Проект «Своя-чужая война…» 5 класс


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АКСАЙСКОГО РАЙОНА

СТАРОЧЕРКАССКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

СЕКЦИЯ «НАСТАВНИК»











СВОЯ-ЧУЖАЯ ВОЙНА…













Автор и руководитель: Шаповаленко Наталья Николаевна

Классный руководитель 5 класса,

учитель физики МБОУ Старочеркасская СОШ



Старочеркасск

2014







Содержание

  1. Введение …………………………………………………………3

  2. Этапы работы…………….……………………………………..4

III. Информация о войне.

3.1. История Афганской войны (1979-1989гг)…………….7

3.2. О символике Афганской войны……………………….9

IV. Воины-интернационалисты станицы Старочеркасской.

    1. Шевченко Николай Васильевич……………………9

    2. Слуев Сергей Иванович…………………………… 10

    3. Могильный Сергей Петрович………………………11

    4. Радченко Игорь Константинович…………………..12

    5. Першинков Николай Николаевич…………………13

    6. Гиголян Сурен Павлеевич…………………………..14

V. Заключение

5.1. Своя или чужая эта война?………………………………………………15

5.2. Выводы…………………………………………………………16

5.3.Перспектива дальнейшего развития проекта…………….….17


VI. Список используемых источников……………………………………..18

VII. Приложения………………………………………………………………19



























I.Введение.

Россия — страна, которая славится героическими страницами своей истории. Это связано с особенностью менталитета российского народа, развитым чувством служения своей Родине, желанием быть патриотом. Мы стараемся сохранить в памяти события ВОВ, её героев. Но история России 20 века знает и другие войны. Их называют локальными вооруженными конфликтами, в которых, как и в ВОВ, были проявлены героизм и мужество. Люди погибали, получали ранения, и они, конечно же, заслужили право остаться в памяти народа.

Актуальность темы

15 февраля 2014 года исполнилось 25 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. Наши войска находились на территории этой страны с 1979 по 1989год. 15 февраля 1989года последнее подразделение покинуло Афганистан. В этот день принято отмечать День памяти воинов – интернационалистов.

Афганистан стал частью жизни каждого из солдат, прошедших через эту войну. Сегодня, в связи с празднованием 25-летия вывода советских войск из Афганистана к данному историческому событию проявляется повышенный интерес, а потому изучение Афганской войны достаточно актуальная тема.

Я решила привлечь внимание учащихся к одному из таких локальных конфликтов (событиям в Афганистане), ведь в них принимали участиеи солдатыстаницы Старочеркасской.В результате у нас появилась проектная работапод названием «Своя — чужая война…»

Объектом изучениястал локальный вооруженный конфликт в Демократической республике Афганистан — Афганская война, в которой участвовали военнослужащие Советской Армии. Предметом изучения стала боевая служба в Афганистане солдат станицы Старочеркасской.

Цели работы (для руководителя):

  1. Создание условий для формирования у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции, чувства гордости за героические поступки солдат станицы Старочеркасской, выполнявших интернациональный долг.

  2. Развитие у учащихся познавательного интереса, навыков работы с компьютером, архивными материалами, умения проводить поиск.

  3. Обучение приёмам проектной деятельности

Цели (для учащихся):

В результате проведённой работы учащиеся смогут:

  1. Рассказать некоторые сведения о войне в Афганистане и выразить своё отношение к событиям.

  2. Назвать список имён солдат-интернационалистов станицы Старочеркасской.

  3. Работать с источниками информации.

  4. Интегрироваться в группу сверстников и участвовать в общении.

Для достижения целей были поставлены следующие задачи:

1. Организовать поиск материалов по теме проекта с привлечением различных источников информации (воспоминания участников событий, фотоматериалы, документы, интернет) Афганистане;

2. Провести встречу с участниками боевых действий в Афганистане, проживающими на территории станицы Старочеркасской;

3. Вовлечь в совместную творческую деятельность, осуществить групповое и межгрупповое сотрудничество;

4. Корректировать работу группы


  • Тип проекта:

Информационно-практико-ориентированный

  • Возрастная группа:

Учащиеся 5 класса (11-12 лет)

  • Продолжительность проекта:

Долгосрочный

  • Участники проекта:

Учащиеся 5 класса МБОУ Старочеркасской СОШ и их родители,ученица Ростовской санаторной школы-интерната №28, классный руководитель 5 класса, воины-интернационалисты станицы Старочеркасской.

В ходе работы над проектом была составлена анкета (см.приложение 5) для опросов воинов — интернационалистов и проведено интервьюирование, изучены семейные архивы: документы, фотографии. Мы обращались в администрацию сельского поселения ст.Старочеркасской, где нам помогли составить список жителей нашей станицы, которые прошли службу в ДРА (демократической республике Афганистан).

II. Этапы работы

«Самое сложное для учителя в ходе проектирования — это роль незави­симого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педа­гог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе кон­сультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы» — с автором этих слов, Н.Ю. Пахомовой, сложно не согласиться. Она предлагает следующие этапы работы над проектом:

•  погружение в проект;

•  организация деятельности;

•  осуществление деятельности;

•  презентация результатов.

Мы с детьми работали над проектом, придерживаясь этого плана. Однако уже

на первом этапе проектной деятельности у меня (наставника) стали возникать трудности: я, как учитель, не привыкла занимать роль «независимого консультанта». Уже в начале нашего проекта поняла, что остаться в стороне и только наблюдать за работой учащихся, отвечая на их вопросы, не получится, в силу уважительных причин:

— эта проектная работа первая в их школьной жизни;

— возраст учащихся (10-11 лет, 5 класс);

-в нашем классе всего 9 учащихся, возникли проблемы при делении на группы;

Для того чтобы приступить к реализации проекта, я решила выяснить, знают ли ученики 5 класса что-либо о войне в Афганистане. Для этого мною был проведён тематический классный час, в результате которого стало понятно, что ребята имеют некоторые знания об этой войне (родной брат их первого учителя в начальной школе, проходил службу в Афганистане). Во время нашей беседы дети начали задавать вопросы:

-Сколько лет длилась эта война?

-Как солдаты туда попадали?

-За кого воевали русские солдаты?

-Были ли там солдаты из нашей станицы?

Чтобы найти ответы на все вопросы, я предложила ученикам поучаствовать в создании проекта на интересующую их тему, познакомив их с правилами выполнения проектной работы. Ребята заинтересовались.

Первый этап — «погружение в проект» — прошел под девизом: «А что же мы хотим сделать?» Ответы на этот вопрос определили тип проекта, проектный продукт. Для выявления идей учеников я воспользовалась таким технологическим приемом, как «мозговой штурм» (см. приложение 1). Таким образом, на этапе «погружения в проект» были сформулированы не только тема, цели, задачи проекта, но и определён планируемый результат (проектный продукт).

На втором этапе проекта «организация деятельности» мы с ребятами разработали лист планирования (см. приложение 2), во время заполнения которого дети сами пришли к решению, что необходимо разбиться на группы. Долго и много споря, ученики разделились на две группы (4 и 5 человек, мальчики-девочки), разделили работу на промежуточные этапы и примерно определили время работы над каждым этапом.

На этапе «осуществления деятельности» я оказывала своим ученикам помощь организатора и стимулировала их, стараясь поддержать в самостоятельной работу. Во время сбора информации в группах стали возникать проблемы:

  1. Группа, которая занималась сбором общей информации о войне в Афганистане, быстро справилась со своей частью работы и некоторое время простаивала без дела;

  2. Во второй группе, которая занималась поиском и интервьюированием воинов-интернационалистов нашей станицы, заболел координатор, да и работы оказалось больше, чем планировали ученики. Следовательно, сроки выполнения этапа увеличивались.

  3. В течение работы над проектом, на третьем этапе, я поняла, что для общения с некоторыми героями нашего проекта нам понадобится «быстрый» интернет, который в нашей станице, к сожалению, большая редкость. Для общения по скайпу с участником боевых действий в Афганистане Радченко И. мы обратились к Белаковой Александре, у которой дома установлен спутниковый интернет. Саша – это ребенок-инвалид. Она проживает в нашей станице, а обучается дистанционно в г.Ростове – на – Дону, в санаторной школе-интернате №28. Эта пятнадцатилетняя девочка так заинтересовалась темой нашего проекта, что стала одной из его участниц. Саша тоже работала над историей Афганской войны. Один из героев нашего проекта Слуев Сергей – это её родной дядя. Помимо того, что Саша оказывала нам помощь в поиске, систематизации и обработке информации, она сама, не ведая того, оказала нам ещё и другую помощь, ни с чем несравнимую. Ученики моего класса до этого момента ни разу не общались с ребенком с ОВЗ, и сотрудничество с Сашей не прошло для них незамеченным.

Конечно, в такой ситуации я не смогла остаться просто «сторонним наблюдателем». Поощряя самостоятельность детей, я старалась поддержать, направить, помочь и создать условия для проявления их творческой активности

На четвертом этапеперед детьми стояла задача — представить результаты своей работы. Обе группы, изучив различные формы презентации своей работы (см.приложение 3), выбрали форму «устного сообщения». Для облегчения этой задачи я предложила примерный план сообщения (см.приложение 4) для обеих групп.

Со своей стороны я помогла учащимся объединить результаты их деятельности в единое целое, мы вместе оценивали умение выступать, общаться, слушать, обосновывать своё мнение и подвели итоги.




III.Информация о войне.

3.1. История Афганской войны (1979-1989гг).

Афганистан являлся ближайшим соседом СССР. Многонациональное государство: свыше половины его населения составляют пуштуны, большие группы населения составляют таджики, узбеки и хазарейцы. После государственного переворота, совершённого в апреле 1978г. НДПА (основана в 1965г., идеологией партии был провозглашён марксизм-ленинизм), в Афганистане разгорелась гражданская война. В 1979г. правительство Афганистана обратилось к СССР с просьбой ввести в страну войска. Первоначально лидеры КПСС отказывались сделать этот шаг.

Л.И. Брежнев писал в письме президенту Афганистана М. Тараки – «Войска в Афганистан СССР вводить не будет. Появление наших солдат в вашей стране, товарищ президент, наверняка восстановит большую часть афганского народа против революции …».(2.1)

Однако, когда ситуация обострилась и возникли опасения, что новый лидер НДПА

Х. Амин может выступить против СССР, 25 декабря 1979г. началось советское вооруженное вторжение в Афганистан.

Вторжению предшествовала достаточно кропотливая подготовка. Большое внимание уделялось тому, кто именно будет участвовать в афганской операции. В военкоматах по всей стране особое предпочтение отдавали «политически подкованным» военнослужащим, ударникам труда, а также молодым людям с отличными успехами в спорте, учёбе или на производстве. Официальная пропаганда утверждала, что наличие в рядах войск самых лучших советских людей поможет как можно быстрее выполнить армии свой интернациональный долг.

27 декабря 1979г. –советские солдаты штурмовали Кабул, столицу Афганистана. В ходе этой операции был взят президентский дворец, кабульское радио и иные объекты города. Из столицы были выбиты соединения моджахедов.(2.3)

При этом Амин был убит, и к власти приведён марионеточный режим Б. Кармаля. Это события были расценены многими странами как агрессия.

До января 1980 г. в Афганистан было введено около 50 тыс. советских военнослужащих. А общая численность советских войск к 1980г. достигла 80 тыс. человек.

Генералитет СССР полагал, что армии будут противостоять регулярные части афганских войск, воюющие по принципам военной науки с применением танков и артиллерии, а также созданием фронтов. Однако советские солдаты столкнулись с невиданным доселе противником. Моджахеды развернули партизанскую войну при поддержке США. Советская армия была не готова к «горной войне». Огромным просчетом оказался и внешний вид солдат, а именно военная форма. Различие солдат и офицеров делало советских солдат мишенью для душманских снайперов. Снайперы чаще всего стреляли по офицерам. В спешном порядке для солдат была выпущена новая форма — афганки, одинаковая для всех званий. Стандартные кирзовые сапоги были непригодны для ношения в жарком и пыльном климате горных местностей, солдаты нередко просто не могли идти, в кровь стирая ноги. При этом именно из-за высоты и твёрдости сапога при попадании на противопехотную мину – «лягушку» солдаты в 100% случаев теряли ногу. Командование подготовило огромный заказ на пошив точной копии американских кроссовок «Адидас», славившихся своей мягкостью и удобством. В них солдаты могли совершать многокилометровые переходы, кроме того, был значительно снижен уровень травматизма от взрывов маломощных мин.(2.4)

Войска советских солдат передвигались в узких горных ущельях длинными колоннами, что делало их позиции крайне уязвимыми при нападении врага. Афганцы подбивали первую и последнюю машину колонны, и таким образом отряд оказывался в западне из горящей техники. Именно такого рода трагедия произошла 3 ноября 1982г. при переходе перевала Саланга, советские отряды подверглись обстрелу.

Спецназ применял тактику «зачисток»: исходя из полученных разведкой данных, в заданный район отправлялся отряд и производил уничтожение отдельных групп противника.

С 1987г. советское командование изменило тактику боя. Были успешно проведены следующие операции: «Удар» и «Гроза», направленные на вытеснение отрядов моджахедов со стратегических позиций горных районов. (2.5)

Советские войска наносили воздушные и артиллерийские удары, при которых гибли не только повстанцы, но и мирные жители. Война, которую вело советское руководство в Афганистане, была одной из самых непопулярных в народе. При этом, несмотря на достаточно тяжёлое положение на фронтах и многочисленные жертвы, события в Афганистане старались скрыть от общественности. Афганская война до предела накалила внешнеполитическую ситуацию: для многих стран, СССР, стал ассоциироваться с «империей зла». Некоторые страны мира во главе с США отказались от участия в Олимпиаде 1980г., объявив бойкот.

Первые попытки урегулировать конфликт предпринял Ю.Андропов. Он в марте 1983г провёл переговоры с представителями ООН по вопросам урегулирования афганской проблемы. Но лишь 14 апреля 1989г. советское правительство и ООН согласились о выводе всех частей Советской армии с территории Афганистана. 15 февраля 1989 года в 10 часов 30 минут командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Громов последним из ограниченного контингента советских войск перешел мост через Амударью, разделявшую СССР и Афганистан — так завершилась почти 10-летняя война.

СССР отправил на войну в Афганистан 650 тыс. своих солдат и офицеров. 15 тыс. оттуда не вернулись, 35 тыс. человек были ранены, пропали без вести или попали в плен более 300 человек.

Общие потери афганцев составили около 1 млн. человек. На обеспечение армии было потрачено несколько миллиардов долларов. В самом Афганистане уже к началу 90-х годов на фоне роста исламского фундаментализма была создана всемирная террористическая организация Аль — Каида.


3.2. О символике Афганской войны.

Символикой Афганской войны стал чёрный тюльпан. Когда весной в ущельях расцветали тюльпаны, подбитые вертолётчики видели, как эти тюльпаны горели и становились чёрными. Потом так же называли самолёт АН – 12, перевозящий груз 200.

«Черный тюльпан» — воздушный транспорт, предназначенный для «груза двести», то есть для вывоза из Афганистана погибших воинов — интернационалистов. Цинковые гробы, о которых с 1979 года говорили шепотом, все чаще появлялись в крупных городах и отдаленных селах. «Всю жизнь теперь на нашей земле эти могильные красные камни с памятью о душах, которых нет…»(2.8)



  1. Воины-интернационалисты станицы Старочеркасской.


По данным сельского поселения станицы Старочеркасской, наших земляков, служивших в Афганистане, всего8 человек.

Шевченко Николай Васильевич (выпускник нашей школы)

Слуев Сергей Иванович

Киреев Валерий Дмитриевич (выпускник нашей школы)

Першинков Николай Николаевич

Могильный Сергей Петрович

Радченко Игорь Константинович(выпускник нашей школы)

Кобзев Владимир Анатольевич (выпускник нашей школы)

Гиголян Сурен Павлеевич

К сожалению, не все воины-интернационалисты смогли с нами пообщаться (в силу уважительных причин), но мы договорились о встрече с ними в любое удобное для них время.



    1. Шевченко Николай Васильевич

С Николаем Васильевичем лично встретиться нам не удалось, но мы несколько раз общались по телефону.

Родился 28.11.1964г. В ст. Старочеркасской х.Рыков окончил нашу школу в 1981г,.

1983-1985 служба в Армии

Первые 6 месяцев служил в Ашхабаде в школе сержантов. С первых дней своей службы знал, что их готовят к службе в Афганистане. Своим родным не сообщал об этом, так как не хотел тревожить, да и не разрешали солдатам этого делать до присяги. На присягу приехала родная сестра, которой он и рассказал все. Вскоре после этого приехала в Ашхабад его мама. Николай Васильевич говорит: «Уже прошло столько лет, мама уже умерла, а я все ещё помню, как она прощалась со мной в Ашхабаде».

Оставшиеся полтора года службы прошли в Афганистане в особой роте разведки.Именно поэтому у него нет фотографий из Афганистана и, вообще, после службы в такой роте солдаты при демобилизации подписывали документ о неразглашении информации. Прошел через все ужасы войны, о чем вспоминать не хочет, тем более рассказывать об этом.

Имеет юбилейные награды.

Пожелание: Учиться, идти в Армию, служить Родине.



    1. Слуев Сергей Иванович

Охотно согласился на общение снами, поделился фотографиями и подарил нам свой парадный китель и шапку-афганку, за что мы ему безумно благодарны.

РОДИЛСЯ 6.12.1976Г. в Донецкой области. Украина.

Май 1987-май 1989 служба в Армии.

Первые 6 месяцев- служил в Армении г. Кировокан

Подготовка военных водителей для Афгана.

В ноябре 1987г.(после присяги Родине) попал в г.Кабул, потом в провинцию Пактия. Служил в охранении.

В конце мая 1988г. вышел приказ о выводе войск из Афганистана, и рота Сергея Ивановича одна из первых покинула эту страну. Второй год службы прошел в Туркмении. Сергей Иванович поблагодарил нас за проявленный к этой теме интерес и пожелал:

-Здоровья! Чтобы любили и почитали своих родителей! Это очень важно…




4.3.Могильный Сергей Петрович

От имени Сергея Петровича с нами общалась его жена Татьяна Игоревна, которая показала нам ордена, медали, значки и фотографии своего мужа в период службы в Афганистане.

Родился 18.05.1955г. вКраснодарском крае ,учился в Ростове — на — Дону

1973-1975годы служба в Армии в Одесской области.

Специальным набором пошел служить в вертолетную часть-офицером-штурманом.Эта вертолетная часть –впервыесоздана в Советской армии. До этого в нашей армии были только самолеты.

С 1985 по 1986 год служил в Афганистане.

Участвовал в первой и второй Чеченской войнах. Принимал участие в освобождении людей из школ в г.Буденовске.

Служил в вооруженных силах РФ до 1999г. (25 лет)

Пожелание: «ЧТОБЫ НАШИХ ДЕТЕЙ НЕ КОСНУЛАСЬ ВОЙНА…»





4.4 Радченко Игорь Константинович

Родился 7.04.1964г в ст.Старочеркасской.Окончил нашу школу в 1981 году.

Учился в г.Аксае, училище №56

1982-1984 годы службы в Армии.

Первые 6 месяцев-Литва. Затем проходил службу в г.Кировобаде, горная дивизия ВДВ,.

6 месяцев командировка в Афганистан.

Игорь общался с нами в основном по скайпу и электронной почте, передал нам много фотографий, вот только о боевых действиях рассказывать отказался, впрочем, как почти все наши герои. Пообещал лично встретиться с нами. «Годика через три. Чтобы мальчишки подросли, сейчас они еще маленькие для серьезных разговоров о войне,»-сказал мне Игорь.

А теперешним старшеклассникам пожелал: «Идти в Армию! Быть всем здоровыми!!!»



4.5. Першинков Николай Николаевич

Когда ребята созванивались с Николаем Николаевичем и договаривались о встрече, он попросил дать трубку учителю и сказал , что конечно же встретится с детьми, но очень просит не задавать вопросы о боевых действиях, в которых он участвовал.

Родился 9.10.1961г. В г.Новошахтинске. Учился в Ростове –на Дону.

1979-1981 годы служба в Армии

12 декабря 1979г. из Ташкента по тревоге перевели в г. Темрез (граница с Афганистаном)13.01.1980г. после курса молодого бойца, на 20 день начала войны, его часть переведена в Афганистан.

Служил в минометной батарее до демобилизации.

Часть, в которой служил Николай Николаевич,первая вступила на территорию Афганистана после объявления войны. Все два года солдаты прожили в палатках на голой земле, так как еще не были построены казармы. Первые впечатления от Афганистана – горы и …огромные сугробы снега. Местные жители говорили: «Русские с собой нам привезли и суровую зиму»

Еще нам Николай Николаевич рассказал немного о своей маме, которая целых 6 месяцев не получала известий от своего сына, так как сначала было запрещено писать письма родным, а когда разрешили, писали только о погоде и природе. К концу службы сына, ее волосы стали совсем седыми. Вот так ей далась служба сына!


4.6. Гиголян Сурен Павлеевич

Родился 18.08.1959г.в Армении.

1977-1979г. Служба в Армии. Первые 6 месяцев-г. Харьков, затем г.Ташкент

Уже в середине 1979 г.СуренПавлеевич проходил службу в Афганистане. Еще не была объявлена война, а его часть была уже там. Очень тяжело вспоминать ему об этом времени,

тем более, что статуса воина-интернационалиста у него нет, следовательно, нет ни наград, ни льгот.Забыть Афганистан Сурен Павлеевич не может, напоминает ему о нем ранение в ногу, полученное там, да и сослуживцы регулярно приходят в снах. Для того чтобы представить, что пришлось ему пережить там, он назвал нам такие цифры: в его роте было 250 солдат, в живых осталось только 80…..

С 1987 года живет в ст.Старочеркасской

Пожелание Сурена Павлеевича : ««Здоровья детям, их близким и мира. Чтобы не было войны»







V. Заключение.


Во время работы над проектом «Своя – чужая война…» ребята познакомились с судьбамиземляков-ветеранов Афганского конфликта и выяснили, что все солдаты, призванные на срочную службу из станицы Старочеркасской, вернулись с этой войны. Она оставила глубокий след в судьбах её участников, некоторых сделала инвалидами.Она научила их по-настоящему ценить жизнь, дружбу, закалила их волю.

5.1. Своя или чужая эта война?

Размышляя над этим вопросом, в процессе работы над проектом, ученики поняли, что отношение к Афганской войне неоднозначное как у ее участников, так и у военных журналистов и у простых людей. По мнению одних, Афганская война – это вторжение, по мнению других- это была дружественная помощь братскому народу Афганистана, защита южных границ бывшего СССР.

Мы обратили внимание на следующие моменты:

  1. Советские солдаты участвовали в гражданской войне афганского народа – этот факт свидетельствует о том, что солдаты защищали территорию другой страны;

  2. Командованием советских войск были не учтены многие аспекты:

        • Афганистан – это горная страна;

        • Готовились воевать с регулярной армией, а столкнулись с партизанскими отрядамимоджахедов;

        • различия в форме между рядовыми советскими солдатами и офицерами, приводили к гибели чаще всего офицерского состава;

  1. Всего участвовало в войне около 700 тыс. советских солдат и офицеров. 15051 человек оттуда не вернулись, 53 тыс. человек были ранены, пропали без вести или попали в плен более 400 человек;

  2. Из-за участия СССР в Афганской войне некоторые западные страны во главе с США бойкотировали Олимпиаду 1980г. в Москве.

Всё это подтверждает, что участие СССР в Афганской войне отрицательно повлияло на внутреннюю и внешнюю политику страны. Если оценивать только эти факты, то тогда можно смело сказать – что это была однозначно чужая война.

Другие факты подтверждают обратное:

  1. Пока советские солдаты находились на территории Афганистана была прекращена поставка наркотических средств через границу Афганистана в СССР, а это спасённые миллионы человеческих жизней;

  2. Афганистан был ближайшим соседом СССР, в декабре 1979г. обострилась ситуация на границе с Афганистаном и возникли опасения, что новый лидер НДПА Х. Амин может выступить против СССР. В таком случае советские солдаты защищали границы Родины.

  3. Шла «Холодная война» и на территории Афганистана столкнулись два геополитических лидера СССР и США.

  4. В Афганской войне погибло 15 тысяч советских солдат, наш долг чтить память о них.

  5. Ветераны-афганцы говорят, что участие в Афганской войне дало им хороший жизненный урок, они проверили на ней знания военного дела.


    1. Выводы.

Подводя итоги нашей работы, я могу сказать, что цели и задачи, поставленные в начале исследовательской работы, выполнены. Подробно рассмотрен теоретический материал по Афганской войне.При исследовании литературы, я отметила, что в библиотеках нашей станицы и в нашей школьной библиотеке очень мало материалов о локальных конфликтах.

В ходе работы над данным проектом ребята получили навык общения с более старшими людьми, которые побывали в «горячих точках». Их информация и документальные материалы (награды, фотографии…) обогатили теоретические знания подростков.

Дети закрепили умения владения фотоаппаратом, компьютером, научилась работать с первоисточниками, оформлять проектную работу (титульный лист, оглавление, список литературы, приложение…), делать выводы.А главное самостоятельно нашли рациональный для себя способделения на группы, овладели первичными навыками проектной деятельности, научились работе в программе PowerPoint и Publisher.

Учащиеся получили опыт общения и совместной деятельности с ребёнком, имеющим ограниченные двигательные возможности (Белаковой Александрой). Это способствовало формированию толерантного отношения к окружающим. В результате сотрудничества с Сашей дети поняли, что инвалид-колясочник это такой же человек, как и они. У него есть свои интересы, желания, мечты; ему не нужна жалость, а только иногда посильная помощь, общение и внимание. Это привлекло внимание учащихся к таким понятиям, как «доступная среда» и «параалимпиада». Ребята предложили в будущем посвятить один из своих проектов проблеме людей с ОВЗ и привлечь к сотрудничеству Белакову А.

Некоторые из родителей помогали нам: сканировали фотографии, делились информацией и своими впечатлениями о войне.

5.3.Перспектива дальнейшего развития проекта

Нашу работу можно использовать на уроках истории и истории Донского края, на классных часах в школе для более глубокого изучения истории локальных войн конца ХХ века. Работники дома культуры и музея-заповедника нашей станицы уже обратились к нам с предложением о сотрудничестве по данной теме.

В дальнейшем мы планируем продолжить проектную работув следующих направлениях:

  • Встретиться со всеми участниками Афганской войны, проживающими в станице Старочеркасской.

  • Подготовить стенд для школьной выставки, посвященной воинам- интернационалистам нашей малой Родины.

  • Собрать более полную картотеку материалов о воинах-интернационалистах.

  • Провести интерактивную экскурсию в музее станицы Старочеркасской.

  • Познакомиться с литературой, музыкой и художественными картинами, посвященными этой теме.


К сожалению, еще слишком мало литературы по данной теме. Но я уверена: настанет время – мы узнаем всю правду об этой страшной войне, унесшей тысячи жизней наших молодых соотечественников. В процессе подготовки, мы посетила большое количество сайтов, посвященных этой войне. На одном из них прочли обращение воинов- афганцев к молодому поколению:

«Помните о тех, кто так и не вернулся на Родину из Афганистана. Возможно, наш опыт — живых и мертвых- чем-то пригодится и вам. Ведь войны никогда не кончаются… «ВОЙНА» — это правда обмана. Война заканчивается, когда умирает ее последний солдат. К 2060 году умрет последний солдат войны в Афганистане. К 2100 году умрут дети солдат Афганской войны. Десять лет войны — сто лет памяти. Нам осталось не так много, чтобы сохранить правду обмана этой войны»(1.4.)

Итак, была ли это «своя» или «чужая» война, об этом ещё долго будут спорить учёные и простые граждане теперь уже Российской Федерации. Факт в том, что мы не можем переписать историю, мы обязаны учитывать ошибки прошлого, чтобы не повторять их в будущем.
























  1. Список используемых источников.

  1. Интернет ресурсы:

1.1.www.vesti.ru

1.2. www.newsru.com/russia/15feb2009/afd.html

1.3. www.warriorsnight.ucoz.ru/news

1.4. www.afghanistan.ru/doc/12064.html


2. Литература:

    1. Данилов, А.А., Косулина, Л.Г., Брандт, М.Ю. История России , ХХ – начало ХХI века учеб. для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Данилов, А.А., Косулина, Л.Г., Брандт, М.Ю.. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005г.

    2. Данилов, А.А., Косулина, Л.Г. История государства и народов России. ХХ век: учеб.для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Данилов, А.А., Косулина, Л.Г. – 3-е изд. – М.: Дрова, 2003г.

    3. Большая Российская энциклопедия, М.: Мир книги, 2002г.

    4. Криволапов, А. «Мы – защищаем Отечество! Это надо живым», Москва, Патриоты Отечества, № 2 февраль 2009г., с. 16-17.

    5. Иванов, Д. «Мы – защищаем Отечество! Герои Афганистана», Москва, Патриоты Отечества, № 2 февраль 2009г., с. 18-21.

    6. Лобанова, Т. «Афганистан, ещё раз про войну», Белый Яр, Заря Севера, № 18-19, с. 6, 11.

    7. Лобанова, Т. «Мужество случайным не бывает», Белый Яр, Заря Севера, № 15-16, с. 8-10.

    8. Лобанова, Т. «Исполнил свой долг», Белый Яр, Заря Севера, № 21-22, с. 4.

Лобанова, Т. «Скрытая» война, или Там, в Афганистане…», Белый Яр, Заря Севера.


  1. Воспоминания участников войны.
















  1. Приложения.



Приложение 1.

Технологический прием «Мозговой штурм»

«Мозговой штурм» (англ.brainstorming) – один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности, который позволяет найти решение сложных проблем.

Отправным моментом «мозгового штурма» является проблема, которая не нашла приемлемого решения. Для успешного проведения «Мозгового штурма» члены группы должны придерживаться следующих правил:

  1. Принимать все взгляды и временно отказаться от оценки и критики всех идей;

  2. Приветствуется свободный полет фантазии, разрешается высказывать любые, даже фантастические идеи;

  3. Идей должно быть много: каждого участника обсуждения просят представить максимально возможное количество идей;

  4. Нужно стремится развивать чужие идеи, достраивать, улучшать, комбинировать элементы разных идей;

  5. Необходимо записывать все идеи.

На завершающем этапе «мозгового штурма» производится отбор лучшего решения.























Приложение 2

ЛИСТ ПЛАНИРОВАНИЯ

Тема проекта ________________________________________________________________

Этапы работы

Цель(цели) :

Задачи:




Что знаем?




Что нужно найти:





Что можно использовать:




Источники информации





Вид информации

Какую информацию и где мы можем получить



Координатор в группе:

План работы:




План работы















Приложение 3.

Формы презентации проекта.

  • Устное сообщение на уроке;

  • Публичная защита проекта;

  • Театрализованное представление;

  • Демонстрация видеофильма;

  • Презентация веб-сайта и др.





Приложение 4.



Примерный план сообщения:

  1. Представьтесь (назовите свое имя, фамилию, какую творческую группу представляете, назовите состав группы и роль каждого в ней).

  2. Назовите тему проекта.

  3. Обоснуйте актуальность выполненной работы.

  4. Расскажите, какую цель и ожидаемый результат поставила перед собой творческая группа.

  5. Расскажите о путях решения проблемы (какие идеи были предложены, на каких идеях остановились.Как изменилось понимание темы проекта или его идеи, если произошли какие-либо изменения; назовите причины возникновения этих изменений)

  6. Расскажите о времени, месте и роли участников проекта (кто, где и когда реализовывал идеи, каков вклад каждого участника в решении проблемы).

  7. Продемонстрируйте результат работы группы.

















Приложение 5

1.Краткая биография:

1)когда и где родились______________________________________________________________________ 2)когда и где учились: школа________________________________________________________________________ др.учебные заведения__________________________________________________________ 3)годы службы в армии_________________________________________________________ 4)какой профессиональной деятельностью занимались после службы_______________________________________________________________________

2.Призыв на военную службу:

1)каким было отношение молодёжи 80-х годов к службе в армии________________________________________________________________________ 2)каким было личное отношение к службе_________________________________________ 3)готовились ли специально к службе в Вооружённых силах_________________________________________________________________________ 4)когда и откуда были призваны в Вооружённые силы_________________________________________________________________________ 5)в какой регион, населённый пункт отправили на службу_______________________________________________________________________ в каком роду войск_____________________________________________________________ 6)какие воспоминания сохранились о начале службы_______________________________________________________________________ 7)как оказались в числе военнослужащих отправляемых в Афганистан____________________________________________________________________ как отнеслись к этой новости_____________________________________________________ подготавливали ли к боевым действиям___________________________________________

3.Военная служба в Афганистане:

1)На какой территории, у какого населённого пункта проходили службу________________________________________________________________________ 2)Как складывались отношения с местным населением___________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7)как завершилась служба в Афганистане_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8)какие знаки, награды получены за службу______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9)какие памятные вещи остались____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10)какие советы, пожелания могли бы дать современным призывникам______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









Дата заполнения: респондент:




22


Свежие документы:  Социально-педагогическое занятие для обучающихся 1-4 классов коррекционной школы на тему: «Мы идем в музей. Правила поведения в общественных местах (музей, выставка)»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: