Опыт работы классного руководителя по интеграции учебной и воспитательной работы


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 9»












Статья



Опыт работы классного руководителя по интеграции учебной и воспитательной работы







Колесова Алла Олеговна,

учитель математики, классный руководитель.

Г. Междуреченск, Кемеровская область.



















Г. Междуреченск



Практически каждый педагог, работающий школе, был классным руководителем. И абсолютно точно знает, что это трудная, интересная и важная миссия. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, она, несомненно, нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воздействий остается классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе. 

В нашей школе отрабатываются технологии личностно ориентированного обучения Г.К.Селевко «Самосовершенствование личности». Интеграцию учебного и воспитательного процесса коллектив реализует через проектную деятельность. Любой проект направлен на формирование компетенций, способствующих дальнейшей социализации обучающихся:

— тенденция к более ясному пониманию целей и ценностей:

— уверенность в себе;

— самоконтроль;

— готовность решать сложные вопросы;

— персональная ответственность;

— терпимость;

— готовность заниматься организацией и общими делами.


Я стала классным руководителем в классе, когда они обучались в 7 классе. И чтобы лучше узнать ребят, их интересы, отношение к учебе я решила провести интеграцию воспитательной и учебной работы. Творческая группа ребят под моим руководством разработала проект «Статистика моего класса». Из этого проекта ребята лучше познакомились с разделом «Статистические характеристики», а также лучше узнали своих одноклассников. (Результаты работы отражены в Приложение 1). Эта работа помогла, несомненно, и мне и ребятам. Я узнала, что практически у всех ребят есть компьютеры и кроме компьютера ребят ничего не интересует. И здесь я подумала, а не направить ли такое увлечение компьютером в полезное русло, т.е. личности формируются и развиваются в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет специально организованная педагогом деятельность, тем больше возможностей создастся для целенаправленного воздействие на становление социально ценных отношений школьников к явлениям окружающей действительности, на формирование их самосознания, самовоспитание духовных потребностей личности, в том числе в труде, творчестве, общении, в самоотдаче лучшего в себе другим людям. Таким образом, организация воспитывающей и развивающей деятельности – одна из основных задач педагога. 

Ещё совсем недавно мы с ребятами моего класса выпускали стенгазеты: поздравительные (к каждому празднику), тематические, к декадникам. Занимались этим только члены редколлегии. Появление компьютера у каждого открыли нам новые возможности для создания классных газет. И у нас с ребятами родилась идея о выпуске нашей классной газеты. И я, как, классный руководитель эту идею поддержала с удовольствием. Ведь выпуск классной газеты – это проект, в котором происходит интеграция воспитательной и учебной работы. Более того, это дело, вокруг которого складывается настоящее ученическое самоуправление. Работа в газете прививает любовь к интеллектуальному труду, активизирует творческие способности детей, развивает умение сотрудничать, создаёт ситуацию успешности.

Свежие документы:  Организация ученического самоуправления

Газета — важнейшее средство самовыражения детей. Именно школьные, классные газеты позволяют ребятам научиться высказывать свои идеи, помогают лучше познать себя и окружающий мир. Кроме того, в процессе совместной деятельности по созданию газеты между одноклассниками устанавливаются отношения взаимопонимания. Дей­ствительно, создание газеты — очень значимая часть жизни класса. Для развития издательского дела в классе должны быть объединены уси­лия классного руководителя, детей, родителей и конечно администрации школы. Издание газеты — дело общее, а не частное. Невозможно понять всех радостей и сложностей творческого дела как выпуск газеты, если не прошел все этапы по её созданию.

Перед нами встал вопрос: Какой должна быть газета? Интересной, актуальной, отражающей события и класса и школы. Я считаю, что для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса в едином образовательном пространстве и социокультурной среде. Мы решили, что в год будем выпускать два номера т.е раз в полугодие: декабрь и май. В течение всего полугодия набираем материал: это и вести с уроков, это и результаты конкурсов, олимпиад, фотографии т.е самое интересное из жизни класса за полугодие. Раньше у меня была проблема уговорить ребят принять участие, в каком либо общешкольном мероприятии. Звучали какие-то отговорки, то некогда, то у меня не получится, а после того, как решили выпускать классную газету, эта проблема сама улетучилась. Так как ребятам было интересно, что, участвуя, их будут фотографировать, и они попадут в газету, что про них напишут статью. Я являюсь организатором познавательной деятельности своих учеников, консультантом и помощником. Со стороны ученика такая деятельность ведёт к повышению мотивации учения, со стороны учителя позволяет осуществить индивидуальный подход к ребенку. Кроме того, ученик, выполняя собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу, включается в реальную деятельность, овладевает новыми знаниями. (Пример газеты Приложение 2)



Над каждой газетой работали по этапам:

  1. Погружение

  2. Планирование деятельности

  3. Реализация плана

  4. Оформление

  5. Оценка результатов


В заключении хочу сказать, что неформальное общение, творческая направленность работы, создание ситуации успеха для каждого ребенка – это краеугольные камни в воспитании нравственной, социально адаптированной личности, готовой к сознательному выбору жизненного пути. Вся эта работа оказывает существенное воспитательное влияние на обучающихся. Оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Вся моя работа не прошла даром, это послужило сплочению школьного коллектива, укреплению традиций класса, так как включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения. Вовлечение детей в интегративную среду меняет уклад их жизни, обогащает её новыми социальными связями, интересами, ценностями, жизненными ориентирами.

Свежие документы:  Час мужества "Ты в памяти и в сердце, Сталинград!"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: