Образовательный проект на тему: «Патриотическое воспитание на уроках математики»


Муниципальное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа села Дьяковка Краснокутского района Саратовской области







Образовательный проект

на тему: «Патриотическое воспитание на уроках математики»







Выполнил: учитель математики

Александров Сергей Владимирович



























Октябрь-2014 год.

Патриотические чувства современных школьников подвергаются серьезным испытаниям со стороны семьи, общества, СМИ. Можно выделить несколько факторов, которые расшатывают только что зародившиеся чувства патриотизма:

  • у школьников формируются антипатриотические идеалы;

  • в истории Отечества постоянно происходит пересмотр итогов событий;

  • в обществе наблюдается очень низкий уровень нравственности.

В этой ситуации обосновано обращение истинных граждан своей страны к патриотической идее, не раз спасавшей Россию в труднейшие времена.

Патриотизм — это совокупность идей, эмоций, настроений, убеждений и действий, направленных на сохранение и процветание своего Отечества.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это та неустанная работа, которая должна проводиться не только во внеурочное время, но и на уроках.

  На уроке математики воспитание осуществляется посредством четырех факторов:

  • через содержание образования;

  • через методы и формы обучения;

  • через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;

  • через личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).

Например, на уроке  может быть  сделано сообщение исторических данных, показывающих роль учёных-математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны (А.Н. Колмогоров во время Великой Отечественной войны способствовал созданию теории артиллерийской стрельбы).     Еще одним из направлений воспитательной деятельности учителя может стать использование эпиграфов к уроку. Эпиграфом могут стать строчки стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей не только о математике и математиках, но и патриотического содержания.

1.«Человек есть дробь. Числитель это – сравнительно с другими – достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству»  Л.Н. Толстой.

2.»… мы проиграли русским за школьной партой». Дж. Кеннеди.

3.  «Арифметика и геометрия нужны каждому воину».  Платон.

Эпиграф  можно записать на доске и прочитать его в начале урока. Записывать высказывания в тетради учащимся не нужно, но найдутся те, кто обязательно это сделают или хотя бы задумаются над их смыслом.

В обучении математике с точки зрения патриотического воспитания огромную роль играет подбор математических задач для уроков с учётом дидактических и методических требований.  Решение задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности к  величию своей страны, собственных предков. Решение задач с практическим содержанием дает возможность учащимся задуматься о тяготах военных лет. Составлять такие задачи к уроку не так и сложно. Главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка. Можно составить целый урок, посвященный определенной теме нравственного, патриотического  воспитания, а можно использовать только одно задание, после решения которого сообщить интересную информацию или даже прочитать стихотворение.

Современное поколение детей не могут и представить себе все, что пережила наша Родина за годы войны, но мы не вправе забывать об этом, и должны не только в дни юбилейных торжеств, вспоминать о подвиге нашего народа.

Патриотические задачи

1)    Конструкторы в годы войны создали немало первоклассной техники, среди них – истребитель «ЯК-3» (А.Яковлев). Максимальная скорость «ЯК-3» 720 км/ч., а немецкого истребителя «Мессершмитт Bf.109» на 120 км/ч. меньше скорости «ЯК-3» и на 30км/ч больше скорости другого истребителя Фокке-Вульф FW-190. Найти скорость немецкого истребителя и сравнить их со скоростью «ЯК-3».

2)    Построить столбчатую диаграмму по соотношению сил СССР и Германии

Боевые силы

Красная Армия

Германские войска

Личный состав

1200000

1800000

Количество танков

990

1700

Количество орудий

7600

14000

Количество самолётов

667

1390

И т.д.        

3) В таблице указаны соотношения сил сторон к началу контрнаступления Красной Армии под Москвой. Сопоставьте численность войск и вооружения СССР и Германии под Москвой.


Численность войск

Численность вооружения

орудия и минометы

танки

самолеты

СССР
Германия

1100000
1708000

7652
13500

774
1170

1000
615


На 608000

На 5848

396

385 в нашу пользу

4). Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года.

Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос.

413

218

474

567

569

374

630

979

195

о

256

349

221

26

282

375

Например:

218+569+349+282=1418

474+569+349+26 =1418

Предлагаю и вам по пробовать по считать

Такой вид квадратов называется магическим квадратом. Самый ранний уникальный магический квадрат обнаружен в надписи XI века в индийском городе Кхаджурахо:

7

12

1

14

2

13

8

11

16

3

10

5

9

6

15

4

Ло Шу (кит. трад. 洛書, упр. , пиньинь luò shū) Единственный нормальный магический квадрат 3×3. Был известен ещё в Древнем Китае, первое изображение на черепаховом панцире датируется 2200 до н.э..

4

9

2

3

5

7

8

1

6

Настоящую цену хлеба понимаешь тогда, когда его мало, не хватает. Вы изучаете много произведений, где говорится, как голодали люди во время засухи, во время войны.

Здесь уместно  Рассказать учащимся, что хлеб – главное богатство нашей Родины. И пышный каравай, и буханка душистого ржаного хлеба, и сдобная булочка – итог работы сотен тысяч людей. Хлеб – мерило всех ценностей, источник жизни, труда, благополучия и радости. Хлебом-солью встречают гостей. Мы должны ценить хлеб, бережно относиться к нему.

Задачи.

1.     Подсчитайте, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг? (125 г).

2.     Какую часть буханки составляет одна треть от восьмушки? (1/24 часть буханки).

3.     Сколько граммов приходится на 1/24 часть буханки? (Примерно 41,66г).

4.     Что больше: 1/24 или 1/16? Представьте, что этими дробями выражаются доли хлебного пайка. В каком пайке больше хлеба? На сколько граммов? (В 1/16 части буханки хлеба больше, чем в 1/24 части примерно на 21 г).

Одна такая “восьмушка” была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады этого города. Блокада длилась 900 дней, но самым трудным периодом оказалась зима 1941-1942 гг., когда основные городские припасы были уничтожены немецкими самолетами, а увезти ослабевших детей и стариков, раненых и больных было невозможно, так как все пути из города были отрезаны врагом. Только зимой 1942 г. стал лед на Ладожском озере, и по нему была проложена в город дорога, названная дорогой жизни.

Домашние задания: “Получишь информацию – составь задачу новую”. По данным учащиеся составляют задачи.

1.     К 1943 году Советские Вооруженные силы значительно окрепли организационно, повысилось их боевое мастерство, возрос моральный дух воинов. К лету этого года в составе действующей армии было свыше 6 млн. 400 тыс. человек, 105 тыс. орудий и минометов, 2200 боевых установок полевой реактивной артиллерии, 10, 2тыс. танков и самоходно-артиллерийских установок, свыше 10 тыс. боевых самолетов.

2.     Курская битва – величайшее событие второй мировой и Великой Отечественной войны. В результате Курской битвы советские войска нанесли врагу такое поражение, от которого фашистская Германия уже никогда не могла оправиться. Всего с 19 ноября 1942 года по конец 1943 года фашистская Германия потеряла на советско-германском фронте около 2,6 млн. человек, почти 50 тыс. орудий и минометов, до 7 тыс. танков, более 14 тыс. боевых самолетов. В одном из немецких комментариев говорилось: “После Сталинграда мы узнали, что уже не сможем выиграть войну, а после Курска убедились, что ее проиграли”

3.     Во время войны жители нашей республики внесли крупные суммы на приобретение боевой техники. Денежных взносов было сделано всего на?

4.     Во время Великой Отечественной войны погибло примерно 20 млн. советских граждан. Это составляет 40% от общего количества погибших во время второй мировой войны. Сколько человек погибло во время второй мировой войны?

Одним из ведущих направлений формирования патриотического сознания детей является краеведение.

Школьное краеведение помогает воспитывать у учащихся бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю и своей Родине. Знакомство со знаменитыми земляками воспитывает гордость за свою Родину, родной край. [1;28]

Краеведение — это изучение природы, населения, хозяйства, истории родного края. Краеведческий материал очень близок детям, он наглядный и конкретный

Остановимся на возможности использования краеведческого материала на уроках математики.

На первый взгляд, у математики и краеведения нет ничего общего. Но в краеведении очень много чисел: даты, единицы измерения длины, массы, площади и т.д., а числа — это уже прерогатива математики.

-Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина. Это слово с детства знает каждый. Родина — это то место, где ты родился, где живешь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок — деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома. Мы любим нашу Родину. А любить Родину — значит жить с ней одной жизнью. Как относится народ к своему Отечеству, видно из такого жанра, как устное народное творчество.

Выполнив задание, вы прочитаете пословицу

а) 0,71 + 0,8; д) 1,8 +0,1; и) 22,9 8– 2,4; н) 8 – 2,7; с) 6,86 * 3;

б) 2,3 + 2,2; е) 17,02 + 3,56; к) 5,35 – 3; о) 3,5 -1,7; т) 1,9 * 1

в) 5,4 + 1,3; ж) 12 + 1,2; л) 3,78 – 1,78; п) 9,863 -0; у); 0,3 * 6;

г) 0,32 + 0,47; з) 3,09 + 2,21; м) 1 – 0,3; р) 18,62 -18,62; ф) 0,18 * 10;

х) 0,52 * 100; щ) 18 : 4;

ц) 5 * 0,9; ы) 12,3 : 3;

ч) 60 * 0,4 э) 9,4 : 4;

ш) 4,7 : 2 ю) 1,4 : 0, 7

0,7

1,8

5,3

2

2,35

13,2

134,31

20,58

0,79

1,9

20,58

6,7

4,5

1,51

У

Е

М

Ь

Т

М

А

И

Н

А

Д

О

Р

24

4,5

2,35

1,8

4,1

2

2,35

4,5

20,58

52

1,8

1,9

9,863

С

О

Т

Е

Я

Ь

Т

О

А

П

Е

Н

Й

З

Ответ: Родина – мать, умей за нее постоять.

 За одиннадцать лет обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний и умений, но одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности, а учитель математики может и должен помочь формированию душ учащихся.

На современных уроках прежде чем воспитывать патриота, нужно для начала заинтересовать самим предметом

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества.

Воспитывать патриотов нужно на каждом уроке. Математика — это лишь малая доля в океане патриотизма.



Список литературы.

  1. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / автор — составитель И.А.Пашкович. — Волгоград: Учитель,2010

  2. pedsovet.orgМедиатекаlink_id,37463/Itemid,118



Свежие документы:  Проект "Аллея Славы", посвященный 65-летию Победы, 10 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: