Методическая статья по теме «Организация внеурочной деятельности учащихся по математике»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАЧУЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

КАРАТУЗСКИЙ РАЙОН КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ












Организация внеурочной

деятельности учащихся

по математике









Авторы:

учитель математики

высшей квалификационной категории

Кармышева Т.И.;

учитель математики

второй квалификационной категории

Сизых Г.Д.







2012 – 2013 учебный год

с.Качулька

Сказочная математика

Повышение мотивации к обучению и формирование устойчивого интереса к математике происходит через хорошо организованную внеклассную работу по предмету. В своей педагогической деятельности мы используем различные внеклассные формы работы по предмету: математические олимпиады, КВН, вечера, аукционы, занимательные игры, творческие конкурсы (газеты, кроссворды, стихи, сказки и мини-сказки на математическую тему). Сочинение сказок, действующими лицами которых становятся математические объекты – один из способов развития творческой личности учащихся. Дети готовы и хотят создавать свой мир, населяя его своими героями. Сможет ли ребенок не пустить в свои сказки ненависть и ложь, поймет ли он, что главное предназначение человека – созидание – все это зависит от учителя.

Со сказками мы привыкли сталкиваться на уроках литературы. Сказки – это приключения, мы несерьезно относимся к ним. А математика – царица всех наук. С начальной школы нас приучают быть внимательными, трудолюбивыми и серьезными с этой особой. Мы привыкли, что математика – наука сухая и не всегда интересная, говорящая на своем языке формул, уравнений, рассуждений, доказательств, графиков. Но ведь это совсем не значит, что слова «сказка» и «математика» не могут стоять рядом. Конечно, могут! Сказки помогают учителю узнать, чем живет ученик, о чем мечтает, о чем страдает. Сказка дает учителю возможность найти путь к сердцу ученика. В процессе сочинения математических сказок у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, стремление к знаниям, они лучше ориентируются в необычной ситуации, проявляют творчество, фантазию, особенно те, кто в другое время просто бы не реагировал на урок. Увлекшись, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое и это новое входит в них естественно. Нужно рассматривать приобщение к творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной деятельности. Создание математических сказок предполагает не только умение фантазировать на математические темы, но и умение владеть грамотной русской речью. Обычно работа с детьми по созданию сказок начинается с чтения одной из известных математической сказок. Далее можно предложить желающим сочинить свою сказку, пояснив, что ценность работы будет заключаться в том, чтобы в сюжетную линию были, например, включены свойства чисел или геометрических фигур. Написать математическую сказку берется каждый, но не все и не у каждого получается удачно. Дети с нетерпением ждут момента, когда их сказки будут прочитаны вслух. Приведём примеры сказок, написанных нашими учениками.


Планета Альфа

На сказочной планете АЛЬФА, среди синусов и косинусов, среди тангенсов и котангенсов жила небольшая семья Отрезков. Мама была в длину четырнадцать сантиметров, а папа пятнадцать сантиметров. В этой семье росли две маленькие дочки-точки, расположенные на отрезках мамы и папы. Они никогда не ссорились и жили всегда очень дружно. У точек была заветная мечта: они очень хотели вырасти. И вот пришло время: обе точки выросли и стали отрезками, как их мама и папа. Стоит только научиться ждать: и каждая точка может стать красивой яркой фигурой.

Тутатчикова Полина 7 класс.


В сказке этой ученицы ясно прослеживается мысль о том, что каждый может достичь успеха в своей жизни, если есть желание.

Свежие документы:  Тест по биологии для 7 класса "Растительная клетка"

Два друга

Жили два друга: квадрат и треугольник. Квадрат очень гордился тем, что у него было четыре угла. Да ещё какие углы: все по девяносто градусов! И как-то однажды ночью треугольник обрезал ножницами углы квадрата и довольный лёг спать. Но каково, же было удивление и разочарование треугольника, когда он увидел, что углов у квадрата стало целых восемь! А квадрат с тех пор стал ещё больше гордиться своими углами.

Кажаева Екатерина 7 класс.

Три друга

Жили-были три друга: квадрат, треугольник и круг. Квадрат и треугольник гордились тем, что у них есть углы, а круг немного завидовал им. Однажды ночью круг обрезал углы у своих друзей. Каково же было его удивление, когда он увидел, что углов у квадрата и треугольника стало в два раза больше. С тех пор квадрат с треугольником ещё сильнее стали гордится своими углами, а круг больше не завидовал им.


Андрюшин Кирилл 4 класс.


У авторов этих сказок есть понимание того, что в жизни не нужно завидовать другому, а добиваться самому поставленных задач.

Сказка про лучи

Жили-были два луча. Они всё время спорили о том, кто же их них длиннее. Однажды спорили они по этому поводу, а мимо проходила красавица-линейка. Она подошла к ним и говорит: «Давайте я вас измерю». Она их измерила и сказала: «Как же кто-то из вас может быть длиннее или короче? У вас же есть только начало и вы можете продолжаться бесконечно». Подумали-подумали лучи и согласились с линейкой. После этого они больше никогда не ссорились.

Андрюшин Кирилл 4 класс.

По содержанию этой сказки становится ясно, что ребёнок усвоил понятие луча и его свойств и научился это понятие применять творчески.




Бал

В стране чисел есть улица под названием «Натуральный ряд». На этой улице живёт только число 17. Однажды число 17 поехало на бал в очень красивом бальном платье. Когда оно ступило на порог дворца, то очень удивилось тому, что во дворце были только однозначные числа. Но вот к числу подошла сама королева, которая оказалась тоже двузначным числом. Они вместе танцевали, много разговаривали и подружились с королевой. 17 заметило, что когда они танцевали с королевой, то танцующие однозначные числа составляли двузначные числа. Так что они с королевой были не единственными двузначными числами на балу. Числу 17 очень понравилось танцевать и оно довольное уехало домой.


Полухина Юлия 6 класс.


Из содержания данной сказки видно, что ученицей усвоены понятия двузначного и однозначного чисел.


Единица и дробь

Жили единица и дробь ½. Единица говорила, что ½ равна ей, но дробь тоже не спорила, что единица равна ей. И все другие дроби рассуждали как единица. Но одна лишь дробь 3/5 говорила, что ½ равна лишь половине единицы. 3/5 сказала правильно, но никто не верил ей. И тогда она решила доказать всем, что говорит правду. Дробь 3/5 пошла в супермаркет «Ягодка» и купила один торт. Придя домой, она разрезала его на две половины и пригласила всех в гости. Когда гости собрались, она сложила две половины вместе, и у нее получился ровно один торт. Так дробь 3/5 доказала всем, что единица равна двум половинам.

Свежие документы:  ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Кутявина Даша 5 класс.

Содержание этой сказки показывает, что у ребёнка сформировано понятие дроби. Ученица верно понимает, что целое можно представлять в виде суммы дробей и доказывать это наглядно в различных жизненных ситуациях.


Математическая сказка

Однажды встретились прямая и точка. И стали они спорить кто из них важнее. Прямая говорит: «Смотри какая я длинная, у меня нет ни начала, ни конца. Я стремлюсь в бесконечность, могу пройти миллионы километров, достичь других планет и галактик. И никто меня не остановит». «А вот ты ошибаешься», — усмехнулась точка. «Да, я маленькая, но я могу тебя остановить. Смотри! Если я помещусь на тебя, то ты из прямой можешь превратиться в луч. А если я позову подружку и мы с ней встанем на тебя, то получится отрезок. А если придёт несколько друзей, мы сможем поделить тебя на несколько отрезков. А потом разбежимся и растянем тебя в разные стороны, и будешь ты не прямой, а ломаной». Испугалась прямая и признала победу за точкой. Но точка сказала: «Нет, я вовсе не считаю, что я главнее, ведь мы обе важны в математике!»


Полухина Юлия 6 класс.

Автор данной сказки чётко знает, что точка и прямая являются основными фигурами на плоскости. Также у ученицы сформированы понятия ломаной, отрезка и луча.

Сказка про карандаш и линейку

Жили-были в чудесной стране Геометрии Карандаш и Линейка. Как-то раз задумали они начертить четырёхугольник, у которого все углы по 90 градусов. Трудились целый день. Особенно старалась линейка. Она ложилась ровно, не наклонялась. И Карандаш тоже старался. Потом они решили показать свою работу другу Транспортиру – внимательному инструменту. «Транспортир, посмотри на нашу работу» — сказали линейка и карандаш. «Молодцы! Углы у вас правильные! В следующий раз, когда будете что-то чертить, не забудьте про меня. Я обязательно приду вам на помощь» — сказал Транспортир. И ещё он добавил: «Раз, два, не ленись, дружно за дело вместе берись!»

Яковлева Маша 4 класс.

По содержанию этой сказки видно, что ребёнок понимает, что в геометрии важно использовать не только карандаш и линейку, но и другие чертёжные инструменты, так как только при совместном использовании можно построить правильный чертёж.


Сказка про единицы измерения

В сказочном государстве жили — были единицы измерения. И вот однажды они затеяли спор: кто важней и нужней? Метры говорят дециметрам: «Мы важней и нужней, потому что в метрах больше измеряют». А дециметры отвечают: « Ну и что, нас можно начертить, а вас нет!». Тут у них завязалась драка, но, к великому счастью, проходил мимо всем известный километр — по профессии он был судья. Чтобы разрешить этот спор, он вызвал дециметров и метров в суд. А на суде он выносит такой вердикт: с этих пор — миллиметры, сантиметры, дециметры, метры, километры будут делиться на две группы — на квадратные и неквадратные.

Ребята, не путайте, пожалуйста, единицы измерения: квадратные и неквадратные, иначе, они на вас будут обижаться!!!

Шаравдинова Диана 4 класс.


В своей сказке ученица ставит вопрос: какие единицы длины важнее. В заключение она предлагает делить дм, м, см на квадратные и неквадратные. Однако на свой вопрос автор сказки не ответила.

Свежие документы:  Конспект урока по физкультуре "Легкая атлетика" 7 класс


Деревня НАУКА

Была на свете деревня Наука. Однажды возникли в деревне стычки между двумя группами. Во главе одной стоял Дискриминант, а во главе другой – Гипотенуза. Решил Верховный Суд этой деревни узнать причину ссоры, а потом вынести вердикт. Послали они в каждый лагерь шпионов и приказали узнать причину разногласий. И наконец, через некоторое время им удалось её узнать. Причина была в том, что Дискриминант считал, что проще работать с цифрами, а Гипотенуза говорила, что важнее всего на свете фигуры. На другой день суд огласил вердикт. Он вынес следующее постановление: сторонники Дискриминанта и его ученики будут называться Алгеброй и жить в правой части деревни; единомышленники Гипотенузы будут жить в левой части деревни и называться Геометрией. Но были в этой деревне и такие люди, которые хотели жить и в Алгебре и в Геометрии, как например квадратные корни. Им разрешили жить и там, и там. Вот так образовались два школьных предмета: Алгебра и Геометрия.


Вдовин Родион 8 класс.


По содержанию сказки видно, что ученик понимает разницу между алгебраическими и геометрическими понятиями и делает правильное заключение о том, что школьная математика состоит из таких предметов, как алгебра и геометрия.


Про биссектрису и мальчика Мишу

Жил-был угол (ав). У него была биссектриса, и звали её «эн». Стороны угла и биссектриса очень дружили между собой. И вот однажды угол попал в тетрадь к мальчику Мише, а биссектриса отстала где–то по дороге. Тут следует сказать, что мальчик Миша не выучил свойство биссектрисы. А учитель в классе задал на дом решить задачу про угол (ав) и биссектрису «эн». Дома Миша открыл тетрадь, начертил угол (ав) и биссектрису «эн» так, что она оказалась ближе к стороне а, поэтому сторона в очень обиделась на свою соседку и они поссорились между собой. Биссектриса не любила ссоры и решила помирить стороны. Когда Миша снова открыл тетрадь, то биссектриса стала на него кричать: «Бессовестный! Как тебе не стыдно! Не мог выучить правило! Если ты не выучишь свойство, я расскажу твоим родителям, и они не купят тебе велосипед!». Миша очень испугался, так как он давно мечтал о велосипеде. В тот же вечер мальчик выучил правило про такую загадочную биссектрису. Сразу после этого стороны угла помирились между собой, а мальчик Миша с тех пор всегда вовремя выполнял домашние задания.

Яковлева Виктория 7 класс.


Автор данной сказки чётко знает свойство биссектрисы угла. Ученица также хотела показать, что в повседневной жизни нередко встречаются ситуации, когда родители мотивируют своих детей на обучение подарками.

Сказочный творческий игровой подход способствует усвоению математических формул, правил и законов, развивает у учащихся необходимые навыки. Сказки не занимают много времени, но очень важны: поэтическая речь воздействует на воображение, ассоциативное мышление, создает картинно-образный облик мира. Там, где находится место сказке, там всегда царит хорошее настроение. Карл Вейерштрасс утверждал, что «нельзя быть математиком, не будучи одновременно поэтом в душе». Никакого насилия над личностью ребенка, только личный интерес, только личная увлеченность, которая дает возможность осознать свою личную значимость.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: