Подготовка руки к письму через нетрадиционные способы декоративного рисования детей старшего дошкольного возраста с ТНР


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение»Детский сад компенсирующего вида №26» город Вологда















«Подготовка руки к письму через нетрадиционные способы декоративного рисования детей старшего дошкольного возраста с ТНР»









Разработала: воспитатель

высшей категории МДОУ «Детский сад

компенсирующего вида №26»Козлова Л.А.





Г.Вологда

2010 г.

Тема: «Подготовка руки к письму через нетрадиционные способы декоративного рисования детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

Письмо — это сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма — длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму — один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста с ТНР, с одной стороны, и с сами процессом письма, с другой стороны.

Согласно данным психологов и физиологов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития, на самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры. Недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх — низ, ближе — дальше, под — над, около — внутри и т.д.

Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма. Поэтому подготовку к письму надо начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всего периода.

В своей работе для подготовки руки к письму мы используем занятия по нетрадиционному декоративному рисованию. Такие занятия помогают в развитии двигательных ощущений, мелкой моторики руки — ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие завитки, различные элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии, другие детали. Ритмичность в расположении элементов декоративного узора способствует и развитию чувства ритма у ребенка.

Свежие документы:  Положение об организации дистанционного обучения детей-инвалидов

Рисуя узор, дети учатся держать линию. Рисование травки, точек, коротких штрихов учит ограничивать движения, что необходимо при написании букв, слов, строки. Многие детали узора напоминают фрагменты букв: овал, завитки, крючки, палочки, волны.

Мы учим детей держать деревянную или ватную палочку, восковые мелки, зубную щётку, поролон тремя пальцами не слишком близко к рисующему концу; добиваемся свободного движения руки с палочкой, с печаткой изготовленной из картофеля, поролоном во время рисования, что способствует формированию и закреплению правильного захвата инструмента, последовательной смены тонуса мускулатуры руки.

Многие виды нетрадиционного декоративного рисования способствует повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например: роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д ) Коррекции мелкой моторики пальцев рук способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности и быстроты движения (нужно выполнить очередное действие пока краска не высохла), умение правильно определять силу нажима на материал или инструмент (чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок), терпения, аккуратности, внимания (иначе результата можно не достигнуть).

Нестандартные способы рисования помогают развить личность ребёнка, научить его выразить своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычайных произведений изобразительного искусства.

По словам М. Шкляровой: «Нетрадиционные способы декоративного рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные способы декоративного рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».

В.А. Сухомлинский писал: Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев». Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка. От степени развития моторики руки, овладения детьми нестандартными способами декоративного рисования зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе.













Литература:



  1. Материал с сайта https://www.erudition.ru/referat/ref/id.35060_1.html

2. Никитина А.В., Нетрадиционные техники рисования в детском саду















скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: