Практико-ориентированный проект «Планирование уроков в малокомплектной школе»














Практико-ориентированный проект по теме:


«Планирование уроков в малокомплектной школе»





Предмет: математика

Образовательная программа или система: традиционная и РО

Класс: спаренные класс-комплекты (1-3, 2-4)














Выполнила

учитель начальных классов

МОУ Рождественская СОШ

Шишкова Ирина Геннадьевна











Тверь 2010 г.



Содержание.




1. Обоснование выбора темы.


2. Выявление проблемы.


3. Постановка цели проекта.


4. Этапы проектирования.


5. Выводы.


6.Приложения.

№1 Список комбинаций уроков при работе в совмещенных класс-комплектах.

№2 Таблица совмещённости форм, методов, способов, средств при работе совмещенных класс-комплектах.

№3 Примерные планы-конспекты уроков математики.

№4 Список изученной методической литературы и статей в периодической печати по данной проблеме.
































Урок – это вдохновенье плюс расчёт.”

В.Федорова.


1.Обоснование выбора темы.


Современный этап педагогической практики – это переход от информационно-

объяснительного к деятельностно-развивающему подходу обучения. Важным становятся

не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной инфор-

мации, развития познавательного и творческого потенциала. Поэтому, одной из характер-

ных черт современного школьного образования является многообразие типов учебно-

воспитательных учреждений. В последнее время значительно возросло количество школ

инновационного типа. Для данного типа учреждений создаются новые программы, учеб-ники развивающего характера. Большое количество методических рекомендаций, разра-

боток ученых и педагогов посвящено организации учебно-воспитательного процесса в

классах нового типа.

Вместе с тем в России функционируют и малокомплектные сельские школы.

Школы с малочисленными спаренными классами испытывают трудности, так как многие педагоги считают их неперспективными, полагая, что в них трудно достичь высоких результатов обучения. Тем не менее, специалисты приходят к выводу, что у школ с малочисленными классами есть определенные преимущества. Если их правильно исполь-

зовать то учитель получает возможность организовать личностно-ориентированный учеб-

но-воспитательный процесс. Так учителю легче подготовиться к урокам, проверить небольшое количество тетрадей, спланировать индивидуальную работу над ошибками и

приготовить карточки индивидуальных заданий ( согласно уровню развития каждого ребенка), а также раздаточный материал на каждого ученика. На уроках в спаренных

классах появляется больше возможностей включить каждого школьника в многообразную деятельность. Кроме того, учитель может изучить каждого ребенка, выявить его индиви-

дуальные особенности, характер, способности, что позволяет, в свою очередь, диагности-

ровать и средний уровень развития всего класса. Это позволяет выбрать адекватную сис-

тему обучения. Таким образом, может сложится особая структура работы сельского учи-

теля, которая заключается в сочетании двух систем обучения: традиционной и РО. Это необходимо для того, чтобы как можно бережнее относится к личности ребенка, раскрыть его особенности, природные дарования и способности.






















2. Выявление проблемы.


В условиях малочисленного спаренного класс-комплекта работа учителя сталкивается с рядом проблем:

во-первых, у детей возрастает физическая и психологическая нагрузка, чрезмерно

высоким является эмоциональное напряжение, так как круг общения ограничен;

во-вторых, для учителя есть ограничения в проведении новых, современных форм уроков;

в-третьих, учителю постоянно приходится переключаться на работу с другим классом, с другим возрастом и переходить к другой системе обучения ( в этом случае он не может быть предельно внимателен к каждому классу и какие-то детали в уроке обязательно упускаются).

Все эти трудности побуждают к поиску действенных путей повышения эффективности работы в совмещенных классах. Одним из таких путей является совершенствование планирования и организация однопредметных уроков с учетом особенностей работы одновременно с двумя классами. Для этого необходимо иметь в

Свежие документы:  Шоу "Кулинарный поединок" 10 класс

наличии и обладать большим количеством форм, методов и способов работы в таких условиях, учитывать их сочетаемость при построении конспекта спаренного урока.

































3.Постановка цели проекта.


Подобрать и систематизировать формы, методы и способы обучения для построения эффективного урока математики при условии работы в совмещенных класс-комплектах с учетом преподавания в разных педагогических системах.
















































4.Этапы проектирования.


1этап. Систематизация комбинаторности уроков преподавания математики в совмещенных класс-комплектах.

Задача этапа: классификация возможных комбинаций спаренных уроков математики.

Приложение №1. Список комбинаций уроков при работе в совмещенных класс-комплектах.


2этап. Изучение методической литературы и периодической печати.

Задача этапа: ознакомление с имеющимся опытом работы коллег в совмещенных класс-комплектах.

Приложение №4. Список изученной методической литературы и статей периодической печати по данной проблеме.


3этап. Систематизация форм, методов, способов и приемов обучения.

Задача этапа: классификация форм, методов, способов и приемов приемлемых для работы в спаренных класс-комплектах.

Приложение №2. Таблица совмещённости форм, методов, способов и средств при работе в совмещенных класс-комплектах.


4этап. Построение примерных типовых конспектов уроков.

Задача этапа: разработка примерных планов-конспектов для работы в совмещенных класс-комплектах.

Приложение № 3. Примерные планы-конспекты уроков математики.


























5. Выводы.



Тип урока – это не штамп, не шаблон, не какая-то застывшая форма организации учебной работы, которую можно механически подставить под ту или иную учебную ситуацию. При классификации уроков по дидактической цели под типом урока следует понимать образец, модель урока, которые по своей дидактической конструкции, структуре, методике организации наиболее соответствуют данной цели, что придает такому уроку определенное своеобразие по сравнению с другими. Тем более, не следует применять шаблонность типов уроков при преподавании в совмещенных классах , обучающихся в разных педагогических системах. В такой ситуации педагогу следует быть наиболее гибким, предусмотрительным, так как даже в хорошо спланированном, продуманном плане урока нельзя предусмотреть всех нюансов, поворотов, которые могут возникнуть стихийно на уроке. Урок должен быть «живым», потому что он строится под ОЧЕНЬ живых детей. Это очень хорошо просматривается на уроках, построенных на основе концепции развивающего обучения. Учитель на таких уроках является лишь организатором учебной деятельности учащегося, организатором обстоятельств, в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия. Педагог же организует коллективно-распределенную деятельность учеников, принимая в ней самое деятельное участие «изнутри» как равноправный участник диалога. Задача учителя спланировать работу максимально приближенно к возможному ходу событий, что является, по определению, очень сложным, кропотливым трудом. И не всегда удается предусмотреть ход мыслей, поступки учеников на уроке. Но на то и мастерство учителя, чтобы постоянно находиться в готовности подхватить стихийно возникшую ситуацию и направить ее в нужное русло. По мимо этого, в основе работы с малочисленным спаренным классом лежит индивидуальное и дифференцированное обучение, использование фронтальной, парной и групповой форм работы. Главное – в таком классе должен работать хороший учитель. От его мастерства зависит все!




















Приложение №1. Список комбинаций уроков при работе в совмещённых класс-комплектах.

Свежие документы:  Урок на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВАМ ИГРОВЫХ МЕТОДИК С ДЕТЬМИ»


1.Урок изучения нового материала / Урок изучения нового материала.

2.Урок изучения нового материала / Урок закрепления изученного материала.

3.Урок изучения нового материала / Урок-тренинг. (Урок-анализ контрольной работы).

4.Урок изучения нового материала / Самостоятельная работа. Контрольная работа.

5.Урок закрепления изученного материала / Урок закрепление изученного материала.

6.Урок закрепления изученного материала / Урок-тренинг. (Урок-анализ контрольной работы).

7.Урок закрепления изученного материала / Самостоятельная работа. Контрольная работа.

8.Урок-тренинг / Урок-тренинг.

9.Урок-тренинг / Самостоятельная работа. Контрольная работа.

10.Самостоятельная работа. Контрольная работа / Самостоятельная работа. Контрольная работа.







































формы




фронтальная


коллективная




индивидуальная


группы

пары

статичные

подвижные



методы

Проблемные

Частично-поисковые

Исследовательские

Объяснительно-иллюстративные


Частично-поисковые

Исследовательские

Частично-поисковые

Исследовательские

Репродуктивные

Частично-поисковые

Исследовательские

Репродуктивные

Объяснительно-иллюстративные

Репродуктивные




способы




Квазисследование

Эвристическая беседа

Моделирование

Планирование

Анализ, синтез



Практическая работа

Обсуждение

Моделирование

Анализ, синтез

Практическая работа

Работа спо алгоритмом

Тренинг

Взаимопроверка

Взаимопомощь

Работа спо алгоритмом

Тренинг

Взаимопроверка

Работа с образцом

Взаимопомощь

Тренинг

Работа по алгоритму

Работа с образцом



средства

Речь

Анализ, синтез, Сравнение

Индукциядедукция

Графики, схемы, модели, таблицы


Раздаточный материал

Анализ, синтез, сравнение

Графики, схемы, модели, таблицы

Учебник

Раздаточный материал

Сравнение

Графики, схемы, модели, таблицы

Алгоритмы

Учебник


Раздаточный материал

Схемы, модели, таблицы

Алгоритмы

Сравнение

Работа в тетради

Работа в тетради

Алгоритмы

Образцы

Модели

Схемы

Таблицы



этапы урока

Орг.момент

Постановка УЗ

«Открытие» нового

Итог

Рефлексия

Постановка УЗ

«Открытие» нового

Итог

Актуализация знаний

Первичное закрепление

Самостоятельная работа, тренинг

Первичное закрепление

Самостоятельная работа

Тренинг

Самостоятельная работа

Тренинг

Рефлексия

Приложение №2 Таблица совмещённости форм, методов, способов, средств при работе в совмещенных класс-комплектах.

Приложение № 3 Примерные планы-конспекты уроков математики.


Урок изучения нового материала. Урок изучения нового материала.



Класс:

Тема:

Цели, задачи:

Оборудование:

Оформление доски:


Ход урока:


1.Проверка дз фронтально


2.Устный счёт см (карточки)

пары


3.Постановка УЗ фронтально



4.Решение УЗ группы




5.Моделирование найденного решения

фронтально


6.Первичное закрепление нового

пары


7.Тренинг пары, индивидуально






8. Подведение итогов. фронтально




9.Дз




Класс:

Тема:

Цели, задачи:

Оборудование:

Оформление доски:


Ход урока:


1.Проверка дз см (по бразцу)


2.Актуализация знаний фронтально



3.Постановка УЗ группы



4.Моделирование проблемы и поиск пути ее решения фронтально



5.Решение УЗ группы



6.Моделирование найденного решения

фронтально


7.Первичное закрепление нового

фронтально

( у доски)

пары



8.Подведение итогов. индивидуально

(тетрадь секретов)


9.Дз


Урок изучения нового материала Урок-тренинг.



Класс:

Тема:

Цели, задачи:

Оборудование:

Оформление доски:


Ход урока:


1.Проверка дз. фронтально



2.Актуализация знаний группы

3.Постановка УЗ фронтально



4.Решение УЗ группы


5.Моделирование найденного решения

фронтально



6.Первичное закрепление изученного материала пары



7.Тренинг фронтально


8.Подведение итогов см (тетрадь

секретов)



9.Дз





Класс:

Тема:

Цели, задачи:

Оборудование:

Оформление доски:


Ход урока:


1.Проверка дз см (по образцу),

группы


2.Устный счёт. фронтально


3.Тренинг пары

индивидуально

помощь учителя












4.Подведение итогов фронтально




5.Дз














Приложение №4. Список изученной методической литературы и статей в периодической печати по данной проблеме.


МОНОГРАФИИ

Александрова Э.И. Методика математики. Книга для учителя. – Томск.:Пеленг,1991

Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ.- Псков.:ПОИПКРО,1996

Средства обучения и методика их использования в начальной школе. Книга для учителя. Под ред. Суворовой П.Ф.- М.: Просвещение,1990

Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младшего школьника.- М.: Просвещение, 1998

Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.- Томск: Пеленг,1993

Свежие документы:  Развитие межрегионального взаимодействия через работу Детского общественного объединения "СЕМИЦВЕТИК"

Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников.- М.: Знание,1991


СТАТЬИ

Артемов А.К. Приемы организации развивающего обучения // Начальная школа – 1995.-

№3

Белова Т.М. Работаем по системе развивающего обучения // Начальная школа – 1996.- № 12

Давыдов В.В., Горбов С.В., Микулина Г.Г., Савельева О.В. Особенности курса математики в системе развивающего обучения // Начальная школа – 1999.- №7

Деменева Н.Н. Дифференцированная работа на уроках математики в начальной школе // Начальная школа – 2 004.- №2

Дьяченко В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе // Начальная школа – 1998.- №1

Ефимов В.Ф. Изучение письменного умножения многозначных чисел в условиях коллективных способов обучения (КСО) // Начальная школа – 1998.- №1

Захарова Н.М. Простые задачи в системе УДЕ // Начальная школа – 1998.- №3

Испалатова И.В. Сочетание двух систем обучения в условиях сельской школы // Начальная школа – 2002.- №1

Кузьмина С.А. Математические цепочки //Начальная школа – 1997.- №6

Кураченко З.В. Личностно-ориентированный подход в системе обучения математики // Начальная школа – 2004.- №4

Лапатникова И.Г. Роль устных упражнений на уроках математики // Начальная школа – 1998.- №2

Линева Р.М. Некоторые приемы, помогающие сознательно усваивать материал // Начальная школа – 1995.-№5

Луканкин Г.Л., Сергеева Т.Ф. Некоторые аспекты обучения математики в начальной школе на основе ИКП // Начальная школа – 2004.- №1

Мальков А.С. Записки сельского учителя // Начальная школа – 1998.- №1

Мартынова А.О. Работа в системе УДЕ в 1-3 классах // Начальная школа – 1997.- №3

Мельник Н.В. Развитие логического мышления при изучении математики // Начальная школа – 1997.- №5

Моро М.И. Об использовании тетрадей с печатной основой в различных условиях обучения // Начальная школа – 1995.- №9

Пиядин Н.В.Умножение и деление в новой дидактической системе обучения // Начальная школа – 1997.- №7

Петерсон Л.Г. Ативизация деятельности детей при изучении вычитания двузначных чисел с переходом через разряд // Начальная школа – 1997.- №6

Роганова Н.Ф. Разноуровневые задания по математике // Начальная школа – 2003.-№9

Суворова Г.Ф. Обновление содержания образования в сельской школе //Начальная школа – 1996.- №12

Таушканова А.В. Подготовка учителя для работы в малочисленном классе // Начальная школа – 2004.- №6

Тупичкина Е.А., Крючкова И.В. Виды самостоятельных работ на уроках математики //Начальная школа – 1996.- №5

Фокеева Л.Г. Работа в системе УДЕ // Начальная школа – 1997.- №3

Царева С.Е. Обучение решению задач // Начальная школа – 1998.- №1

Цукерман Г.А. Азбучные истины развивающего обучения // Начальная школа – 1991ю- №4

Цукерман Г.А. Кто учит, учится (взаимное обучение: возможности и пределы возможностей) // Начальная школа – 1999.- №7

Шадрина И.В. Различные подходы к раскрытию смысла умножения // Начальная школа – 1998.- №9

Шевченко Г.Н., Зайцев В.В. Предметное обучение в начальных классах // Начальная школа – 1998.- №4

Шикова Р.Н., Калинина И.Г. Самостоятельная работа учащихся с карточками на уроках математики // Начальная школа – 1994.- №5

Эрдниев П.М., Эрдниев О.П. Укрупнение дидактических единиц (УДЕ) как новая технология обучения математики // Начальная школа -1996.- №8
































скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: