Методическая разработка психологического занятия «Сказка о принце в маске»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №5» г. Белгорода













Методическая разработка психологического занятия

«Сказка о принце в маске»


Целевая группа: обучающиеся подросткового возраста



подготовила

Чеботарева Л.В.

педагог-психолог





Методическая разработка психологического занятия «Сказка о принце в маске»

Цель: снижение конфликтности, развитие навыков рефлексии.

Оборудование: «Сказка о принце, который носил маску» Черняева С.А. (текст для всех участников), бумага А4 каждому участнику, цветные карандаши, полоски цветной бумаги, клей.

Этап 1 Ритуал «входа» в сказку

Упражнение «Пространство для сказочного мира»

Оборудование ватман (2 склеенных листа), краски, карандаши, музыка «Звуки леса».

В ходе выполнения упражнения используется групповое рисование». Включается музыка «Звуки леса». Участники готовят пространство для «сказочного мира»: на листе ватмана рисуется небо, зеленая трава, солнце и т.п. (полученный групповой рисунок используется в упражнении конструирование сказки».

Игра «Запретный плод»

Участни­кам группы предлагается игра, позволяющая, как объявляет психолог, оценить их актерские способности. Задача, которую реально ставит перед собой психолог, — другая: игра «Запретный плод» должна поставить проблему осмысления своего отношения к нормам и запретам, что необ­ходимо для серьезного отношения к сказке.

Ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет. «Там лежит то, что нельзя», — говорит ведущий. Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в отношении этого предмета. Участники могут вставать или оставаться на месте, выражая отношение мимикой или жестами; они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь, — каждый поступает так, как считает это нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, — это тоже будет способом реагирования на ситуацию. При выполнения упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его «показать» свое отношение.

Поскольку группе не ставится задача нравст­венного подхода к ситуации, обсуждение не должно затрагивать вопросов о том, кто как поступил и почему. На этапе рефлексии игры психолог должен обсудить вопрос о запретах и предписаниях вообще, о том, как можно к ним относиться. Психолог объявляет, что в сказке, с которой сегодня будут работать одна из проблем — это проблема от­ношения к тому, что «принято» и что «не принято» в данном ко­ролевстве.

Этап 2 Расширение

2.1. Знакомство с текстом сказки осуществляется в ходе постановки спектакля по сказке «История о принце, который носил маску» Черняева С.А.

Распределение ролей: автора, Людовика, Леоноры, короля, стражников, масок, сестры принцес­сы Леоноры, стен замка, бассейна, палача, времени, различных предметов. Текст сказки выдается актерам, которые будут играть роли со словами. Остальным актерам, сообщается, что они долж­ны будут импровизированно высказываться от имени своих пер­сонажей, когда «режиссер» предоставит им слово.

2.2. Постановка спектакля

Обсуждение сказки проводится в 2 этапа

1. Анализ сказки ведется от лица ее героев (те, кто играл какую-либо роль, говорят о своих чувствах по отношению к обстоятельствам сказки, героям, которых играли).

Свежие документы:  Родительское собрание «Роль родителей в подготовке домашнего задания»
  • О чем эта сказка?

  • Почему в начале сказки Принцу понравилось быть в маске?

  • Почему люди не могли найти потерявшегося принца? Когда в жизни может возникнуть аналогичная ситуация?

  • Почему люди, встречавшиеся принцу, общались с ним отчужденно?

  • Почему стража схватила принца?

  • Какие пословицы, метафоры вспоминаются в вязи с этой ситуацией?

  • Какие аналогичные события могут произойти в реальной жизни?

  • Какой способ решения проблемы использовал принц?

  • С вами происходили подобные ситуации, когда вас обвиняли, что ваши действия противоречат правилам?

  • Почему принцесса тоже носила маску?

  • Когда люди «надевают» маски?

  • Почему Принц и принцесса почувствовали себя счастливыми?

  • Как герой решает возникшую проблему?

Этап 3. Закрепление Что ты считаешь основной темой постановки? (на этом этапе психолог должен сделать акцент на наличии разного восприятия смысла сказки- взаимопонимание, открытость, лю­бовь, подчинение общественным нормам и правилам, стремле­ние обрести свое лицо и т. д).

Упражнение «Придумывание сказки»

Каж­дый получает бумагу, карандаши или краски и задание нарисовать любой предмет или любой сказочный персонаж. Затем на групповом рисунке (упр. «Пространство для сказочного мира») все участники размещают свои иллюстра­ции, после чего группа приступает к конструированию сказки, опираясь на получившийся коллаж.

  1. Интеграция

Упражнение «Обсуждение структуры сказки»

После того как группа сконструировала сказку, психолог пред­лагает поговорить о сказках вообще и, в частности, о роли волшеб­ства в сказке, о том, чем сказка отличается от жизни.

В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы сейчас узнали из сказки?

В каких ситуациях жизни эффективен такой способ решения проблем?

Этап 5. Резюмирование

Упражнение «Цепи»

Оборудование: 2 полоски цветной бумаги для каждого участника, клей.

Ведущий просит на одной полоске написать на одной полоске, какой опыт приобрели в ходе занятия, на другой- с каким имеющимся опытом его можно связать. Полоски склеиваются в виде цепи. Далее, если подобная игра проводится на занятиях систематически, созданные звенья цепи скрепляются с уже имеющимися. Если такого ритуала нет, скрепляются цепи, имеющие что-то общее или ребенок выбирает цепь по какому-то другому принципу, главное в этом случае, чтобы не осталось неприкрепленных звеньев. Полученный материал ведущий может использовать в работе на следующем занятии.

Этап 6. Ритуал «выхода» из сказки

Используется выбранный группой вариант (в данном случае- общее рукопожатие. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились».


Текст сказки «История о принце, который носил маску»

Я рассказывала Вам о принцессе Марианне? Ее родители – король и королева – жили врозь, и девочка чувствовала себя очень одинокой.Старшего брата принцессы звали Людовиком, но гораздо чаще пятьсот придворных, две тысячи поэтов, слуг и мудрецов называли его «Принц в маске».

Дело в том, что когда родители принца ссорились, они старались, чтобы принц ничего не замечал. Принимая своих гостей и устраивая торжественные приемы, они всегда играли роль примерных супругов. И принц, которого отношения родителей ранили в самое сердце, тоже решил никому не показывать своих чувств. Он надел на лицо маску из желтого шелка, и никто во дворце никогда больше не видел его лица. Маски, которые носил Людовик, иногда менялись, но неизменным оставалось решение Людовика: «Я ни с кем не откровенничаю – мне никто не нужен!»

Сначала принц скрывал под маской свою боль, но постепенно ему понравилось положение человека, о котором никто ничего не знает. На вопросы родителей и друзей он всегда отвечал: «У меня все превосходно!». От ласк сестренки отмахивался: «Не приставай ко мне!»

Мало-помалу «Принц в маске» растерял и тех друзей, что у него были. И тогда он решил, что теперь ничто не удерживает его во дворце. Заперев дверь своей комнаты, он снял маску и посмотрел в зеркало. На него смотрело красивое незнакомое лицо. И принц решился.

Никого не известив, ни с кем не простившись, принц отправился странствовать. Во дворце отсутствие принца наделало большой переполох. Все стражники твердили, что «Принц в маске» из дворца не выходил. А все люди, посланные на поиски принца, вернулись ни с чем: они даже не знали, как спросить о пропавшем принце, как описать его наружность.

А принц шел вперед, не зная цели, не строя планов. Он был без маски, но, все обращались к нему так отчужденно, как будто он по-прежнему скрывал свое лицо. Неудивительно, ведь он все так же скрывал свои чувства.

И вот однажды принц оказался в одном странном городе. Как только поздним вечером он постучался в ворота гостиницы, ему открыли, но тут же, как будто чего-то испугавшись, захлопнули перед ним ворота. Так было и во второй гостинице, и в третьей. Рассвет застал его на городской площади. И тут два стражника в масках накинулись на принца, связали его и поволокли за собой. Некоторое время спустя принца привели во дворец, где человек в короне и в маске грозно спросил его:

—   Как ты посмел дерзко нарушить наши обычаи?

—   Простите меня, я чужеземец и не знаю, в чем я провинился, – ответил принц.

—   Ты оскорбил жителей нашего города, появившись на улице с открытым лицом, и будешь наказан за это.

—   Поверьте мне, я с большой радостью подчинюсь обычаям вашего города. На родине меня даже называли «Принц в маске».

—   Я рад, что вы – принц! Уже давно ни один принц не приезжал в наш город. И теперь я знаю, как мне поступить с вами, Завтра вы предстанете перед нашей принцессой. Если вы сумеете в течение трех дней покорить ее сердце, то станете ее мужем. Если же принцесса откажет вам, то утром четвертого дня вам отрубят голову.

И говоривший позвал: «Эй, стража! Дайте ему маску и отведите к принцессе».

Принцесса Леонора, которой представили Людовика, была высокой, белокурой и стройной. Ее лицо скрывала белая маска.

—   Прекрасная незнакомка, я рад случаю, который привел меня в ваш город!

— А откуда ты знаешь, прекрасна я или нет? – насмешливо спросила принцесса. – И не очень-то похоже, что ты радуешься, ведь мой отец сказал, что отправил тебя ко мне в наказание и под угрозой казни.

— И неужели вы, принцесса, погубите меня?

— Законы нашего королевства гласят: если какой-нибудь принц хочет жениться на принцессе, он должен представиться ей и ухаживать за нею. Но если в течение трех дней его ухаживания будут безуспешными, то его казнят. Но за первого, второго или, в крайнем случае, третьего по счету принца принцесса обязательно должна выйти замуж, иначе их казнят вместе, как казнили мою старшую сестру год назад.

— Да? Почему же она…

— Ей не особенно понравились два первых жениха. А третий жених оказался уродливым трехсотлетним колдуном, так что она предпочла умереть.

— А сколько женихов уже было у тебя, Леонора?

-С тех пор ни один принц и носу нам не казал, так что ты – первый.

— Какой ужасный закон!

— Да, я попробую его изменить, если стану королевой. Но почему же ты не ухаживаешь за мной? Расскажи мне о себе, о своем королевстве!

— В моем королевстве люди не носят масок, хотя я иногда носил…

— Странный обычай! Ведь без маски вы видите и то, что человек предпочел бы скрыть. И сами ничего не можете скрыть друг от друга…

— А что, так необходимо что-то скрывать? Сейчас, когда твоя маска скрывает твое лицо, я даже не знаю, хочется ли мне ухаживать за тобой… И если предположить, что ты можешь принять мои ухаживания, то не раскаешься ли ты потом – ведь и ты меня не знаешь?

— Мне с детства говорили, что показывать свое лицо неприлично.

— Конечно, тебе тяжело довериться мне. Ведь у меня нет выбора, Леонора, а тебе ваши законы оставили еще две возможности.

— Людовик, сними маску. Тогда я смогу увидеть тебя.

— И ты тоже сними маску, Леонора…

— Мне кажется, что ты какой-то особенный, мне даже не стыдно смотреть тебе в лицо… А ты сможешь жить в Королевстве масок?

— Я согласен жить только там, где будешь ты, Леонора! Но ведь мы с тобой не будем носить маски?!

— Мы – нет! А когда-нибудь, и все другие в нашем королевстве.

— Да, мы будем так счастливы, что они поймут…

— Мы уже счастливы, Людовик!

— Да, Леонора!

Так закончилась история о Принце в маске.






Литература

  1. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. — М.: Генезис, 2011.-315с.

  2. Зинкевич- Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2002.-310с.

  3. Орлик А. Добро пожаловать в сказку (тренинговая программа по развитию личности)// Школьный психолог.- 2008.- №15.- с. 6-15.

  4. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры М.:ТЦ Сфера, 2002.- 115 с.





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: