Методическая разработка «Масленица» (сценарий праздника для детей дошкольного и младшего школьного возраста)


Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств р.п. Вешкайма»




Масленица


Методическая разработка

(сценарий праздника для детей дошкольного

и младшего школьного возраста)






Разработчик — Лазарева Алла Васильевна.

Преподаватель отделения народных инструментов (класс баяна). Первая квалификационная категория







р.п. Вешкайма 2014г






Цели: познакомить детей с традиционными праздниками русского народа, русским фольклором, старинными играми, развить навыки общения, гостеприимства.


Звучит хор «Прощай, Масленица» из оперы Римского — Корсакова «Снегурочка».

Праздник состоит из трёх частей. Первая половина праздника проходит в зале.

Ведущий:

Эй, Весна — красна,

Пробудись ото сна!

Наступай скорей!

Души нам согрей!

На пороге масленица,

Весёлая проказница!

Радостен её приход.

Встретит Маслену народ

Сыром, солнечным блином

Да румяным пирогом!


Ведущий: Здравствуйте, ребята! Знакомы ли вы с таким праздником-Масленица? Иногда этот праздник называют Проводами зимы или встречей весны. Он приходится на конец февраля — начало марта. У каждого дня праздничной недели есть свое название.

Понедельник называется Встречей. Всех гостей привечают блинами. По домам ходят ряженые и напрашиваются на угощение.

Чтец: А мы Масленицу встречали,

Сыром гору поливали,

На широк двор зазывали

Да блинами заедали.

Ведущий: Вторник — Заигрыш. Играют в разнообразные игры, в снежки и катаются на санях. Парням разрешалось поухаживать за девушками — невестами.

Среда Лакомка. Этот день — семейный. Тёщи угощают зятьев блинами и другими вкусными угощеньями.

Четверг — Широкий. Опять же продолжаются разные забавы: ряженые, скоморохи, тройки лошадей с колокольчиками, медвежьи потехи, кулачные бои, штурм снежной крепости.

Пятница — Тещины вечёрки. В этот день зятья угощают тёщ.

Суббота Золовкины посиделки, на которые все родные собираются у золовки и дарят ей подарки.

Воскресенье — Прощёный день. Самый последний и самый важный день. С утра народ толпами отправлялся на кладбища и погосты «просить прощения» у родителей и дедов. В это воскресенье полагается простить друг другу все обиды, не держать зла на сердце. После вечерней молитвы младшие члены семьи подходили к старшим, кланялись им в ноги и просили прощенья:

-Прости меня Христа ради!

-Бог тебя простит! Ты меня прости! — отвечали те в свою очередь и кланялись в пояс.

Этот обычай соблюдали все, от крестьянина до царя. Не стоит и нам забывать эту хорошую древнюю традицию. Вспомните, ведь каждый из вас мог невольно кого — то обидеть. Попросите у него прощения.

Свежие документы:  Классный час для учащихся 6-го класса «1 апреля – день смеха»

Этот день называли по-разному: проводы, прощанья, целовальник, Прощёный день. Устраивали пышные Проводы зимы, водили хороводы дарили друг другу подарки, сжигали чучело масленицы. Все развлечения сопровождались смехом, веселыми песнями, озорными частушками, Послушаем некоторые из них:

  1. чтец: Как на масленой неделе

Из трубы блины летели.

Ой, блиночки мои,

Подрумяненькие!


2чтец: Шила платье из капусты,

Огурцом отделала,

Рассердилась, платье съела,

Что же я наделала.


3 чтец: Я на масленку катался,

Трое саней изломал.

Ворона коня замучил,

И милашку покатал.


4 чтец: Купи, тетя, мне коня,

Вороные ножки.

Буду девочек катать

По большой дорожке.


1чтец: Девки, Масленка идет,

Кто нас покатает?

У Петруни во дворе

Сивка пропадает.


  1. чтец: У меня четыре шали,

Пятая пуховая.

Не одна я боевая,

Все мы здесь бедовые.

Ведущий: Масленица — один из любимых зимних праздников: весёлый, разгульный. Отмечали его всем миром — и стар, и млад. С Масленицей разговаривали как с живым существом, называли ее то «дорогой гостьей», то «бабой кривошейкой»,то Боярыней, то Госпожой. Принято было делать чучело из соломы, одевать его в девичий наряд и возить по улицам. Потом чучело ставили на открытом месте, где в основном и проходили все масленичные развлечения. В последний день праздника чучело сжигали, а пепел разбрасывали по земле, чтобы был хороший урожай. Лица у чучела не делали, считали, что, имея лицо, оно имеет и душу, и тогда его сжигать нельзя.

Всю масленичную неделю пекли блины. Блин — это символ солнца, а солнце олицетворяло возрождающуюся жизнь, здоровье, долголетие и богатство. О блинах сложено немало поговорок. Давайте вспомним их.

Поговорки

  • Без блинов не Масленица, без пирогов не именины.

  • Блин брюха не портит

  • Не все коту масленица

  • Гулять — так гулять

  • На век не наешься

  • Чем добру пропадать, пусть утроба лопнет

  • Что есть в печи — все на стол мечи

  • Какова Маланья, таковы и оладьи

Ведущий: На Масленицу все угощали друг друга блинами. Если хозяйка жадничала, ребята обязательно придумывали дразнилку.

(Дети вспоминают дразнилки)

Ведущий: А на Масленицу в таком случае кричали: «Паршивые блины по аршину длины».

Звучит песня «Блины»

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки, мои.


Как на Масляной неделе

Со стола блины летели,

И сыры, и творог-

Всё летело под порог.


Как на масляной неделе

Из печи блины летели.

Весело, весело,

Очень весело нам!

Ведущий: А сейчас мы с вами проведём конкурс загадок.

Загадки

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт. (Весна)


Белое, да не вода,

Сладкое, да не мёд.

От рогатого беру и деточкам даю. (Молоко)


Мы — проворные сестрицы

Быстро бегать мастерицы,

В дождь — лежим,

В снег — бежим,

Уж такой у нас режим. (Лыжи)


Вот серебряный лужок,

Не видать барашка.

Не мычит на нём бычок,

Не цветет ромашка.

Наш лужок зимой хорош,

А весною не найдёшь. (Каток)


Нашел я шар, разбил его,

Увидел злато и серебро. (Яйцо)


Меня одну не едят,

А без меня мало едят. (Соль)


Бьют меня палками,

Жмут меня камнями,

Держат меня в огненной пещере,

Режут меня ножами.

За что меня так губят?

За то, что любят. (Хлеб)


Хоть сама и снег и лед,

А уходит — слезы льёт. (Зима)


Поставлю, попарю, выну, поправлю,

Этот отдеру, другой положу. (Блин)


Ну- ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт. (Солнце)

Конкурсы.

«Сделай масленицу»

2 команды по 2 человека, у каждой по 2 воздушных шара, сарафан и косынка. Надуть шары, связать их, а затем нарядить в сарафан и повязать косынку. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее.

« Весёлые переплясы» — «Цыганочка», « Барыня» и др.

«Накорми масленицу»

1конкурс. Две команды по 5 человек.У каждой команды сковородка с блином( вырезан из твёрдого картона).Первые участники бегут со сковородкой до стула с масленицей, подбрасывают блин на сковородке и переворачивают его, оббегают стул и передают сковороду другому участнику.

2 конкурс. Две команды по 5 человек. Два стакана на расстоянии 6 метров: один пустой, в другом горох. Надо с помощью ложки пересыпать горох из одного стакана в другой. Чья команда сделает это быстрее, та и победит.

«Кухонный оркестр» Две команды. По очереди участники поют мотив известной песни «В траве сидел кузнечик» и подыгрывают себе с помощью различной кухонной утвари. Победитель определяется по зрительским аплодисментам.

«Лучший прыгун» Кто дальше прыгнет через бумажный костёр на полу.

Затем все дети берутся за руки, встают вокруг масленицы в хоровод и кричат вслед за ведущим кричалку.

Ведущий:

А ну, гори ярче,

Чтобы было жарче!

Чтобы солнце пригревало,

Да ненастья разгоняло.

Пусть быстрей тепло настанет

И подснежник вырастает!

Пусть уйдут обиды, злость,

Что хотелось — всё сбылось!

Затем чучело масленицы из воздушных шаров прокалывают булавками.

Вторая половина праздника проходит на улице.

Игры

«Снежный бой»

Дети делятся на две команды по пять человек. Между командами проводится линия — граница, за которую заступать нельзя. Правила боя такие: надо закидывать снежки на сторону противника. Бой длится 2-3 минуты (начинается и заканчивается по свистку). По окончании боя считают, сколько снежков на каждой стороне осталось, Где меньше, там и победа.

«Снежный тир»

Это соревнование на меткость и дальность. « На меткость» — это попадание снежком с расстояния в цель. А « на дальность» — это когда трое или пятеро человек на одной линии стоят и кидают снежки — кто дальше.

«Снежная башня»

Все дети делятся на две команды. За 10 минут надо построить снежную крепость. У кого она будет выше и крепче, та команда и победила.

«Катание на тройках»

Нужно две команды по 4 человека в каждой. Один — ездок, ему надо дать в руки три скакалки, другие концы которых пусть держат его товарищи по команде. Какая из команд после свистка первой добежит до финиша, та и победила.

«Перетягивание каната»

Дети делятся на две команды, берутся с двух сторон за веревку и тянут ее на себя, пока кто — то не перетянет.


Последняя часть праздника — это чаепитие с блинами, которые дети принесли с собой.






Список использованной литературы


  1. « Сценарии и репертуар» выпуск 21(110)2008г Культурно-издательский центр «Фест»

  2. Интернет. Неизвестные ресурсы

  3. Личный опыт

10


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: