  • в разрешении многих назревших проблем и противоречий современного урока.


Основные идеи:

  • способ достижения дидактической цели через деятельную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом;

  • самостоятельная деятельность учащихся (индивидуальная, парная, групповая), которая выполняется в течение определённого отрезка времени.


Результативность технологии состоит в том, что

  • результат своей деятельности можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности;

  • происходит развитие умений анализировать свои действия, давать им оценку, увидеть проблему, принять решение и нести ответственность за свой выбор.


Недостатками технологии являются:

  • ребят к поисковой деятельности необходимо готовить, всегда помня, что в

школе «не мыслям надобно учить, а учить мыслить»;

  • разный уровень развития познавтельных интересов у учащихся.


Технология применения


Выбор технологии проблемного обучения легко дополняет традиционную форму обучения. Это обусловлено рядом факторов, выгодно отличающих её от других технологий. Прежде всего, это возможность увязать метод проектов с классно-урочной системой обучения без больших организационных преобразований, производить планирование хода усвоения знаний учащимися, своевременно устранять пробелы в знаниях.

Кроме того, метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным формировать у учащихся опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческом поиске, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.


Методы, используемые мной на таком уроке, выстраиваются следующим образом: как бы поднимаясь по ступеням интеллектуальной активности и самостоятельности, ученик идёт от восприятия и усвоения готовой информации (объяснительно-иллюстративный метод) – через воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности (репродуктивный метод), через знакомство с образцами научного решения проблем (метод проблемного изложения) и участие в коллективном поиске, в эвристической беседе (частично-поисковый метод) – к овладению методами научного познания, к самостоятельному и творческому их применению (исследовательский метод).


Основные приёмы:

приём сопоставления, который даёт возможность построить самостоятельное исследование изучаемого явления;

— приём доказательства;

— приём обобщения;

— приём выдвижения гипотезы;

— приём переноса знания в новую ситуацию;

— приём планирования.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени.


Основные требования к использованию метода проектов:

1.Наличие социально значимой задачи (проблемы), требующей исследовательского поиска для её решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4.Структуирование содержательной части проекта.

5.Исследовательская деятельность учащихся.

6. Формулировка результата.

Типология проектов

По доминирующей деятельности:

  • информационные;

  • исследовательские;

  • ролевые;

  • творческие;

  • практические;

  • ознакомительно-ориентировочные.

По продолжительности выполнения проекта:

  • мини-проекты;

  • краткосрочные;

  • недельные;

  • годичные.


Ход работы над проектом можно представить в виде следующей цепочки действий: проблема – проектирование – поиск информации – продукт – презентация – подведение итогов. Теперь хочу показать методику использования метода проекта (можно в виде презентации).

1. Проблема

Задача, которую в дальнейшем предстоит решить учащимся.

2. Проектирование

Формулировка целей, которые предстоит достичь в ходе выполнения проекта.

3. Поиск информации

4. Продукт

Оформление конечных результатов деятельности.

5. Презентация

Защита проектов в различных формах (устный отчёт, письменный отчёт, демонстрация материалов, мультимедийная презентация, конференция).

6. Подведение итогов

Коллективное обсуждение, экспертиза, выводы.

Учитель оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, качество отчёта.

Учащиеся с удовольствием принимают участие в создании проектов. В этом вы можете убедиться, попробовав применить полученные знания на практике.

Итак, мы завершили наше краткое знакомство с технологией проектного обучения. А теперь предлагаю вам создать свой проект.


Практическая часть

Поскольку мои коллеги преподают разные учебные предметы, я предлагаю попробовать написать примерный проект классного часа на тему «Как бороться с плохими привычками?» Чтобы облегчить вашу работу я предлагаю схемы-помощники. Предлагаю разбиться на три группы и выбрать возрастную категорию учащихся, для которых вы будете готовить проект классного часа: 1-4, 5-8, 9-11 классы.





Схема-помощник


Возрастная группа




Тема



Цели




Определение источников информации, способов сбора и анализа информации




Способ представления результатов (формы отчёта)




Деление на группы, распределение обязанностей между членами групп




Защита проекта



Подведение итогов




Выступление групп со своими проектами.

Рефлексия:

Выберите афоризм, соответствующий вашему пониманию жизни, опыту или образу мыслей.

В любом проекте важнейшим фактором является вера в успех. Без веры успех невозможен. (У.Джеймс)

Кому нечего сказать, тому лучше молчать. (В.Белинский)

Все человеческие вопросы… должны быть осмыслены по-новому – в поиске ошеломляюще нетрадиционных ответов. (Е.Богат)

Если кто-то мыслит иначе, чем я, он не только не оскорбляет меня этим, но, напротив, обогащает меня. (Сент-Экзюпери)

Все победы начинаются с побед над собой. (Л.Леонов)

Ничего не делается само собой, без усилий и воли, без жертв и труда. (А.Герцен)

Поиск истины важнее, чем обладание истиной. (А.Эйнштейн)


Используемая литература

  1. Болотов В.А. Основные направления информатизации общего образования // Вестник образования. — 2003. — № 4

  2. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. – М., 2005.

  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – Москва, «Народное образование», 1998

  4. Проектная деятельность учащихся в современном образовательном пространстве. Сб.ст. под общей редакцией А.С.Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006




Свежие документы:  ПРОЕКТ по Информатике «Компьютер и здоровье»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: