Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
г.Гуково Ростовской области
Общая программа работы
педагога-психолога.
Подготовила педагог-психолог
Кузякова Татьяна Николаевна
Нормативно-правовая база для разработки общей программы работы педагога-психолога
МБОУ СОШ №1.
— Конвенция о правах ребенка.
-Закон «Об образовании» от 22.08.04г №122-ФЗ.
-Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
— Положение о службе практической психологии в системе министерства образования РФ. Приложение к приказу Министерства образования РФ от12.10.99г № 636.
— Приказ МО РФ от28.02.2000г №619 «Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде».
— Приказ МО РФ от 22.10.99 №636 «Об Утверждении Положения о службе практической психологии в системе МО РФ».
— Решение коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ от 08.04.97г №4/2 «Об организации работы с детьми со школьной дезадаптацией».
-Решение коллегии МО РО от25.01.2000 №2/1 «Положение о психолого-медико-педагогической службе РО».
-Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 08.02.2001г №263. «О развитии службы практической психологии в системе министерства общего и профессионального образования РО».
— Базовый компонент деятельности педагога-психолога общеобразовательных школ, гимназий (приложение к приказу от 12.11.07г №2405)
Паспорт программы.
Общая программа работы педагога-психолога МБОУ СОШ №1 | |
Государственный заказчик, основной разработчик программы. | Администрация МБОУ СОШ №1, педагог-психолог МБОУ СОШ №1. |
Основные направления деятельности | — психологическое просвещение. -психологическая профилактика. -психодиагностика. -психологическая коррекция. -консультативная.
|
Исполнители программы. | педагог-психолог. |
Финансовое обеспечение. | Программа финансируется за счет средств бюджета образовательного учреждения, и внебюджетных источников. |
Ожидаемые результаты реализации программы. | Психологического сопровождения всех участников образовательного процесса в МБОУ СОШ №1 для повышения качества образования , сохранения и укрепления здоровья учащихся |
Цели и задачи программы.
Цель:
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса для повышения качества образования, сохранения и укрепления здоровья учащихся
Задачи:
содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе;
формирование у обучающихся способности к самоопределению, саморазвитию, саморегуляции;
профилактика и преодоление личностных проблем;
просвещение и консультирование педагогических работников и родителей;
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, защита прав и достоинств ребенка.
Основные направления:
—психодиагностика;
-психокоррекция;
-консультирование и просвещений;
-профилактика.
Основные виды работ:
-работа с родителями;
-работа с педагогами;
-работа с обучающимися.
Концептуальные основы общей программы работы педагога-психолога МБОУ СОШ №1.
Одна из главных задач современной школы – помощь школьнику в становлении индивидуальности, развитии его личностных качеств.
Психологическая служба сегодня стала одним из элементов системы образования, основной целью деятельности которой является изучение и создание условий, максимально содействующих развитию индивидуальности человека.
Психологическая служба образовательного учреждения призвана содействовать полноценному развитию обучающихся на всех возрастных этапах. Создание у них позитивной мотивации к обучению, а также определение психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики возникновения подобных нарушений.
В рамках данной программы работают следующие подпрограммы:
1. «Наши дети»
Работа с «одаренными детьми».
Работа с детьми-инвалидами.
Работа с детьми, находящимися под опекой.
Работа с детьми, находящимися на домашнем обучении
Работа с детьми с особыми образовательными возможностями
2. «Профориентация»
Предпрофильная подготовка
Профориентационная работа
Подготовка к итоговой аттестации.
3. «Семья»
Работа с родителями.
Работа с неблагополучными семьями.
4. «Личность»
Работа по стабилизации образовательного процесса
Работа с учащимися «группы риска».
Подпрограмма «Наши дети»
Цель – создание условий равных возможностей развития личности различным категориям учащихся посредством их социальной адаптации в социуме.
Направления работы:
Работа с «одаренными детьми».
Работа с детьми-инвалидами.
Работа с детьми, находящимися под опекой.
Работа с детьми, находящимися на домашнем обучении
Работа с детьми с особыми образовательными возможностями.
мероприятие | категория | Сроки проведения | |
Работа с «одаренными детьми» | |||
1 | Диагностика умственного развития (методика ШТУР) | учащиеся 8-9 классов | март |
2 | Диагностика познавательной сферы | учащиеся 2-3 классы | октябрь апрель |
3 | Диагностика познавательной сферы | учащиеся 5-6 класс | ноябрь |
4 | Диагностика познавательной сферы | учащиеся 4 класс | март |
5 | Диагностика познавательной сферы | учащиеся 1 класс | май |
6 | Индивидуальные консультации «Интеллектуальные способности» по результатам диагностики | учащиеся 2-9 классы
| март ноябрь |
7 | Индивидуальные консультации по результатам диагностики «Проблемы одаренных детей» | родители
| март ноябрь |
8 | Выступление на ШМО учителей русского языка и литературы «Особенности работы с одаренными детьми» | педагоги | декабрь |
Работа с детьми-инвалидами. | |||
1 | Формирование базы данных детей инвалидов в школе. | учащиеся | сентябрь |
2 | Изучение средовой адаптации посредством наблюдения, беседы с классным руководителем, родителями. | учащиеся | в течение года |
3 | Консультации по запросу. | учащиеся, родители, педагоги | в течение года по мере необходимости |
4 | Рекомендации по взаимодействию с ребенком при различных заболеваниях | педагоги | сентябрь |
5 | Коррекционно-развивающая работа | учащиеся | в течение года по мере необходимости |
Работа с детьми, находящимися под опекой. | |||
1 | Формирование базы данных | учащиеся | сентябрь |
2 | Консультации по запросу. | учащиеся, родители, педагоги | в течение года по мере необходимости |
3 | Обследование жилищно-бытовых условий данных семей совместно с ответственным за опеку и представителями родительских комитетов | родители | 1р/квартал |
Работа с детьми, находящимися на домашнем обучении | |||
1 | Формирование базы данных | учащиеся | Учащиеся |
2 | Консультации по запросу. | учащиеся, родители, педагоги | в течение года по мере необходимости |
3 | Коррекционно-развивающая работа | учащиеся
| в течение года 2р/месяц |
4 | Диагностика учащихся на начало учебного года | учащиеся | сентябрь |
Работа с детьми с особыми образовательными возможностями (интегрированное обучение – если реализуется в ОУ) | |||
1 | Формирование базы данных | учащиеся | сентябрь |
2 | Консультации по запросу. | учащиеся, родители, педагоги | в течение года по мере необходимости |
3 | Коррекционно-развивающая работа | учащиеся | в течение года 1р/неделю |
Подпрограмма «Профориентация».
Цель – формирование условий для самостоятельного самоопределения личности в системе жизненного целеполагания.
Направления работы:
Предпрофильная подготовка
Профориентационная работа
Подготовка к итоговой аттестации.
мероприятие | категория | Сроки проведения | |
Предпрофильная подготовка | |||
1 | Диагностика умственного развития (методика ШТУР) | учащиеся 8-9 классы | март |
2 | Диагностика индивидуально-личностных характеристик (рисуночные тесты) | учащиеся 5-6 классы | октябрь |
3 | Диагностика индивидуально-личностных характеристик (опросник по изучению типа темперамента) методика Айзенка | учащиеся 7 классы | декабрь |
4 | Диагностика индивидуально-личностных характеристик (акцентуации характера –опросник Шмишека) | учащиеся 8-9 классы | декабрь |
Профориентационная работа. | |||
1 | Диагностика интересов первичного профессионального выбора. (мет-ка «Профиль» Г.В.Резапкиной) | учащиеся 9-11 классы | февраль |
2 | Диагностика профессиональных склонностей (опросник Л.Йовайши, модификация Г.В.Резапкиной) | учащиеся 9-11 классы | февраль |
3 | Изучение типа мышления (методика Г.В.Резапкиной) | учащиеся 9-11 классы | февраль |
4 | Консультации о выборе будущей профессии. | учащиеся
| в течение года по мере необходимости |
5 | Консультации «Чем я могу помочь ребенку в поступлении в ВУЗы и колледжи» | родители | в течение года по мере необходимости |
Подготовка к итоговой аттестации | |||
1 | Консультации «Как помочь ребенку в подготовке к экзаменам» | родители | в течение года по мере необходимости |
2 | Тематическая беседа «Готовимся к экзаменам» | родители | 3 четверть
|
3 | Программа обучающих занятий «Готовимся к экзаменам» | учащиеся | 4 четверть |
Подпрограмма «Семья»
Цель — гармонизация детско-родительских отношений
Направления работы:
Работа с родителями.
Работа с неблагополучными семьями.
мероприятие | категория | Сроки проведения | |
Работа с родителями | |||
1 | Диагностика психологических условий школьной образовательной среды. | Родители 3,6,10 классы | январь |
2 | Просветительско-профилактическая работа Групповые тематические беседы: 1.Начальное звено:
2.среднее звено:
3.старшее звено
| родители | в течение года по плану классных руководителей и по запросу |
3 | Индивидуальные консультации | родители | в течение года по запросу |
Работа с неблагополучными семьями. | |||
1 | Индивидуальные беседы «Ответственность за уклонение от обучения и воспитания детей» | родители | в течение года по мере необходимости |
Подпрограмма «Личность».
Цель — формирование условий равных возможностей для всех учащихся;
гармонизация личности учащихся склонных к отклоняющемуся
поведению.
Направления работы:
Работа по стабилизации образовательного процесса
Работа с учащимися «группы риска».
мероприятие | категория | Сроки проведения | |
Работа по стабилизации образовательного процесса | |||
1 | Диагностика уровня коммуникативной толерантности | учащиеся 7,10 класс | сентябрь |
2 | Диагностика уровня школьной тревожности | учащиеся 5 класс | Сентябрь январь |
3 | Диагностика по изучению микроклимата в классах, где есть вновь прибывшие дети. | учащиеся | ноябрь |
4 | Анкетирование учащихся по отношению к здоровому образу жизни | учащиеся 2-11 класс | декабрь апрель |
5 | Диагностика психологических условий школьной образовательной среды | Учащиеся 3.6,10 класс | январь |
6 | Коррекционно-развивающая работа по адаптации учащихся к новым условиям обучения
| учащиеся 1,5,10 классы | 1 четверть |
7 | Работа с учащимися, имеющими трудности в поведении и обучении | учащиеся 1- 11 классы | в течение года по мере необходимости |
Работа с учащимися «группы риска», и профилактике | |||
1 | Первичная диагностика при поступлении детей в школу | учащиеся 1 класс | сентябрь |
2 | Коррекционно-развивающая работа по результатам первичной диагностики | учащиеся 1 класс |
|
3 | Диагностика учащихся «группы риска» | учащиеся | октябрь |
4 | Коррекционно-развивающая работа «развитие личности» | учащиеся «группа риска» | в течение года 2р/месяц |
5 | Индивидуальные консультации | Учащиеся Родители педагоги | в течение года по мере необходимости |
6 | Групповые консультации | Родители | в течение года по мере необходимости, по запросу, |
Литература
1.Приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/16
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
2.Приложение 1 к приказу Минобразования Ростовской
от _12.11.2007 №2405 Общие положения деятельности педагога-психолога для различных типов образовательных учреждений
Интернет-ресурсы