Наши права и обязанности, 6 класс


Отдел образования администрации Тальменского района Алтайского края

МОУ Новоозёрская средняя общеобразовательная школа















Проект классного часа в 6 классе по теме:


Технология: личностно ориентированная










Социальный педагог

Литовкина Людмила Николаевна














2010 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Традиционная цель гражданского воспитания в образова­тельном учреждении — формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребенок находится в со­циуме. К.Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспи­тательную силу, которой нет в самых лучших системах, осно­ванных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Это справедливо и применительно к правоведению, к изучению отечественного права. Ведь опора на гражданское воспитание — залог успешного воспитания подрастающего по­коления.

В Концепции модернизации российского образования на пе­риод до 2010 г. сформулированы важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: формирование у школьников граждан­ской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.

Важнейшее значение в реализации задач воспитания в обра­зовательном процессе имеет эффективное использование новей­ших педагогических технологий, обеспечивающих проявление школьником собственной нравственной, гражданской позиции, расширение его социального опыта в результате проигрывания различных социальных ролей в процессе обучения.

Часто после окончания школы обнаруживается полная правовая безграмотность подростков. И хотя школьники в силу возрастных ограничений и других объективных причин не могут быть включены в реальные по­литические процессы, они все равно оказывают на них опреде­ленное воздействие, воспитывают в них конкретные жизненные установки и устремления.

Задача общества и государства заключается в том, чтобы сформировать и закрепить все необходимые навыки правовой и демократической культуры у молодого поколения.

На классном часе был использован наглядный материал, карточки, что позволяет заинтересовать ребят.

Содержание занятия соответствует возрастным особенностям детей. Способствует формированию таких знаний и умений: учащиеся должны уметь развести понятия «права» и «обязанности», иллюстрировать единство прав и обязанностей;

Этапы классного часа были последовательны и логически связаны между собой.

Для достижения поставленных целей использовались различные методы, учитывались особенности класса и отдельных групп учащихся.

Во время занятия один вид деятельности сменялся другим, что позволяет удерживать внимание учащихся на протяжении всего классного часа, также это способствует активизации их познавательной деятельности. Для организации совместной деятельности с учащимися использовались разные формы: коллективная, индивидуальная, работа в группах.

Атмосфера на классном часе способствовала развитию у учащихся положительных эмоций.

Считаю, что мне удалось реализовать поставленные цели в определенной степени.

КЛАССНЫЙ ЧАС В 6 КЛАССЕ

Тема: «Наши права и обязанности»

Свежие документы:  Конспект урока по английскому языку в 9 классе «Моя любимая музыка»


Цель: Развитие правовой культуры учащихся

Задачи:

  • Формировать у учащихся правильное понимание понятий «права» и «обязанности», единства прав и обязанностей;

  • Обобщать знания детей об основных правах ребенка;

  • Воспитывать уважения к высказываниям одноклассников, их правам.


Демонстрационный материал:

  • Карточки – ситуации для работы в группах

  • Анкета на закрепления материала.

  • Мультимедийная презентация


Подготовительный этап

  1. Формирование групп и изучение каждой группой статей Декларации прав человека, знакомство с уставом школы.

  2. Разучивание стихов.

  3. Подготовка презентации



Ход классного часа:

Этапы класс. часа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемые результаты

1.

Психологический настрой.

«Дерево достижений»

Здравствуйте, ребята!

Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Красный лист — желают общаться.

Желтый лист – проявят активность.

Синий – будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий. (слайд 2)

Дети приклеивают листочки к дереву

Получится «Дерево достижений»

Настроить детей на работу

2.

Целеполагание



















Давным-давно, тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними появились и Главные Вопросы:

— Что люди могут делать и чего не могут?

— Что они обязаны делать и чего не обязаны?

— На что они имеют право и на что не имеют?

Сегодня мы с вами попытаемся ответить на эти вопросы. (слайд 5)

Рассказывают 2 ученика, остальные слушают.

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? (Пауза)

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

(слайд 3)

Про вождей и про царей знаем мы с пеленок,

Но главней, нужней, важней для страны — ребенок!

Кем он станет завтра, маленький и нежный?

Всей Земле права его – право на надежду!!! (слайд 4)



3.

Основная часть

Что такое право? (Совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми) – толковый словарь Ожегова. (слайд 6)

— Зачем вообще нужно знать какие-то права людям?



-Что это за документ? О каком праве он вам напоминает? (слайд 7)


— Какое право может обозначать сердечко? Что значит забота? Кто о вас заботится? (слайд 8)

— Что может обозначать домик? Можно ли брать чужую вещь без разрешения? (слайд 9)

— Как вы думаете, для чего я вам показываю конверт? О каком праве может идти здесь речь? (слайд 10)


— А о каком праве вам могут напомнить ваши учебники? (слайд 11)

Какими правами пользуются учащиеся в школе? (слайд 12)



Обучающиеся в муниципальном общеобразовательном учреждении имеют право на:

  • Получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного) в соответствии с государственными образовательными стандартами;

  • Обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами по индивидуальному учебному плану; ускоренный курс обучения. Условия обучения по индивидуальным учебным планам регламентируются предусмотренными локальными актами;

  • Бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки общеобразовательного учреждения;

  • Получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

  • Участие в управлении общеобразовательным учреждением, право избирать и быть избранным в Управляющий Совет учреждения;

  • Уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений;


— Посмотрите, вы все такие разные, но каждому из вас принадлежат одинаковые права. Об этом говорит первая статья «Декларации прав человека».


Высказывают свое мнение



Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни.

Свидетельство о рождении

Право на имя

Право на любовь и заботу.

Мама, папа.

Право на имущество. Нет.


Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать друг за другом.

Право на учебу.

Учиться, пользоваться бесплатно в библиотеке книгами.


4.

Работа по группам

1. Пиктограммы – это рисуночное письмо, в котором зашифровано какое-то послание. Задание группам: за 7 минут «зашифровать» предложенную статью Декларации прав человека.

2. За 1 минуту обсуждения угадать, о какой статье, идет речь.

(слайд 13)

Дети работают в группе. Зарисовывают предложенную статью Декларации прав человека. (Приложение 1)


5.

Релаксация

«Кораблик»


Учитель показывает и объясняет: «Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, поставьте ноги на ширине плеч, стопы от пола не отрывайте. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу: сильнее прижмите к полу правую ногу, тело наклонится вправо, и левая нога расслабится. Качнуло в другую сторону: прижмите левую ногу, тело наклонится влево, правая нога расслабится. Слушайте и делайте, как я:
Стало палубу качать — ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем, а другую — расслабляем!
Сядьте и слушайте:
Снова руки на колени, а теперь немного лени…
Напряженье улетело и расслабилось все тело…
Наши мышцы не устали и еще послушней стали».

Выполняют упражнение.

Расслабление рук, ног и корпуса по контрасту с напряжением

6.

Основная часть (продолжение)

Ребята, статья 29 Всеобщей декларации прав человека гласит, что человек имеет, не только права, но и обязанности. (Слайд 14)

— Что такое обязанности?



— Какая самая главная обязанность у вас в семье?

— А у вашего папы?

— У кого больше всего обязанностей?

— А какие обязанности существуют у учеников?

— А откуда вы это знаете?

— Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника!

— А в Уставе школы ваши права прописаны следующим образом:

  • соблюдать Устав Школы; правила для обучающихся, распоряжения администрации;

  • уважать достоинство обучающихся и работников Школы;

  • добросовестно учиться, в установленные сроки выполнять уровень заданий, предусмотренный учебным планом и программами;

  • бережно относиться к имуществу Школы;

  • выполнять требования работников Школы по соблюдению правил внутреннего распорядка;

  • Посещать занятия в школьной форме, установленной Советом Школы.




Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения.

Помогать родителям, учится.

Зарабатывать, содержать семью.

Учиться, бережно относиться к имуществу школы. Из устава школы.



7.

Анализ ситуаций

Мы обозначили главные права и обязанности. Хорошо ли мы умеем их различать? Каждая группа получит ситуацию, которую нужно проанализировать и обыграть перед слушателями. А те в свою очередь определяют права и обязанности

(Приложение 2)


Дети читают ситуацию. Распределяют роли. Думают, как обыграть свою роль. Показывают остальным.




В ходе выполнения задания учащиеся анализируют ситуацию. Проявляют своё актерское мастерство. Различают права и обязанности.

8

Подведение итогов.

Для того чтобы узнать насколько, вы усвоили материал классного часа, я предлагаю вам заполнить анкету. Каждому ребенку раздается анкета.

Анкета (Приложение 3)




Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будите нравиться людям.

Ребята мне очень понравилось работать с вами. Спасибо за работу. И хочу вам подарить сердечко. (Слайд 18)





Дети заполняют анкеты





На листе ватмана дети рисуют улыбку, смешную мордочку.



Учащиеся смогут себя оценить.




Позитивный настрой, снятие усталости.


Используемая литература

  1. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т. М. Классные часы по гражданскому и правовому воспи­танию: 5—11 классы. — М: ВАКО, 2008. — 224 с. — (Педа­гогика. Психология. Управление)

  2. Декларация прав человека

  3. Устав школы

Свежие документы:  Новые нормы СанПиН для школьников

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: