Перспективное планирование работы педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год



Б е к і т е м і н /У т в е р ж д а ю

Директор Яснополянской

средней школы

____________ В. Г. Червинский

КГУ «Яснополянская средняя школа»

Перспективное планирование работы педагога – психолога

на 2014 – 2015 учебный год

Цель: Содействие администрации, педколлективу, родителям в создании условий для сохранения психологического здоровья и развития личности учащихся.

Задачи:

  1. Оказание педагогической и психологической помощи семьям и учащимся.

  2. Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, предупреждение возникновения явлений дезадаптации учащихся.

  3. Определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

  4. Развивающая работа с учащимися как воздействие на процесс формирования личности и сохранения ее индивидуальности, на основе совместной деятельности педагога-психолога, соц.педагога и др. специалистов.

  5. Формирование у педагогов, учащихся и родителей потребности в психологических знаниях.



Основные направления деятельности службы:

    • Диагностическая работа

    • Коррекционно-развивающая работа

    • Консультативно-просветительская работа

    • Профилактическая работа

    • Организационно-методическая работа.




Контингент

Вид деятельности

Предполагаемые формы и средства

Цели и задачи

Сроки

Учащиеся


  1. Диагностика


Учащиеся 1-х классов

Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе

Наблюдение, групповая экспресс-диагностика с использованием следующих методик: беседа, тест школьной зрелости Керна-Йерасика, методика Н.И.Гутник «Домик», графический диктант (Эльконин Д.Б.)

Выявление детей, неготовых или имеющих низкий уровень готовности к школьному обучению.

Сентябрь

1 класс

  1. Диагностика уровня адаптации первоклассников к обучению в школе

Индивидуальная диагностика с использованием следующих методик: тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен), определение мотивации (Гинзбург), выявление внутренней позиции школьника, беседа

Определение успешности прохождения адаптационного процесса, выявление детей, испытывающих трудности адаптации.

Октябрь-ноябрь

5 класс

Диагностика уровня адаптации пятиклассников

Групповая диагностика (в соответствии с программой) с использованием следующих методик: методика определения уровня тревожности Филлипса. анкета школьной мотивации Н. Г. Лускановой (в модификации Е. И. Даниловой), опросник «Чувства в школе» Левченко, социометрия, методика «Составь расписание»

Определение уровня адаптации учащихся к среднему звену, выявление детей, испытывающих трудности в процессе адаптации.

Сентябрь, ноябрь

КПП

Диагностика личностной, мотивационной и интеллектуальной готовности

Экспресс-диагностика (Н. Н. Павлова, Л. Т. Руденко)

Выявление детей, неготовых или имеющих низкий уровень готовности к обучению в КПП

Сентябрь — октябрь

4 класс

Выявление ожиданий учащихся по отношению к предстоящим переменам, готовность к переходу в среднее звено

Групповая диагностика с использованием следующих методик: метод сочинений «Я – будущий пятиклассник», анкета школьной мотивации Н. Г. Лускановой (в модификации Е. И. Даниловой), групповой интеллектуальный тест (ГИТ) Дж. Вана, тест школьной тревожности Филлипса.

Коррекция ожиданий учащихся с целью создания психолого-педагогических условий для успешного прохождения адаптационного процесса.

Апрель

8-11 класс

Изучение профессиональных предпочтений, профессиональных склонностей учащихся 8-11 классов

Групповая диагностика с использованием следующих методик: ДДО Климова, методика Голланда (анкета профессиональной направленности личности), карта интересов-65, опросник профессиональных склонностей Йоваши, тест профессиональных интересов Ирле

Оказание помощи учащимся в выборе профиля дальнейшего обучения и будущей профессии.

В течение года

(по плану)

10 класс

Диагностика адаптации десятиклассников к обучению в старшем звене, особенности межличностного воздействия со сверстниками и взрослыми

Групповая диагностика с использование следующих методик: социометрия (Дж. Морено), методика изучения психологического климата в коллективе А.Н.Лутошкиной. определение уровня мотивации

Выявление дезадаптивных детей.

Декабрь

1 — 4 классы

Скрининг-диагностика уровня мотивации учащихся

Анкета школьной мотивации Н. Г. Лускановой (в модификации Е. И. Даниловой), исследование учебной мотивации школьников по методике М. Р. Гинзбурга

Выявление уровня мотивации учащихся с целью своевременной коррекции и недопущения дезадаптации

Январь

1-10кл

Индивидуальное психологическое обследование учащихся, испытывающих трудности в процессе обучения и в процессе адаптации (по запросу педагогов, родителей, по результатам диагностики)

Индивидуальная диагностика с помощью альбома Забрамной (для 1-4 кл.), классификация предметов, установление последовательности событий по серии картинок, исключение лишнего, классификация, матрицы Равена, проективная методика «Дом, дерево, человек», «10 слов» А.Р. Лурия, «Корректурные пробы» (Бурдон, Н.И. Озерецкий), «Таблицы Шульте», задания из психодиагностических таблиц Н.П.Локаловой «Как помочь слабоуспевающему школьнику, тест школьной тревожности Филлипса, изучение самооценки «Я-реальный, я-идеальный».

Выявление проблем в развитии детей с целью их дальнейшей коррекции

В течение года

Учащиеся, имеющие заключения ПМПК

Диагностика учащихся, имеющих заключение ПМПК

Методика по определению мыслительных способностей детей, методика по определению способности обобщать, абстрагировать и классифицировать, Методики по определению способности понимания переносного смысла пословиц и метафор, Методика А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти, Методика Джекобсона

по определению способности к запоминанию, Методика по определению концентрации и распределения внимания, Методика по определению состояния долговременной памяти, Обследование навыков звукового анализа слова, Обследование активного словаря, Диагностика мотивации и др.

Выявление трудностей в обучении, с целью их дальнейшей коррекции

В течение года


  1. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа


КПП, 1-10

Индивидуально — коррекционная работа с учащимися, имеющими трудности в обучении и адаптации (по результатам психодиагностики и запросу родителей, педагогов).

Психогимнастика, пальчиковая гимнастика, игры и игровые упражнения, сказкотерапия, тренинговые занятия.

Создание психолого-педагогических условий для развития личности и оказание индивидуальной помощи учащимся по выявленным проблемам

В течение года

Учащиеся, состоящие на ВШУ

Индивидуально — коррекционная работа с учащимися, состоящими на ВШУ.

Проективные методики «Рисунок человека», «рисунок несуществующего животного», «Мой класс», «Моя семья», развивающие индивидуальные занятия «Моя жизнь» (методологическое обоснование построено на идеях С.Л.Рубинштейна, Д.А.Леонтьева, В.И.Слободчикова); проективное рисование, структурированное интервью

Выявление проблем развития ребенка, проведение коррекционно-развивающих занятий и создание психолого-педагогической среды, способствующей его успешному развитию.

В течение года

Учащиеся, имеющие заключения ПМПК

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учащимися, имеющими заключение ПМПК

Психогимнастика, пальчиковая гимнастика, игры и игровые упражнения, сказкотерапия, тренинговые занятия.

Создание психолого-педагогических условий для развития личности и оказание индивидуальной помощи учащимся по выявленным проблемам

В течение года







  1. Групповая коррекционно-развивающая работа


1 класс

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 1 кл., испытывающих трудности в адаптации к школе

Программа коррекционно-развивающих занятий «Профессия школьник» (авторы: ВодолазскаяЛ.К. и др.)

Создание психолого-педагогических условий для успешного прохождения адаптационного процесса

Октябрь-ноябрь

КПП

Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы учащихся КПП

Коррекционно-развивающие занятия (автор: Шарохина В. Л.)

Развитие слухового и зрительного восприятия.

Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности.

Развитие слуховой и зрительной памяти.

Совершенствование навыков счета.

Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

Развитие общей и мелкой моторики.

Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Ноябрь, февраль

1-4 кл.

Групповая работа с учащимися, имеющими трудности в обучении (по результатам психодиагностики и запросу родителей, педагогов).


Игровые упражнения, пальчиковая гимнастика, развивающие задания на основе материала из книги «Как помочь слабоуспевающему школьнику» Н.П.Локаловой, (5-10 дней)

Коррекция выявленных проблем и развитие учащихся

В течение года

Учащиеся, имеющие заключения ПМПК

Групповые коррекционно-развивающие занятия с учащимися, имеющими заключение ПМПК

Психогимнастика, пальчиковая гимнастика, игры и игровые упражнения, сказкотерапия, тренинговые занятия.

Создание психолого-педагогических условий для развития личности и оказание индивидуальной помощи учащимся по выявленным проблемам

В течение года

4 класс

Занятия с четвероклассниками, неготовыми к обучению в среднем звене (по результатам психодиагностики)

Сюжетные игры, игровые упражнения

Коррекция ожиданий учащихся

Май


  1. Консультирование





8-11 классы

5-11кл.



5-10кл.

9-11кл.

5-11кл.

9-11кл.


9,11 кл.



Индивидуальное и групповое консультирование по следующим вопросам и темам:

  • «Отцы и дети»

  • «Мой выбор»

  • Взаимоотношения с одноклассниками»

  • «Трудности в обучении »

  • «Он и она»

  • Проблемы с учителем

  • «Как преодолеть стресс»

  • «Впереди экзамены»

  • «Как правильно выбрать профессию?»

  • Сложный период в жизни. Состояние стресса, сильного эмоционального переживания

Беседа, интервью

Оказание помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и развитии;

Обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия, самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития;

Оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.


В течение года

9 и 11 класс

Репетиция успеха

Тренинговое занятие

Формирование умения противостоять стрессу, навык уверенного поведения

Январь

10 кл.

«Крутой или уверенный»

Тренинговое занятие с элементами психодиагностики

Формирование навыков уверенного поведения

Ноябрь


  1. Просвещение


1 класс

Профилактика дезадаптации первоклассников к обучению в школе

Программа по первичной адаптации первоклассников к школе «На школьном старте» (Водолазская Л.К. и др.)

Снижение количества дезадаптивных детей

Сентябрь

5 класс

Профилактика дезадаптации пятиклассников к среднему звену

Программа Е.Г. Коблик «Первый раз в пятый класс»


Создание психолого-педагогических условий для успешного прохождения адаптационного процесса

Сентябрь

9,11 класс

Профориентация учащихся

Программа «Мой выбор» Г. Резапкина

Создание условий для жизненного самоопределения старшеклассников, формирование социально- личностной рефлексии, объединяющей отдельные рефлексивные навыки из сферы решения задач осмысленного выбора, сферы самопознания, сферы социального взаимодействия.

Сентябрь-май

9,11 класс

Профилактика возникновения стрессовых состояний в период сдачи экзаменов, ЕНТ

Сюжетные игры, ролевые игры, аутотренинг, дыхательные упражнения

Формирование умений противостоять стрессу

Март

Педагогический коллектив

  1. Консультирование






Пед.

коллектив

Консультирование педагогов по вопросам обучения, воспитания и развития детей:

«Как помочь ребёнку с ЗПР»,

«Как помочь детям учиться», «Педагогам о гиперактивных детях», «Развитие познавательных процессов на уроке»,

«Как работать с трудным подростком»,

«Как добиться дисциплины на уроке»,

«Как составить психолого-педагогическую характеристику на учащегося и классный коллектив», «Как бороться с вредными привычками детей»,

«Как подготовить детей к школе»

Психологическая готовность ребёнка к школе – залог успешной адаптации первоклассников”, “Условия, необходимые для успешной адаптации пятиклассников”,

Консультирование педагогов по вопросам недопущения эмоционального выгорания.

Психологический портрет учителя. Опыт самодиагностики”, «Эмоциональное выгорание. Можно ли его избежать?»

Обучение методам релаксации и саморегуляции.

Беседа, рекомендации

Повышение уровня психологической компетенции учителей.
























Повышение уровня психологической компетентности педагогов, профилактика синдрома профессионального выгорания.

В течение года

Пед. коллектив

Оформление уголка психолога

Таблица психокоррекционных мероприятий

в процессе обучения школьников, с проблемами в обучении и поведении


Повышение уровня психологической компетентности:

Октябрь

  1. Психологическое просвещение

Пед. коллектив

Педсовет «Об особенностях учебной и внеклассной деятельности школы в соответствии с требованиями госстандарта 1 поколения и о новых подходах её организации при переходе на стандарты 2 поколения»

Лекция

Организация психолого-педагогических условий для успешности обучающихся

февраль

Пед.

коллектив

Педсовет-семинар: «Мониторинг качества образования»

Выступление

Создание обучающимся условий для получения качественного общего образования через повышение эффективности использования ресурсов в ОУ


Педагоги-предметники

Психологический анализ урока


Посещение уроков, анализ, рекомендации

Создание психолого-педагогических условий для развития учащихся

Январь

Педагоги

Заседания ПМПк

1. Обеспечение преемственности обучения и адаптация учащихся 1, 5 классов

  1. «Рекомендации педагогам с целью создания психолого-педагогических условий для успешности детей 1-2 классов, испытывающих трудности в процессе обучения»


Анализ полученных результатов наблюдения. Диагностики, рекомендации

Разработка и планирование единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка, определение ученических групп и параллелей

Октябрь, декабрь

Родители

  1. Консультирование

Родители

Индивидуальные консультации по вопросам: адаптации учащихся в школьном пространстве; половозрастных и индивидуальных особенностей школьников; по проблемам воспитания, обучения и развития детей; по проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания; взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;

  • Темы консультаций: “Подростковая тревожность и её причины”,

Первый раз в первый класс. Проблемы школьной адаптации», ”Если ребенок не хочет учиться”, “Успешность адаптационного периода в пятом классе”, “30 шагов родителей к подростку”,

Старший дошкольный возраст – будущие первоклассники”,

Как развивать чувство ответственности в детях”, “Личностные особенности подростков и профориентация

«Как подготовить ребёнка к школе»,

«Как развить познавательные процессы и речь ребёнка»,

«Если у вашего ребёнка ЗПР», «Как общаться с трудным подростком»,

«Если у ребёнка вредные привычки»,

«Как поощрять и наказывать ребёнка»

Беседа, рекомендации;

Оказание консультативной помощи в проблемных ситуациях, информирование о школьных проблемах ребенка и путях решения проблемных вопросов.

В течение года

Родители

Изучение удовлетворенности родителей общеобразовательным учреждением.

Методика «Удовлетворенность жизнедеятельностью образовательного учреждения»

Отслеживание динамики уровня удовлетворенности родителей образовательными услугами, предоставляемыми школой


Март

  1. Просветительская работа

Родители

Родительские собрания:

  1. Успешная адаптация» или «Как помочь ребенку?» – для родителей первоклассников с использованием ИКТ;

  2. Будущие первоклассники” — для родителей детей КПП (с использованием ИКТ)

  3. «Пятиклассник» — для родителей 5 классов с использованием ИКТ;

  4. Личностные особенности подростков и профориентация” — для родителей 9 классов (с использованием ИКТ);

  5. «Как помочь подростку выбрать будущую профессию» — для родителей 11 кл.

  6. Психологические особенности мальчиков и девочек подросткового возраста» (с использованием ИКТ) — 7 класс

  7. «Подготовка к экзаменам, единому национальному тестированию. Как противостоять стрессу» — для родителей 9 и 11 кл.

Выступление, мини-тренинг, анкетирование, беседа

Повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения; развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка


В течение года

Педагог-психолог

  1. Организационно-методическая работа


Планирование работы

Составление годового, четвертного и еженедельного планов работы

Планирование деятельности в соответствии с планом развития школы

В течение года


Анализ работы

Составление годового и четвертного анализа работы, статистической справки

Аналитическая деятельность с целью своевременной коррекции плана

Ноябрь, январь, марь, июнь


Планирование и подготовка диагностических мероприятий

Составление плана диагностического обследования, подготовка стимульных материалов и т.п.

Организация плановой диагностики

сентябрь


Анализ диагностических мероприятий

Обработка результатов и написание заключения

Выявление ситуации развития и планирование коррекционно-развивающей работы

В течение года


Планирование и подготовка коррекционно-развивающих мероприятий

Составление плана занятия или программы занятий, подготовка стимульных материалов и т.п.

Организация помощи обучающим, создание психолого-педагогических условий для развития учащихся

В течение года


Анализ коррекционных занятий.

Анализ

Анализ деятельности с целью своевременной корректировки

В течение года


Подготовка материалов к консультированию и просвещению и т.п.

Анализ литературы. Планирование.

Организация консультативной и просветительской деятельности



Ведение текущей документации

Заполнение журнала, графика работы, справок и т.п.

Организационная деятельность

ежедневно


Ведение документации педагога-психолога

Пополнение нормативно-правовой базы, пополнение базы диагностических методик, коррекционных программ, материалов для родителей и т.п.

Организация рабочего пространства

еженедельно


Оформление тематических стендов, уголков

Подбор материалов

Просвещение педагогов, родителей и учащихся

1 раз в четверть


Систематизация и пополнение библиотеки школьного психолога;



Изучение новинок психологической литературы, периодики, методических материалов

Самообразование

В течение года


Участие в семинарах, метод.совете, организованных внутри школы, районных и областных конференциях, видеоконференциях

Выступление, участие

Повышение уровня квалификации

В течение года по плану


Самообразование

Посещение библиотек. Изучение психологической литературы, журналов, газет, психологические сайты

Повышение уровня квалификации

В течение года


Оформление кабинета



Создание


  1. Экспертная, диспетчерская деятельность


  1. Подготовка коррекционно-развивающих программ;

  2. Подбор методической литературы в помощь педагогам.

  3. Посещение уроков с целью выработки рекомендаций по работе с отдельными учащимися;

  4. Разработка рекомендаций родителям, педагогам по результатам консультирования.

Ведение документации;

Наблюдение, посещение уроков, изучение документации

Создание психолого-педагогических условий для развития ребенка

В течение года


Организация помощи детям и родителям в прохождении ПМПК

Подготовка материалов

Организация сопровождения учащихся

В течение года











Педагог-психолог: ______________ А, Р. Олишевская

Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса по географии “Антарктида – «полюс холода»”

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: