Проект (программа) педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ


Проект (программа) педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ,

реализованного учителем в МБУ СШ №82 г.о. Тольятти

Учитель: Родионова Галина Михайловна

Предмет: алгебра и геометрия

В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов, в том числе и дисциплин естественнонаучного цикла. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.

В соответствии с целью работы школы (сформировать физически, психически и нравственно здоровую личность, способную адаптироваться к современным условиям жизни, на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ) и в связи с модернизацией образования и переходом на современные государственные общеобразовательные стандарты перед педагогом поставлены следующие педагогические задачи:

  • повышение качества математического образования,

  • формирование ключевых и предметных компетентностей учащихся,

  • формирование у учащихся УУД (универсальных учебных действий) как нового результата образования,

  • сбережение и укрепление здоровья обучающихся,

  • повышение информационной культуры.

Одно из средств их решения – использование в практической деятельности СОТ (современные образовательные технологий). В соответствии с особенностями предметной области и возрастом обучающихся (основная и старшая ступени) наиболее целесообразным представляется использование в урочной и внеурочной деятельности учащихся по предмету компетентностно — ориентированных технологий и технологий, позволяющих реализовать деятельностный подход в обучении: ИКТ, технологии проектной деятельности, технологии деятельностного метода обучения и здоровье сберегающие технологии. Использование выбранных СОТ необходимо для достижения требуемого уровня учебных действий, заложенного в Федеральных государственных стандартах второго поколения.

Объект реализации программы: образовательный процесс в 5-11 классах.

Диагностический инструментарий: проекты, разно уровневые тесты, дидактические материалы, контрольные, практические и лабораторные работы, интерактивные программы-тренинги, КИМы ЕГЭ и ГИА.

Сроки реализации программы: 2009 — 2013 годы.

  • Подготовительный и прогностический этапы (декабрь – май 2009г.). Анализ качества обучения математике в обучаемых классах по итогам (2009-2010) учебного года, показал снижение показателей среднего балла по алгебре в 7 «а» и 7 «г» классах (2008-2009 учебный год — 3,7 (3,6); 2009-2010 учебный год-3,65 (3,5)). На основании этого была разработана программа по использованию СОТ, как средства достижения заданных результатов образовательного процесса. Повышение квалификации и анализ основных направлений тематического обучения позволили выбрать СОТ, использование которых в практической деятельности повысит ее качество. Были разработаны методические материалы, нестандартные формы уроков, используемые СОТ и соответствующие дидактические материалы.

  • практический этап «2009 – 2013г.г.;

  • аналитический этап (2013 г.): на основе промежуточных и окончательных результатов будут сделаны выводы об эффективности эксперимента.

Способы оценки эффективности реализации программы:

  • наблюдение;

  • мониторинг и анализ результатов учебной деятельности;

  • мониторинг и анализ результатов внеурочной деятельности;

  • психодиагностическое исследование психологом школы уровня учебной мотивации и эмоционального отношения к учебе учащихся;

  • рейтинговое исследование отношения к учебным предметам по методике скринингового обследования учащихся «Отношение к учебным предметам». Автор Г,Н, Казанцева.

  • внутренняя экспертиза методической службой школы;

  • внешняя экспертиза (результаты ГИА).

Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.

Выбранные современные образовательные технологии:

  • технология деятельного метода обучения;

  • информационно — коммуникационные технологии;

  • метод проектов;

  • здоровье сберегающие технологии.

1.Технология деятельного метода обучения.

  1. Цели использования:

  • формирование универсальных учебных действий, которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться, становление и развитие субъективного опыта учеников;

  • решение проблем в сфере учебной деятельности, в том числе: определение цели познавательной деятельности, выбор необходимых источников информации;

  • поиск оптимальных способов добиваться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками. Готовность к разрешению проблем, к самообразованию, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативная компетентность, применение математических знаний и навыков в нестандартных ситуациях.

Развитие важнейших компетенций для современной жизни:

  • готовность к разрешению проблем, к самообразованию, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативная компетентность, применение математических знаний и навыков в нестандартных ситуациях;

  • готовность к разрешению проблем, к самообразованию. Готовность к использованию информационных ресурсов, к самостоятельной познавательной деятельности, к самообразованию. Развитию ключевых компетентностей учащихся;

  • готовность систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи.

Ожидаемые учебные результаты вследствие использования СОТ:

Учащиеся должны:

приобрести опыт разнообразной деятельности;

умение ставить цель;

планировать свою деятельность;

владеть способами контроля и оценки своей деятельности;

уметь работать в группах;

Полученные учебные результаты вследствие использования СОТ:

  • сформирован первичный опыт выполнения УУД. Учащиеся приобрели опыт целеполагания, начинают рефлектировать свой опыт, уточнять и корректировать свои действия, осуществлять их самоконтроль.

  • сформирована самостоятельная познавательная активность, желание учащихся приобретать математические знания из различных источников информации, осознание роли математики в мире, умение высказывать хорошо обоснованные математические суждения, умение решать прикладные задачи.

Основные направления тематического обучения СОТ

(наименование программы, учреждение, дата, кол-во часов):

  1. Информационно — коммуникационные технологии.

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Цели использования:

  • формирование умения ориентироваться в потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы, решать проблемы;

  • развитие коммуникативных способностей;

  • повышение мотивации учащихся к изучению математики;

  • формировать более высокий уровень самообразовательных умений и навыков;

  • создать банк компьютерных презентаций для уроков. Сделать процесс преподавания увлекательным и интересным;

  • расширение возможностей работать с учеником дифференцированно и индивидуально, оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Развитие важнейших компетенций для современной жизни:

  • готовность ориентироваться в потоке информации, развивать коммуникативные способности;

  • развитие интереса к изучению математики;

  • готовность владеть более высокими самообразовательными умениями и навыками;

  • возможность персонифицированного учета достижений ученика.



  • Ожидаемые учебные результаты вследствие использования СОТ:

У учащихся должна сформироваться:

  • информационная компетенция

(умение самостоятельно анализировать, отбирать необходимую информацию, организовывать, сохранять и передавать её в очном и сетевом общении);

  • коммуникативная компетенция:

умение представить себя, задать вопросы, вести дискуссию,

владение способами взаимодействия с окружающими и удаленными участниками общения;

  • умение работать в группе.

Полученные учебные результаты вследствие использования СОТ:

  • учащиеся умеют систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи, делать аргументированные выводы, структурировать имеющуюся информацию и представлять её в различных формах и на различных носителях;

  • благодаря этому достигаются высокие результаты в обучении. Мониторинг по алгебре и геометрии показал высокий уровень качество знаний учащихся 69% по алгебре и 73% по геометрии; высокие результаты ГИА (см. раздел 5)

  • сформированы информационные и коммуникативные компетенции обучаемых;

  • создан банк компьютерных презентаций, учителем и учениками, что позволил сделать процесс обучения математики интересным и наглядным; (см. раздел 8)

  • учащиеся свободно владеют данной технологией и выступают с презентациями на уроках, имеют публикации в электронном СМИ. (см. раздел 4)

  • Участвовала в проверке конкурсных работ на сайте дистанционных конкурсов, олимпиад, проводимых Центром роста талантливых детей и педагогов «Аурум» (см. раздел 7)

Основные направления тематического обучения СОТ

(наименование программы, учреждение, дата, кол-во часов):

  1. Метод проектов.

Цели использования:

  • способствовать успешной социализации выпускников за счет создания информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно;

  • заставлять учащихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом;

  • возможность организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению. Развивать творческие способности обучающихся;

  • предоставить возможность обеспечения каждому учащемуся собственной траектории обучения, а также дифференциации и индивидуализации образовательного процесса.

Развитие важнейших компетенций для современной жизни:

  • готовность учащихся ориентироваться самостоятельно в любой справочной литературе: Интернет-ресурсы, электронные источники;

  • готовность общаться с любой аудиторией;

  • готовность каждого учащегося строить собственную траектории обучения;

  • готовность решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. Соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

Ожидаемые учебные результаты вследствие использования СОТ:

приобретение учащимися навыков работы с текстами, информацией;

развить творческие и аналитические способности, научить работать сообща;

приобщить ребенка к духовному опыту человечества, сформировать новый тип учащихся, обладающих набором умений и навыков самостоятельной работы, готовых к сотрудничеству и взаимодействию, наделённых опытом самообразования.

Полученные учебные результаты вследствие использования СОТ.

Анализируя опыт работы организации проектной деятельности можно сделать выводы:

  • школьники умеют узнавать и формулировать проблему, видят возможные пути решения этой проблемы и внятно их излагают, умеют вести дискуссию;

  • сформированы ключевые компетенции. Ученики приобрели опыт публичных выступлений. Учащиеся результативно публикуют свои материалы в электронном СМИ; (см. раздел 4)

  • работа стимулировала внутреннюю познавательную мотивацию и способствовала повышению интереса к изучению алгебры и геометрии;

  • сформированы проектные умения, умения планировать, поисковые умения, коммуникативные умения, презентационные умения.

Основные направления тематического обучения СОТ

(наименование программы, учреждение, дата, кол-во часов):

  1. Здоровье сберегающие технологии.

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Цели использования:

  • обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.

  • сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.

  • сформировать умения использовать полученные знания в повседневной жизни.

Развитие важнейших компетенций для современной жизни:

  • уметь справляться с учебной нагрузкой, уметь преодолевать усталость;

  • быть коммуникабельным, общительным;

  • быть уравновешенным, способным удивляться и восхищаться;

  • проявлять хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

  • признание основных общечеловеческих ценностей;

  • развить способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни.

Ожидаемые учебные результаты вследствие использования СОТ:

  • приобретение учащимися необходимых знаний, умений ценить, беречь и укреплять свое здоровье;

  • развить учащихся не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически;

  • направить образовательный процесс на пользу здоровья учащихся;

  • приучить учащихся к здоровому образу жизни.

Полученные учебные результаты вследствие использования СОТ:

  • организован образовательный процесс на пользу здоровья учащихся;

  • сформированы умения детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье;

  • проводится экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.

Основные направления тематического обучения СОТ

(наименование программы, учреждение, дата, кол-во часов):

Таким образом, использование СОТ открыло новые возможности для развитии творческого потенциала учащихся, способствовало формированию ключевых компетентностей. Позволило добиться высоких результатов обучения и воспитания.

Список использованной литературы:

  1. Смирнов Н.К. Здоровье сберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003. –272 с.

  2. Каменская Е.Н. Педагогика. Курс лекций. Пособие для подготовки к экзаменам для студентов всех форм обучения.-Ростов н/Д. Феникс,2003.

  3. «Современные образовательные технологии» Андюхов, Б. Кейс – технология – инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы.- 2010.-№4.-С.61-65

4. Новикова, И. Этапы познания: Организация проблемного обучения / И. Новикова // Спорт в школе. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№4.-С.8

5. Даутова О. Б., Крылова О. Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении: учебно-методическое пособие для учителей / под ред. А. П. Тряпициной. – С-Пб.: КАРО, 2006.

5. Кларин М. В. Технологии обучения: идеал и реальность. – Рига, 1999.

6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. учебное пособие.– М.: Народное образование, 1998.



Свежие документы:  Консультация для родителей «Что такое сенсорика?»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: