Проект классного часа для 4 класса «Поговорим об обиде и обидчивости»


Отдел образования администрации Тальменского района Алтайского края

МОУ Новоозёрская средняя общеобразовательная школа











Проект классного часа


«Поговорим об обиде и обидчивости»

4 класс







Автор- составитель:

учитель начальных классов

Донскова Оксана Васильевна


Алтайский край

Тальменский район

Станция Озёрки

МОУ Новоозёрская СОШ












Проект классного часа «Поговорим об обиде и обидчивости» (4 кл.)

Разработан и проведён учителем начальных классов Донсковой Оксаной Васильевной

Форма классного часа: Практикум–самопознания .

Цель практикумов — самопознания: Способствовать:

  • формированию у младших школьников нравственных понятий и представлений;

  • развитию самосознания.


Цель классного часа: Способствовать обогащению нравственного опыта поведения младших школьников.

Задачи :

  • Изучить чувство обиды.

  • Показать младшим школьникам конструктивные способы работы с этим чувством.

Способствовать:

  • развитию рефлексии собственных переживаний;

  • мотивированию на запоминание позитивного эмоционального опыта;

  • развитию экспрессивных способностей, воображения;

  • воспитанию личной ответственности, незлопамятности, терпимости, добросердечности.

Оформление, оборудование:

  • Текст рассказа «Помнить и забывать», текст к игре.

  • Мяч, запись релаксационной музыки.

  • Альбомные листы, краски.

  • Цитаты, выдержки, пословицы, запись нравственных качеств.

  • Индивидуальные «копилки мудрости»: коробочка или блокнот с записями (пословиц, поговорок, высказываний, цитат, качеств, чувств)


Подготовительный этап:

Классный руководитель:

-изучение по данной теме специальной литературы;

-подбор подходящего рассказа;

-подбор практических упражнений, игр;

-подбор высказываний, пословиц;

-подбор релаксационной музыки к игре, физминутки.

Учащиеся (совместно с родителями):

Работа со специальной литературой: подбор подходящих пословиц, запись нравственных качеств (для «копилки мудрости»).

План классного часа:

Рассчитан на два урока (комбинированный с уроком ИЗО).

1.Настрой на занятие. Упражнение «Снежный ком» 4 мин.

2.Вводный комментарий . 2 мин.

3.Чтение детьми рассказа «Помнить и забывать» 2 мин.

4.Обсуждение — размышление . 5 мин.

5.Комментарий учителя . 7 мин.

6.Проверка домашнего задания. ( работа с пословицами ). 4 мин.

7.Физминутка « «Добрый» и «Злой» мяч». 3 мин.

8.Практические упражнения:

8.1.Разыгрывание учащимися сценки . 5 мин.

8.2.Задание «Мой хороший и плохой поступок». 4 мин.

8.3.Задание « Вспомни случай» 8 мин.

8.4.Игра « Примирение» 7 мин.

9.Художественная деятельность. ( ИЗО) 25 мин.

10.Подведение итогов . 4 мин.

11.Домашнее задание . 1 мин.

Пояснительная записка:

Задачей школы наряду с передачей знаний является и подготовка детей к самостоятельной жизни, их правильная социализация. Школа должна взращивать терпимость и уважение к другим и помогать детям видеть смысл и ценности жизни. Многие учителя считают, что и детям, и учителям сейчас приходится тяжелее, чем раньше.

Они отмечают, что изменилось всё: и дети, и их родители, и отношение семьи к школе. Дети сейчас иначе общаются друг с другом. Даже маленькие дети теперь не такие вежливые как раньше. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране. Для многих детей всё труднее становится нормально взаимодействовать с другими, они не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей, всё меньше говорят о действительно существенных и важных для них проблемах, обмениваясь лишь формальными и поверхностными замечаниями. Им с трудом удаётся внимательно слушать других. Мы живём в эпоху, полную противоречий. И у родителей, и у детей стало больше возможностей для приятного времяпрепровождения, и в то же время они чаще жалуются на скуку. Культура всё больше внимания уделяет чувствам, и в то же время мы всё меньше встречаемся с сочувствием и готовностью помочь окружающим.

Сегодня у детей, подростков и взрослых больше возможностей выбора, что осложняет взаимоотношения. Это значит, что умение общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, становится всё более важным. К сожалению, часть детей так и не приобретают этого важнейшего социального навыка. В связи, с чем я организую для своих младших школьников практикумы – самопознания, мастерские общения. Где учу детей решать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение и не в последнюю очередь – следовать социальным нормам и правилам. На данном практикуме — самопознания « Поговорим об обиде и обидчивости «, так и на других, помогаю детям осознать свои ценности и установить приоритеты, помогаю им стать более терпимыми, гибкими и внимательными, учу их простым жизненным мудростям. Наблюдаю за тем, как младшие школьники сами приходят к продуктивным решениям, как помогают друг другу при затруднениях. Стараюсь им помочь понять , что их контролю неподвластно , а что они могут контролировать сами . Объясняю , что допустимо проявление любых чувств , но не любое поведение . Побуждаю детей искренне выражать свои чувства и при этом вести себя уважительно по отношению к другим . Тем самым помогаю младшим школьникам соединить воедино вчерашние и сегодняшние ценности. Прежде важным считалось лишь корректное поведение, и мало кого волновало, какие чувства испытывает ребёнок. В 90 –е годы стало приемлемым проявление любых чувств, но в то же время общество стало сквозь пальцы смотреть на проблематичные и не всегда соответствующие социальным нормам формы поведения. На самом же деле считаю , что детям необходимо научиться связывать между собой чувства и мораль , чтобы затем быть счастливыми в личной и профессиональной жизни.
















Содержание

Этапы


Деятельность классного руководителя

Деятельность учащихся

Комментарии

1.Настрой на занятие.

Упражнение «Снежный ком».





















Целевой компонент.

2.Вводный

комментарий.























Содержательный компонент.

3. Чтение детьми рассказа «Помнить и забывать»






4. Обсуждение-размышление.



































5. Комментарий учителя.
























































6. Проверка

домашнего задания.













7.Физминутка

«Добрый» и

«Злой» мяч.











Организационно – деятельностный компонент.

8.Практические

упражнения:


8.1.Разыгрывание учащимися сценки.











8.2.Задание

«Мой хороший и

плохой поступок»

8.3.Задание

«Вспомни случай».













8.4.Игра

«Примирение





























































































































9.Художественная деятельность

(ИЗО)










Оценочно-

аналитический компонент.

10.Подведение итогов.
















11.Домашнее задание.

-Сегодня мы с вами продолжим разговор о наших чувствах, о тактике правильного поведения.

Но сначала выполним упражнение, которое называется «Снежный ком».

Вы собираете «копилку мудрости»

Дома вы должны были поместить туда положительные качества, в том числе нравственные

качества, которые мы разбирали на предыдущих практикумах -самопознания.

В этом вам помогали родители. Я предлагаю вам вспомнить и назвать их.

Послушайте условие упражнения.

Каждый называет качеств, но при этом он должен запомнить и назвать все предыдущие, которые называли по цепочке дети.

Количество качеств постепенно увеличивается и последний должен назвать все.


Давайте рассмотрим такое понятие — как обида.

— Ребята, что такое обида?

— Опишите это чувство?











— Как вы думаете, обида –это хорошо или плохо?











На партах у детей лежит текст рассказа.

— А сейчас я вам предлагаю прочитать рассказ «Помнить и забывать»

Инструкция перед чтением:

Слушая внимательно рассказ, вы постарайтесь запомнить , какие эмоции переживали его герои и к чему это привело.

Хорошо читающий ученик читает

рассказ вслух, а остальные следят по тексту (текст в приложении).


-А теперь обсудим прочитанный рассказ.

Вопросы для обсуждения:

1.Что чувствовал барсук,

когда мальчик нечаянно засыпал его нору?

2. Что барсук сказал мальчику?

3.Что чувствовала сойка, когда помог мальчик?

4.Что она ему сказала?

5. Почему сойка помогла мальчику?

6.Почему всё же барсук помог мальчику?

7. Что подумал о помощи сойки и барсука странник?




-Объясните, что лучше помнить, а что следует забывать?
















-Что–то простительно, а что–то не прощается. Есть истинная и ложная обида.

Подумай, намеренно ли тебя обидели, хотели ли унизить или без злого умысла дружески критиковали.

-В чём тут разница?

Говорят: «Не торопись обижаться, подумай, не отвечай на обиду сразу».

-Как вы думаете почему?

Да, вполне вероятно, что через день-другой всё это будет восприниматься иначе : может ,обиды и не было?

И ещё. Мы часто не замечаем, когда обижаем других, и болезненно реагируем, когда обижают нас. То же и с неудачей. И обидное, и неудачу мы часто заслуживаем сами. Тебя могли обидеть, потому что ты неправильно вёл себя. Точно также и в неудаче ты можешь быть повинен сам. Глупый постоянно обижается, а умный ищет в себе самом причины обид и неудач.

Нужно помнить, что по поступкам, а не по словам судят о человеке.

-Ребята, а почему всегда нужно думать, прежде чем начать действовать?

Учитель подводит итог сказанному:

Поступок, как и слово, уже не вернуть. Поэтому главное — предвидеть последствия своих поступков и быть ответственным во всём.

Если кто-то обидел тебя, то плохой поступок совершил он, и это его беда, если кого- то обидел ты, то плохой поступок совершил ты, и это твоя беда.

Подумайте об этом очень важном:

Если что-то украли у тебя, ты в убытке, но совесть твоя чиста, если же что-то украл ты, у тебя прибыль, но совесть твоя нечиста.

И не дай Бог иметь такую прибыль. Так и с обидой:

Обидели тебя, это горько, но это лучше, чем если обидел ты !

Умный размышляет именно так.


Дома вы подбирали подходящие пословицы. Давайте послушаем:

Учитель записывает пословицы,

предложенные детьми и по необходимости добавляет свои.











Даётся инструкция детям:

-Встаньте в круг. Перебрасывайте друг другу мяч. Можно бросать

мяч по-доброму, т. е. по наклонной — так, чтобы его было легко поймать («добрый» мяч), а можно кидать мяч по — злому, т.е. бросать резко, в лицо ,чтобы было трудно поймать («злой» мяч). И в жизни всё можно делать по-доброму и по- злому. Конечно всем лучше, если по- доброму.


Учитель предлагает разыграть такую сценку:

Пусть двое поспорят. Третий в начале пусть подзуживает, подливает масло в огонь, а затем,

напротив, пусть успокаивает, мирит.

Затем учитель подводит итог:

— Ребята, в чём разница?

-Где правильное поведение, в первом случае или во втором?



Вот вам пример, как надо и как не надо себя вести.







-Вспомните свой самый хороший поступок, каким до сих пор можно гордиться, и самый плохой,

за который до сих пор стыдно.


-Ребята, вспомните случаи, когда вы совершили дурной поступок,

но вас простили.

— А теперь, вспомните, когда по отношению к вам был совершён дурной поступок, когда вас обидели, а вы простили.

Учитель подводит итог:

-Что приятнее: прощать или копить в душе зло?

Главное, самому не совершить непростительного, а если выбираешь–простить или не простить, то лучше простить.


-Часто мы пытаемся решить свои проблемы по принципу «Око за око, глаз за глаз». Когда кто–то нас обижает, то обычно мы отвечаем ещё более сильной обидой. Если кто-нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой на угрозу. Но мы с вами

убедились, что таким образом мы только усиливаем наши конфликты. Во многих ситуациях гораздо полезнее сделать шаг назад, признать и свою долю ответственности за возникновение этого конфликта и подать другому руку в знак примирения.

Я вам предлагаю совершить путешествие, чтобы поучиться делать жест примирения после ссоры или недоразумения.

-Что вы делаете, заметив, что вы кого-нибудь обидели?

-Можете ли вы попросить прощения в такой ситуации?

-Что вы чувствуете, когда кто-нибудь обижает вас?

-Можете ли вы простить его?

-С каким человеком вам легче всего помириться

— А с кем вам помириться трудно?

А теперь сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха.

( Звучит спокойная музыка).

Учитель произносит текст:

Выбери какого-нибудь важного для тебя человека, с которым ты

недавно поссорился и на которого ты ещё продолжаешь сердиться или обижаться.

Представь себе этого человека как можно более тщательно. Обрати внимание на выражение его лица, посмотри, в каком он сейчас настроении.

Когда тебе покажется, что ты достаточно чётко видишь этого человека, пригласи его сесть рядом с тобой. Может быть, тебе захочется начать разговор с рассказа о том, что тебе нравится в этом человеке, почему он важен для тебя..(пауз )

Затем ты можешь сказать этому

человеку, что ссора между вами была очень обидной для тебя. Ты можешь рассказать ему, что ты тогда чувствовал. Если хочешь, можешь спросить у него, как он воспринял эту ссору. А затем простыми словами можешь сказать ему, что ты очень жалеешь о том, что обидел его тогда и что для тебя очень важно восстановить мир между вами. Попробуй сказать ему всё это сам.

Так как всё это для тебя очень важно, серьёзно, чтобы и твой собеседник понял это.

Просто скажи ему:»У меня есть подарок для тебя».И как только ты скажешь эти слова, в руках у тебя к твоему удивлению появится небольшой пакетик. Ты знаешь, что в нём лежит подарок для твоего собеседника и отдаёшь ему этот пакетик со словами: «Это для тебя».

Он берёт подарок обеими руками. Он улыбается, распаковывая подарок. Может быть, в этом пакете лежит что-то такое, что на самом деле необходимо этому человеку, а может быть, твой подарок говорит о том, что ты хочешь помириться с ним. Например, это может быть цветок, свеча, шоколадное сердечко…Пусть для тебя самого окажется сюрпризом то, что твой собеседник достанет из пакета.

А теперь посмотри в лицо своему собеседнику. Посмотри, не скажет

ли он тебе что-нибудь в ответ или,

может быть, он как-нибудь ещё отреагирует на твой подарок, как — нибудь ещё покажет свою радость и удивление.

Но прошло время попрощаться с этим человеком. Запомни те чувства, которые возникали у тебя во время примирения с ним. Запомни, какие чувства возникали у тебя, когда ты говорил ему о причинах ссоры и о том, что ты очень хочешь помириться с ним.

А теперь ты можешь постепенно возвращаться обратно к нам. Потянись, напряги и расслабь мышцы и открой глаза.

Анализ упражнения:

-Тебе трудно было простить другого? Как ты себя чувствовал при этом?

-Тебе удалось увидеть, что было в пакете?

-Как реагировал другой?

-Что происходит, когда ты долго сердишься на кого-нибудь?

-Как ты думаешь прощение- это признак силы или признак слабости

-Почему так важно прощать других?


-Ребята, давайте с вами сейчас пофантазируем.

-С каким животным (растением,

музыкой …) можно сравнить обиду?

-В какой цвет можно раскрасить обиду?

— Я вам предлагаю изобразить в виде какого-нибудь образа обиду.


Оформляется выставка детских рисунков.


-Ребята, что вы взяли для себя полезного с сегодняшнего практикума- самопознания?

-Над чем можно поразмыслить?

-В чём польза и вред обиды?

— Какие мысли занесёте в свою

«копилку мудрости»?












-Что особенно понравилось, запомнилось?


Предлагаю дома написать сочинение- рассуждение на тему: «Мои поступки».































Дети слушают инструкцию к упражнению, задают уточняющие вопросы.

Учащиеся могут называть такие нравственные понятия

Искренность, чуткость,

доброжелательность,

терпимость, незлопамятность, милосердие, сострадание, любовь к ближним, жалость, заботливость,

уважительность, порядочность,

щедрость, справедливость

честность.




Это чувство, эмоция.

Дети размышляют, обращаясь к своему эмоциональному опыту.

Возможные варианты ответов:

-Тебе неприятно, обидно становится, потому что с тобой поступили несправедливо. Ты дуешься, сердишься, тебе грустно.

Ученики рассуждают, высказывая своё мнение.

Возможные ответы

Нельзя сказать, что это хорошо, это больше отрицательная эмоция,

которая вызывает переживание, беспокойство.

Но и нельзя сказать, что совсем плохо, т. к. ты показываешь обидчику своим видом, что ты недоволен его поведением.








Настрой учащихся на внимательное чтение.



Дети читают и стараются

запомнить и понять переживания главных героев и их поступки.


Дискуссия, высказывания, размышления детей.


Барсук рассердился. Почувствовал обиду, досаду, огорчение.


«Я тебе это ещё припомню»


Благодарность.

-«Я тебе этого не забуду»

Мальчик помог вернуть птенца сойке.


Барсук простил мальчика.

О помощи сойки подумал:

«Хорошо, что мы умеем помнить». А о помощи барсука подумал: «Хорошо, что мы умеем забывать».

Дети формулируют вывод, при необходимости учитель помогает:

Лучше помнить хорошее, ведь приятно помнить

хорошие воспоминания, чем плохие, негативные. От хороших воспоминаний радостное настроение, а от плохих–мрачное. Поэтому плохое, негативное лучше забывать, а для этого нужно уметь прощать, не хранить в своём сердце обиду, боль, досаду. А хорошее нужно уметь ценить и помнить.








Дети осмысливают сказанное, по ходу вступают в дискуссию,

делятся своими мыслями, открытиями.















































Ученики проговаривают и комментируют значение пословиц:

«Без неудач удачи не видать».

«На неудачах учатся».

«На сердитых воду возят»

«В своём глазу бревна не видит, в чужом глазу сучок замечает».

«Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива».

«Слово не воробей, вылетит — не поймаешь»…


Дети по очереди перебрасывают мяч друг другу, выбирая при этом способ: по–доброму или по — злому.











Желающие разыгрывают сценку.



Учащиеся рассуждают

делятся своими мыслями.

Приходят к выводу:

В первом случае

неправильное поведение, так как конфликт ещё больше разрастался и мог закончиться дракой , а во втором случае–третий помог бы решить конфликт мирным путём и это правильное поведение. Нужно людей мирить, а не ссорить.


Дети обращаются к своему личному опыту,

анализируют свои поступки.

Желающие высказываются вслух.


Дети обращаются к своему личному опыту , анализируют свои поступки.

Желающие высказываются вслух.



Ученики приходят к выводу, что лучше постараться простить.







Учащиеся слушают, осмысливают сказанное.



















Дети рассуждают, обращаясь к своему личному опыту.















Мышечное расслабление.

Погружение в себя.









































































Рефлексия собственных переживаний .

Личные высказывания детей Проживание ребёнком самого себя.










Дети фантазируют, высказывают свои мысли вслух.





Каждый представляет обиду в виде какого-то образа и передаёт это через рисунок.



Личные высказывания, размышления детей.

По ходу учащиеся под руководством учителя формулируют основные моменты, которые помещаются на доску:

Прощай и не копи в душе зло.

Не торопись обижаться, подумай, не отвечай на обиду сразу.

Будь ответственным за свои поступки.

Хорошее помни, а плохое забывай.

Решай конфликты мирным путём.




Слушают, задают уточняющие вопросы.










Задание сложное,

поэтому помогает учитель и ученики друг другу.


Актуализация полученного опыта.

Обогащение

словарного запаса



































Умение ста

вить себя

на место другого, понимать и чувствовать его внутренний мир.







Вербализация эмоциональных переживаний.















Настрой на запоминание позитивного

эмоционального опыта.



















Обогащение

нравственного опыта поведения.


























































Стимулирование на выбор добра.












Выработка навыка обсуждения и анализа различных

вариантов решения.














Развитие рефлексивных способностей.



Анализ эмоциональных

переживаний.











Актуализация и обогащение жизненного опыта.

Развитие социальных

навыков.





































































































Закрепление социальных навыков:

-умение выразить свои

чувства без

агрессии;

-умение решать конфликты мирным путём.



Выражение себя через средства художественной деятельности.

Развитие воображения, творчества.






Развитие рефлексивных способностей.















Самоанализ










Приложение.


Рассказ «Помнить и забывать»


Однажды странник гулял по лесу со знакомым мальчиком. Мальчик расшалился и, пробегая по опушке, наступил на нору барсука и засыпал её. Рассерженный барсук крикнул ему вслед, грозя лапой: «Я тебе это ещё припомню!»

Потом мальчик увидел в траве выпавшего из гнезда птенца сойки. Он бережно взял его в ладони, вернул в гнездо. Мама- сойка сказала ему с благодарностью: «Я тебе этого не забуду!»

Через какое-то время странник и мальчик вышли к реке. Мальчик решил перебраться на другой берег, прыгая по камням. Но он подскользнулся и упал в воду. Странник бросился в реку ему на помощь. Пролетавшая сойка увидела, в какую беду попал мальчик, схватила клювом его за шиворот и помогла держаться на

поверхности. Плывя к ним, странник подумал: «Хорошо, что мы умеем помнить!»

В это время проходил мимо барсук. Видя, что мальчика сносит течением, он бросил ему палку и помог выбраться на берег. Тогда странник, улыбаясь, подумал:

«Хорошо, что мы умеем забывать!»

































Литература:


1. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М.: Генезис; 2000 г.

2. Вачков И. В. Сказкотерапия. Ось- 89 ; 2003 г.

3. Князева Т. Н. Я учусь учиться. М.: АРКТИ; 2004 г.

4. Амбросьева Н. Н. Классный час с психологом. М.: Глобус; 2007 г.

5. Чистякова Психогимнастика.



Свежие документы:  Конспект классного часа "Выбор профессии" 9 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: