Проектный метод в деятельности ДО


Проектный метод в деятельности ДО


С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.


Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.


Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)

Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности)

Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.


Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;

комплексные блочно-тематические занятия;

интеграция:

−частичная интеграция;

−полная интеграция;

метод проектов:

−форма организации образовательного пространства;

−метод развития творческого познавательного мышления.


Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

Составление плана-схемы проекта.

Сбор, накопление материала.

Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

Домашние задания для сам. выполнения.

Презентация проекта, открытое занятие.


Основные этапы метода проектов


1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.


2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

в каких источниках можно найти информацию;

какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

с какими предметами научиться работать для достижения цели.


3. Выполнение проекта – практическая часть.


4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.


В настоящее время проекты классифицируются:

по составу участников;

по целевой установке;

по тематике;

по срокам реализации.


В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).


Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.


Значимы и другие виды проектов, в том числе:

комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;

межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;

творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;

групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;

индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;

исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».


По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» — на учебный год).


Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.


Задачи развития:

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

развитие познавательных способностей;

развитие творческого воображения;

развитие творческого мышления;

развитие коммуникативных навыков.


Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.


В младшем дошкольном возрасте – это:

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).


В старшем дошкольном возрасте – это:

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.Этапы

проекта Деятельность педагога Деятельность детей

1 этап 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу (нежёстко). 1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

2 этап 4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность

6. Организует деятельность. 5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

3 этап 7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап 9. Подготовка к презентации.

10.Презентация. 8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.



Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.


Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами. Здесь можно использовать следующие формы работы:


Консультации по темам:

«Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников»;

«Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»;

«Виды проектов и использование их в разновозрастных группах»;


Семинары-практикумы:

«Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;

«Разработка перспективного тематического планирования по включению дополнительного образования в воспитательно-образовательный процесс»;

«Дополнительное образование в воспитательно-образовательном процессе»;

«Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности»;

«Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»;


Примерные проекты в работе с кадрами:

«Перспективы развития МДОУ в условиях самоуправления» (административная группа, методическая служба, совет педагогов, творческая группа);

«Воспитание здорового ребёнка» (в рамках медико-психо-физиологической и педагогической служб);

«Мастер-класс. Перспективы совершенствования педагогического мастерства» (в проекте участвуют все педагоги);

«Молодые дарования» (методическая служба, группа наставников, молодые специалисты);

«Перспективы экологического образования дошкольников» (воспитатели, педагоги дополнительного образования);

«Питание и здоровье» (медицинская служба, методическая служба, воспитатели, работники пищеблока);

проблемные проекты между педагогами групп, работающих по одной программе;

дизайн-проект по совершенствованию развивающей среды (административно-хозяйственная, методическая, психологические службы, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, рабочий по обслуживанию здания);

социальные проекты «Наши юбиляры», «Знаменательные даты» (участвуют все члены коллектива, воспитанники, социум)


Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.


Младший дошкольный возраст


Задачи обучения:

пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;

приобщать детей к процессу познания;

формировать различные представления;

привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.


Совершенствование психических процессов:

формирование эмоциональной заинтересованности;

знакомство с предметами и действиями с ними;

развитие мышления и воображения;

речевое развитие.


Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

осознание поставленной цели;

овладение различными способами решения поставленных задач;

способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;

поиск различных средств достижения цели.


Линии развития личности.


Физическое развитие:

стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;

формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);


социальное развитие:

формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеололгическое древо»);


познавательное развитие:

обогащение и расширение представлений об окружающем мире;

расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;

сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);


эстетическое развитие:

развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;

овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).


Старший дошкольный возраст.


Задачи обучения:

развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;

формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

развивать способность к прогнозированию будущих изменений.


Формирование предпосылок учебной деятельности:

произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

потребности в создании собственной картины мира;

навыков коммуникативного общения.


Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

выявить проблему;

самостоятельно искать нужное решение;

выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

Свежие документы:  Интеллектуальная игра по русскому языку. Брейн-ринг "Юные знатоки русского языка" 6 класс

самостоятельно анализировать полученные результаты.


Линии развития личности.


Социальное развитие:

развитие самопознания и положительной самооценки;

овладение способами внеситуативно-личностного общения;

высокий уровень коммуникативной компетентности;

осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);


Физическое развитие:

развитие осознанного отношения к своему здоровью;

формирование потребности в здоровом образе жизни;

совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).


Познавательное развитие:

систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;

развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»);


Эстетическое развитие:

углублённое приобщение к искусству, многообразию худ.образов;

овладение различными видами худ. деятельности;

развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»).Тематика блока Название проекта Продукт детской деятельности

Наследие «Эхо столетий» «Временная лента» (работа с энциклопедиями, подбор и систематизация иллюстративного материала, ИЗО, ручной труд, театрализованное представление)

«Защитники Отечества» Исторический альбом «Защитники Отечества» (рисунки, бумажная пластика, детское сочинительство)

Практические мастерские (изготовление афиш, приглашений, костюмов)

Театрализованное представление «Богатыри земли русской»

«Здравствуй, Пушкин!» Создание альбомов «Пушкин и няня», «Семья Пушкина», «Друзья, прекрасен наш союз!», «По Пушкинским местам».

Дидактические игры

«Сказки Пушкина», кроссворды и логические задания по сказкам, практическая мастерская «Мода Пушкинской эпохи», «Малые театральные встречи», «Встречи у камина» (сказки Пушкина в живописи, скульптуре, музыке)

Детские книги «Здравствуйте, Пушкин!, «Сказки Пушкина»

Макет «У Лукоморья»

Театрализованное представление «Сказки Пушкина», «Пушкинский бал».

Проекты «Генеалогическое древо», «Моя семья», «Секреты бабушкиного сундука» «Семейное древо»

Альбом рисунков «Моя семья»

Выставка семейных реликвий.

«Я в мире людей» Проекты

1). «Мои друзья»

2) «У нас в Нескучном саду»

3) «День защиты детей»

4) «Сказки о любви»

5) «Весёлый этикет» Альбомы (инд.) (рисунки + весёлые истории)

Театральные этюды, выпуск газет и журналов

Проект «Детский сад будущего». Выпуск стенгазеты.

Карнавал. Разработка детского кодекса.

Литературная гостиная. Изготовление «Валентинок».

Школа «Маркиза этикета»

«Мир вокруг нас» «Четыре стихии»

«Времена года»

«Мир животных и птиц»

«Уральские самоцветы» Картотека опытов.

Составление коллажей

Детская книга «Это опасная стихия»

Детская книга, танцевальные миниатюры, коллажи.

Рукописные журналы, книги, сочинительство, изодеятельность

Коллаж, детская книга «Легенда о камнях»

«Весёлая астрономия»

«Жалобная книга природы»

«В стране чисел и фигур»

«Полезные вещи»

«От кареты до ракеты» Викторина «Через тернии к звёздам»

Театральные этюды «Неизведанная планета», «Путешествие на луну».

Сочинение «Звёздных сказок».

Сочинение сказок от имени природных объектов.

«Лесная газета».

Выпуск журнала «Экологический светофор города»

Коллажи. Геометрический вернисаж. Театральные этюды.

Математическое шоу «Алиса в стране математики».

Энциклопедия «Из истории вещей»

«Приключения вещей» — сочинение сказок об обычных вещах.

Изготовление детской книги средствами конструктивной деятельности.

Детские проспекты по видам техники (транспорт).

«Наши помощники» (книга об истории бытовых приборов).

«Ты и твоё здоровье» «Я и моё тело»

«Окошки в мир. Органы чувств»

«Твоё питание и здоровье»

«Путешествие пирожка» (строение пищеварительной системы)

«Живительные силы»

«Про витамины и здоровье»

«Как мы дышим» (приключение Кислородинки) Дневник «Я расту»

Проект «Страна Айболития»

«Польза и вред» (проекты по органам чувств)

Мини проекты «Для чего нужна пища?»

Детская книга «Приключения в стране витаминов», составление картотеки блюд.

Сочинение сказок, стихов, театральных этюдов.

«Как фрукты и овощи о своей пользе спорили?»

Планшет «Вред-польза»

«За чистый воздух» (плакат)

Детская книга закаливания



Примерная схема осуществления проекта «Семья» (ст. дош. возраст)Разделы программы Виды детской деятельности

Игровая деятельность Сюжетно-ролевая игра «Дом», «Семья»; «Мебельный салон», «Салон одежды для дома» и т.д.

Игры-драматизации по произведениям: «Репка», «Красная шапочка», «Гуси-лебеди» и пр.

Настольно-печатная игра «Моя квартира».

Социальное развитие Тематические занятия по Конвенции о правах ребёнка.

Права и обязанности в семье.

Составление «Генеалогического древа» (в контексте прошлого и будущего), карты-схемы микрорайона с обозначением домов, где живут дети, альбомов «Традиции нашей семьи», «Моя малая родина», «Калейдоскопа дней рождений» (знаки Зодиака детей группы, выпуск каждой семьёй газеты «Самый счастливый день в семье» (ко дню рождения ребёнка).

Встречи в видеосалоне «Сам себе режиссёр».

Речь и речевое общение Творческое рассказывание детей по темам «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наши любимые питомцы», «лето на даче», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений», «Я буду мамой (папой)», «Как я помогаю дома»,

Словотворчество. Создание альбомов «Моя семья» (рисунки, фотографии, стихи детей).

Совместное участие детей и родителей в литературных гостиных.

Здоровье и физическое развитие Составление режима дня для каждой семьи, конкурс семейных комплексов утренней гимнастики, закаливающих процедур.

Совместные туристические походы «В бассейн идём вместе».

Межсемейные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья».

Организация семейного мини-кафе. Презентация «Любимое блюдо моей семьи», составление книги «Семейные рецепты».

Занятия в кулинарном классе (проводят родители, воспитатели, шеф-повар).

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Мир, в котором мы живём Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).

Географические представления. Составление плана-схемы «Мой дом», изготовление макета «Мой район», работа с картами «Мой город».

Природа Коллажи «Домашние любимцы».

Составление семейных альбомов «Комнатные растения», «Что растёт у нас на даче».

Начала грамоты Математика «Рост и возраст членов семьи», совместная игра детей и родителей «Семейный бюджет».

Составление словарика имён членов семьи «Что означают имена»

Конструирование «Дом моей мечты», «Дачный домик», «Домашние работы».

Плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики на семейную тематику.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Худ. литература Пословицы и поговорки о семье.

Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», ненецкой сказки «Кукушка».

Выборочное чтение: А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», Одоевский «Городок в табакерке», Л. Толстой «Рассказы для маленьких детей».

Заучивание: Е Благинина «Посидим в тишине».

ИЗО и дизайн Рисование «Моя семья», «Семейные портреты», «Мы на отдыхе», «Мой дом», «Моя комната», «Обои в новую квартиру».

Выпуск семейных газет.

Составление икебан, букетов, панно, коллажей из природного материала (с участием родителей)

Выставки «Семейное хобби».

Театр Семейные мини-спектакли, составление сценариев детских развлечений, театральные этюды «Семейные диалоги».

Совместное посещение семьями театров.



Алгоритм разработки проекта Этапы Задачи Деятельность проектной группы Деятельность научно-методической службы

Начальный Определение проблемы (темы). Выбор группы участников. Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания Мотивация проектирования, объяснение цели проекта

Планирование Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха. Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение.

Принятие решения Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Работа с информацией. Синтез и анализ идей. Наблюдение. Консультации.

Выполнение Выполнение проекта Работа над проектом, его оформление. Наблюдение, советы (по просьбе группы)

Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) Участие в коллективном анализе проекта и самооценке Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо)

Защита проекта Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка. Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта. Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная деятельность как одна из современных технологий образовательного процесса.


По методу проектов дошкольники “приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов”. Данный метод полезен тем, что при правильном применении он способствует развитию творческих способностей и самостоятельности дошкольников в обучении и осуществлению непосредственной связи между приобретением дошкольниками знаний и умений и применением их в решении практических задач.


Применительно к нашему дошкольному учреждению г. Серпухова д/с №32 “Рябинка” образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность дошкольников, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.


Проектную деятельность мы рассматриваем как системный компонент учебно-воспитательного процесса, позволяющий построить его на принципах проблемного и деятельностного подходов, личностно-ориентированного обучения, педагогики сотрудничества.


Метод проектов, используемый нами при реализации проектной деятельности, не является принципиально новым в мировой педагогике.


Он возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ребенка, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Педагог может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль детей в нужном направлении, для самостоятельного поиска. Но в результате дети должны проявить свои творческие способности и самостоятельно, либо совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Свежие документы:  Проект "Аллея Славы", посвященный 65-летию Победы, 10 класс


Условиями успешности обучения по Дьюи являются:

проблематизация учебного материала;

активность ребенка;

связь обучения с жизнью.


Самостоятельная работа над разрешением проблемы, получение конкретного результата и его публичное предъявление носили характер проектной деятельности.


Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней — стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.


Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность ребенка — индивидуальную, парную или групповую, которую дошкольники выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Группы определяли, как они мыслят решение данной проблемы: включалась личностная мотивация, начинался процесс творчества, процесс самостоятельной мыслительной работы. Степень этой самостоятельности зависит от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Проектная деятельность всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей наук, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, “осязаемыми”, т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению. Реализация проектной деятельности в образовательной практике связана с формированием определенной среды:

использование метода проектов предполагает кардинальное изменение роли педагога, который должен стать организатором проектной деятельности, руководителем проекта, консультантом;

необходимым условием для выполнения дошкольниками проектов

является наличие информации, обеспечивающего самостоятельность ребенка в выборе темы проекта и в его выполнении;

должны быть созданы условия для оформления результатов проектной деятельности и их обсуждения.


Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающие, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что дошколят называют «почемучками». Но самостоятельно ребенок еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители. Во всех дошкольных учреждениях, наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, воспитатели и педагоги дополнительного образования используют методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательскую деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и так далее. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер: логические задания практикуются лишь на отдельных занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи или конструированию.


Интегрированный метод обучения является для дошкольных учреждений инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников-иллюстраторов.


Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.



Вариативность использования интегрированного метода обучения

Полная интеграция (один из приоритетных разделов интегрируется со всеми другими разделами программы)

Частичная интеграция (одно из направлений интегрируется в другое)

Интеграция дополнительного образования и воспитательно-образовательного процесса

Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема

Интеграция разнообразных видов искусства внутри художественно-эстетического направления


Примером полной интеграции является интеграция экологического воспитания с художественной литературой, изобразительной деятельностью, музыкальным воспитанием, физическим развитием.


Пример частичной интеграции – интеграция художественной литературы и изодеятельности. Разнообразные виды искусства внутри художественно-эстетического направления могут быть интегрированы с театрализованной деятельностью в разделе ОБЖ.


Особый интерес представляет собой интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема.


Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и так далее;

комплексные блочно-тематические занятия;

интеграция:

частичная интеграция (одно из направлений программы интегрируется с другим);

полная интеграция (один из разделов интегрируется со всеми разделами программы).

Цели и задачи


Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.



Задачи развития:

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

развитие познавательных способностей;

развитие творческого воображения;

развитие творческого мышления;

развитие коммуникативных навыков.


Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.


В младшем дошкольном возрасте это:

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).


В старшем дошкольном возрасте это:

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

План работы воспитателя по подготовке проекта


Постановка цели проекта.


Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).


Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.


Составление плана-схемы проекта.


Сбор, накопление материала.


Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.


Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.


Презентация проекта, открытое занятие.


Подведение итогов.

Классификация проектов:


Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.


по составу участников;


по целевой установке;


по тематике;


по срокам реализации


По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество А.С. Пушкина» – на учебный год).

Виды проектов:


исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна, сборников стихов, рассказов и пр.;


ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);


информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и так далее);


творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).


Смешанные проекты в предметно-содержательной области являются межпредметными.


Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, то есть воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.


Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, — между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и тому подобные.


Значимы и другие виды проектов, в том числе:

комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;

межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;

творческие: «Мои друзья», «У нас в Нескучном саду»;

групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Веселая астрономия»;

индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука»;

исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

Этапы деятельности над проектом


Работа над проектом включает совместную деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:


Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей


I этап Формулирует проблему (цель)

(При постановке цели определяется и продукт проекта)

Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию

Формулирует задачу (не жестко) Вхождение в проблему.

Вживание в игровую ситуацию

Принятие задачи

Дополнение задач проекта


II этап Помогает в решении задачи

Помогает спланировать деятельность

Организует деятельность Объединение детей в рабочие группы

Распределение амплуа


III этап Оказывает практическую помощь (по необходимости)

Свежие документы:  Развивающее занятие с элементами тренинга для учащихся 7-9 классов « Как строить отношения с теми, кто на нас не похож?»

Направляет и контролирует осуществление проекта Формирование специфических знаний, умений, навыков


IV этап Подготавливает презентацию. Проводит презентацию Продукт деятельности готовят к презентации

Представляют зрителям или экспертам продукт деятельности




Завершается проект подведением итогов.







ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ


В настоящее время работа с детьми дошкольного возраста строится на основе принципов личностно-ориентированной педагогики, в связи с этим актуальна задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий. Теоретические и энциклопедические знания, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, становятся лишь средством. Знаниевая ориентация дошкольного образования сменяется компетентностно-ориентированным подходом к дошкольному образованию. Переориентация образовательного процесса в дошкольном учреждении на компетентностный подход ставит ряд проблем, которые связаны в первую очередь с тем, что педагоги недостаточно владеют технологиями, позволяющими создать педагогическое пространство, обеспечивающее становление ключевых компетенций у детей.


В дошкольном образовании выделяют три группы компетентности: социально-коммуникативная, информационная, технологическая.


Социально-коммуникативная компетентность включает в себя три подготовительные группы:

умение взаимодействовать в системе «ребёнок — ребёнок» и «ребёнок — взрослый;

умение с уважением относиться к ценностям других людей (история, религия, культура и др.) толерантность;

умение в конфликтных ситуациях вести себя в соответствии с культурой и моральной нормой.


Информационная компетентность:

умение задавать вопросы;

умение самостоятельно искать информацию, работать с ней, задавать вопросы («почемучкины вопросы ), делать

выводы из полученной информации, знать, что несёт пользу и вред здоровью.


Технологическая компетентность (действенно-мыслительная компетентность, которая включает в себя готовность к решению проблем).


Повышение качества образовательного процесса на основе внедрения современных педагогических технологий находится в прямой зависимости от:

профессионального уровня, компетентности педагогических кадров, готовности к инновационной деятельности, к внедрению современных образовательных технологий, способности педагогов к исследовательской, аналитической деятельности;

высокого уровня мотивации всех участников образовательного процесса;

наличия достаточной материалъно-технической базы, психолого-педагогической, комфортной развивающей предметно-пространственной, ландшафтной среды;

научно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса и др.


Образовательный процесс в дошкольном учреждении многопрофилен. Это не только специально организованное обучение, но и разнообразная детская деятельность на протяжении дня: игра, общение, элементарная трудовая, познавательно-практическая, художественная деятельность и др. Обновление содержания образовательного процесса в настоящее время осуществляется на основе изменения структуры и форм специально организованных видов деятельности, создания условий для проявления самостоятельности и творчества детей. Поэтому необходимо наполнить все виды деятельности интересным содержанием, которое бы способствовало развитию у детей умения самостоятельно решать возникшие проблемы, работать с информацией, самостоятельно использовать её в разных ситуациях.


Потребность дошкольного учреждения во введении современных педагогических технологий в образовательный процесс очевидна и необходима.


В дошкольных учреждениях в качестве основных средств воздействия возможно использование адаптированных к работе с дошкольниками методов и приёмов общей теории сильного мышления и теории решения изобретательских задач. Педагог как ключевая фигура детской жизни в дошкольном учреждении должен чётко представлять себе весь комплекс задач и способов их реализации, методы работы для успешного их решения.


В ОТСМ-ТРИЗ-педагогике создан достаточно обширный фонд игр, тренингов, методик, позволяющих развивать у ребёнка дошкольного возраста способность видеть системную картину мира, оперировать противоречиями, а в старшем дошкольном возрасте преодолевать психологическую инерцию и решать задачи познавательного, практического и творческого характера из разных областей знаний и деятельности людей.


Одной из оптимальных технологий, поддерживающих компетентностно-ориентированный подход в образовании, можно считать метод проектов. Использование метода npoектa позволяет развить познавательные навыки детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развивать критическое мышление.

Основные признаки проекта:

присутствие новизны;

наличие реальной проблемы;

практическая направленность;

презентация результата проекта,


В практике дошкольных учреждений в образовательном процессе могут быть использованы различные типы проектов: исследовательские, творческие, ролевые, игровые, информационные, практико-ориентированные.


Организация деятельности детей с использованием метода проекта осуществляется по следующему алгоритму:

анализ программы и выделение в ней возможных тем для выполнения проектов;

выявление проблемы, которую необходимо решить в ходе выполнения проекта;

определение типа проекта и формулировка темы;

определение цели предстоящей деятельности;

составление плана работы над проектом;

организация исследовательской деятельности в ходе выполнения проекта;

выбор формы презентации проекта;

дальнейшее использование результата проекта.

Условия организации деятельности детей с включением метода проектов следующие:

наличие мотивации участников проекта;

перевод отношений воспитателя с детьми от сотрудничества к самостоятельности у дошкольников;

позиция педагога — позиция сотрудничества, помощи, вдохновения, внимание к личной инициативе, к росту личности ребёнка;

позиция ребёнка — активное взаимодействие со взрослыми, сверстниками, взаимоподдержка, ответственность;

т произвольность (доведение начатого проекта до определённого результата);

выстраивание знаний воспитателя как системных, междисциплинарных, обобщённых в многообразных формах поисковой, мыслительной деятельности, продуктивного творческого процесса;

освоение способов ведения исследовательской работы,

методов развития мышления и воображения;

представление детям практики освоения многообразия форм межличностных отношений и общения, создание условий для появления чувства радости от совместного сотрудничества и сотворчества.


Работа в проекте изменяет позицию ребёнка и позволяет реализовать «идею субъектности», суть которой состоит в том, что ребёнок выбирает, действует, получает результаты и оценивает их сам. Взрослые не определяют и жёстко не регламентируют действия детей, они предоставляют ребёнку право выбирать. Выбор, предпочтение ребёнком действий, результат которых не предрешён, создаёт принципиально новую ситуацию, новые перспективы в дошкольном образовании, в частности в организации образовательного процесса,


Важным аспектом в результате обучения на проектной основе является создание сообщества детей, детей и воспитателей, детей, воспитателей и родителей, формирование субъект-субъектных отношений. Проекты помогают детям использовать и развивать свой внутренний потенциал, действовать в «зоне ближайшего развития*. Метод проектов ориентирует весь образовательный процесс на ребенка, его интересы, жизненный опыт, индивидуальные способности, затрагивает эмоциональную сферу, усиливает мотивацию, развивает индивидуальную ответственность, учит партнерству и взаимодействию.


Существенно меняется и роль педагога. Педагог становится в совершенно новую позицию: выступает не транслятором знаний, а соучастником образования ребенка, создателем условий, обеспечивающих выбор, при необходимости — советчиком, организатором деятельности, помогающим выбрать правильные пути решения различных задач. Использование проектного метода в работе с дошкольниками позволяет также успешно решать проблему индивидуализации дошкольного образования.


В целях обеспечения индивидуализации развития ребенка актуальным остается внедрение в образовательный процесс образовательной технологии «Первый шаг», педагогической системы М. Монтессори.


Качество образовательного процесса определяется в первую очередь состоянием здоровья детей. Здоровьесбережение выступает как одна из главных задач образовательного процесса. Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяют в себе все направления деятельности дошкольного учреждения по сохранению и укреплению здоровья детей. Только благодаря системному, комплексному подходу к организации образовательного процесса могут быть решены задачи сохранения и укрепления здоровья. Все современные педагогические технологии, используемые дошкольными учреждениями, должны выполнять здоровьесберегающую функцию. Активный поиск оптимальных педагогических здоровьесберегающих средств развития индивидуальных интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста и системное их использование неоспоримы.


Повышению качества образовательного процесса в дошкольных учреждениях способствуют:

активное внедрение в образовательный процесс информационных технологий ( образовательных программ для педагогов, диагностических — для педагогов-психологов; обучающих, игровых компьютерных — для детей; включение в образовательный процесс мультимедийных презентаций и др.) применение которых в работе с детьми дошкольного возраста лишь при наличии соответствующих условий и подготовки педагогов к работе с информационными программами;

освоение технологий взаимодействия педагогов и родителей (технология осознанного родительства и др.), обеспечивающие более качественное воспитание и развитие личности ребенка. «Технология осознанного родительства» направлена также на повышение педагогической культуры родителей, на осознание ответственности за воспитание детей, на приобщение родителей к участию в образовательном процессе и мероприятиях, проводимых дошкольным учреждением.


С целью дальнейшего повышения качества образовательного процесса в дошкольных учреждениях необходимо:

Продолжать поиск оптимальных путей повышения качества образовательного процесса во всех видах оздоровительной, познавательной и творческой деятельности на основе личностного, индивидуально-ориентированного подхода.

Обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности детей с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.

Эффективно использовать педагогические средства здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе (включение во все виды деятельности разнообразных подвижных игр и игровых упражнений).

Создать предметно-развивающую, ландшафтную среды, стимулирующую самостоятельные творческие проявления детей, эмоциональную отзывчивость.

Осуществлять изменения образовательного процесса путем внедрения и интеграции разнообразных видов игр, игровых комплексов, игровой модели познавательного развития детей как в специально организованной, совместной, так и в индивидуальном деятельности.

Способствовать созданию системы информационно-методического обеспечения образовательного процесса, основанной на применении новых информационных технологий.

Использовать современные методы и технологии взаимодействия дошкольного учреждения и семьи с целью удовлетворения запросов родителей в образовании дошкольников, оказания помощи в воспитании детей.

Освоить и внедрить современные педагогические технологии, направленные на развитие личности ребенка.

Создать условия для профессионального роста, творческой активности педагогов в целях совершенствования организации образовательного процесса.

18


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: