Методика планирования воспитательной работы с классом (папка классного руководителя)



Зандынова С. А., заместитель директора школы №1

по воспитательной работе

Методика планирования воспитательной работы с классом

(папка классного руководителя)

Планирование воспитательной работы с классом является одной из важнейших задач классного руководителя. Разработанный план должен оформляться педагогом в документальной форме, может согласовываться с социальным педагогом, психологом школы, учителями-предметниками, утверждаться администрацией школы. Именно план в рамках нашего мониторинга является одним из основных источников информации о качестве деятельности классного руководителя.

Однако мониторинг качества учебных планов приводит к мысли об оптимизации процесса их разработки и оформления. Педагогическим коллективом МОУ У-О СОШ №1 был разработан собственный удобный вариант организации планирования. Он позволит единообразно построить планы воспитательной работы всех классных руководителей школы, в итоге сберегая как силы заместителя директора по воспитательной работе, так и самих педагогов.

Данная работа даст возможность целостно осмыслить и выстроить свою работу один раз (и заполнить папку), а потом изменять ее в необходимых аспектах. Разработка внедрялась в практику работы разных учреждений либо полностью, либо на ее основе создавался свой вариант. Данный вариант дополнен и адаптирован для работы в нашей школе, при этом у учителей есть возможность включать свои дополнения (места, где это рекомендовано, выделены красным цветом).

Такой вариант плана работы может быть выполнен классным руководителем в электронном виде, распечатан и вложен в папку. Все комментарии по построению папки представлены другим шрифтом.

Документ должен имееть титульный лист, где дано название «Папка классного руководителя». Затем указывается номер класса и школы ФИО педагога.


ПАПКА

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

______класса МОУ СОШ № ____

_______________________________

Ф.И.О. классного руководителя


На следующем листе предлагается содержание папки. В нашем случае оно выглядит так.

Содержание папки:

1. Нормативные основы. Обязанности классного руководителя.

2. Данные об учащихся

2. 1. Список учащихся класса с адресами и телефонами

2.2. Сведения о здоровье учащихся. Сведения о питании.

2.3. Учёт занятий учащихся в кружках, секциях, факультативах.

2.4. Учёт общественных поручений, участие в мероприятиях.

3. Основания для определения целей и задач воспитательной работы с

классом

3.1 Психолого-педагогическая характеристика класса

3.2. Анализ воспитательной работы за предыдущий год

3.3. Социальный паспорт класса на учебный год

3.4. Цель и задачи воспитательной работы классного руководителя.

4. Годовой план работы по направлениям

4.1. Пояснительная записка

4.2. Циклограмма мероприятий по обеспечению жизни и здоровья учащихся

4.3. Циклограмма мероприятий по обеспечению позитивных межличностных

отношений между учащимися и между учащимися и учителями

4.4. Циклограмма мероприятий по освоению школьниками образовательных

программ

4.5. Циклограмма мероприятий по духовно-нравственному направлению

4.6. Циклограмма мероприятий по формированию правильного отношения

к окружающей среде

4.7. Циклограмма мероприятий по развитию социальной компетентности учащихся

4.8. Циклограмма мероприятий в рамках авторской программы воспитательной

работы

4.9. Циклограмма профилактических мероприятий

5. Оперативное планирование.

5.1.План-сетка воспитательной работы классного руководителя (по месяцам)

5.2. Расписание уроков класса и классного руководителя (по полугодиям)

6. Организация деятельности.

6.1. Сведения об участии учеников в дежурстве по классу (генеральных уборках),

по школе.

6.2. Учет успеваемости.

6.3. Анализ проводимых мероприятий. Сведения об участии школьников в

классных и школьных мероприятиях.

7. Отчетные и аналитические материалы

8. Приложения

8.1. Протоколы родительских собраний

8.2. Листок учета посещений родительских собраний

8.3. Состав родительского комитета

8.4. Документация по детям входящим в группу риска

8.5. Документация по опекаемым детям (сиротам)

8.6. Документация по детям – инвалидам

8.7. Документация по детям, проживающим у незаконных представителей

8.8. Документация по детям, освобожденным от занятий по ФК

8.9. О нас пишут

Нормативные основы и обязанности классных руководителей выстроены в соответствии с концепцией, отраженной в программе мониторинга.

1. Нормативные основы.

Обязанности классного руководителя:

Роль классного руководителя представляет собой управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. Ответственность классного руководителя школы охватывает различные стороны жизнедеятельности воспитанников и может быть выражена в инвариантном и вариативном компонентах.

Инвариантный компонент деятельности классного руководителя включает:

1) обеспечение жизни и здоровья учащихся (контроль за посещаемостью школы учащимися класса; контроль причин пропусков; информированность о состоянии здоровья учащихся класса; ведение документации о заболеваемости учащихся; работа с листком здоровья в классном журнале; комплекс мер по охране и укреплению здоровья, разрабатываемый и реализуемый совместно с врачом и родителями; вовлечение учащихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью; охват учащихся горячим питанием; проведение инструктажей и ведение документации по технике безопасности),

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Коррекционного часа»

2) обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями (информированность о межличностных взаимоотношениях в классе, о характере взаимоотношений между учащимися класса и учителями, ведущими занятия; проведение диагностики межличностных отношений; оперативное регулирование возникающих противоречий; определение задач оптимизации психологического климата в классе; выявление учащихся, имеющих проблемы в сфере межличностных отношений; привлечение специалистов психолого-педагогической службы для решения имеющихся проблем),

3) содействие освоению школьниками образовательных программ (информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом классе; координация деятельности учителей — предметников и родителей; прогнозирование и мониторинг успеваемости; содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования; планирование и реализация работы с одаренными, с неуспевающими учащимися),

4) воспитание патриотических чувств, формирование опыта гражданско-правового поведения, развитие социальной компетентности учащихся (разработка годового цикла мероприятий, содействующих воспитанию патриотизма и гражданственности, расширяющих правовую и социальную компетенцию учащихся; содействие в формировании опыта гражданского поведения в процессе ученического самоуправления; поддержка в ученическом самоуправлении высоких эталонов; планомерное развитие ученического самоуправления на основе исходного состояния дел в классном коллективе; осуществление договорных начал во взаимодействии классного руководителя и учащихся).

Вариативный компонент деятельности классного руководителя:

5) программирование воспитательной работы с классом (комплексное изучение состояния, проблем и определение перспектив в воспитании, обучении и развитии учащихся класса; качественное и обоснованное целеполагание, программирование и планирование работы с классом; ведение отчетной документации; осуществление мониторинга эффективности собственной деятельности; организация участия учащихся в конкурсах и соревнованиях городского, областного и Всероссийского уровня в соответствии с профильной — системообразующей деятельностью класса),

6) профилактическая работа (определение учащихся, вызывающих наибольшее опасение как потенциальные нарушители дисциплины; разработка и реализация комплекса профилактических мер, согласованного с социальным педагогом, психологом, администрацией школы, родительским комитетом; привлечение к профилактическим мероприятиям широкого круга участников, возможностей различных организаций).

В качестве ресурсов обеспечивающих воспитание учащихся могут рассматриваться:

— деятельность педагогов, педагогических коллективов, воспитательных организаций,

— программы воспитания, воспитательные технологии, методическое обеспечение воспитательной деятельности,

— сотрудничество с родителями учащихся, семьями школьников,

— СМИ( о нас пишут, мы пишем), деятельность социальных организаций, учреждений культуры,

— социально значимая деятельность самих воспитанников, их общественная самоорганизация.

Второй раздел содержит данные об учащихся. Они могут быть представлены в следующих таблицах.

2. Данные об учащихся

2. 1. Список учащихся класса с адресами и телефонами


ФИО

(телефоны)


Дата рождения

Адрес

ФИО родителей

(телефоны)


Место работы

(телефоны)


1







2.2. Сведения о здоровье учащихся. Сведения о питании.


ФИО

Группа здоровья

Занятия физической культурой и спортом

Сведения о питании

1






2.3. Учёт занятий учащихся в кружках, секциях, факультативах.


ФИО

Факультативы, предметные кружки, курсы по выбору в школе

Кружки, секции

1



Школьные секции

(руководитель, расписание)

Внешкольные формы доп. обр-я (руководитель, расписание)


2.4. Учёт общественных поручений, участие в мероприятиях.


ФИО

Общественное поручение в 1 и 2 полугодии

Активность в мероприятиях класса

Активность в общешкольных мероприятиях

1






Следующий раздел дает основания для целеполагания и носит аналитический характер. Выполнение данного раздела предполагает сбор данных, возможно, проведение диагностических методик. Начинается он психолого-педагогической характеристикой класса, где педагогу необходимо увидеть ситуацию в классе с точки зрения здоровья, характера отношений, успеваемости, занятости детей, их отношений с родителями и т.д.

3. Основания для определения целей и задач воспитательной

работы с классом.

3.1 Психолого-педагогическая характеристика класса.

1. История возникновения класса как группы.

2. состав класса, характеристика семей учащихся класса.

3. состояние межличностных отношений в группе учащихся.

3.1. деление класса на микрогруппы (количество, состав, взаимоотношения).

3.2 лидеры группы (количество, направленность).

3.3. учащиеся с высоким статусом в группе.

3.4. учащиеся, не принимаемые в группе (причины).

3.5. учащиеся, относящиеся к группе риска (замкнутые и т. д.)

4. Характер образовательной программы.

5. Успешность освоения школьниками образовательной программы, количество

учащихся по уровню успеваемости.

6. Материальная обеспеченность учебного процесса.

7. Состояние динамика здоровья.

8. Участие учащихся в занятиях физической культурой и спортом.

9. Включение учащихся в дополнительные образовательные программы.

10. Отношения с родителями.

Анализ воспитательной работы за предыдущий год может быть выполнен и оформлен удобным педагогу образом. Главное, чтобы анализ был сделан технологично, содержал характеристику имеющихся проблем и прогноз развития ситуации, так как именно на основе анализа осуществляется целеполагание.

Свежие документы:  ДОКЛАД НА ТЕМУ «Активизация инновационной деятельности учителя английского языка. Новые технологии в обучении английского языка»

3.2. Анализ воспитательной работы за предыдущий год

Затем педагогу необходимо подготовить социальный паспорт класса. В этом деле он может получить помощь у социального педагога школы. Социальный паспорт позволит сложить представление об обстоятельствах жизни детей класса. В данном случае мы представляем один из вариантов социального паспорта, он может включать и другие графы.

3.3. Социальный паспорт _____ класса на 200__ — 200__ учебный год

классный руководитель ______________________, кабинет № __________,

количество учащихся _____ человек.


ФИО

Группа риска

Категория семьи

(кол-во детей в семье)

Родители:

Жилищные условия

ВШУ

ГДН

КДН

замкнутые

Склонность к суициду

Склон. к соц-нег явл.

Полная

Неполная

Одинокие родители

Неблагоприят. обст-ка

Малообеспеченная

Многодетные

Проживают у незакон. представителей

Родители – опекуны

Родители-безработные

Родители -инвалиды


Аренда

Частный дом

Общежитие

Частичные удобства

1

























Затем педагогу необходимо сформулировать цель и задачи воспитательной работы с классом. Поскольку в нормативных основах обозначены  сферы ответственности классного руководителя, здесь также формулируются цели в соответствии со сферами и задачи к каждой из целей.

3.4. Цель и задачи воспитательной работы классного руководителя:

1. В сфере обеспечения жизни и здоровья учащихся

_____________________________________________________________

2. В сфере обеспечения позитивных межличностных отношений между учащимися

и между учащимися и учителями

____________________________________________________________

3. В сфере содействия освоению школьниками образовательных программ

___________________________________________________________

4. В сфере духовно-нравственного направления: воспитания патриотических

чувств, формирования опыта гражданско-правового поведения, формирование у

учащихся таких качеств как: культура поведения, эстетический вкус, уважение

личности. Создание условий для развития у учащихся творческих способностей (умений

и навыков в художественной деятельности).Приобщение их к культурным ценностям,

нравственным традициям народа.


__________________________________________________________


5. В сфере формирования правильного отношения к окружающей среде.Проведение

природоохранных акций. Формирование правовой культуры, воспитание уважения к

закону, к правам и законным интересам каждой личности.


6. В сфере развития социальной компетентности учащихся

_____________________________________________________________

7. Цель авторской программы классного руководителя

_____________________________________________________________

8. Задачи в сфере профилактической работы

_____________________________________________________________

После того, как классный руководитель определил цель и задачи своей работы по каждому направлению, ему предстоит составить непосредственно годовой план работы. Он начинается пояснительной запиской, которая представляет логику мероприятий в течение года, форму, соотношение воспитательной работы в классе с планами школы и прочее.

  1. Годовой план работы по направлениям

4.1. Пояснительная записка

План воспитательной работы включает все шесть компонентов, построен исходя из следующей логики расположения классных часов и мероприятий: __________________________________________________________

В качестве организационных форм классных часов предусматривается использовать следующие: ____________________________________________

Мотивацию школьников к участию в классных и общешкольных мероприятиях предусматривается поддерживать следующим образом: __________

При подготовке к общешкольным мероприятиям учитываются такие особенности: _______________________________________________________

Дополнительно при планировании воспитательной работы мы учитывали следующие обстоятельства: ______________________________________

Затем конкретизируется перечень мероприятий и задач, которые они решают, в рамках каждого направления. На примере мероприятий в сфере обеспечения здоровья и жизни учащихся мы хотим показать как может быть организована циклограмма по каждому направлению работы.


    1. Циклограмма мероприятий по обеспечению жизни

и здоровья учащихся

Месяц

Классный час, мероприятие в классе, общешкольное мероприятие

Задачи

Сентябрь









Октябрь









Ноябрь









Декабрь









Январь









Февраль









Март









Апрель









Май









Июнь










4.3 Циклограмма мероприятий по обеспечению позитивных межличностных отношений между учащимися и учителями

4.4 Циклограмма мероприятий по по освоению школьных

образовательных

4.5. Циклограмма мероприятий по духовно-нравственному

направлению

4.6. Циклограмма мероприятий по формированию

правильного отношения к окружающей среде

4.7. Циклограмма мероприятий по развитию социальной

компетентности учащихся

4.8. Циклограмма мероприятий по в рамках авторской

программы воспитательной работы

4.9. Циклограмма профилактических мероприятий

Циклограммы составляются в начале учебного года. Однако в ходе работы происходят изменения. Поэтому предлагается следующая схема для оперативного планирования работы на месяц. Именно в нее вносятся все изменения, уточняются запланированные мероприятия.

5. Оперативное планирование

План-сетка воспитательной работы классного руководителя

(формы заполнения этого раздела разрабатывает сам педагог удобным для него способом).


на ________ месяц 200_ — 200_ уч. год

Недели




Направления и формы работы

Тематика классного часа










Подготовка к классным мероприятиям










Классные мероприятия










Подготовка к общешкольным мероприятиям










Общешкольные мероприятия










Индивидуальная работа










Работа с родителями











Также в раздел оперативного планирования кроме плана-сетки по месяцам вносится расписание уроков класса и классного руководителя.

  1. оРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Шестой раздел – « Организация деятельности» включает сведения об участии учеников в дежурстве по классу и школе, генеральных уборках, участие в уборке территории школы и поселка (6.1.). Они могут быть представлены графиками, составленными педагогом вместе с учащимися. Раздел 6.2. содержит учет успеваемости на основе анализа классного журнала. А раздел 6.3. – анализ проводимых мероприятий и сведения об участии школьников в классных и школьных мероприятиях. В этой части могут быть представлены результаты экспресс — диагностики, отзывов учащихся и родителей, результаты педагогического наблюдения. Таким образом, формы заполнения этого раздела разрабатывает сам педагог удобным для него способом.

Седьмой раздел содержит отчетные и аналитические материалы. Они тоже становятся предметом мониторинга со стороны заместителя директора по воспитательной работе, а главное – являются основой для целеполагания и планирования на следующем этапе, внесения корректив в течение года. Здесь предложена схема отчета о воспитательной работе за четверть (разумеется, каждая графа может быть представлена не 2 раза, а столько раз, сколько соответствующих мероприятий произошло). На основании отчетов подготавливаются аналитические материалы, где педагог оценивает степень достижения воспитательных целей и задач, основные достижения и дает прогноз развития ситуации в классе, способов разрешения имеющихся проблем в дальнейшем. Анализ может быть изложен в форме сплошного текста или содержать таблицы, разработанные самим классным руководителем и раскрывающие его выводы.

7. Отчетные и аналитические материалы

Отчет о воспитательной работе в классе за четверть



8.Приложения

8.1. Краткий план родительского собрания № ____

Этапы, их содержание

Примечания

1



2



3



4






Протокол родительского собрания № _____

от «___» _____________ 2_____г.

Классный руководитель___________________________________

Присутствует __________человек

Отсутствует ___________человек

Повестка дня

1.___________________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Идеи (предложения)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приглашены:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По теме собрания выступили:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Решения

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поручения__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоги голосования

За_______

Против______

Воздержались________

Председатель родительского комитета:___________________________________________

Классный руководитель:_______________________________________________________



8.2 Листок учета посещений родительских собраний

ФИО родителей

Даты проведения родительских собраний








1









2









3









и т.д.









Важно отметить, что данная папка может дополняться самим педагогом. Он определяет, какие еще приложения необходимы – разработки мероприятий, планы коллективной организации дел вместе со школьниками, циклограммы работы органов самоуправления в классе, программы мониторинга эффективности воспитательной работы в классе.


8.3. Состав родительского комитета:

ФИО

Место работы

контакты


1




Председатель

2




Секретарь

3





8.4. Документация по детям входящим в группу риска

8.4.1. Общие данные

ФИО

Дата рождения

Виды учета (причина)

Статья (№__)

Поставлен на учет

Снят с учета

1.






















8.4.2. Журнал посещений ребенка на дому

ФИО ученика

Цель посещения, дата

С кем и о чем беседовали

Акт (№____)

Примечание


1.







8.4.3. Групповая и индивидуальная работа

ФИО ученика

Занятия

Кто проводит

(ФИО, должность)

Проведенная работа (тема….)

1






8.4.4. Группа риска по посещаемости

ФИО ученика

Количество пропусков (в том числе по болезни)

Проведенные мероприятия

Информационные письма (№, дата)

1






8.4.5. Характеристики (развернутые)

8.5.6. Социальные паспорта

8.5.7. План работы


8.5. Документация по опекаемым детям (сиротам)

8.5.1. Общие данные

ФИО ученика

Дата рождения

ФИО опекуна (степень родства)

постановления, дата выдачи

1.






8.5.2. Характеристики (развернутые)

8.5.3 Копии документов (постановление…)

8.5.4. Социальные паспорта

8.5.5. План работы


8.6. Документация по детям – инвалидам

8.6.1. Диагноз

ФИО ученика

Дата рождения

Диагноз

Дата установления инвалидности

Обучаются на дому

1.







8.6.2. Характеристик (развернутые)

8.6.3. Копии документов (справка, акт, выписка из протокола и т. д.)

8.6.4. Социальные паспорта

8.6.5. План работы


8.7. Документация по детям, проживающим у незаконных представителей

8.7.1. Общие данные

ФИО ученика

Дата рождения

ФИО незаконных представителей

Степень родства

Адрес

1.







8.7.2. Социальные паспорта


8.8. Документация по детям, освобожденным от занятий по ФК

8.8.1. Общие данные

ФИО ученика

Дата рождения

Диагноз

Освобожден на период

1.






8.8.2. Копии документов (справки, акты…)


8.9. О нас пишут


8.9.1. Общие данные

Газета

(название, номер)

Статья (название, страница )

Автор статьи (ФИО ученика)

ФИО ученика (о котором написана статья, автор статьи)

1.






8.9.2. Приложение

Свежие документы:  Конкурс-путешествие «Почему, - вдруг тебя спросили б, - ты в березке видишь Россию?» 5-6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: