Мастерская ценностных ориентаций для учащихся 10-11 классов «Жизнь есть сумма всех наших выборов (Альберт Камус)»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 5″ г. Брянска









Мастерская ценностных ориентаций для учащихся 10-11 классов

«Жизнь есть сумма всех наших выборов (Альберт Камус)»











подготовила

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Легоцкая Вера Сергеевна





Брянск-2013







Цели:

-организовать построение знаний о выборе как нравственной категории, моральной норме поведения и гражданском долге;

-способствовать осознанию учащимися понятия свободы выбора и ответственности за сделанный выбор;

-воспитывать интерес к политической жизни в стране и родном крае, культуру межличностного взаимодействия.

Организация класса: учащиеся объединены в 4 группы. За неделю до мастерской ребятам сообщаются темы двух опережающих заданий (работа с СМИ и интервью с родителями об итогах выборов Президента РФ и Губернатора Брянской области)

Оборудование: на столе каждой группы листы бумаги А4, цветные мелки, информационные карточки с приложениями, толковые словари, философский словарь, философская энциклопедия.



Индуктор

Мастерская начинается с приветствия. Все участники встают в круг и, улыбаясь другу другу, здороваются с соседями пожатием руки. Затем учитель предлагает разделиться на четыре команды, сделав произвольный выбор (как правило, ребята группируются по взаимным симпатиям). Учащиеся рассаживаются.

Учитель. Ребята, как хорошо, что вы улыбаетесь друг другу, видно, у вас хорошее настроение. Вероятно, вам приятно видеть друг друга и тех одноклассников, которых вы выбрали сегодня для совместной работы в группах. Именно об этой стороне межличностных и общественных отношений мне и хотелось бы с вами сегодня поговорить. Наша мастерская называется «Жизнь есть сумма всех наших выборов». Как вы думаете, о чем пойдет речь?

Социализация. Ребята высказывают свои догадки: речь пойдет о нашей жизни в обществе, ведь каждый день мы делаем выбор между добром и злом, веселым и грустным, желанием посидеть за компьютером и необходимостью выполнять домашние задания, мы выбираем друзей, формы досуга, привычки, слова для общения…Кроме того, все это готовит нас к еще более ответственному выбору: когда нам исполнится 18 лет, мы согласно Конституции РФ будем иметь возможность выбирать и быть избранным в органы государственной власти.

Учитель. Вы назвали очень важные слагаемые понятия выбор. Хорошо, что вы понимаете, что человек должен делать выбор, в этом и состоит его сила -в могуществе его решений, как говорит известный бразильский поэт и писатель Пауло Коэльо. Давайте вместе поразмышляем об этом.

Самоконструкция

Учитель. Для начала определим, что же такое выбор. Запишите свой ассоциативный ряд: «Выбор-это…». Обсудите в группах, уточните и допишите его.

Социализация. Представители каждой группы по очереди продолжают начатый на доске ряд слов-ассоциаций (каждая группа работает мелком определенного цвета). Выбор- это избрание, отбор, сортировка, извлечение, предпочтение, альтернатива, дилемма, ассортимент, праймериз, разбор.

Учитель. Да, видимо, не случайно поэты и писатели, журналисты и общественные деятели всех времен указывали на важность выбора в жизни человека. В любимой вами фантастической трилогии Г. Л. Олди «Городу и миру» есть такие слова: «Ты выбрала, и, значит, ты права. Выбирающий всегда прав. А сомневающийся всегда в убытке». Обсудите в группах и поделитесь своим мнением о том, почему выбирающий прав, а сомневающийся всегда в убытке.

Социализация. В ходе коллективного обсуждения ребята приходят к выводу, что, делая тот или иной выбор, человек приобретает жизненный опыт, обогащает свою жизнь событиями и эмоциями, совершенствуется, пробует себя в разных ролях, так или иначе влияет на ход событий, участвует в общественной жизни…

Свежие документы:  Рабочая программа курса "Учимся решать задачи" 3 класс УМК «Гармония»

Встреча с другим «Я», переживание разрыва

Учитель. Сергей Лукьяненко в романе «Близится утро» (вторая книга дилогии «Искатели неба») высказал очень интересную для всех нас мысль: «В каждом человеке похоронены тысячи других людей. Десятки тысяч. Те, кем он мог быть. В каждом из нас спрятан и поэт и вор, и душегуб и святой, и моряк и летун. Нам не дано прожить тысячи жизней, мы выбираем из них одну-единственную, зачастую ошибаясь при этом. Но раз уж мы сделали когда-то выбор… надо помнить, кем ты мог стать. Надо нести в себе все свои непрожитые жизни». Вчитайтесь в это высказывание. Поделитесь тем, что вас удивило или озадачило в нем, с чем вы согласны, с чем хотели бы поспорить.

Социализация. Учащиеся перечитывают высказывание, делятся мнениями в группах, затем выступают перед классом, обсуждают, дискутируют. В ходе обсуждения ребята (по желанию) заполняют таблицу, которая помогает аргументировать их мысли примерами из жизненного опыта.

Я и мой выбор


Раннее детство

Настоящее время

Я во взрослой жизни


Мог бы выбрать

Выбрал

Мог бы выбрать

Выбрал

Мог бы выбрать

Выбрал

Ира







Николай







Алексей








Работа с информацией

Учитель. Прочитайте высказывания великих мыслителей о сущности выбора, о роли выбора в жизни каждого человека. Найдите в них подтверждение или опровержение словам С.Лукьяненко. (Приложение 1)

Социализация. В выступлениях ребят вновь и вновь звучит мысль о том, что у каждого из них в разные периоды жизни возникали различные ситуации, связанные с необходимость выбирать. От выбора зависело, какими станут отношения с родителями и сверстниками, как будут ребята оценивать себя, как сложится дальнейшая жизнь. Также в выступлениях ребят звучит мысль о необходимости сделать правильный выбор в будущем (выбор профессии, спутника жизни, участие в выборах в органы государственной власти и референдумах).

Социоконструкция

Учитель. Ребята, до сих пор мы с вами говорили о выборе как нравственной категории и моральной норме каждого человека. Однако воспитать в каждом из вас ответственность за свой выбор необходимо еще и для того, чтобы вы были готовы осознанно выполнять свой гражданский долг и принимать участие в выборах в органы государственной власти и референдумах. Как вы считаете, почему это важно?

Социализация. Ребята в ходе обсуждения в группах приходят к выводу, что в общественной жизни страны участвовать необходимо, так как этот выбор сводится к выбору экономического и общественного устройства, от этого выбора зависит качество жизни, будущее страны, что к этому необходимо себя готовить с детства.

Учитель. Докажите примерами из истории, что от выбора (того или иного) зависит будущее страны. Свои примеры зафиксируйте в таблице. (Пример таблицы)

Страна, дата

Кого и куда выбирали

Каковы последствия выбора

Франция

1830


Палата депутатов провозгласила Луи Филиппа наместником (lieutenant-général) королевства

Коррупция при Луи Филиппе достигла небывалых размеров, казна была разграблена


Германия

1933


К власти пришли национал-социалисты во главе с Адольфом Гитлером.

Установление фашистского режима


Россия

2011


В Государственную Думу шестого созыва были выбраны многие деятели искусства, кино, спорта (Говорухин, Драпеко, Максакова, Валуев, Кабаева, Третьяк и т.д.)

Деятели искусства и спорта мало что могут сделать в Государственной Думе, они непрофессиональные политики, часто их не бывает даже на заседаниях Думы


Свежие документы:  ГИА (ОГЭ) по английскому языку 2015 года


Учитель. 4 марта 2012 года состоялись выборы Президента Российской Федерации. Явка избирателей составила 65,3 %. Большинством голосов

(63, 60%) Президентом был выбран В.В.Путин. Можно ли утверждать, что россияне сделали выбор, который обеспечит достойное будущее России?

Приведите примеры из читательского (по материалам СМИ) и жизненного опыта (опережающее задание).

Социализация. От каждой группы выступают ребята с примерами

-Путин смог восстановить управление Россией, создал «вертикаль власти», в том числе возвратил имперский принцип, когда губернаторов назначает центр.

-Путин отстранил от власти наиболее одиозные олигархические группировки – Березовского, Ходорковского, татарский, башкирский кланы.

-Российская армия при Путине получила достойное финансирование.

-Путин выдвинул проект интеграции постсоветского пространства – создан Таможенный Союз, Единое экономическое пространство.

-При Путине произошёл рост уровня жизни населения: всё больше людей покупают машины, бытовую технику, произошла значительная компьютеризация населения.

-Приход к власти Путина привел к резкому росту бюджета РФ, это связано с тем, что Москва смогла поставить под свою юрисдикцию добычу и продажу ресурсов страны.

Работа с информацией

Учитель. А теперь, ребята, познакомьтесь с итогами выборов губернатора Брянской области в октябре 2012 года. (Приложение 2). Эти выборы прошли совсем недавно, ваша родители наверняка приняли в них самое активное участие, вы знакомы с материалами СМИ об этих выборах. Можно ли утверждать, что жители Брянской области сделали верный выбор? Приведите примеры из жизненного опыта и по материалам СМИ (опережающее задание).

Социализация. От каждой группы выступают ребята с примерами

-Денин выступал с лозунгом «Брянщина должна стать регионом, комфортным для жизни!» За последние годы в нашей области сделано много и для внешнего вида города, и для детей. Так считают мои родители.

— Мои родители, связанные с туристическим бизнесом, уверены, что именно при Денине началась популяризация памятников истории и культуры Брянска и области, разработка и продвижение новых туристических маршрутов и программ. Родители говорят, что это позволит дополнительно создать десятки новых рабочих мест, пополнить бюджет области и города.

-Моя мать, работник детского сада, рассказывает о том, что только за этот год открыто более 300 новых мест в шести детских садах города, а до конца года планируется еще 160. Мама говорит, что эта работа ведется под непосредственным руководством Н.В. Денина в рамках выполнения четырехлетней областной программы решения проблем дошколят.

-В каждом районном центре и крупном населённом пункте, таких как Гостиловка в Жуковском районе, Коржовка-Голубовка в Клинцовском, Мирный в Гордеевском и Мирный в Клетнянском районах, Денин обещал построить современные спортивные сооружения, а в каждом городе — Ледовый дворец.

— Мой отец член Комиссии по тарифной политике, мониторингу, стоимости услуг в сфере ЖКХ и энергообеспечения на территории Брянской области. Эта комиссия была создана по инициативе Н.В.Денина. Отец для нашей беседы подготовил официальную справку: «Только в прошлом году Комиссией было рассмотрено более 600 обращений граждан, из них 87 – с выездом в районы области. Организовано 42 проверки работы управляющих компаний и ТСЖ, в результате которых удалось стабилизировать тарифы на услуги ЖКХ. Благодаря вмешательству Комиссии, во многих многоквартирных домах был произведен перерасчет платы за отопление по фактическим показателям общедомовых приборов учета. В целом ряде муниципальных образований области удалось не допустить введения так называемой 13-й квитанции».

Свежие документы:  Характеристика 6 класса


Рефлексия

Учитель. Давайте вернемся к названию нашей мастерской «Жизнь есть сумма всех наших выборов». Согласны ли вы с этим утверждением?

Социализация.

Да, это так. Каждый момент своей жизни мы делаем выбор. От каждого нашего выбора зависит наш следующий шаг. По большому счету, мы сами выбираем свою жизнь, выбирая блюда, книги, увлечения, друзей, стиль поведения, депутатов, губернаторов, президентов…

Учитель. Поделитесь своими впечатлениями о разговоре, который у нас сегодня состоялся, закончив следующие предложения: «Сегодня в мастерской я понял…, почувствовал…, открыл для себя…»

Ответы учащихся:

-Я открыл для себя, что каждый день что-нибудь выбираю, только не всегда отдаю себе в этом отчет.

-Я понял, что выбор –очень серьезное и ответственное дело, и к нему нужно серьезно готовится.

-Я почувствовал, что я и мои одноклассники недостаточно осознаем всю важность выбора как моральной нормы поведения и гражданского долга.

— Я понял, что от осознанного выбора каждого гражданина страны зависит жизнь всех граждан этой страны.

-Я понял, что выбор начинается в детстве с незначительных предпочтений и дел, продолжается всю жизнь человека и в сумме все эти выборы и есть жизнь каждого из нас.


Приложение 1

Нам дана возможность выбора, но не дано возможности избежать выбора. Айн Рэнд

Тот, кто отказывается от выбора, отказывает себе в праве называться человеком. Айн Рэнд

Нельзя избежать выбора, нейтралитет невозможен — либо одно, либо другое, так было всегда. Айн Рэнд

Есть такая мучительнейшая парочка, две родные сестры по имени Свобода Выбора и Неизбежность Выбора… А. Горюнов

Выбор рождает жизнь и нередко ответствен за смерть. Дж. Сваллоу

Выбор за тобой. Свободен ты или раб, решать тебе и только тебе. В. Камша

Ты — это то, что ты делаешь. Ты — это твой выбор. Тот, в кого себя превратишь. Дж. Летем

Быть человеком означает всегда располагать возможностью сделать по-другому — наоборот или иначе. Дж.Ганн

Когда необходимо сделать выбор, а вы его не делаете, — это тоже выбор. Уильям Джеймс

Жизнь — это череда выборов. Нострадамус

Мы часто вынуждены делать выбор, который причиняет боль, но потом мы убеждаемся, что он был самый лучший и самый разумный. Артур Хейли

Я верю, что основной выбор человека — это выбор между жизнью и смертью. Каждый поступок предполагает этот выбор. Эрих Фромм

Хотя мы свободны в выборе наших действий, мы не свободны в выборе последствий наших действий. Стивен Р. Кови


Приложение 2

15 октября на заседании избирательной комиссии Брянской области были подведены официальные итоги выборов губернатора Брянской области. По результатам голосования кандидат в Губернаторы Николай Денин от партии «Единая Россия» получил 65,22 % голосов избирателей. Его оппонент от партии КПРФ Вадим Потомский — 30,85 % голосов.

В соответствии с законодательством победителем признается кандидат, набравший минимум 50% голосов плюс один голос. Согласно полученным результатам, избранным на должность губернатора Брянской области считается Николай Денин.










Использованная литература и Интернет-источники

Федеральный закон Российской Федерации от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ

Автономов А.С., Морозова Е.Г. Избирательная кампания: Основные категории и институты избирательного права. Менеджер избирательной кампании. – М, 1995.

Большаков С.В., Ищенко Е.П. Предвыборная агитация: взгляд изнутри. – М.: РЦОИТ, 1999.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: