методическая статья «Развивающая технология творческих мастерских или «Французские демарши»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия города Гурьевска Калининградской области






Развивающая технология творческих мастерских или «Французские демарши»






Разработала

Князева Елена Владимировна

учитель немецкого языка

























2013 г.


Традиционная система образования в основном построена на передаче знаний от учителя к ученику и это не всегда позволяет ребёнку познавать самому и активно использовать свои знания в жизни. Невостребованные знания забываются. Можно сказать, что традиционное обучение не до конца раскрывает творческий потенциал личности. Поэтому в школьной практике преподавания всё шире используются развивающиеся технологии, призванные покончить с пассивной практикой передачи знаний. Технология творческих мастерских или «французские демарши» является одним из направлений развивающего обучения. Авторами данной технологии являются французские педагоги, психологи, общественные деятели Поль Ланжевен, Жан Пиаже, Анри Валлон и другие. Они входили в группу учителей «Французская группа нового воспитания», которая основывалась на идеях свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, Л. Толстого, С. Френе, на психологии гуманизма Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса. В технологии мастерских главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы, будь то естественнонаучное исследование, тексто-логический анализ художественного произведения, исследования исторических первоисточников и др. Передать способы работы, а не конкретные знания – очень не простая задача для учителя. Тем благодарнее результаты, выражающиеся в овладении учащимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию. Целевые ориентации данной технологии заключаются в том, чтобы предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностносаморазвиваться, осознать самих себя и своё место в мире, понимать других людей и закономерности мира, в котором они живут, проделать путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен). Технология творческих мастерских – это отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства ученика. На мастерской предлагается возможность каждому продвигаться к истине своим путём. Мастерская, где присутствуют мастер и ученики – это форма сотрудничества, где они «мастерят» свои знания, посредством самопостроения и саморазвития личности. Целью этой педагогической технологии является введение мастером своих учеников в процесс познания, в поиск знания, а не передача информации от владеющего к незнающему. Мастер – это садовник, выращивающий цветок-ребёнка, создающий условия для развития заложенных в нём природных задатков. В мастерской мастер для ученика, а не ученик для мастера. Отличие технологии педагогических мастерских от проблемного обучения заключается в том, что мастер не сам ставит проблему, он только предлагает познавательную задачу – индуктор, который включает ученика в самостоятельный поиск ответа на вопрос, им же самим и поставленный. В мастерской внимательно выслушивают каждого, каждый может иметь своё собственное мнение, каждый имеет право на ошибку, работа проходит в парах, в группах, происходит отстаивание своего решения проблемы, детальное изучение решения другой группы, поощряется самостоятельность и инициатива учащихся, нет официального оценивания и оценочных суждений и обязательно должна быть создана доброжелательная атмосфера. Педагогические мастерские – это вызов традиционной педагогике, здесь царит принцип: «Все свободны!», формируется личность с новым менталитетом, новый тип педагога, применяются интенсивные методы обучения и развития.

Свежие документы:  Конспект урока по Геометрии "Вычисление площадей фигур на клетчатой бумаге. Формула Пика" 8 класс

Закон мастерской гласит: «Делай по своему, исходя из способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам». По определению В. М. Монахова, педагога, одного из разработчиков проекта модернизации образования: «Педагогическая мастерская – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учеников и учителя».

К элементам данной технологии можно отнести: индукцию, самоконструкцию, социоконструкцию, социализацию, деконструкцию, реконструкцию, разрыв, рефлексию, коррекцию, афиширование, культурный аналог, творческое конструирование знания.



Индукция – «наведение на проблему», индуктор: приём, обеспечивающий «наведение на проблему», свёрнутый смысл темы. Создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого участника, включение чувств, подсознания, формирование личностного отношения к предмету обсуждения. В качестве индуктора могут выступать: слово, образ, фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок, крылатая фраза. В общем, всё то, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Предлагается задание неожиданное, в чём то загадочное.

Самоконструкция – диалог ученика с самим собой, индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, проекта.

Социоконструкция выполнение задания в группе, конструирование группового мнения, варианта решения проблемы.


Социализация – «обнародование», защита своего мнения, представление всем участникам мастерской промежуточного, а затем и окончательного результата своей работы.


Деконструкция – превращение материала в хаос, смешение явлений, слов, событий. Ведёт к осознанию учеником неполноты своих знаний.


Реконструкция – поиск и создание новых вариантов ответа, текста, правила, определения и т. д.


Разрыв – кульминация творческого процесса, озарение как новое видение предмета, переход к новому осознанию.


Рефлексия – самоанализ.


Афиширование – представление работы на общее обсуждение.


Культурный аналог – художественный, научный текст, рисунок, схема, высказывания знаменитых людей и т. д. – всё то, что было выработано человечеством и стало достоянием национальной культуры.

Мастерская как локальная технология охватывает большую или меньшую часть учебной дисциплины. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы и т.д. Мастерская часто начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, которые потом обогащаются знаниями товарищей по группе. На следующем этапе знания корректируются в разговоре с другой группой, и только после этого точка зрения группы объявляется классу. В этот момент знания ещё раз корректируются в результате сопоставления своей позиции с позицией других групп.

Алгоритмы работы в мастерской различаются по уровню сложности, продолжительности выполнения, связями с областями жизнедеятельности детей. Алгоритм – это формализация технологического процесса в виде последовательности некоторых шагов, блоков деятельности, которые зависят от познавательной области.

Алгоритм А-1:

Актуализация знаний в данной области – выделение проблем – работа с литературой – обсуждение в парах – обсуждение в группах – постановка вопросов в группах – представление вопросов классу – выбор проблемы для исследования.

Свежие документы:  Урок по теме: «Растения в нашей жизни»

Алгоритм А-2:

Представление проблем – объединение в группы для решения проблем – каждый представляет группе своё понимание проблемы – каждый формулирует гипотезу решения проблемы – выбор в группе наиболее вероятной гипотезы – планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы – формулирование выводов.

Алгоритм А-3:

Представление результатов работы групп – составление и обмен вопросами по учащимся разных классов (часто возникает стихийно, по инициативе детей).

Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие психологических качеств детей (тип мышления, эмоциональность, лидерство и т.д.). Мастер разбивает задание на ряд частичных задач. Группам предстоит найти способ их решения. Причём ребята свободны в выборе метода и темпа поиска. Каждому представлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив.

Всякое выступление ребёнка в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию. Когда группа выступает с отчётом о выполнении задания, важно настоять на том, чтобы были задействованы все её члены. Выступать за группу ответственно и почётно. Каждому хочется, чтобы его группа выступила хорошо. Работа в группах в отличии от фронтальной работы с классом позволяет использовать уникальные способности детей, даёт им возможность самореализоваться. Эта работа, в большей мере, чем индивидуальная и фронтальная, позволяет учесть и включить в работу различные способы познания у каждого ребёнка.

Когда наступает внутреннее осознание участником мастерской неполноты и несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с литературным источником, это и есть разрыв. Такой процесс можно наблюдать в лабораториях исследователей, когда длительный поиск приводит не только к накоплению информации по изучаемой проблеме, но и к иному пониманию, а порой и разрыву со старой теорией, старым обоснованием.

Мастерская даёт ученикам в основном творческий «опыт дерзновения», а не «опыт послушания». Принять задание мастера, это, конечно, акт послушания, а вот выполнение данного задания, это и есть приобретаемый ими «опыт дерзновения». Ведь выполнение задания – это свобода творчества, для этого дети сами выбирают пути его осуществления, одна версия не исчерпывает всего задания. Мастер не получает запланированных им ответов, а иногда результат выполнения заданий учениками приводит к разрыву цепей, сковывающих самого мастера. Позиция мастера – это, прежде всего позиция консультанта и советчика, помогающего организовать учебную работу: с ним можно обсудить причины неудач, составить программу действий. Проводя мастерскую, мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать разум, мысль ребенка, сделать их активными, разбудить в нем то, что скрыто даже для него самого, понять и устранить то, что ему мешает учиться. Все задания мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение ребенка, создать такую атмосферу, чтобы он проявил себя как творец. Мастер мягко, демократично, незаметно руководит работой ребят. Миссия мастера разблокировать способности ребёнка, убрать то, что тормозит реализацию творческого потенциала, заложенного самой природой.

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса «изложение «Как слона лечили»

Различают несколько методов и приёмов на основном этапе работы мастерской:

  • метод сравнения версий;

  • метод «Если бы…»;

  • метод символического видения;

  • метод ключевых слов;

  • метод эвристического исследования;

  • метод конструирования вопросов;

  • метод вживания;

  • приём «Чтение с пометками»;

  • приём «Закончи предложение».

Педагогическая мастерская как технологичная форма учебного процесса является одной из тех современных развивающих технологий, которая может повысить эффективность образования.













































Приложение.

Технологическая карта мастерской – классного часа.

«Азбука здоровья»

Задачи:

  1. создать условия для самоформирования сознательного отношения к своему здоровью;

  2. необходимости беречь здоровье;

  3. найти пути и способы как научиться беречь здоровье.

Размещение учащихся: по группам.

Оборудование: набор упаковок от лекарств, помогающих победить простуду, набор картинок с видами спорта, с вредным и полезным времяпрепровождением, информационный материал.

Алгоритмы проведения мастерской.

  • Индивидуально: выбери, как бы ты провёл своё свободное время, какие лекарства для лечения простуды, тебе кажутся наиболее успешно действующими, какие виды спорта укрепляют здоровья лучше всего

  • В группе: разложите, то, что вы выбрали в две корзины или два пакета — для себя и для ваших учителей.

  • Социализация: каковы принципы вашего деления?

  • Индивидуально: продолжите фразу: «Если я знаю, что что-то вредит моему здоровью, то я…».

  • Социализация позиций сначала в группе, потом между группами.

  • В группе: выработайте в группе программу поведения человека в течение недели во время эпидемии гриппа.

  • Межгрупповая социализация представление своей программы в виде презентации

  • В группе: рассмотрите выбранные вами лекарства как эксперты врачи с точки зрения возраста (детство, юность, молодость, зрелость) и состояния здоровья

  • Социализация представьте, какие лекарства можно какие нельзя употреблять в разные возрастные периоды


  • B группе: сделайте новый выбор; отберите лекарства, кото­рые вы бы ни за что не купили, виды спорта, которыми бы вы не стали заниматься, что бы никогда не стали делать в течение дня

  • Межгрупповая социализация: поясните свой выбор

  • Фронтально: назовите качества (свойства) рекламы, благодаря которым человек поневоле становится покупате­лем (с записью на доске)

  • Группой сделайте новый выбор — один объект для антирекламы; придумайте антирекламу этому продукту и пред­ставьте ее

  • Межгрупповая социализация антиреклам (сценки, проекты рекламных роликов)

  • Рефлексия: что изменилось, что произошло в моих взглядах сохранение здоровья







Cписок используемых средств.

  1. О Струценко «Технология педагогических мастерских как результат совместного творчества зарубежных и Российских педагогов», Омск, «Омское книжное издательство», 1998.

  2. Мухина И. А. » Что такое педагогическая мастерская.» Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. СПБ, 2002

  3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1986. Педагогические мастерские «Франция — Россия» / Под ред. Э. С. Соколовой.- М.: Новая школа. 1997.

  4. https://www.google.ru

cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node28.html







































скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: