Исилькульского района Омской области
Разработала:
заместитель директора
по воспитательной работе
Подоляко Елена Константиновна
с. Украинка
2011 год
Обоснование проблемы.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работе среди и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Профориентация — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Программа профориентационного курса рассчитана на 35 часов, ориентирована на учащихся 9, 10 или 11 классов и предусматривает изучение научных основ выбора профессии, формирование профессиональных планов в выбранной деятельности, самоподготовку к ней и саморазвитие профессионально важных качеств.
Профессиональная ориентация учащихся – многоуровневая система. В её структуре можно выделить:
Профессиональное просвещение
Профессиональное воспитание
Профессиональная диагностика
Профессиональная консультация
Профессиональный отбор
Профессиография
Профессиональная адаптация
Особенности: старшеклассникам необходима помощь в формировании правильного понимания сущности профессии и самоопределения, адекватного принятия решения о выборе профессии, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям. Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления работы: Уточнение сведений об учебных заведениях, об ошибках в выборе профессий, углублённая допрофессиональная подготовка, экскурсии на предприятия и ярмарки профессий, анкетирование, встречи с центром занятости населения.
Цель: Актуализация процесса профессионального и личностного самоопределения учащихся старших классов на основе получения знаний о себе, о мире профессионального труда, соотнесения и сопоставления этих двух типов знаний.
Задачи:
1. Ознакомление учащихся с миром профессий и его особенностями в актуальных социально-экономических условиях.
2. Повышение уровня психологической компетентности учащихся.
3. Формирование способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.
Содержание программы
Тема (содержание) | Количество часов | |
1. Введение
| ||
1 | Вводное занятие (актуальность, цели, задачи, ожидаемые результаты курса). Зачем мы работаем?
| 1 |
2. Общие сведения о документах, удостоверяющих личность гражданина РФ | ||
2 | Общие сведения о документах, удостоверяющих личность гражданина РФ (Паспорт, страховой полис, ИНН. Пенсионное удостоверение. Военный билет. Роль данных документов, заполнение необходимых сведений по своему документу по образцу) Практическая работа: заполнение анкеты по образцу при поступлении на работу. Оформление других деловых бумаг. | 1 |
3. Профориентационная работа по самоопределению | ||
3 | Несколько слов о взрослой жизни, или добро пожаловать в мир труда (Роль труда в жизни людей, анализ нравственных ценностей труда) Практическая работа: анкета «Как ты относишься к труду?» (упражнение «Закончи предложения») | 1 |
4 | Твои требования к профессии ( Формулирование трёх главных требований к выбору профессии: — профессия должна быть интересной, — профессия должна быть такой, чтобы можно было найти работу по специальности, — профессия должна соответствовать собственным возможностям) Практическая работа: анкета «Мой выбор» (умение анализировать собственный выбор в соответствии со своими возможностями и способностями) | 1 |
5 | Мир профессий. Как ориентироваться в мире профессий? (Классификация профессий по Климову /человек-человек, человек- техника, человек — природа, человек — знак, человек- художественный образ/) | 1 |
6 | Практическая работа. Методика ДДО /дифференциально-диагностический опросник/. | 1 |
7 | Рынок труда: что это такое? Анкетирование с целью выявления профессиональных намерений. | 1 |
8 | Современный рынок труда («надо»). | 1 |
9 | Ознакомительная виртуальная экскурсия в территориальное отделение службы занятости по поиску подходящей работы в банке вакансий | 1 |
10 | Три шага планирования профессионального будущего. Самый надежный способ выбора профессии. ( Самый надежный способ выбора профессии выглядит так: ХОЧУ + МОГУ + НАДО, отработка последовательности действий при выборе профессии, типичные ошибки при выборе профессии, примерная схема решения задачи о выборе профессии) Практическая работа: анализ проблемных ситуаций, поиск ошибок | 1 |
11 | Профессиональные интересы («хочу») (Знакомство с профессиональным выбором учащихся, рассказ о своей Практическая работа. Анкета «Ориентация — 1», изучение профессиональных желаний учащихся, составление профессиограммы любимой профессии.любимой профессии) | 1 |
12 | Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») (Рассказ о профильном обучении в школе и оценка степени освоения трудовых навыков, анализ медицинских противопоказаний врачом школы, оценка личных достижений учащихся) | 1 |
13 | Практическая работа. Анкета «Мои способности», «Моё здоровье», анкета «Ориентация — 2» (соответствие выбора профессии «Хочу» и «Могу») | 1 |
14 | Современный рынок труда («надо») ( Знакомство с многообразием форм занятости, рассказ как работает рынок профессий и что такое рынок рабочих мест.) Практическая работа: «Ищу работу в своём городе», работа со средствами массовой информации с сайтом территориального отделения службы занятости по поиску работы в банке вакансий. | 1 |
15 | Результаты ДДО. Содержание и характер труда. Профессия, специальность, должность. Пути получения профессий. Профориентационные игры. | 1 |
16 | Профессиокарта. Схема анализа профессий. Профориентационная игра «Профессия на букву». | 1 |
17 | Путь в выбранную профессию: первое осмысление ЛПП /личного профессионального плана/
| 1 |
18 | Учет интересов и склонностей в профессиональном выборе. Методика «Карта интересов». | 1 |
19 | Первое понятие о личности, ее структуре. Методика Айзенка. | 1 |
20 | Важность познания своего «Я» в выборе профессии. Ролевые игры. | 1 |
21, 22 | Человек и профессия (профессионально важные качества)
психологические требования профессии к человеку. | 2 |
23, 24, 25, 26, 27 | Куда пойти учиться? ( Знакомство с «рынком образовательных услуг», определение роли профессионального образования, знакомство с формами получения профессионального образования, возможности выпускника школы для поступления в ОУ ВПО, ОУ СПО, ПУ, условия приёма в учебные заведения ВПО, СПО, ПУ, учебный процесс, профессии, полученные по окончании профессиональных учебных заведений, трудоустройство по полученной профессии) Практическая работа: анкета «Как получить профессию», заполнение документов для поступления в Учебные заведения профессиональной направленности (тренировка по заполнению образцов заявлений и анкет, онлайн-заявления), встречи с выпускниками ВПО, СПО, НПО Ознакомительные экскурсии: в учебные заведения ВПО, СПО, НПО и Центры занятости. | 5 |
28 | Куда пойти работать? ( Знакомство с вариантами поиска работы. Знакомство с содержанием резюме. Знакомство с содержанием объявлений о вакансиях в газетах и на информационных стендах) Практическая работа: ролевая игра по отработке навыков общения с работодателями о трудоустройстве, составление резюме, поиск работы по объявлению | 1 |
29 | Надомный труд, совместительство и совмещение. ( Перечень работ для надомников, что такое работа по совместительству и совмещению) Практическая работа: беседа с работниками социального обеспечения | 1 |
30 | Производство, дисциплина труда. ( Знакомство с нормативно-правовыми документами (Устав, Трудовой договор и т.д.), определение качеств делового человека, знакомство с деловыми бумагами) Практическая работа: самооценка своих профессиональных качеств, оформление деловых бумаг, необходимых на работе (заявление, объяснительная записка, расписка и т.д.) | 1 |
31, 32 | Трудовое законодательство. ( Знакомство с законами РФ (Конституция, Трудовой кодекс), правами в трудовой деятельности) Практическая работа: работа с официальными документами, встреча с социальным педагогом. | 2 |
33 | Индивидуальная ситуация выбора профессии. ( Знакомство со схемой выбора профессии «Восемь углов» профессионального самоопределения) Практическая работа: составление личного профессионального плана «Мой жизненный путь» | 1 |
4. Исследовательская деятельность | ||
34, 35 | Проект «Мой выбор» Участие в данном проекте способствует целенаправленному формированию у старшеклассников способностей, актуальных для дальнейшей профессиональной судьбы, повышению социальной активности. Цель данного проекта – развитие у учащихся потребности в обоснованном выборе профессии. Выпускниками школы разрабатывается личный план подготовки к избранной профессии. | 2 |
Ожидаемый результат:
Реализация программы профориентационной работы
«Старт в профессию»:
конкретизирует цели профориентационной работы;
содействует моменту социализации у учащихся;
позволит развить способности, актуальные для дальнейшей профессиональной судьбы;
создаст систему работы педагогического коллектива по данной проблеме;
повысит интеллектуальное, культурное, физическое, нравственное развитие учащихся;
даст учащимся возможность деятельностного ознакомления с миром профессий.
Выпускники, вступая в самостоятельную жизнь, после обучения по данной программе будут знать:
как поступить в профессиональное учебное заведение
как искать работу и трудоустроиться
Список использованной литературы
1. Бендюков М., Соломин И., Ткачев М. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда?, Санкт-Петербург, «Литера плюс», 1997. 334 с.
2. Берг В. Карьера — суперигра. М.: АО «Интерэксперт», 1998. 272 с.
3. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. Москва: Знание, 1991. 80 с.
4. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. 144 с.
5. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. 159 с.
6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.
7. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. 336 с.
8. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. СПб.: Ювента, 1999. 436 с.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
works.tarefer.ru›64/100027/index.html
nveduga2411.narod.ru›prof_orient.htm
school57.kubannet.ru›index.php…
festival.1september.ru›articles/576799/
teenbook.ru›…2011/03/21…po_proforientatsii…11…
s1557.zouo.ru›index.php?id=61
Другие интернет-ресурсы.