Научно-методическая статья «Роль школы в духовно-нравственном воспитании школьников»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным

изучением отдельных предметов 36»

Республики Мордовия















РОЛЬ ШКОЛЫ В

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ

ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ









подготовил

учитель географии

Шмырёв Сергей Сергеевич









Саранск

2013

Сегодня формирование ценностных ориентаций учащихся приобретает важный характер, так как от этого зависит самосохранение жителей России как полиэтнической общности как в физическом, так и духовно-культурном аспекте. Общество всегда с надеждой смотрит на учителя, школу, видит в них оплот духовности, нравственности, хранителей традиционных ценностей нации. Школа не утратила способности возродить духовные силы народа, воспитать подрастающее поколение в духе уважения и любви к ближнему, к своей стране. Но для этого необходимо осознать, сколь могучи наши нравственные корни. У нас есть тысячелетняя история страны, есть великая культура, литература, традиции наших предков.

Задачами, решение которых способствовало бы решению проблемы духовно- нравственного воспитания детей являются:

  1. развитие творческого потенциала детей;

  2. выявление природных задатков;

  3. привлечение ребят к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных ценностей накопленных годами;

  4. воспитание учащихся в духе патриотизма, гражданственности.

Кто же он мой ученик, на которого направлены мои педагогические усилия? Во-первых, это уникальное сочетание природы и наследственности, переданных семье, традициями и культурой. Во-вторых, это личность с собственным видением и восприятием мира. В-третьих, это человек, желающий сохранить свою индивидуальность и занять определенное место в жизни, отвечающее его способностям, возможностям и потребностям. Я считаю, целью каждого педагога является бескорыстная помощь ученику, стремящемуся понять себя и раскрыть свой талант для окружающих его людей, для общества в целом.




О, наблюдай творимое вокруг

Смотри в себя – и замыкай свой круг

Познай других – и свой познаешь дух.

Познай себя – и мир раскроешь вдруг.


Дети несут с собой заряд, необходимый для создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, может быть для того и рождаются, чтобы создавать и творить. Только надо помочь им раскрыться и еще помешать обществу, социальным явлениям исказить их судьбу. Еще Я.А.Коменский утверждал, что ребенку «врожденно дана жажда знаний». Педагог должен уметь воспользоваться этим природным даром ребенка. Развитие личности должно развиваться через саморазвитие, самовоспитание, самосовершенствование, особенно в духовно-нравственном направлении. К сожалению средства массовой информации вопросу духовно-нравственного воспитания детей уделяют недостаточно внимания. Окружающая действительность, социум также порой не являются положительным примером для подрастающего поколения, поэтому в настоящее время роль школы в воспитании детей возрастает. Большое внимание уделяется воспитанию патриотических чувств через привитие глубокого почтения к родителям, учителям, крепкой семье, бережного отношения к окружающей природе, древним культурным традициям России, любви и уважения ко всякой личности. Вместе с тем формируется умение отличать хорошее от дурного, полезное от вредного и правильно реагировать на проявление всего этого в жизни. И самое ценное, что дети, общаясь друг с другом, передают полученные умения и знания своим сверстникам, оказывая тем самым на них ненавязчивое позитивное влияние.

В школе более 10 лет работает НОУ «Академист». Целями данного НОУ являются активизация познавательной деятельности, формирование информационной культуры учащихся, расширение кругозора у ребят, развитие художественного вкуса, воспитание бережного отношения к памятникам культуры, истории русского народа, к памятникам природы, воспитание личных качеств: воли, чувства товарищеской взаимопомощи, навыков быстрого реагирования на сложные ситуации.

Научно общество учащихся школы работает по нескольким направлениям:

— историческое;

— географическое;

— экологическое;

— этнографическое.


Среди первоочередных задач, стоящих перед современным образованием, можно выделить задачу, связанную с подготовкой ученика к профессиональному умственному труду, формированию научного мировоззрения на окружающий мир. Всё большее место в рамках внеурочной работы занимает научно-исследовательская работа школьников, которая представляет собой процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, фиксации, систематизации новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию.

Цель данной работы – создать условия для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации. Это возможно при совместных усилиях педагога и учащегося, который должен дать определённый эффект

Самое важное для учителя – внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования. Это является основой успеха реализации исследовательской деятельности и учащегося. Исследовательская деятельность развивает познавательные навыки учащихся, творческое мышление, умение самостоятельно конструировать свои знания. Наряду с этим, они учатся анализировать полученные данные и делать выводы, приобретают навыки аргументации и культуры рассуждения, создавать компьютерные презентации, карты, рисовать графики, использовать диски Мультимедиа в своей учёбе.

Учащиеся учатся отвечать на проблемные вопросы, которые помогают направить исследование в нужное русло.

Ребята выполняют исследовательские работы, совершают экскурсии по интересным местам, участвуют в конкурсах. Членами кружка проведены исследовательские работы о культурном ландшафте микрорайона , географии религий в Мордовии, водных объектах республики, туристических возможностях республики, вопросах этикета, норм, морали и многом другом.

Программа по духовно-нравственному воспитанию может в себя включать, например:

— проведение еженедельных занятий по духовно-нравственному воспитанию на основе православной культуры (факультатив);

— посещение храмов Саранска и Мордовии;

— проведение мероприятий, посвященных православным праздникам.

Целью программы является формирование у ребенка в школьном возрасте духовно-нравственных навыков и привычек, познаний на основе традиций и ценностей русской Православной культуры.

Для достижения этой цели необходима реализация следующих задач:

— создание творческой среды для проявления духовных, физических сил и способностей, приобщение детей к традициям и ценностям православной культуры,

— формирование у детей понятия святости, благоговейного отношения к святыням Отечества, воспитание бережного отношения к природе и людям,

— организация индивидуального и коллективного детского творчества.

Цементирующей основой всего воспитательного процесса является нравственность и патриотизм, основанные на общечеловеческих ценностях (честь, совесть, порядочность, достоинство, долг, честность, справедливость, ответственность, бескорыстие, гуманизм, трудолюбие, уважение к старшим) и новых принципах и нормах (уважение к государству и органам власти, государственной символике, законам, Конституции, гражданский долг, патриотизм, требовательность к себе, милосердие, неравнодушие к происходящим в стране событиям, социальную активность).

Содержание работы со школьниками строится с учетом их возрастных особенностей, потенциальных способностей, полового различия, используя индивидуальный и коллективный способы воспитания.

Основными блоками традиционной учебно-воспитательной технологии в школе, через которую строится система нравственного и патриотического воспитания, являются:

  1. Учебный процесс (классно-урочная система);

  2. Воспитательный процесс в классном коллективе;

  3. Внеклассная воспитательная деятельность в школе;

  4. Внешкольная воспитательная деятельность в социуме.

Второй, третий и четвертый блоки представляют собой систему воспитания через досуговую деятельность.

Особая роль в процессе нравственного воспитания отводится многим предметам (истории, обществознанию, искусству, географии, литературе и ряду других), в процессе изучения которых формируется мировоззрение ребенка, вырабатываются навыки культуры речи, национальной культуры, культуры поведения и т.д.

Одним из главных компонентов этикета является внешний вид школьника, поэтому неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса является введение единой школьной формы.

Являюсь классным руководителем, мной составляется социальный паспорт семьи, формируется банк данных о детях и семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации; изучается личность ребенка и классного коллектива, проводится диагностика творческих способностей и интересов детей, мониторинг дополнительного образования. Кроме этого идет проверка ведения дневников школьников, слежение за выполнением обучающимися режима дня. Недавно введены и электронные дневники.

В рамках организационной деятельности классный руководитель направляет процесс воспитания: организует конкурсы по различным видам деятельности, выставки творческих работ, концерты художественной самодеятельности, коллективные творческие дела (КТД), школьные праздники, экскурсии в музеи города, операцию «Уютный кабинет», «Наш красивый школьный двор», выпуск стенгазет, помогает детям разработать маршруты безопасного пути в школу.

На уровне класса общение классного руководителя с детьми происходит в большей степени на классных часах, специально отведенных

Воспитание, прежде всего, должно ставить своей целью привитие ребенку нравственных ценностей, формирование у него правильной шкалы ценностей вне зависимости от социокультурных условий развития миром. Доброе, нравственное отношение к людям и окружающему миру хотел бы видеть в своих учениках каждый педагог. Невозможно всерьез говорить о нравственном воспитании подрастающего поколения без обращения к традиционным культурным ценностям русского народа, к духовности… Образование должно базироваться на воспитании юных граждан в духе традиционной для страны православной нравственности, достоверных научных знаниях и культурных традициях. Но при этом следует учитывать, что личность воспитывается личностью – это базис. Учитель – это носитель морали, культурных ценностей.

Таким образом, формирование базовой культуры личности через духовно-нравственное воспитание – сложный, многогранный процесс. Четкая организация воспитательной работы, определение конкретных целей и задач с учетом современных требований – залог успеха в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.



Список литературы

  1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. М., 1979.

  2. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. М., 1975.

  3. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. М., 1999.

  4. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. М., 1994.

  5. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника.М., 2005.

  6. Нравственное воспитание личности школьника. Под ред. Колдунова Я.И. Калуга, 2001.

  7. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей. М., 1997.

Свежие документы:  Тренинг с родителями по оптимизации детско-родительских отношений «А что у Вас?»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: