Материалы родительского собрания на тему
«Как правильно воспитывать ребенка»
Предварительная работа:
1. Анкетирование родителей:
-Тест — опросник родительского отношения к ребенку (Е. Нечипорук, диагностическая работа в детском саду», Ростов-на-дону,Феникс, 2005, стр.131)
-Выявление типов темперамента детей группы.
2. Чтение книги «Маленький принц» С. Экзюпери.
3. Рисуночный тест с детьми «Моя семья» (В.К. Лосевой),
План собрания:
1. Результаты анкетирования родителей (воспитатель)
-Тест- опросник родительского отношений к ребенку.
2. Результаты рисуночного теста, проведенного с детьми «Моя семья»
3. Анализ прочитанной книги «Маленький принц» С. Экзюпери, выводы родителей, сопоставление проблем по воспитанию детей.(воспитатель)
4. Темперамент ребенка. (психолог)
-Диагностика типов темперамента детей группы.
-Характеристика типов темперамента, рекомендации по использованию игр у детей с определенным типом темперамента.( Приложение 1).
-Коррекционные игры для детей с разными типами темперамента.(Приложение 2)
5. Сообщение психолога «Советы ребенка» (если бы ребенок мог дать вам совет, то он бы посоветовал…) Раздается родителям как памятка.(Приложение 3)
Выводы.
Приложение 1. Рекомендации по взаимодействию с детьми различных темпераментов
Если у детей преобладают черты сангвинического темперамента:
Важно проявлять строгость, требовательность к ребенку, контролировать его действия и поступки;
Обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребенка (не убрал игрушки);
Необходимо, чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать приниматься за другой рисунок, пока не окончен первый);
Целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново. Главное – показать ребенку конечный результат добросовестных действий;
Важно формировать у ребенка устойчивые интересы, не допускать частой смены деятельности;
Учить внимательно относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.
Если у детей преобладают черты холерического темперамента:
С пониманием относиться к проявлению активности ребенка;
Говорить с ребенком спокойным, тихим голосом, но требовательно, без уговоров;
Целесообразно ограничивать все, что возбуждает нервную систему ребенка: кино, телевидение, чтение – все должно быть в меру. За два часа до сна –только спокойные игры и занятия;
Необходимо развивать у ребенка сосредоточенное внимание: настольные игры (но не те, где соревнуются), конструирование, рисование, лепка –все что требует усидчивости;
Воспитывать у ребенка умение управлять собой (игры с командами, с внезапными остановками «Замри», где он будет подчиняться);
Приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с желаниями других, просить, а не требовать;
Необходимо строго соблюдать режим дня.
Если у детей преобладают черты флегматического темперамента:
Нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребенка
Не следует отстранять ребенка от той деятельности, которая требует приложения усилий;
Следует чаще хвалить его за скорые действия;
Необходимо ставить ребенка в условия, когда нужны быстрые действия, полезные игры соревновательного характера;
Следует побуждать ребенка к движению (гимнастика, подвижные игры соревновательного характера);
Побуждать ребенка к игре, труду, конструированию – активизировать его;
Нельзя резко обрывать ребенка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности;
Привлекать ребенка к деятельности в коллективе.
Если у детей преобладают черты меланхолического темперамента:
Нужно ограничивать шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребенка не бояться небольшого шума. Спокойно, без тревоги относиться к новому человеку;
Нельзя повышать голос на ребенка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчеркивать его недостатки;
Целесообразно беседовать с ребенком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, убеждающее, но уверенно, определенно;
Ребенку полезно заниматься спортом;
Необходимо разнообразить жизнь ребенка;
Надо привлекать ребенка к совместному труду со взрослыми;
Важно развивать у него общительность;
Необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.
Приложение 2. Коррекционные игры и упражнения
Для детей с преобладанием холерического и сангвинического темперамента
«Сосредоточенность» (этюд на регуляцию эмоций).
Путешественник сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план похода. Выразительные движения: левая рука упирается локтем в стол и поддерживает голову, наклоненную влево, указательный палец правой руки двигается по воображаемой карте. Мимика: слегка прищуренные глаза, нижняя губа закушена.
«Раздумье» (этюд на регуляцию эмоций и движений).
Мальчик собрал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти? Выразительные движения: ребенок стоит. Руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.
«Ваське стыдно» (этюд на регуляцию эмоций).
Жила-была девочка Галя. У нее была кукла Таня. Галя играла с куклой, кормила ее, укладывала спать. Однажды пришел туда кот Васька и свалил куклу на пол. Пришла Галя домой, увидела, что кукла лежит на полу, подняла ее и стала ругать Ваську: «Зачем ты, Васька, мою куклу свалил?» А Васька стоит, голову опустил, стыдно ему. Прослушав рассказ, ребенок показывает, как стыдно было коту Ваське.
«Море волнуется» (произвольность поведения чувств).
Водящий начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура радости, страха, стыда и т.д. на месте замри».Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру.
«Тыкалки» (тренировка умения владеть своими чувствами).
Дети садятся на стулья. Ставят ступни ног на пол и «замирают». Ведущий, медленно считая до 10, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Детям необходимо не рассмеяться при этом и сохранить неподвижность.
Для детей с преобладанием флегматического и меланхолического темперамента
«Расскажи стихи руками» (этюд на раскрепощение).
Ребенок старается без слов, с помощью пантомимы, рассказать известное всем стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются угадать, что он рассказывает.
«Как поступить?» (регулирование эмоций и действий).
Для этой игры нужно несколько сюжетных картинок конфликтного содержания. Например, такие:
А) дети собирают урожай, одна девочка набрала так много фруктов, что не может удержать их в руках;
Б) Дети играют, а у одного ребенка нет игрушек;
В) Ребенок плачет.
Взяв картину, ребенок должен подобрать свой выход из ситуации.
Рисунок «Я в будущем» (преодоление замкнутости).
Ребенку дают задание нарисовать себя таким, каким он видит себя в будущем. Обсуждая с ним рисунок, спрашивают, как он будет выглядеть, как он будет себя чувствовать, какими будут его отношения с родителями, братом или сестрой.
Упражнение позволяет осознать возможность преодоления замкнутости, дать ребенку перспективу на и уверенность в своих силах.
«Я и другие» (свободное выражение своего мнения).
Ребенку предлагают рассказать о своем друге, родственнике. Важно, чтобы ребенок мог высказать свое мнение, подчеркнуть положительные черты другого. Можно попросить ребенка рассказать о себе, выделяя отрицательные и положительные качества, акцентируя внимание на последних.
«Зеркало» (помогает открыться ребенку, чувствовать себя раскованно).
а)Ребенок смотрит в «зеркало», которое повторяет все его движения и жесты. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок.
Б) Принцип игры остается тем же, но ребенок должен изобразить кого-либо из общих знакомых. «Зеркало» указывает, кого изображал ребенок.
Приложение 3. Памятка для родителей «Советы ребенка»
При воспитании детей мы постоянно сталкиваемся с непростыми ситуациями. Как поступить с маленьким проказником – отругать или пожалеть? Что разрешить, а что запрещать? А вы спросите у ребенка, он подскажет.
Не балуйте меня, этим вы меня портите. Я прекрасно знаю, что необязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
Не бойтесь быть твердым со мной. Это позволяет мне определить свое место.
Не используйте силу в отношениях со мной. Это научит меня тому, что считаться можно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
Не давайте обещаний, которых не можете выполнить – это поколеблет мою веру в вас.
Не поддавайтесь на мои провокации, когда я совершаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то дальше я попытаюсь достичь еще больших «побед».
Не слишком расстраивайтесь, если я говорю, что вас ненавижу. Я не придаю словам глобальный смысл. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став плаксой и нытиком.
Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Иначе я буду продолжать использовать вас в качестве прислуги.
Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете все спокойно с глазу на глаз.
Не пытайтесь читать мне нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного меньше. Будет нормально, если вы предпримите определенные меры, но давайте поговорим об этом несколько позднее.
Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы станете так поступать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Иногда я и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Так я познаю мир, потому, пожалуйста, смиритесь с этим.
Не избавляйте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на своем опыте.
Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. А то я могу научиться получать удовольствие от болезней.
Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните: я учусь больше, подражая примерам, а, не подвергаясь критике.
А самое важное то, что я вас очень сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне взаимностью!