Пограмма курса профориентационной направленности «Старт в профессию»


Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Украинская средняя общеобразовательная школа»

Исилькульского района Омской области









Разработала:

заместитель директора

по воспитательной работе

Подоляко Елена Константиновна












с. Украинка

2011 год



Обоснование проблемы.

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работе среди и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Профориентация — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Программа курса

«Старт в профессию»


Программа профориентационного курса рассчитана на 35 часов, ориентирована на учащихся 9, 10 или 11 классов и предусматривает изучение научных основ выбора профессии, формирование профессиональных планов в выбранной деятельности, самоподготовку к ней и саморазвитие профессионально важных качеств.


Профессиональная ориентация учащихся – многоуровневая система. В её структуре можно выделить:

  • Профессиональное просвещение

  • Профессиональное воспитание

  • Профессиональная диагностика

  • Профессиональная консультация

  • Профессиональный отбор

  • Профессиография

  • Профессиональная адаптация

Особенности: старшеклассникам необходима помощь в формировании правильного понимания сущности профессии и самоопределения, адекватного принятия решения о выборе профессии, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям. Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.


Направления работы: Уточнение сведений об учебных заведениях, об ошибках в выборе профессий, углублённая допрофессиональная подготовка, экскурсии на предприятия и ярмарки профессий, анкетирование, встречи с центром занятости населения.


Цель: Актуализация процесса профессионального и личностного самоопределения учащихся старших классов на основе получения знаний о себе, о мире профессионального труда, соотнесения и сопоставления этих двух типов знаний.


Задачи:

1. Ознакомление учащихся с миром профессий и его особенностями в актуальных социально-экономических условиях.
2. Повышение уровня психологической компетентности учащихся.
3. Формирование способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.





Содержание программы


Тема (содержание)

Количество часов

1. Введение


1

Вводное занятие (актуальность, цели, задачи, ожидаемые результаты курса).

Зачем мы работаем?


1

2. Общие сведения о документах, удостоверяющих личность гражданина РФ


2

Общие сведения о документах, удостоверяющих личность гражданина РФ

(Паспорт, страховой полис, ИНН. Пенсионное удостоверение. Военный билет. Роль данных документов, заполнение необходимых сведений по своему документу по образцу)

Практическая работа: заполнение анкеты по образцу при поступлении на работу. Оформление других деловых бумаг.


1

3. Профориентационная работа по самоопределению


3

Несколько слов о взрослой жизни, или добро пожаловать в мир труда

оль труда в жизни людей, анализ нравственных ценностей труда)

Практическая работа: анкета «Как ты относишься к труду?» (упражнение «Закончи предложения»)

1

4

Твои требования к профессии

( Формулирование трёх главных требований к выбору профессии:

— профессия должна быть интересной,

— профессия должна быть такой, чтобы можно было найти работу по специальности,

— профессия должна соответствовать собственным воз­можностям)

Практическая работа: анкета «Мой выбор» (умение анализировать собственный выбор в соответствии со своими возможностями и способностями)


1

5

Мир профессий.

Как ориентироваться в мире профессий?

(Классификация профессий по Климову /человек-человек, человек- техника, человек — природа, человек — знак, человек- художественный образ/)


1

6

Практическая работа.

Методика ДДО /дифференциально-диагностический опросник/.


1

7

Рынок труда: что это такое?

Анкетирование с целью выявления профессиональных намерений.

1

8

Современный рынок труда («надо»).


1

9

Ознакомительная виртуальная экскурсия

в территориальное отделение службы занятости по поиску подходящей работы в банке вакансий


1

10

Три шага планирования профессионального будущего.

Самый надежный способ выбора профессии.

( Самый надежный способ выбора профессии выглядит так: ХОЧУ + МОГУ + НАДО, отработка последовательности действий при выборе профессии, типичные ошибки при выборе профессии, примерная схема решения задачи о выборе профессии)

Практическая работа: анализ проблемных ситуаций, поиск ошибок


1

11

Профессиональные интересы («хочу»)

(Знакомство с профессиональным выбором учащихся, рассказ о своей Практическая работа.

Анкета «Ориентация — 1», изучение профессиональных желаний учащихся, составление профессиограммы любимой профессии.любимой профессии)


1

12

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»)

(Рассказ о профильном обучении в школе и оценка степени освоения трудовых навыков, анализ медицинских противопоказаний врачом школы, оценка личных достижений учащихся)


1

13

Практическая работа.

Анкета «Мои способности», «Моё здоровье», анкета «Ориентация — 2»

(соответствие выбора профессии «Хочу» и «Могу»)

1

14

Современный рынок труда («надо»)

( Знакомство с многообразием форм занятости, рассказ как работает рынок профессий и что такое рынок рабочих мест.)

Практическая работа: «Ищу работу в своём городе», работа со средствами массовой информации с сайтом территориального отделения службы занятости по поиску работы в банке вакансий.


1

15

Результаты ДДО. Содержание и характер труда. Профессия, специальность, должность. Пути получения профессий. Профориентационные игры.


1

16

Профессиокарта.

Схема анализа профессий.

Профориентационная игра «Профессия на букву».


1


17

Путь в выбранную профессию: первое осмысление ЛПП /личного профессионального плана/


1

18

Учет интересов и склонностей в профессиональном выборе. Методика «Карта интересов».

1

19

Первое понятие о личности, ее структуре.

Методика Айзенка.


1

20

Важность познания своего «Я» в выборе профессии.

Ролевые игры.


1

21,

22

Человек и профессия (профессионально важные качества)

  • учет особенностей темперамента при выборе профессии,

  • психологические характеристики /сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик/,

  • учет особенностей характера при выборе профессии,

  • роль способностей в профессиональной деятельности,

  • здоровье и профессия,

  • понятие профессиональной пригодности,

психологические требования профессии к человеку.

2


23,

24,

25,

26,

27

Куда пойти учиться?

( Знакомство с «рынком образовательных услуг», определение роли профессионального образования, знакомство с формами получения профессионального образования, возможности выпускника школы для поступления в ОУ ВПО, ОУ СПО, ПУ, условия приёма в учебные заведения ВПО, СПО, ПУ, учебный процесс, профессии, полученные по окончании профессиональных учебных заведений, трудоустройство по полученной профессии)

Практическая работа: анкета «Как получить профессию», заполнение документов для поступления в Учебные заведения профессиональной направленности (тренировка по заполнению образцов заявлений и анкет, онлайн-заявления), встречи с выпускниками ВПО, СПО, НПО

Ознакомительные экскурсии: в учебные заведения ВПО, СПО, НПО и Центры занятости.


5

28

Куда пойти работать?

( Знакомство с вариантами поиска работы. Знакомство с содержанием резюме. Знакомство с содержанием объявлений о вакансиях в газетах и на информационных стендах)

Практическая работа: ролевая игра по отработке навыков общения с работодателями о трудоустройстве, составление резюме, поиск работы по объявлению


1

29

Надомный труд, совместительство и совмещение.

( Перечень работ для надомников, что такое работа по совместительству и совмещению)

Практическая работа: беседа с работниками социального обеспечения

1

30

Производство, дисциплина труда.

( Знакомство с нормативно-правовыми документами (Устав, Трудовой договор и т.д.), определение качеств делового человека, знакомство с деловыми бумагами)

Практическая работа: самооценка своих профессиональных качеств, оформление деловых бумаг, необходимых на работе (заявление, объяснительная записка, расписка и т.д.)

1

31,

32

Трудовое законодательство.

( Знакомство с законами РФ (Конституция, Трудовой кодекс), правами в трудовой деятельности)

Практическая работа: работа с официальными документами, встреча с социальным педагогом.


2

33

Индивидуальная ситуация выбора профессии.

( Знакомство со схемой выбора профессии «Восемь углов» профессионального самоопределения)

Практическая работа: составление личного профессионального плана «Мой жизненный путь»


1

4. Исследовательская деятельность


34,

35

Проект «Мой выбор»

Участие в данном проекте способствует целенаправленному формированию у старшеклассников способностей, актуальных для дальнейшей профессиональной судьбы, повышению социальной активности. Цель данного проекта – развитие у учащихся потребности в обоснованном выборе профессии. Выпускниками школы разрабатывается личный план подготовки к избранной профессии.


2









Ожидаемый результат:



Реализация программы профориентационной работы

«Старт в профессию»:

  • конкретизирует цели профориентационной работы;

  • содействует моменту социализации у учащихся;

  • позволит развить способности, актуальные для дальнейшей профессиональной судьбы;

  • создаст систему работы педагогического коллектива по данной проблеме;

  • повысит интеллектуальное, культурное, физическое, нравственное развитие учащихся;

  • даст учащимся возможность деятельностного ознакомления с миром профессий.


Выпускники, вступая в самостоятельную жизнь, после обучения по данной программе будут знать:

  • как поступить в профессиональное учебное заведение

  • как искать работу и трудоустроиться




Список использованной литературы


1. Бендюков М., Соломин И., Ткачев М. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда?, Санкт-Петербург, «Литера плюс», 1997. 334 с.

2. Берг В. Карьера — суперигра. М.: АО «Интерэксперт», 1998. 272 с.

3. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. Москва: Знание, 1991. 80 с.

4. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. 144 с.

5. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. 159 с.

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.

7. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. 336 с.

8. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. СПб.: Ювента, 1999. 436 с.







Использованные материалы и Интернет-ресурсы


  1. works.tarefer.ru›64/100027/index.html


  1. nveduga2411.narod.ru›prof_orient.htm



  1. school57.kubannet.ru›index.php…


  1. festival.1september.ru›articles/576799/



  1. teenbook.ru›…2011/03/21…po_proforientatsii…11…


  1. s1557.zouo.ru›index.php?id=61


  1. Другие интернет-ресурсы.





Свежие документы:  Методическая разработка интегрированного урока географии в 8 классе коррекционной школы VIII вида по теме: «Австралия»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: