Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №5» г. Белгорода
Методическая разработка психологического занятия
«Сказка о принце в маске»
Целевая группа: обучающиеся подросткового возраста
подготовила
Чеботарева Л.В.
педагог-психолог
Методическая разработка психологического занятия «Сказка о принце в маске»
Цель: снижение конфликтности, развитие навыков рефлексии.
Оборудование: «Сказка о принце, который носил маску» Черняева С.А. (текст для всех участников), бумага А4 каждому участнику, цветные карандаши, полоски цветной бумаги, клей.
Этап 1 Ритуал «входа» в сказку
Упражнение «Пространство для сказочного мира»
Оборудование ватман (2 склеенных листа), краски, карандаши, музыка «Звуки леса».
В ходе выполнения упражнения используется групповое рисование». Включается музыка «Звуки леса». Участники готовят пространство для «сказочного мира»: на листе ватмана рисуется небо, зеленая трава, солнце и т.п. (полученный групповой рисунок используется в упражнении конструирование сказки».
Игра «Запретный плод»
Участникам группы предлагается игра, позволяющая, как объявляет психолог, оценить их актерские способности. Задача, которую реально ставит перед собой психолог, — другая: игра «Запретный плод» должна поставить проблему осмысления своего отношения к нормам и запретам, что необходимо для серьезного отношения к сказке.
Ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет. «Там лежит то, что нельзя», — говорит ведущий. Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в отношении этого предмета. Участники могут вставать или оставаться на месте, выражая отношение мимикой или жестами; они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь, — каждый поступает так, как считает это нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, — это тоже будет способом реагирования на ситуацию. При выполнения упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его «показать» свое отношение.
Поскольку группе не ставится задача нравственного подхода к ситуации, обсуждение не должно затрагивать вопросов о том, кто как поступил и почему. На этапе рефлексии игры психолог должен обсудить вопрос о запретах и предписаниях вообще, о том, как можно к ним относиться. Психолог объявляет, что в сказке, с которой сегодня будут работать одна из проблем — это проблема отношения к тому, что «принято» и что «не принято» в данном королевстве.
Этап 2 Расширение
2.1. Знакомство с текстом сказки осуществляется в ходе постановки спектакля по сказке «История о принце, который носил маску» Черняева С.А.
Распределение ролей: автора, Людовика, Леоноры, короля, стражников, масок, сестры принцессы Леоноры, стен замка, бассейна, палача, времени, различных предметов. Текст сказки выдается актерам, которые будут играть роли со словами. Остальным актерам, сообщается, что они должны будут импровизированно высказываться от имени своих персонажей, когда «режиссер» предоставит им слово.
2.2. Постановка спектакля
Обсуждение сказки проводится в 2 этапа
1. Анализ сказки ведется от лица ее героев (те, кто играл какую-либо роль, говорят о своих чувствах по отношению к обстоятельствам сказки, героям, которых играли).
О чем эта сказка?
Почему в начале сказки Принцу понравилось быть в маске?
Почему люди не могли найти потерявшегося принца? Когда в жизни может возникнуть аналогичная ситуация?
Почему люди, встречавшиеся принцу, общались с ним отчужденно?
Почему стража схватила принца?
Какие пословицы, метафоры вспоминаются в вязи с этой ситуацией?
Какие аналогичные события могут произойти в реальной жизни?
Какой способ решения проблемы использовал принц?
С вами происходили подобные ситуации, когда вас обвиняли, что ваши действия противоречат правилам?
Почему принцесса тоже носила маску?
Когда люди «надевают» маски?
Почему Принц и принцесса почувствовали себя счастливыми?
Как герой решает возникшую проблему?
Этап 3. Закрепление Что ты считаешь основной темой постановки? (на этом этапе психолог должен сделать акцент на наличии разного восприятия смысла сказки- взаимопонимание, открытость, любовь, подчинение общественным нормам и правилам, стремление обрести свое лицо и т. д).
Упражнение «Придумывание сказки»
Каждый получает бумагу, карандаши или краски и задание нарисовать любой предмет или любой сказочный персонаж. Затем на групповом рисунке (упр. «Пространство для сказочного мира») все участники размещают свои иллюстрации, после чего группа приступает к конструированию сказки, опираясь на получившийся коллаж.
Интеграция
Упражнение «Обсуждение структуры сказки»
После того как группа сконструировала сказку, психолог предлагает поговорить о сказках вообще и, в частности, о роли волшебства в сказке, о том, чем сказка отличается от жизни.
В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы сейчас узнали из сказки?
В каких ситуациях жизни эффективен такой способ решения проблем?
Этап 5. Резюмирование
Упражнение «Цепи»
Оборудование: 2 полоски цветной бумаги для каждого участника, клей.
Ведущий просит на одной полоске написать на одной полоске, какой опыт приобрели в ходе занятия, на другой- с каким имеющимся опытом его можно связать. Полоски склеиваются в виде цепи. Далее, если подобная игра проводится на занятиях систематически, созданные звенья цепи скрепляются с уже имеющимися. Если такого ритуала нет, скрепляются цепи, имеющие что-то общее или ребенок выбирает цепь по какому-то другому принципу, главное в этом случае, чтобы не осталось неприкрепленных звеньев. Полученный материал ведущий может использовать в работе на следующем занятии.
Этап 6. Ритуал «выхода» из сказки
Используется выбранный группой вариант (в данном случае- общее рукопожатие. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились».
Текст сказки «История о принце, который носил маску»
Я рассказывала Вам о принцессе Марианне? Ее родители – король и королева – жили врозь, и девочка чувствовала себя очень одинокой.Старшего брата принцессы звали Людовиком, но гораздо чаще пятьсот придворных, две тысячи поэтов, слуг и мудрецов называли его «Принц в маске».
Дело в том, что когда родители принца ссорились, они старались, чтобы принц ничего не замечал. Принимая своих гостей и устраивая торжественные приемы, они всегда играли роль примерных супругов. И принц, которого отношения родителей ранили в самое сердце, тоже решил никому не показывать своих чувств. Он надел на лицо маску из желтого шелка, и никто во дворце никогда больше не видел его лица. Маски, которые носил Людовик, иногда менялись, но неизменным оставалось решение Людовика: «Я ни с кем не откровенничаю – мне никто не нужен!»
Сначала принц скрывал под маской свою боль, но постепенно ему понравилось положение человека, о котором никто ничего не знает. На вопросы родителей и друзей он всегда отвечал: «У меня все превосходно!». От ласк сестренки отмахивался: «Не приставай ко мне!»
Мало-помалу «Принц в маске» растерял и тех друзей, что у него были. И тогда он решил, что теперь ничто не удерживает его во дворце. Заперев дверь своей комнаты, он снял маску и посмотрел в зеркало. На него смотрело красивое незнакомое лицо. И принц решился.
Никого не известив, ни с кем не простившись, принц отправился странствовать. Во дворце отсутствие принца наделало большой переполох. Все стражники твердили, что «Принц в маске» из дворца не выходил. А все люди, посланные на поиски принца, вернулись ни с чем: они даже не знали, как спросить о пропавшем принце, как описать его наружность.
А принц шел вперед, не зная цели, не строя планов. Он был без маски, но, все обращались к нему так отчужденно, как будто он по-прежнему скрывал свое лицо. Неудивительно, ведь он все так же скрывал свои чувства.
И вот однажды принц оказался в одном странном городе. Как только поздним вечером он постучался в ворота гостиницы, ему открыли, но тут же, как будто чего-то испугавшись, захлопнули перед ним ворота. Так было и во второй гостинице, и в третьей. Рассвет застал его на городской площади. И тут два стражника в масках накинулись на принца, связали его и поволокли за собой. Некоторое время спустя принца привели во дворец, где человек в короне и в маске грозно спросил его:
— Как ты посмел дерзко нарушить наши обычаи?
— Простите меня, я чужеземец и не знаю, в чем я провинился, – ответил принц.
— Ты оскорбил жителей нашего города, появившись на улице с открытым лицом, и будешь наказан за это.
— Поверьте мне, я с большой радостью подчинюсь обычаям вашего города. На родине меня даже называли «Принц в маске».
— Я рад, что вы – принц! Уже давно ни один принц не приезжал в наш город. И теперь я знаю, как мне поступить с вами, Завтра вы предстанете перед нашей принцессой. Если вы сумеете в течение трех дней покорить ее сердце, то станете ее мужем. Если же принцесса откажет вам, то утром четвертого дня вам отрубят голову.
И говоривший позвал: «Эй, стража! Дайте ему маску и отведите к принцессе».
Принцесса Леонора, которой представили Людовика, была высокой, белокурой и стройной. Ее лицо скрывала белая маска.
— Прекрасная незнакомка, я рад случаю, который привел меня в ваш город!
— А откуда ты знаешь, прекрасна я или нет? – насмешливо спросила принцесса. – И не очень-то похоже, что ты радуешься, ведь мой отец сказал, что отправил тебя ко мне в наказание и под угрозой казни.
— И неужели вы, принцесса, погубите меня?
— Законы нашего королевства гласят: если какой-нибудь принц хочет жениться на принцессе, он должен представиться ей и ухаживать за нею. Но если в течение трех дней его ухаживания будут безуспешными, то его казнят. Но за первого, второго или, в крайнем случае, третьего по счету принца принцесса обязательно должна выйти замуж, иначе их казнят вместе, как казнили мою старшую сестру год назад.
— Да? Почему же она…
— Ей не особенно понравились два первых жениха. А третий жених оказался уродливым трехсотлетним колдуном, так что она предпочла умереть.
— А сколько женихов уже было у тебя, Леонора?
-С тех пор ни один принц и носу нам не казал, так что ты – первый.
— Какой ужасный закон!
— Да, я попробую его изменить, если стану королевой. Но почему же ты не ухаживаешь за мной? Расскажи мне о себе, о своем королевстве!
— В моем королевстве люди не носят масок, хотя я иногда носил…
— Странный обычай! Ведь без маски вы видите и то, что человек предпочел бы скрыть. И сами ничего не можете скрыть друг от друга…
— А что, так необходимо что-то скрывать? Сейчас, когда твоя маска скрывает твое лицо, я даже не знаю, хочется ли мне ухаживать за тобой… И если предположить, что ты можешь принять мои ухаживания, то не раскаешься ли ты потом – ведь и ты меня не знаешь?
— Мне с детства говорили, что показывать свое лицо неприлично.
— Конечно, тебе тяжело довериться мне. Ведь у меня нет выбора, Леонора, а тебе ваши законы оставили еще две возможности.
— Людовик, сними маску. Тогда я смогу увидеть тебя.
— И ты тоже сними маску, Леонора…
— Мне кажется, что ты какой-то особенный, мне даже не стыдно смотреть тебе в лицо… А ты сможешь жить в Королевстве масок?
— Я согласен жить только там, где будешь ты, Леонора! Но ведь мы с тобой не будем носить маски?!
— Мы – нет! А когда-нибудь, и все другие в нашем королевстве.
— Да, мы будем так счастливы, что они поймут…
— Мы уже счастливы, Людовик!
— Да, Леонора!
Так закончилась история о Принце в маске.
Литература
Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. — М.: Генезис, 2011.-315с.
Зинкевич- Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2002.-310с.
Орлик А. Добро пожаловать в сказку (тренинговая программа по развитию личности)// Школьный психолог.- 2008.- №15.- с. 6-15.
Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры М.:ТЦ Сфера, 2002.- 115 с.