ГБОУ СОШ № 1743
Открытый урок в 7-ом классе « Воспитание толерантных начал и социальной активности учащихся через работу в социальном проекте»
Выполнила Теренчук Л.В.
Москва
Апрель 2012г.
АННОТАЦИЯ
Этот урок направляет учащихся на проявление социальной инициативы, формирует у них понятие о социальных действиях, развивает чувство толерантности, сплоченности, милосердия. Предназначен для многонациональных школ, которыми в настоящее время являются большинство школ города Москвы.
Открытый урок
Учитель:Теренчук Л.В.
Тема урока: «Воспитание толерантных начал и социальной активности учащихся через работу в социальном проекте»
Класс: 7
Цель урока: 1.образовательная
-формировать у учащихся универсальное умение ставить и решать задачи для разрешения проблем современной жизни
-изменять социальную ситуацию воздействием на общественное сознание в социальном поле микрорайона Митино
-разработать материалы для решения социальных задач
2.воспитательная
-воспитывать уважение к труду и людям труда, культивировать трудовой образ жизни
3.развивательная
-развитие социальной компетентности и толерантных начал учащихся, трудолюбия, общественно-трудовой активности
Тип урока: усвоения новых знаний
Перечень изделий: декоративно-прикладные изделия и сувениры изготовленные учащимися
Наглядности, оборудование, ТСО: творческие сочинения учащихся, видео обращение и напутствие старшеклассников, галерея Ветеранов войны и труда микрорайона Митино, ПК
Технические сведения: краткие сведения работы «Бюро добрых услуг»,свойства шерстяных и полушерстяных ниток, подбор номеров спиц и крючка
Межпредметные связи: история, литература, обществознание, русский язык, ИЗО
Методы обучения: беседа, объяснение, ученический эксперимент и наблюдения
Практическая работа: работа с раздаточным материалом фронтально, ориентация на социальное действие, включение в различные формы социальной работы, создание социальных ситуаций, формирование общественного мнения
Словарная работа: национальность, толерантность, поликультурность, ветеран, инвалид
Ход урока:
Организационная часть: подготовить рабочие места, раздаточные материалы
Вводный инструктаж: вступительное слово учителя
В нашей школе есть хорошая традиция – по праздничным датам приглашать в школу ветеранов Великой Отечественной войны. Учащиеся нашей школы активно готовятся к этим встречам. Наблюдается противоречие: мы видим этих людей в праздники, а как живут эти люди в будни? Все ветераны люди пожилого возраста, и если они не имеют родственников, то им трудно обслуживать себя в быту. В нашем районе нет структур, которые оказывают бесплатную помощь по решению бытовых проблем ветеранов, проводят их чествование. Поэтому у учеников нашей школы возникла идея организовать Бюро добрых услуг, т.к. они считают, что в этом есть необходимость: оказывать реальную помощь ветеранам, делать конкретное дело, накапливать опыт практической работы, а полученные навыки и умения применять для выбора жизненного пути и поиска работы в социальной сфере.
Учащиеся учатся коммуникативной культуре, повышают опыт общения, укрепляют собственную жизненную позицию.
Оказание помощи пожилым людям является образом жизни российского народа, несколько забытое в последнее время. Работа учащихся в Бюро добрых услуг меняет отношение людей в сторону проявления человеческих качеств: милосердия, сострадания, доброты и умения откликаться на чужую беду. Учащиеся формируют свои толерантные начала.
3)Практическая часть: Я попросила исследовать проблему отношения к людям пожилого возраста Пантюшину В. Сейчас она сделает сообщение(приложение№1)
Давайте посмотрим на наших ветеранов (демонстрация фото галереи участников ВОВ, ветеранов труда, инвалидов).Мы заботимся об этих людях, чествуем их.
Старшеклассники нашей школы работают не первый год в Бюро добрых услуг. Они изучали проблемы пожилых людей. В своих сочинениях они показывают отношение к людям пожилого возраста и инвалидам. Сейчас мы зачитаем выдержки из сочинений учащихся (приложение №2). Старшеклассники обращаются к вам (показывается видео обращение старшеклассников и производится передача эстафеты учащимся напутствием).
Учитель подталкивает учащихся к социальным действиям, задает вопросы.
Как вы думаете, нужна ли нам работа в Бюро добрых услуг ?
Будем ли мы продолжать её ? А как ?
Каковы наши социальные действия ?
Поступают предложения учащихся:
-мы должны составить план действий
-продолжить традиции нашей школы чествования ветеранов
-уточнить количество ветеранов войны и труда в нашем микрорайоне(приложение №3)
-провести анкетирование среди ветеранов и людей пожилого возраста с целью выявления нуждающихся в услугах (приложение №4)
-выявить отношение учащихся шестых классов к ветеранам и людям пожилого возраста (приложение №5)
-провести анализ окружающей территории с целью выявления обьектов бытового обслуживания и аптек (приложение №6)
-провести конкурс на лучший сувенир для чествования ветеранов, т.к. мы можем выразить своё спасибо, вкладывая душу в какой либо маленький самодельный подарок. Очень радостно делать приятно пожилым людям, а им будет приятно, что их помнят, знают, и выражают свою благодарность за то, что сейчас благодаря им процветает этот мир.
Далее учащиеся предложили добавить в план следующие социальные инициативы.
-используя свои трудовые навыки, подготовить заранее сувениры к Дню защиты Москвы от немецких захватчиков (конфета-хлопушка из шерстяных ниток, связанная спицами)
-инвалидов, не посещающих праздники –поздравить на дому и оказать посильную помощь
-создать галерею портретоа участников ВОВ нашего микрорайона
-закончить работу по изготовлению сувенира Матрёшка к 10 апреля
Далее проводится практическая часть работы по изготовлению сувенира Матрёшка. Работа идет по бригадам, где учащиеся консультируют друг друга, совершать коллективные действия.
4)Закрепление пройденного материала: учащимся задаются вопросы
Что такое толерантность?
Готовы к решению задач, чтобы разрешить проблемы современной жизни?
Поняли ли вы как проводятся социальные действия?
5.)Заключительный инструктаж:
-подведение итогов занятия
-анализ допущенных ошибок
-выявление лучших работ
-выставление оценок
6.)Уборка рабочих мест мастерской
ЛИТЕРАТУРА:
А.Я. Журкина, И.И.Зарецкая «Содержание трудового воспитания школьников», Педагогика 2001г.
Е.А.Климов, С.Н.Чистякова «Выбор профессии», Москва, Просвещение 2006г.
В.В.Гузеев «Образовательная технология: от приема до философии», Москва 1998г.
Т.В.Лукьянова «Перешиваем, шьем, вышиваем», Москва, 2006г.
Работа Бюро добрых услуг
Приложение № 1
Приложение №2
-Пожилые люди много чего для нас сделали, теперь их нужно защищать и ухаживать за ними.
-Пожилой человек тоже был молодым, но годы прошли и они постарели. Мы тоже будем стареть.
-Во время войны моя бабушка жила в суровом месте с жестокими людьми. С ней очень плохо обходились: заставляли много работать, не давали вдоволь поесть. По её рассказам в этом доме собаке давали больше еды, чем ей. Я при виде её только и пытаюсь дать ей хоть какую нибудь радость.
-Я не признаю тех людей которые сдают своих пожилых родителей в Дома пристарелых, потому что пожилые люди растили своих детей, любили их, помогали во всём, а дети эти не оправдали надежд.
-Многим пожилым людям тяжело жить на пенсию. Я считаю, что пенсию надо сделать на много больше, чтобы они могли позволить все что захотят.
-У нас с вами есть работа, семья, учеба, друзья…Мы не задумываемся над тем, а как живут сгорбленные от тяжелого бремя жизни старички, одинокие бабушки в косыночках, которые всё время собирают посиделки на скамейках возле подъездов. Они ведь совсем одинокие.
-Каждый человек вскоре становится пожилым. И не зря существует выражение: «Относись к людям так, как хочешь чтобы они к тебе относились.» Пожилые люди прожили большую и насыщенную жизнь. Каждый из них много вкладывал в развитие жизни на Земле. Ветераны ВОВ защищали нашу жизнь, тем самым отдавали свои… Мы очень многим обязаны пожилым людям.