Близнюк Клавдия Ивановна,
социальный педагог
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6»
п. Зеленоборский
Мурманской области
Профилактика семейного неблагополучия на примере МБОУ СОШ №6 (опыт работы социально-психологической службы)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Насилие в семье как социально — психологическая
проблема 5
Диагностика семейного неблагополучия и способы ее
нивелирования 10 3.Заключение 20
4. Список литературы 22
Введение
Современная российская семья переживает в настоящее время духовный кризис. Потеря прежних идеалов образовала своеобразный духовный вакуум, а в любом обществе с утратой духовности или снижением ее уровня возрастает число неблагополучных семей и детей, оставшихся без попечения родителей. Причиной такого положения многие отечественные ученые педагоги считают ухудшение социально-политических и экономических условий в стране. На наш взгляд, к этому следует добавить утрату традиций религиозного воспитания, впитавшего тысячелетний опыт русской православной культуры.
Насилие в семье, к сожалению, до сих пор остается проблемой, и увы, не единственной: ребенок сталкивается со стрессами и в школе, и насилие продолжается…
В течение ряда десятилетий проблема семейного насилия не только не была предметом комплексного исследования. Но и рассматривалась через призму общественного мнения. А между тем, по данным статистики, от разных форм насилия в наибольшей степени страдают женщины и дети. Это колоссальные, разрушительные драмы, часто отнимающие жизнь. Ежегодно в России семнадцать тысяч детей раннего возраста становятся жертвами преступлений. При этом каждый второй из погибших детей убит родителями или лицами, их заменяющими. Дети, престарелые, женщины и инвалиды составляют более трети всех пострадавших на почве семейно-бытовых отношений. [4, с.3]
Насилие над детьми в семьях приняло в России угрожающие масштабы. По данным неофициальной статистики ежегодно от 50 до 60 тыс. детей убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения и произвола родителей. В настоящий момент в России по различным данным насчитывается от 3 до 5 млн. беспризорных. Социальными сиротами, т. е. имеющими родителей, являются 95% брошенных детей. Ежегодно 2 млн детей в возрасте до 14 лет подвергаются физическому насилию, каждый десятый умирает от побоев, 2 тыс. оканчивают жизнь самоубийством. И это происходит не только в так называемых неблагополучных семьях маргиналов, а в семьях, где есть оба родителя, где семья имеет достаточное материальное обеспечение. Проведенные исследования не подтверждают взаимосвязи между уровнем обеспеченности, образования, составом семьи и насилием в семье.
Однако это только кажется, что «дверь» во внутрисемейные отношения закрыта; вопрос лишь в том, как подобрать «ключ».
Главными задачами педагогов в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. [4, с.3]
1. Насилие в семье как социально-психологическая проблема
В современной светской и православной педагогике представлены три точки зрения на понятие семьи. Первая рассматривает семью как первичную ячейку общества, как институт социализации (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский). Вторая — точка зрения православной педагогики -рассматривает семью как малую Церковь, в которой соблюдается иерархия, установленная законом Божьим (С.С. Куломзина, Л.И. Сурова, о. Алексий (Уминский). И третья предпринимает попытки объединить эти две позиции на основе христианского миропонимания (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, В.В. Зеньковский, Т.И. Власова, И.А. Панькова, В.И. Слободчиков, И.А. Соловцова), согласуя достижения современной педагогики с учением и жизнью Православной Церкви.
Проникновение насилия в жизнь семьи ведет к уничтожению личности, ведет к деконструкции нравственных, духовных основ семейного воспитания, к росту детской безнадзорности, беспризорности, вовлечению несовершеннолетних в криминальную деятельность, к росту числа психически нездоровых детей. В таких условиях необходимы профилактические меры против насилия в семье, которые становятся важной задачей государственных органов социальной работы, ОВД, школ, дошкольных учреждений, педагогов и родителей.
Во многих странах семейное насилие рассматривается как серьезная социальная проблема и входит в сферу интересов различных академических и практико-ориентированных дисциплин. Весьма актуальной данная проблема является и для России, находящейся в затянувшемся и болезненном периоде от одного политического и социально-экономического уклада к другому. Как показывает история цивилизации, глобальные изменения в обществе всегда сопровождаются ожесточением.
Потеря прежних социальных ориентиров и конфликт жизненных ценностей, неуверенность в будущем, нестабильность социально-экономической ситуации, снижение уровня жизни, а также необходимость принимать нестандартные решения (что само по себе является дискомфортным, а нередко и стрессовым фактором) способствуют нарастанию и более интенсивному проявлению агрессивности и жестокости.
В этой связи с психологической точки зрения современное насилие рассматривается как своеобразная форма невротического протеста личности против различного рода давящих на нее стрессовых факторов и условий социальной жизни, к которым ей трудно адаптироваться.
Чаще всего насильственным действиям со стороны членов семьи подвержены дети, женщины, престарелые и инвалиды. Мужчины в семье чаще испытывают психологическое насилие.
Семьи, в которых отношения строятся на насилии, входят в группу риска, так как выросшие в столь неблагополучной обстановке дети впоследствии становятся либо жертвами, либо сами подвергают насилию своих близких. По статистики 95 % людей содержащихся в колониях, в детстве испытывали насилие или были его свидетелями.
Насилие в семье нарушает такие права человека, как право каждого на равную защиту перед законом и отсутствие дискриминации по признаку пола, возраста, семейного или социального статуса; право не подвергаться жестокому обращению; право на жизнь и физическую неприкосновенность; право на высокие стандарты физического и психического здоровья.
Поселок Зеленоборский находится в 60-ти километрах от города Кандалакша – это и хорошо и плохо. Наш некогда процветающий поселок, в одночасье превратился в экономически нестабильный. Совхоз «Княжегубский», ДОЗ, Леспромхоз, РМЗ более 10 лет исчезли из экономического пространства населенного пункта. Появились очень богатые и очень бедные. У тех и других одинаковые условия для ведения домашнего хозяйства, но у большинства уже развился социальный пессимизм.
Это одна из причин социальной нестабильности поселка, снижения нравственных устоев в семье, в молодежной и подростковой среде.
Только за последние два года в поселке вдвое увеличилось количество неблагополучных семей. Ухудшается психологический климат и в устойчивых семьях.
Резкое увеличение стрессовых ситуаций сказывается на детях. Отсутствие в семьях заботы, психологическая депривация, физическое и психологическое насилие толкает детей к необдуманным поступкам, побегам. Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется, в конечном счете, в безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних. Большинство из тех, кто работает с детьми, пришли к выводу о том, что легче сделать все возможное, чтобы ребенок не попал “на улицу”, чем вернуть его “с улицы” к нормальной жизни. На протяжении нескольких лет педагоги школы, педагогический коллектив Зеленоборского детского дома бьются над воспитанием прибывших детей из Тихвинской школы-интерната, которые приобрели устойчивые деформации личности из-за жестокого обращения в своих бывших семьях. Социально-психологический подход рассматривает насилие в семье как продукт социализации, воспроизведение той модели поведения, того жизненного опыта, который человек получил в семье до 5-6 лет. Многие воспитанники детского дома, к сожалению, уже никогда не смогут выстроить правильную модель воспитания своих будущих детей (т.к. до 7-11 лет они воспитывались на насилии).
Мы сегодня говорим о профилактике, однако в последние несколько десятилетий насилие в семье осознается как серьезная и масштабная проблема, которая порождает множество других социальных и индивидуальных проблем. В частности, сформировалось понимание, что недостаточно только наказывать виновных, так же необходимо реабилитировать жертву насилия и работать с человеком, совершившим насилие, в избежания повторения ситуации. Самая приоритетная задача – работа с семьёй, информирование и просвещение семьи. Вовремя обратить внимание родителей, где проводит время их ребенок, предотвратить будущие правонарушения несовершеннолетних.
В образовательном учреждении внедрен метод картографирования территории. Методом картографирования социально-психологическая служба школы помогает всем семьям, заинтересованным в воспитании своих детей. Определены места, где живут семьи с низким доходом, семьи «социального риска», неполные, многодетные семьи, выявлены места «Пятаки», где концентрируются скопление несовершеннолетних, склонных к правонарушениям или сбежавших из дома из-за различных конфликтов.
По этим картосхемам отмечены наиболее неблагополучные территории районов поселка. Так же указаны те магазины, в которых были зафиксированы случаи продажи несовершеннолетним спиртных напитков и табачной продукции.
Нельзя не признать, что сегодня полной и отражающей реальность статистики о масштабах и частоте случаев насилия в семье не существует ни в стране, ни в отдельном населенном пункте по вполне понятным причинам: закрытость семьи как системы (нежелание выносить сор из избы); взаимозависимость жертв и мучителей; отсутствие доступа в семью для социальных работников; недостаточность информации из медицинских учреждений и правоохранительных органов, что не позволяет делать выводы о размерах данного явления.
Особенности поведения родителей или лиц их заменяющих, позволяющие заподозрить физическое насилие над детьми в семье:
Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка.
Позднее обращение за медицинской помощью.
Обвинение в травмах самого ребенка.
Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка.
Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком.
Рассказы о том, как их наказывали в детстве.
2. Диагностика семейного неблагополучия и способы ее нивелирования
Социальный педагог в школе, работая с родителями, своевременно решает проблемы, выступая в роли консультанта-информатора (разъясняя возможные последствия действий, комментируя нормативно-правовую базу, давая психолого-педагогические рекомендации, адреса специалистов и т.п.).
1. На основе многолетней работы в образовательном учреждении был разработан алгоритм выявления и устранения семейного неблагополучия, который состоит из 4 компонентов:
— нормативно-правовая база
— источники информации о семейном неблагополучии
— совместная работа с органами системы профилактики
— меры воздействия: работа с неблагополучной семьей.
Нормативно-правовая база
Можно выделить три уровня законов, регулирующих права ребенка.
1 уровень — международный:
Декларация прав Ребенка
Конвенция о Правах ребенка
2 уровень – законы РФ:
Конституция РФ
Семейный кодекс РФ
Административный кодекс РФ
ФЗ «Об образовании»
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и др.
3 уровень – региональный:
Законы Мурманской области
Программа «Дети Кольского Заполярья»
(4 подпрограммы: «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Здоровое поколение», «Дети-сироты», «Дети и творчество»)
А также школьные локальные акты, документы:
документы социально-педагогического патронажа (акты, тетрадь учета посещения семей);
документы Совета профилактики правонарушений;
материалы психодиагностики;
результаты совместных рейдов;
жалобы и заявления граждан;
информация о правонарушениях из ПДН;
информация с КДН и ЗП
банк данных о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации
профилактические дела (на обучающихся и семей, состоящих на ИПУ)
Источниками информации
о семейном неблагополучии являются:
классные руководители сообщают о психологическом состоянии и внешнем виде ребенка, его настроении
педагоги школы и дополнительного образования
фельдшер школы (при обнаружении во время осмотров обучающихся синяков, ссадин сразу сообщает социальному педагогу или зам.директора по ВР)
инспектор ПДН сообщает о фактах жестокого обращения с детьми
специалисты КДН и ЗП
жители поселка (личные обращения, по телефону)
родственники
соседи (бывают случаи, когда соседи приходят в школу или сообщают по телефону о частых скандалах, криках в семье нашего ученика. Каждый конкретный случай разбирается: беседуем с родителями, в зависимости от ситуации и с ребенком. Иногда привлекаем инспектора ПДН)
друзья
Совместная работа
Работа строится в тесном сотрудничестве с органами системы профилактики правонарушений:
ПДН – совместные рейды, во время которых посещаем семьи, дискотеки, места, где подростки проводят свободное время
КДН и ЗП
отделом по охране прав детства
учреждениями здравоохранения – специалисты больницы проводят беседы, лекции
службой занятости населения
администрацией городского поселения Зеленоборский
отделом социальной поддержки населения
учреждениями дополнительного образования
МЧС – регулярно проводятся беседы «Как вести себя на водоемах», «Индивидуальные спасательные средства», знакомит со средствами пожаротушения и т.д.
ГИБДД – беседы, знакомит с правилами дорожного движения
Эффективные меры воздействия
на неблагополучную семью
Наиболее эффективными мерами воздействия на неблагополучную семью являются:
Индивидуальные беседы, консультации
Приглашение на Совет профилактики правонарушений
Приглашение на заседание КДН и ЗП
Лишение родительских прав – как крайняя мера
Влияние через СМИ
Пропаганда здорового образа жизни – в школе стали традицией проведение совместных семейных праздников
Пропаганда семейных ценностей
Административные штрафы
Постоянный патронаж
Совместные мероприятия детей и родителей
Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.
НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ
Направления работы | Формы работы | |
1 | Диагностика семейного неблагополучия |
|
2 | Индивидуальная помощь неблагополучной семье |
|
3 | Групповая работа с родителями из неблагополучных семей |
|
4 | Профилактика семейного неблагополучия |
|
5 | Помощь социума неблагополучным семьям |
|
2. Изучение семей
Более подробно хотелось бы остановиться на двух формах изучения семьи. Это работа с семьями первоклассников и составление социального паспорта.
2.1. Семьи первоклассников
Одним из эффективных методов раннего выявления семейного неблагополучия является обследование условий жизни семей первоклассников совместно с классным руководителем в сентябре. В образовательном учреждении разработан локальный акт, регулирующий деятельность классного руководителя в вопросе обязательного посещения семей обучающихся на начало учебного года.
В начале учебного года социальный педагог проводит сверку семей, состоящих на учете в КДН и ЗП, заостряет внимание на том, что нужно знать о неблагополучной семье:
1 . Материально-бытовые условия.
2. Эмоционально-нравственный климат.
3. Режим дня ребенка в семье.
4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей
5. Семейный досуг.
6. Уровень педагогической культуры родителей.
2.2. Социальный паспорт
В сентябре составляются социальные паспорта классов. Разработали усовершенствованный бланк социального паспорта, где включены следующие графы:
-всего учащихся, мальчиков, девочек
-количество полных семей
-обучающиеся, находящиеся под опекой и попечительством
-проживающие у родственников без опеки
-воспитанники детского дома
-обучающиеся, проживающие в семьях, находящихся в социально-опасном поведении
(семьи на учете в КДН и ЗП, внутришкольном учете)
-обучающиеся, состоящие на индивидуальном учете в КДН и ЗП, ПДН, внутришкольном учете
— обучающиеся из многодетных семей
-обучающиеся, проживающие с одной матерью
— обучающие, проживающие с одним отцом
-дети-инвалиды
-дети, родителей инвалидов
-обучающие, не имеющие гражданства РФ
-сведения о родителях (образование, место работы).
Только досконально изучив семью, можно составить такой социальный паспорт: классные руководители беседуют с обучающимися, родителями, посещают семьи, проводят анкетирование.
На основе паспортов классов составляется социальный паспорт школы.
3. Анализ социально-экономического положения семей за 2010-2014 года
Количество полных семей медленно снижается, а увеличивается количество обучающихся, воспитывающихся одной матерью.
В школе уменьшилось количество детей — инвалидов, но увеличивается число обучающихся, находящихся под опекой и попечительством – 28.
На сегодняшний день на учете в КДН и ЗП состоит 12 семей, находящихся в социально-опасном положении.
Эти семьи регулярно посещаются по плану 1 раз в два месяца, но бывают ситуации, когда они посещаются чаще. На каждую семью заведено профилактическое дело, в котором отмечается проведенная работа с семьей.
В то же время хочется отметить, что социальный педагог не должен брать на себя функции воспитания и заботы о детях в этих семьях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию членов семьи.
Показателем негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка являются также правонарушения среди подростков. На сегодняшний день на учете в КДН и ЗП, ПДН состоит 3 обучающихся.
Основными нарушениями поведения в школе среди подростков являются:
пропуски уроков без уважительной причины
агрессивность
неадекватные реакции на замечания взрослых
конфликты с учителями, с родителями
частое употребление неформальной лексики
суетливость или гиперактивность
Работа по профилактике правонарушений ведется по трем направлениям:
работа с обучающимися,
работа по правовому просвещению среди обучающихся и родителей,
работа с педагогами.
5. Методическая работа.
Большую методическую помощь социально-психологической службе ОУ оказывают обучающие областные семинары, организованные отделом детства г. Кандалакша:
«Работа с неблагополучными семьями» — раскрывались формы, методы работы
«Семейные групповые конференции» — основная мысль, проблемы семьи должны решать сами члены семьи, специалисты только предлагают свою помощь.
«Подбор кандидатов в принимающие родители: мотивация и критерии отбора».
Семинар-тренинг «Развитие воспитательной компетентности» — (проведенный психологом-тренером Робертом Туйкиным).
Обучение по программе «Прайд».
«Обучаясь – познаю!» — формирование здорового образа жизни и профилактика ВИЧ и наркомании.
Методики используются при проведении индивидуальных бесед, консультаций с родителями. На МО классных руководителей обсуждаем новые формы работы с родителями: например, мини-собрания родителей (по 5-6 человек), консультации через Интернет.
На их основе в образовательном учреждении разработаны родительские собрания:
«Мотивы плохого поведения»,
«Роль семьи в развитии здоровой личности»,
«Насилие в семье: формы, виды, последствия»,
«Воспитание: обязанность или призвание» и др.,
Этот алгоритм выявления и устранения семейного неблагополучия носит достаточно общий характер, служит лишь канвой деятельности социального педагога. У каждой школы, семьи, окружающего её социума – свои особенности, свои проблемы, а значит, у социальных педагогов есть поле для творчества, для обогащения этих рекомендаций.
Заключение
Говорить о семейном неблагополучии и просто, и сложно одновременно, потому что формы его довольно многообразны, как многообразны и разновидности семейных союзов. Если при явном семейном неблагополучии (такие как алкогольная зависимость членов семьи, семейные конфликты, насилие и жестокое обращение с детьми) не возникает сомнения ни у педагогов, ни у общественности относительно того, что такие семьи не могут успешно справляться со своими основными функциями, прежде всего с воспитательными задачами, оказывают десоциализирующее влияние на детей, то его скрытые формы не вызывают особой тревоги и обеспокоенности. Внешне респектабельные семьи со скрытым неблагополучием демонстрируют двойную мораль, которую дети довольно быстро усваивают и делают законом своей жизни. [5, с.3]
Если говорить о причинах семейного неблагополучия, то и здесь не все обстоит просто, как может показаться на первый взгляд. Резкие перемены в экономике, политике социальной сфере в России негативно отразились не только на материальной стороне семьи, но и на взаимоотношениях между ее членами, и, прежде всего, между родителями и детьми.
Вследствие этого возросла напряженность в общении родителей с детьми, резко увеличился уровень тревожности уже в начальной школе. С одной стороны, родители не располагают достаточным временем для выполнения воспитательной функции в необходимом объеме из-за дополнительной нагрузки на работе. С другой стороны, многие родители не обладают знаниями, позволяющими решить ту или иную конкретную проблему, часто неожиданно возникшую в семейных отношениях. [5, с.4]
Но есть мы, педагоги и воспитатели образовательных учреждений, которые должны быть внимательными к каждому ребенку. Чувствовать его внутренний мир. Не забывать за ежедневными заботами увидеть проблемы маленького человека, пусть капризного и порой несносного, но такого беззащитного, ждущего от нас помощи и понимания.
Список литературы
Александрова О.В. Программа взаимодействия школы и семьи «Единство и лад» // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. – 2012. — № 1. – с.96-107
Помощь детям, пострадавшим от насилия в семье: правовые аспекты, тренинговые занятия, рекомендации /авт.- сост. Я.К. Нелюбова. – Волгоград: Учитель, 2009
Психологический практикум и тренинг: профилактика нсилия в семье и школе /авт.-сост. Л.В. Прикуль. – Волгоград: Учитель, 2009
Сотрудничество педагогов и семьи: организация системы работы /авт.-сост. Н.А. Алымова, Н.А. Белибихина. – Волгоград: Учитель, 2008
Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей /В.М. Целуйко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006