ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Изучение геометрического материала на уроках интеграции математики и технологии в начальной школе»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 167 г. о. Самара









Педагогический проект

«Изучение геометрического материала на уроках интеграции математики и технологии

в начальной школе»





подготовила

учитель начальных классов

Базитова Оксана Месхутовна













г. Самара

2013



Актуальность темы

С первого сентября 2011 года все школы России перешли на ФГОС второго поколения, ориентированные на развитие творческой личности ребёнка, способной к саморазвитию и самореализации. В новом стандарте предполагается переход от парадигмы знаний к деятельностному подходу, способствующему формированию у детей глубоких и прочных знаний, коммуникативных и регулятивных ууд, развитию у детей познавательных интересов. В связи с этим каждый учитель переосмысливает свой педагогический опыт, задумывается над тем, как обеспечить переход к новому способу обучения, учитывая индивидуальную траекторию саморазвития ребёнка, способного применить свои знания в различных жизненных ситуациях.

На мой взгляд, этим требованиям соответствует дидактическая система деятельного метода обучения Л.Г. Петерсон, по учебникам которой я работаю вот уже шестой год. Работа по учебникам Л.Г. Петерсон предполагает увеличение доли самостоятельности детей в процессе учебной деятельности, коррекции своей деятельности в соответствии с поставленными целями, т.е. формируется у учащихся способность к рефлексии собственной деятельности. Это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях, таков социальный заказ общества и семьи на сегодняшний день. Глаза детей «горят», они испытывают приятные эмоциональные переживания, когда сами, самостоятельно исследуют какой-либо математический объект, высказывают свои предположения и затем проверяют свои догадки.

Особенно это проявляется при работе с геометрическим материалом, дети готовы чертить, измерять, строить ещё и ещё, но, к сожалению, ограничены временными рамками урока.

По ныне действующей программе за весь период обучения в начальной школе учащиеся знакомятся с такими геометрическими фигурами, как «точка», «прямая», «отрезок», «луч», «кривая», «ломаная», «прямой угол», «острый угол», «тупой угол», «окружность», «круг», «треугольник», «прямоугольник» и «квадрат». Геометрическим телам отведены небольшие этапы на уроках за год. При этом минимум знаний по окончании начальной школы предполагает, что ученики могут назвать указанные выше фигуры, умеют их строить, выделяют их из групп других фигур, знают некоторые свойства этих фигур. Главный же упор делается в диагностике при выпуске из начальной школы на нахождение площади и периметра прямоугольника и прямоугольного треугольника.

При таком объёме и содержании геометрический материал разбросан в программе, а следовательно, почти совсем не проявляется специфика геометрии как науки, изучающей формы и отношения предметов реального мира, преобразовывающей их в математическую действительность.

С другой стороны, проработав в начальной школе 18 лет, я накопила богатый геометрический материал для проведения интегрированных уроков математики и технологии. Всё это и предопределило рождение конспектов интегрированных урокови презентаций к ним, главной задачей которых заинтересовать, привлечь детей к занятиям геометрией, показать им геометрию во всей её многогранности и красоте, ведь геометрическая линия представлена в учебниках пропедевтически.


Постановка проблемы

Геометрические задания, которые встречаются в учебниках математики, бессистемны, однообразны и стандартны по форме и содержанию. Фактически все упражнения сводятся к измерению готовых геометрических фигур, вычислений длин готовых отрезков или ломаной, и формированию автоматизированных навыков нахождения площади и периметра.

Предполагается, что учащиеся имеют уже богатый опыт по соотношению мер длины, построению простейших геометрических фигур и умеют пользоваться при этом линейкой, угольником, циркулем и транспортиром.

Практика же показывает обратное: редкие учащиеся (в основном способные) могут быстро, грамотно и правильно показать на линейке величину в 1см,1дм, и их соотнести между собой.

Трудности возникают и при построении простейших геометрических фигур даже на клетчатой бумаге. Для быстрого, грамотного и точного построения учащимся на уроке требуется много времени. А упражнений для отработки этого нехитрого умения в курсах математики нет, и тем более уроков, специально посвящённых хитростям построения геометрических фигур, не предусмотрено авторами УМК. Настоящие «непреодолимые» трудности появляются у учащихся, если им предложить построение геометрической фигуры на нелинованной бумаге с помощью линейки или угольника. Работа с этими чертёжными инструментами вообще не освещена в УМК Петерсон Л.Г., а задачи на построение есть, следовательно, ребёнок уже должен уметь быстро ориентироваться на листе бумаги и владеть минимальными навыками черчения.

Свежие документы:  Проект "Дорога и дети" 7 класс

Таким образом, учитель в начальной школе может столкнуться со следующими проблемами:

  • неумение учащихся держать общий план тетрадного листа, чувствовать композицию, симметрию, полноту;

  • трудности у учащихся в восприятии форм и отношений: центра, середины, целостности, последовательности;

  • неумелое использование простейших чертёжных инструментов (линейки, угольника, циркуля, транспортира);

  • отсутствие времени на отработку всех выше перечисленных навыков в курсе математики начальной школы.



Цель: формирование и совершенствование геометрических навыков и умений младших школьников за счет увеличения объема геометрического материала на уроках интеграции математики и технологии.

Задачи:

  1. Изучение методической литературы и периодической печати по данной проблеме.

  2. Ознакомление с уже имеющимся опытом коллег по данной теме.

  3. Анализ курсов математики и технологии в начальной школе по УМК

« Перспектива».

  1. Выявление эффективных приемов и способов работы по формированию пространственного мышления на интегрированных уроках.

Методы и механизм реализации проекта

Этапы реализации проекта

Задачи этапа

1. Изучение методической литературы и периодической печати по данной проблеме.

Ознакомление с уже имеющимся опытом коллег по данной теме.


2. Анализ курсов математики и трудового обучения в начальной школе по УМК « Перспектива»


Нахождение «точек соприкосновения» курсов для возможной интеграции.


3. Выбор форм, способов, средств с помощью которых будет осуществляться интеграция уроков.

Составление примерного тематического плана интегрированных уроков.

4.Организация и проведение интегрированных уроков по приведённому плану.

Апробация на практике наработок.

5.Рефлексия изученного на интегрированных уроках.

Диагностирование уровня полученных учащимися знаний и умений по изученной теме.



Планируемые результаты

На основе предметно — практической деятельности в процессе интеграции уроков математики и технологии у детей накопится запас геометрических представлений и понятий; они ознакомятся с величинами; приобретут навыки работы с инструментами (линейкой, циркулем, угольником); узнают геометрическую терминологию.

Дети получат возможность для формирования следующих графических умений:

-умение узнавать и выделять основные геометрические фигуры в окружающей жизни, на объектах, рисунках и чертежах;

-умение собрать объект (фигуру) из готовых частей;

-умение изобразить объект (фигуру) на бумаге;

-накопление опыта практической деятельности с моделями геометрических фигур.

У учащихся формируются навыки самостоятельного выполнения заданий, воспитывается умение планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль в ходе выполнения задания.


Рабочий план реализации проекта

Следует помнить, что при изучении геометрии младшими школьниками опираться только на непосредственное созерцание недостаточно. Моторика и связанное с ней мышечное чувство играют в развитии психики интеллекта и личности фундаментальную роль, наглядно – практическое обучение геометрии должно обеспечить возможность оперировать предметными моделями, выявить геометрические факты. Это значит, что любое новое знание должно быть получено в процессе активных действий самого ребенка, а не ограничиваться лишь наблюдениями за действиями других.

Организованная на такой основе познавательная деятельность позволяет думать «руками и глазами», практически преобразуя предмет изучения в соответствии с поставленной целью. Таким образом, при формировании геометрического образа очень важна деятельность осязательного и зрительного анализаторов. Осязательные анализаторы являются одним из важнейших источников наших знаний о пространстве и механических свойствах предметов.

Умение создавать пространственный образ и оперировать его положением – это основа ориентации в пространстве, это необходимые умения для овладения геометрическим пространством. Они имеют большое значение в жизни, поэтому требуют целенаправленного развития.

I этап – аналитический

Данный этап предусматривает анализ программ и учебников по математике и технологии, УМК « Перспектива»

математика

технология

ТАНГРАММ

Использование «танграмма» на этапе устного счета и знакомства с квадратом, треугольником, прямоугольником

Ознакомление со способами разметки и построения геометрических фигур на нелинованной бумаге.

Эффективное использование при

построении геометрических фигур

чертежных инструментов.

Разметка танграмма, изготовление

игры.


АППЛИКАЦИЯ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР

Изучение разнообразия геометрических фигур (ромб, трапеция, параллелограмм и др.)



Отличительные характеристики круга и окружности.


Выполнение индивидуальных и коллективных аппликационных работ с

использованием плоских геометрических фигур из цветной бумаги.


Вышивка аппликаций по контуру фигур и аппликация из кругов.


РАСПОЛОЖЕНИЕ НА ПЛОСКОСТИ

Изучение пространственных

понятий «выше», «ниже», «слева», «справа», «центр».


Выполнение сюжетной аппликации.


ПОНЯТИЯ « ОБЪЕМ» И «ПЛОСКОСТЬ»

Изучение понятий «объем» и

«плоскость» в рамках школьной

программы.

Отличительные характеристики

геометрических фигур и геометрических тел.

Геометрическая фигура – «след» (проекция) геометрического тела.

Лепка из пластилина и глины геометрическихтел.

Выполнение тематических объемных

работ с использованием геометрических тел.

МОДЕЛИРОВАНИЕ

Соотношение мер длины.

Конструирование.

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ

Повторение ранее изученных геометрических тел и изучение

новых.

Отличительные характеристики

геометрических тел и геометрических фигур.


Построение разверток геометрических тел и макета.


II этап – этаппрактической работы учащихся при изучении геометрического материала

Особую важность для достижения указанных целей при изучении геометрического материала приобретает использование метода практической работы. Этот метод обучения представляет собой осуществление учащимися предметной деятельности с целью накопления опыта, использования уже имеющихся знаний и получения новых, относящихся к использованию предмета. Практические работы, связанные с заданиями на «геометрию формы» я провожу не только на уроках математики, но и технологии.

Мои ученики любят выполнять задания с геометрическим материалом, потому что на этих занятиях они удовлетворяют свой познавательный интерес с помощью таких видов деятельности, которые соответствуют их возрасту: рисования, вырезания, рассматривания иллюстраций, дидактической игры (Приложение № 1).

Задания на «геометрию формы» мы начинаем выполнять с 1-го класса с игр на составление целого из частей (геометрические фигуры, изображения) и на воссоздание силуэтов из наборов геометрических фигур. К ним относятся игры «Составь картинку», геометрические мозаики. Специально изготовленные наборы геометрических фигур (квадратов или треугольников) также являются материалом для таких игр (Приложение 2). Эти игры дают развитие у детей сенсорных умений и способностей, аналитического восприятия. Ребята учатся различать геометрические фигуры, составлять из них какое-либо изображение, картинку по образцу, указанию учителя, по собственному замыслу.

Очень интересны игровые упражнения «Дорисуй», «Дострой». На листах бумаги изображаются геометрические фигуры, и ребёнок должен дорисовать, закончить изображение предмета, имеющего в своей структуре данную геометрическую форму. Аналогичны упражнения, состоящие в том, что к взятой за основу геометрической фигуре, например, треугольнику, надо присоединить другие фигуры и получить при этом какой-либо силуэт: ёлку, домик и др. (Приложение3). Во время игр у детей развивается геометрическое воображение, пространственное представление, закрепляются знания о геометрических фигурах, их свойствах. Дети привлекаются к оценке работ, подчёркивается разнообразие работ.

Использую игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Игра «Танграм» и «Пифагор» (Приложение 4).

Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта, в создание плоскостного изображения, правильно располагая в пространстве геометрические фигуры. Более сложной и интересной для ребят деятельностью является воссоздание фигур по образцам контурного характера. Овладев более совершенными способами трансфигурации, возможно моделирование предметных изображений по собственному замыслу.

Большую роль в развитии пространственных представлений играет включение в программупонятия об осевой симметрии. Дети учатся находить на картинках и показывать пары симметричных точек, строить симметричные фигуры. Разработаны задания по осевой симметрии плоскостных фигур, как на клетчатой, так и на нелинованной бумаге, так и объемных тел (Приложение 5).

Особенно дети любят графические диктанты, когда нужно нарисовать по клеточкам предмет или нарисовать предмет по образцу. Ребята сами придумывают много рисунков по конструированию по клеточкам

( Приложение 6).

III этап – диагностический

На этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеурочную (Приложение 7).Разработаны специальные тесты (Приложение 8).


Механизм оценки результатов

Ребёнок с интересом погружается в удивительный и занимательный мир волшебной страны Геометрии, учится видеть необычное в простом и занимательное в повседневном. Опыт доказывает, что ученикам нравятся геометрические задания, требующие особого, нестандартного мышления и имеющие не одно решение. Работая учителем начальных классов, я все больше убеждаюсь, что дети всегда не предсказуемы. Порой они предлагают невероятные, кажется, даже абсурдные идеи, которые, в конце концов, приводят к решению задачи. Я никогда не стесняюсь признаться своим ученикам в том, что сама не могла найти подобного решения задачи, поэтому крайне благодарна им за предложенный вариант. В этом, по-моему, есть учительская радость сотрудничества, содружества в открытии новых знаний.


Дальнейшее развитие проекта

Практика показала, что дети прекрасно осваивают «геометрию формы». У них формируется высокий уровень представлений о геометрических фигурах, умение выделять их признаки, сравнивать, обобщать, классифицировать. Кроме того, дети хорошо владеют чертёжными инструментами (угольником, линейкой, циркулем) и могут использовать их для решения задач на построение, хорошо справляются с чтением чертежа (в том числе с тремя проекциями объёмного тела), обладают хорошо развитым пространственным воображением, умеют рассуждать и понимают смысл этого процесса.

Опыт работы показал, что использование геометрического материала открывает новые возможности в плане развития обобщённых приёмов мыслительной деятельности, восприятия, воображения, образной памяти, пространственного мышления, логики, познавательной активности, интуиции и «математического чутья» ребёнка.

Продолжением работы по данной теме, возможно могут стать проектные работы детей, в технике « объемного моделирования» и создание ими города будущего, или макета здания.





















Литература


  1. Белошистая А.В. Почему школьникам так трудно даётся геометрия? // Журнал «Математика в школе». 2005 г. № 6.


  1. Белоусова Л.В. Математика, конструирование и художественный труд.// Журнал «Начальная школа». 2006 г. № 6.


  1. Гаркавцева Т.Ю. Геометрический материал в 1 классе как средство развития пространственного мышления учащихся.// Журнал «Начальная школа». 2006 г. № 10.


  1. Гусев В.А., Орлов В.В., Панчищина В.А. и др. Методика обучения геометрии: Учебное пособие для студентов Высших. Педагогических Учебных Заведений; под ред. Гусева В.А. — М.: издательский центр «Академия», 2005 г.


  1. Долбилин Н.П., Шарыгин И.Ф. О курсе наглядной геометрии в младших классах.// Журнал «Математика в школе». 2007 г. № 6,.


  1. Лапшина О.В. Изучение элементов стереометрии в начальных классах – прихоть или необходимость? // Журнал «Начальная школа». 2008 г. № 1.


  1. Пичугин С.С. Организация творческой работы с геометрическим материалом. //Журнал «Начальная школа». № 4, 2007.


  1. Подходова Н.С. Геометрия в развитии пространственного мышления младших школьников. // Журнал «Начальная школа». № 1, 2009.


  1. Тихоненко А.В., Трофименко Ю.В. О развитии ключевых компетенций младших школьников при выборе рациональных способов решения геометрических задач.// Журнал «Начальная школа» 2007 г. № 3.


  1. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления учащихся. М., «Просвещение»,1982.











Приложение 1

Аппликация из геометрических фигур


















Приложение 2

Сюжетная аппликация на компьютере

Приложение 3

«Дорисуй!»









Приложение 4

« Таграмм и Пифагор»

















Приложение 5

« Симметрия»















Приложение 6

« Рисование по клеточкам»



« Лепка объемных тел»



Приложение 7



Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения (ТИКО)  состоит из 21 различного плоского многоугольника с длиной стороны 5 и 10 см. В составе ТИКО треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники.

Все детали конструктора соединяются между собой с помощью шарнирных соединений, позволяющих одной детали вращаться вокруг другой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки — к объемной фигуре и обратно. Кроме того, появляется возможность конструирования бесконечного множества игровых фигур (от дорожки и забора до коттеджа, ракеты, корабля и т.п.) и геометрических объемных фигур (от трех-, четырех-, пяти-, шести-, восьмигранных призм и пирамид- до икосаэдров, додекаэдров и звезд Кеплера).


































Приложение 8

ТЕСТ

1.Узнай и назови геометрическую фигуру (тело).

Прямоугольник 146Овал 145Прямоугольный треугольник 144Ромб 143



__________________ _______________ ____________________ ___________


Прямоугольник 142Равнобедренный треугольник 141Куб 140




_________________ ___________________ ___________________

Полилиния 139

Цилиндр 138

Овал 137





_________________ ___________________




Прямая соединительная линия 136Прямая соединительная линия 135

____________________________



__________________________________



Какие еще геометрические фигуры и тела ты знаешь?___________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



2.Нарисуй, какой «след» может оставить это геометрическое тело.


Цилиндр 134Куб 130Равнобедренный треугольник 133

Куб 131

Овал 132





3. Начерти такую же фигуру.

Прямоугольник 129










4.Сколько треугольников на рисунке?___________________________________


Равнобедренный треугольник 128

Прямая соединительная линия 127Прямая соединительная линия 126











5Овал 125Прямоугольник 124. Равнобедренный треугольник 123 Раскрась: — красным, — зеленым, — желтым. Изменяя цвет фигур, расположи их в столбцах и в строках так, чтобы не было фигур одинаковых по цвету и по форме.





















Свежие документы:  Сценарий внеклассного мероприятия "Вместе весело шагать..." Встреча смекалистых команд "Детки" и "Предки"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: