проект «Покорми птиц»


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Тавровская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Ачкасова» Белгородского района Белгородской области











Мастер – класс

«Покормите птиц зимой!»

(для учащихся младших и средних классов)





Авторы: учитель биологии

Коцюбинская Лидия Ивановна,

классный руководитель

Сорокина Римма Михайловна













Таврово — 2011

Цели:

Уточнить знания детей о видах кормушек и о кормах, развивать творчество, эстетический вкус, вести разъяснительную работу по воспитанию бережного отношения к природе, необходимости охранять птиц.

Способствовать увеличению числа добровольцев для помощи птицам в зимний период.

Научить участников мастер-класса конструировать собственные модели кормушек.

Идея мастер-класса: Форма эффективного профессионального воздействия как на педагогов дополнительного образования детей, проявляющих активность в поиске путей для роста собственного педагогического мастерства, так и на тех педагогов, которые пассивно относятся к своему профессиональному развитию.

Представление системы занятий.

На занятии будут использованы приемы:

постановки проблемы;

извлечения смысловой информации;

прием общения в группе;

прием подготовки участниками своих выводов по данной проблеме.



1.Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Хотелось бы начать разговор о птицах строками стихотворения Александра Яшина. Оно вобрало в себя всю суть нашего отношения к зимующим птицам. Зимой и ранней весной подкормка птиц – самый эффективный способ помочь пернатым. Птицы довольно успешно могут противостоять холодам, но только в том случае, если вокруг много подходящего корма. Большое число птиц гибнет в зимние месяцы именно от бескормицы. Ваша кормушка может спасти жизнь многим десяткам птиц. Их можно заметить возле кормушек, едва забрезжит рассвет. Поэтому корма в кормушки надо засыпать с вечера. И пока стоят морозы или метут метели, это нужно делать каждый вечер.

На подкормочных площадках птицы настолько привыкают к людям, что на ладонь с семечками садятся. Существует такая примета: если сядет тебе на руку синица, загадай о своем желании, и если вещая птаха подаст голос — загаданному сбыться.

2. Экологический календарь.

12 ноября – День встречи зимующих птиц.

В православном календаре это день священномученников Зиновия и Зиновии, а старинное название синицы «зинька». Явление, когда «зиньки» прилетали к жилью, совпало с днём Зиновия и Зиновии и церковное наименование дня видоизменилось в «Зиновия-синичка».

Свежие документы:  Сценарий и презентация "Вредные привычки - нам не друзья!"

А теперь уже несколько лет подряд по инициативе Союза охраны птиц России этот день в нашей стране отмечают как День встречи зимующих птиц и начинают подкормку пернатых.

15 января — самая середина зимы, отмечается как Всероссийский День зимующих птиц. Помните, в прошлом году с середины января ударили продолжительные 30-градусные морозы, которые нанесли сильный урон населению птиц. Много их погибло и сейчас в лесах довольно пусто. И по инициативе Союза охраны птиц России этот день в нашей стране отмечают как День зимующих птиц.

3. Задание: угадайте птиц.

По картинкам на слайдах презентации учащиеся угадывают названия птиц.

Из 10 синиц к весне выживают всего две. Но особенно трудно приходится птицам, когда оттепели чередуются с морозами и все вокруг покрывается ледяной коркой. Птицы не успевают за короткий зимний день найти достаточно корма. Привыкнув находить корм на определенном месте каждый день, птицы, вдруг не найдя его, не полетят сразу в другое место, а будут ждать, терять время и силы, а в морозные дни могут погибнуть.

4. Вопросы к классу.

  • Для чего нужны птицы в природе?

  • Как называют птиц, которые проводят с нами зиму?

  • Каких зимующих птиц вы знаете?

  • Что для зимующих птиц страшнее – холод или голод?

  • Какие удобные кормушки можно изготовить для птиц?

  • В каких местах надо развешивать кормушки?

  • Какой корм нужен птицам?



5. Имитационная игра.

Задание: выбрать цветной листок, который означает ответ на вопрос: «Знаю ли я о технологии изготовления кормушек из природных материалов и вторсырья?»

Желтый – не знаю.

Зеленый – кое-что.

Красный – знаю.

6. Чем питаются птицы?

ВОРОБЬИ – крошками хлеба, крупой, различными семенами.

СИНИЦЫ – кусочками несоленого сала, мясом, творогом.

ЩЕГЛЫ – семенами репейника, подсолнечника.

СНЕГИРИ – плодами рябины, калины, клена, липы.

СВИРИСТЕЛИ – сочными плодами рябины, калины, бузины, шиповника.

7. Загадки.

  • С буквы «Б» я начинаюсь,

Шею модниц украшаю

(бусы)

  • На кедровой ветке

Птенчики сидят

Мальчиков и девочек

Орешками манят

(шишки)

  • В руках у Тани

Зима в стакане

(мороженое)

8. Технология изготовления кормушек.

Сейчас мы предлагаем вашему вниманию процесс изготовления кормушек. Кормушки для птиц могут быть различных конструкций.

  • Кормушка – бусы. Орехи нанизывают как бусы на толстую нитку и связывают.

  • Кормушка – шишка. Кедровые или сосновые шишки начиняют кусочками несоленого сала и подвешивают на дерево.

  • Кормушка – мороженое. Рецепт. В топленое сало или другой жир насыпают семечки, крошки хлеба, семена тыквы или дыни, различные виды круп и т.д. Перемешивают, раскладывают в разовые стаканы, вставляют палочку или прутик, оставляют для застывания в прохладном месте. Когда застынет, вынимают из стаканчика, привязывают толстую нитку и вешают на деревья.

Удобны различные варианты кормушек-автоматов, в которых пища высыпается постепенно по мере ее потребления. Для этого кормовую смесь засыпают в бутылку, которую потом переворачивают кверху, или делают конический «бункер» из досок с узкой щелью внизу.

Деревянные ящики и пол-литровые стеклянные банки сменились молочными пакетами и пластиковыми бутылками с прорезанными сбоку отверстиями. Изготовить кормушку из таких материалов не составляет никакого труда даже для младшего школьника.

Собственно сам процесс изготовления кормушки состоит из следующих операций:

  • В дыру, проделанную шилом или острыми ножницами в пробке от бутылки вставляется отрезок веревки или проволоки, за которую будет подвешена кормушка.

  • С помощью ножниц в нижней части заготовки, на высоте 3-4 см от дна, прорезываются одно против другого два отверстия диаметром около 4 см (при этом корм становится недоступным для непрошенных гостей – серых ворон и галок. Подкормка этих птиц нежелательна, так как они являются переносчиками различных опасных заболеваний и разоряют весной гнезда певчих птиц).

  • Сделанные отверстия обрабатываются скотчем, изолентой для того, чтобы птицы не поранились.

9. Моделирование кормушек.

Уважаемые ребята, мы продемонстрировали вам технологию изготовления кормушек из природных материалов и вторсырья, в частности, из пластиковых бутылок, жестких пакетов. Таким образом, вы можете использовать данную технологию. В течение 3 минут разработайте собственную модель кормушки.

Группа находится на этапе моделирования кормушки.

10. Демонстрация кормушек.

Учащиеся демонстрируют модели своих кормушек.

11. Заключение.

Зимний день короток – мало времени, чтобы накопить энергии. По данным учёных в холодные зимы погибает до 90% синиц. Можно помочь им пережить это время! Покормите птиц!

В мире подкормка птиц и наблюдение их на кормушках стали массовым хобби! Присоединяйтесь к этому полезному и приятному увлечению!

Вы можете рассказать об акции друзьям и близким, разместить инофрмацию о празднике около дома или в школе.



12. Рефлексия.

Самым интересным оказалось…

всё!

Работа в группе;

делать самостоятельно кормушки;

узнать новое.

Научились…

осваивать новые методики;

включаться в проект и составлять модель;

контактировать с людьми;

проводить кропотливую работу;

верить в себя.



Открыли в себе…

способность достигать поставленные цели;

способность решать возникающие трудности;

желание узнать новое;

Открыли в других…

взаимопомощь со стороны друзей;

надежных товарищей;

самообладание и творческий подход;

энтузиазм и большой запас терпения;

желание общаться со мной.



Литература.

  • 1. Анатолий Онегов «Школа юннатов», издательство «Детская литература», М., 1980 г.

  • 2. Г.Н. Симкин «Певчие птицы», М. «Лесная промышленность», 1990 г.

  • 3. М.Т. Карпенко «Сборник загадок». М.: Прсвещение, 1988 г.

  • 4. Энциклопедический словарь юного натуралиста. Москва «Педагогика», 1981 г.





Свежие документы:  Конспект урока по истории "Великая Отечественная война на страницах исторических источников" 9 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: