Новые формы воспитательной работы


Негосударственное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 27 среднего (полного) общего образования

ОАО «РЖД»

























Статья по теме:

Новые формы воспитательной работы.







Разработала:

учитель математики

Быструшкина Анастасия

Сергеевна



















Облучье

Организация внеурочной деятельности детей в школе была и остается очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, классного руководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, позволяют пережить счастливые минуты единения. Это дает учителю ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности, как сейчас говорят.

Однако, чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу и правильно выбрать форму работы с детьми.

Форма – внешнее выражение какого-либо содержания. Это совокупность приемов и средств, которые выбирает учитель.

При выборе форм необходимо обращать внимание на их название, название несет методическую подставку.

В работе с учащимися используются разнообразные формы. Например, торжественная линейка, спортивное соревнование, вечер, КВН, концерт, утренник, встреча, конференция, устный журнал, игра-путешествие, диспут, поход, экскурсия, конкурс, викторина, ярмарка, трудовой десант, спектакль, акция, выставка, демонстрация, шоу, карусель, игра и т.д.

Эти формы работы можно разделить на три уровня: дело, игра, мероприятие.

Игра – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая для отдыха, обучения, развития.

Мероприятие – это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемая педагогом, с целью непосредственного воздействия на них. Например, знакомство с произведениями искусства, с правилами дорожного движения, лекция на определенную тему, встреча, цикл лекций, приглашение специалиста, занятие по технике безопасности, прогулки, походы и т.д.

Дело – это общая работа, важное событие, членам коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и себе.

Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых.

Рассмотрим некоторые формы воспитательной работы, которые можно считать новыми для школы.

День коллективного планирования. Проводится в конце учебного года. За неделю до этого дня объявляется конкурс на лучшее предложение к плану работы школы или класса. Назначается конкретная дата проведения дня коллективного планирования.

Дети работают в микрогруппах по 5-7 человек. Они обсуждают итоги прошедшего года, что было хорошо, что им не удалось, почему. На общем сборе от имени микрогруппы выступает представитель. Он предлагает и обосновывает свое предложение. Общее одобрение обычно получают общественно значимые дела – изготовление поделок на конкурсы, новогодних игрушек, участие в благоустройстве школы. Оформление классов, школы. Дети предлагают включить в план работы конкретные коллективные творческие дела.

Свежие документы:  проект "Покорми птиц"

К планированию воспитательной работы школы и классов привлекаются родители учащихся.

В итоге составляется план воспитательной работы с учетом поступивших предложений.

Большая роль в подготовке и проведении дня коллективного планирования принадлежит органу ученического самоуправления – Совету учащихся, в который входят ученики средних и старших классов.

В настоящее время происходит смена форм групповой работы с детьми. Основная идея новой педагогической стратегии — воспитанник как развивающаяся личность, способная стать стратегом собственной жизни.

Существует ряд форм коллективных (групповых) занятий, цель которых — духовное развитие школьников. Например, игра «Волшебный стул», которую можно проводить во всех классах, но чаще всего в 8,9 и 10 классах Цель: развитие интереса к человеку, содействие формированию достоинства как черты личности.

Ход игры. Один из участников садится на «волшебный стул», который

«высвечивает» все его достоинства, перечисляемые окружающими; предпо-

лагается что недостатки не «высвечиваются».

Значение: игра помогает обрести уверенность в себе, осознать себя

как носителя достоинств, развивает эмпатию (сочувствие, сопережива-

ние), смягчает психологический климат в группе, переключает внимание с

недостатков на достоинства другого человека.

Для 2-4 классов можно проводить игру «Презентация мира» Цель: содействие преобразованию предметного восприятия мира, свойственного маленькому ребенку, в социально-ценностное, когда за предметами осознаются ценностные связи и отношения.

Ход занятия: группе учащихся предъявляются различные предметы из

окружающей повседневной среды, предлагается внимательно к ним присмот-

реться и описать их роль в жизни людей, в реализации их стремления к

счастью.

Значение: игра подводит детей к осознанию духовной ценности мате-

риальных предметов, развивает способность к одухотворению.

Для 5-7 классов можно использовать в работе с классными коллективами форму коллективной игры, которая называется «Разброс мнений». «Разброс мнений» — организованное поочередное высказывание участниками группы суждений по какой-то проблеме или теме. Источники тем:

— актуальные проблемы школьной жизни;

— философские вопросы о жизни, счастье, совести и т.п.

Ход занятия: подготавливается комплект карточек с недописанными

фразами, которые участники читают вслух с собственным продолжением,

отражающим их спонтанное суждение. Главное условие – восприятие мнения каждого участника как ценности, не подлежащей оценке «правильно — неправильно». Проводится эта игра перед началом большого коллективного дела и после его окончания.

Новая форма воспитательной работы – потехи. Под потехой понимают забаву, развлечение. Развлекательную программу можно устроить, используя канцелярские товары, бумагу, спички и т.д. Например, «Канцелярские потехи» между учащимися начальных классов. Проводились конкурсы: «Угадай, сколько кнопок», «Собери самую длинную цепь из скрепок», «Картина из кнопок», «Собери ручки», «Быстрый ластик», «Степлер-чемпион», «Длинная спираль карандаша», «Линейка», «Конверт», «Органайзер», кроссворд «Канцелярские инструменты и принадлежности».

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Подбор дидактических игр для сенсорного развития"

Аукцион талантов. На аукционах обычно продают полезные или ценные вещи. Приобрести эту вещь может тот, кто предложит за нее большую цену. Это может быть вещь, например, кукла, торт или приз шуточный – пуговица от костюма директора школы, замок от школы и т. д. Расплачиваются дети за право получить этот приз своими талантами. Некоторые ребята поют, читают стихи, танцуют, делают колесо, шевелят ушами – кто что умеет. Причем «платить можно индивидуально, а можно и «в складчину», т.е. объединившись в группы. В старших классах можно проводить аукцион эрудитов или аукцион знаний.

Дети очень любят не только смотреть какое-либо шоу, но и участвовать в них. Шоу несет как развлекательный, так и познавательный характер. Особая роль в нем отводится ведущим. Они используют для ведения шоу не только «домашние заготовки», но и сами должны комментировать развивающиеся события. Совместно с родителями можно провести «Кулинарное шоу». Во- первых, каждая семья готовит блюдо, в котором содержатся полезные овощи и фрукты. Защищают и рекламируют свои блюда, исполнение «Кулинарные песни», участие в викторине «Кулинарный эрудит».

















Список литературы.

  1. Горбачева Л. Словарь современных форм воспитательной работы // Воспитание школьников.- 2002, 2. с.18-24; 2002, 3,с.16-21.

  2. Краевский В. В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2003. — 256 с.

  3. Зицер Д., Зицер Н. Практическая педагогика: азбука НО. — СПб., «Просвещение», 2007.— 287 с.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: