Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 67
с углубленным изучением отдельных предметов»
г.Екатеринбург Свердловской области
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
для 5-6 классов
«Развитие креативности»
Автор:
заместитель директора по УМР
МБОУ СОШ № 67 с углубленным изучением
отдельных предметов, учитель технологии
Брашко Евгения Владимировна
г. Екатеринбург
2012
Проблема развития и совершенствования творческих способностей человека, интенсификации возможностей каждого индивида занимает важное место в современных условиях изменчивости окружающего мира во всех его сферах: экономической, социальной, научной, технической, коммуникативной, художественной. В этих условиях повышаются требования к качествам личности, которые определяются как креативные: открытость новому опыту, умение находить оригинальное решение в нестандартной ситуации, творческое отношение к действительности.
Целью программы «Развитие креативности» является повышение уровня развития креативности школьников, таких качеств как любознательность, продуктивность; беглость (способность к генерированию большого числа идей), гибкость (способность продуцировать разнообразные идеи, относящиеся к различным смысловым категориям), оригинальность (способность выдвигать нестандартные, редкие идеи) мышления, способность усовершенствовать объекты или идеи, добавляя детали, способность к решению проблем на основе анализа и синтеза информации.
Ключевые идеи, на которых базируется программа:
Возможность продуктивно действовать в ситуациях новизны и неопределенности, при недостатке информации, когда нет заранее известных способов действий, гарантированно ведущих к положительному результату.
Возможность создавать что-либо, обладающее новизной и оригинальностью.
Поле для проявления креативности – это не только виды деятельности, традиционно относимые к творческим, но любые жизненные ситуации, в которых присутствуют новизна и неопределенность. Креативность – это не единичная способность, а комплекс особенностей интеллекта и качеств личности, а также общая жизненная позиция человека. Креативность неспецифична, она не является жестко связанной с конкретными видами деятельности, а может активизироваться в самых разных ситуациях. Ее тренировка в каком-то одном виде деятельности ведет к тому, что она начинает ярче проявляться и в других видах.
Таким образом, креативность включает в себя:
интеллектуальные предпосылки творческой деятельности, позволяющие создавать нечто новое, ранее неизвестное, а также предварительный набор знаний и умений, необходимый для того, чтобы это новое создать;
личные качества, позволяющие продуктивно действовать в ситуациях неопределенности, выходить за рамки предсказуемого, проявлять спонтанность;
«метатворчество» — жизненную позицию человека, подразумевающую отказ от шаблонности, стереотипности в суждениях и действиях, желание воспринимать и создавать нечто новое, изменяться самому и изменять мир вокруг себя, высокую ценность свободы, активности и развития.
Программой предполагается построение занятие на принципах:
новизны и неопределенности
сотрудничества и сотворчества, игровой характер взаимодействия
позитивной обратной связи, отказ от критики содержания работы
ориентации на привлечение детского опыта в качестве ресурса построения занятия
баланса между интуицией и критическим мышлением (баланс между право- и левополушарной активностью головного мозга)
использования средств визуальной и пластической экспрессии
отказа от шаблонности и стереотипов
возможности переноса полученных знаний на другое учебное и внеучебное содержание.
Программа рассчитана на учащихся 5-6 классов, часы выделяются за счет часов компонента образовательного учреждения из расчета 1 час в неделю, всего — 35 часов.
Результатом освоения программы является достижение личностных, метапредметных и предметных результатов учащимися.
Личностными результатами освоения учащимися данной программы являются:
Проявление познавательного интереса и активности.
Выражение желания учиться; заниматься проектно-исследовательской деятельностью;
Самооценка умственных способностей.
Проявление умений генерировать идеи и их критическая оценка.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
Сформированность мотивации учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений.
Метапредметными результатами являются:
Определение адекватных имеющимся условиям способов решения учебной или трудовой задачи.
Комбинирование известных алгоритмов творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения.
Поиск новых решений.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Объективное оценивание вклада своей познавательной деятельности в решение общих коллективных задач.
Диагностика результатов деятельности по принятым критериям и показателям.
Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых заданиях.
Самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества.
Согласование и координация совместной познавательной деятельности.
Предметными результатами являются:
Рациональное использование информации.
Ориентация в имеющихся возможных средствах и технологиях.
Владение алгоритмами и методами решения творческих задач.
Оценивание своих способностей и готовности к труду в конкретной предметной области.
Формирование рабочей группы для выполнения практических задач с учетом общности интересов и возможностей.
Сочетание образного и логического мышления в процессе деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Введение в курс. 2 часа. Вводное занятие. Цели и задачи курса. Сущность креативности. Креативность и качества личности. Интеллектуальные предпосылки креативности. Компоненты креативности. Традиционное и творческое мышление. Диагностика креативности. Самоанализ.
Тема 2. Знакомство и сплочение. 3 часа. Формирование общего понятие о креативности, сути технологии ее развития. Правила работы в группе. Техники знакомства. Упражнения, направленные на знакомство учителя с группой учащихся, сплочение учащихся во время выполнения упражнений: «Что в имени тебе моем?», «Алексей, апельсин, Амстердам», «Алфавит», «Артем – артистичный», «Фотоальбом», «Сортировка», «Восточный рынок», «Ау, кто ты?», «Здравствуй, уважаемый», «Коленвал», «Передай предмет», «Запутки», «Назови число», «Скрепки», «Перекинь мячик», «Стоп-кадр», «Крик вволю». Рефлексия.
Тема 3. Творческое мышление. 3 часа. Основные качества, которыми характеризуется творческое мышление. Возможности тренировки беглости, гибкости и оригинальности мышления. Выполнение упражнений «Поменяйтесь», «Что дальше?», «Хвост ослика Иа», «Прикоснись!», «Оригинальное использование», «Фотозагадки», «Невероятная ситуация», «Что, откуда, как», «Усовершенствование игрушки», «Логические задачки», «Занимательные упражнения со спичками», «Способы действия», «Чудо-стул», «Ассоциации», «Причины и следствия», работа с конструкторами. Рефлексия.
Тема 4. Необычное в обычном. 2 часа. Как научиться смотреть на привычные вещи в новых, необычных ракурсах, замечать оригинальное в обыденном. Упражнения «Бабочки», «Раз, два, три», «Странные отгадки», «Иностранец», «Необычные ситуации», «Необычные названия», «Упражнения со спичками», «Метод фокальных объектов», «Черный ящик», «Подумай и ответь», «Логические задачи и интеллектуальные разминки», «Твори! Выдумывай! Пробуй!». Рефлексия.
Тема 5. Преодоление барьеров. 1 час. Условность понятий. Новый ракурс (непривычное в привычном). Упражнения «Горячий снег», «Вешалка», «Вещи как люди», «Новое применение», «Сиамские близнецы», «Медаль», «Перевод с русского на русский». Рефлексия.
Тема 6. Воображение и выразительность. 1 час. Творческое воображение. Продукты творческого воображения. Упражнения «Что делает буква», «Угадай цвет», «Назови рисунки», «Промежуточное звено», «Дерево», «Следы невиданных зверей», «Рисунок ниткой». Рефлексия.
Тема 7. Артистизм. 2 часа. Экспрессивные умения. Самовыражение. Выполнение упражнений «Назначь встречу», «Покажи движениями», «Военная техника», «Живые цифры», «Живой шрифт», «Живой стул», «Покажи телом», «Прощание», «Необычная декламация», «Походка», «Новый характер у героя старой сказки», «Великие укротители», «Эмоциональные ноги», «Урок строевой подготовки», «Бытовая техника», «Рекламный ролик». Рефлексия
Тема 8. Порисуем… 1 час. Рисунки на развитие левого и правого полушарий «Настроение», Рисуночные упражнения на развитие креативности «Завершение рисунков», «Клякса», «Письмена-рисунки», «Рисунки из фигур», «Открытки», «Флакон для духов», «Картина из клякс», «Иллюстрация книги». Рефлексия.
Тема 9. Творчество и взаимопонимание. 3 часа. Активизация творческого потенциала при общении. Нахождение взаимопонимания с окружающими. Упражнения «Объяснение рисунка», «Властелин кольца», «Построимся», «Камень на дороге», «Стаканчик», «Слушать и слышать», «Партнеры А и Б», «Цепочка речи», «Зеркало», «Крокодил», «Карты эмоций», «Пойми меня», «Эмоциональная модуляция», «Метафоры», «Детективы», «Фантазер», «Викторина», «Древо мудрости», «Дот», «Детектив наоборот», «Да и нет», «Коллективный рисунок».
Тема 10. Командное творчество. 3 часа. Особенности творческой работы в команде. Примеры выполнения креативных заданий в сфере производства и бизнеса. Упражнение «Шарики», «На льдине», «Передай мяч», «Покорители воздуха», Мозговой штурм, «Змейка», «Медуза Горгона», «Скульптор», «Точилка¸ карандаш и бумага», «Два лагеря», «Однажды в Америке», «Суперскрепка», «Собери квадрат», «Стыковка», «Разведчик», «Самолетик», «Гонки паравозиков», «Шарик», «Сороконожка», «Красавице и чудовище», «Животные», «Веселые шарики», «Рукопожатие», «Передай дальше», «Что нас объединяет», «Ящерицы». Рефлексия.
Тема 11. Творчество в бытовых и учебных ситуациях. 2 часа. Проявление креативности в различных жизненных ситуациях. Где и для чего можно использовать собственную креативность. Упражнени«УК»»»2оооооооо Герои»я «Шпаргалки», «Применение умений», «Ресторан «Грибоедов», «Кто умеет», задания на развитие интеллектуальных и творческих способностей. Рефлексия.
Тема 12. Креативное решение проблем. 1 час. Креативность – инструмент решения проблем. Метод «букет проблем». Упражнение «Какую куртку наденет Ваня», «Злой гений», «Смятый лист».
Тема 13. Творчество как стиль жизни. 1 час. Творчество – возможность взглянуть по-новому на собственную жизнь. Упражнение «Волшебный бинокль», «Шведский стол», «Творческая жизнь». Рефлексия
Тема 14. Внимание и память. 3 часа. Понятия «память», «внимание». Самоанализ особенностей внимания и памяти. Упражнения на развитие внимания и памяти – «Разведчики», «Найди предмет», «Ограбление банка», «Передай монету», «Парные картинки», числовые и текстовые упражнения на развитие внимания, проверка памяти («Тренажер мозга», «Суперпамять», «Супервнимание»). Приемы запоминания. Развитие памяти и интеллекта. Рефлексия.
Тема 15. Логические, творческие и занимательные задачи. 5 часов. Решение логических, творческих, занимательных задач. «Как решить проблему». Занимательные упражнения со спичками. Задачи на всестороннее развитие мозга. Творческие конкурсы. Рефлексия
Тема 16. Подводим итоги. 2 часа. Осмысление полученного опыта. Повторная диагностика (сравнение результатов, самоанализ). Упражнения «Почемучки», «Пятистрочия», «Наш тренинг», «Чемоданчик пожеланий». Рефлексия (анкетирование), выдача сертификатов лучшим учащимся для пополнения портфолио достижений.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
Количество часов | Основные виды учебной деятельности | |||
Всего | Теоретических | Практических | ||
Тема 1. Введение в курс | 2 | 1 | 1 | Беседа, самодиагностика креативности, самоанализ |
Тема 2. Знакомство и сплочение. | 3 | 1 | 2 | Беседа, выполнение упражнений по типу тренинга, рефлексия деятельности |
Тема 3. Творческое мышление. | 3 | 0,5 | 2,5 | Беседа, выполнение упражнений по типу тренинга, творческие работы, работа малыми группами, рефлексия |
Тема 4. Необычное в обычном. | 2 | — | 2 | Выполнение творческих заданий, решение логических и творческих задач, рефлексия |
Тема 5. Преодоление барьеров. | 1 | — | 1 | Упражнения по типу тренинга, работа в парах, рефлексия |
Тема 6. Воображение и выразительность. | 1 | — | 1 | Работа малыми группами, творческие конкурсы, рефлексия |
Тема 7. Артистизм. | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа, упражнения по типу тренинга, работа малыми группами, выполнение творческих заданий, рефлексия |
Тема 8. Порисуем… | 1 | — | 1 | Практическая работа |
Тема 9. Творчество и взаимопонимание. | 3 | 0,5 | 2,5 | Беседа, работа в парах, мозговой штурм, выполнение творческих заданий малыми группами, упражнения по типу тренинга, рефлексия |
Тема 10. Командное творчество. | 3 | 0,5 | 2,5 | Беседа, упражнения по типу тренинга, рефлексия |
Тема 11. Творчество в бытовых и учебных ситуациях. | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа, решение ситуационных и нестандартных, творческих задач, работа малыми группами, рефлексия |
Тема 12. Креативное решение проблем. | 1 | — | 1 | Решение нестандартных, творческих задач, практическая работа |
Тема 13. Творчество как стиль жизни. | 1 | — | 1 | Упражнения по типу тренинга, самоанализ деятельности |
Тема 14. Внимание и память. | 3 | 0,5 | 2,5 | Беседа, выполнение практических работ, работа с компьютером, ролевые игры, самодиагностика и самоанализ |
Тема 15. Логические, творческие и занимательные задачи. | 5 | — | 5 | Практическая работа. Работа в парах. Мозговой штурм. Творческие конкурсы |
Тема 16. Подводим итоги | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа. Упражнения по типу тренинга. Самодиагностика. Сравнение и обсуждение |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Филипс Ч. Левое и правое полушарие. 25+25 задач для всестороннего развития мозга. – М.: Эксмо, 2011.
Гин А. Задачи-изобреталки от кота Потряскина. – М., 2010.
Кипнис М. 128 игр и упражнений для любого тренинга. – М.: АСТ; СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009.
Грецов А. Тренинг креативности. – СПб.: Питер, 2007
Кипнис М. Тренинг коммуникации. – М.: Ось-89, 2007.
Петрусинский В.В. Игры для активного обучения. – М.: Гуманитар.издат.центр , ВЛАДОС. 2007.
Занимательные задачи, упражнения и игры со спичками в средней школе на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. В.В.Трошин. – Волгоград: Учитель, 2006.
Кипнис М. Тренинг креативности. – М.: Ось-89, 2006.
Чуричков А., Снегирев В. Копилка для тренера: Сборник разминок, необходимых в любом тренинге. – СПБ.: Речь, 2006.
Вьюжек Т. Логические игры, тесты и упражнения. – М.: Эксмо, 2004.
Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002.
Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. – Кострома: РЦ НИТ «Эврика-М», 1999.
CD
Система «Суперпамять»
Система «Супервнимание»
Тренажер мозга
Искатель – Загадки
Как решить проблему
Энциклопедия ТРИЗ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Магнитный конструктор
Конструктор для развития интеллекта
Мультимедийный проектор
Экран
Колонки
Ноутбук
Краски, фломастеры, цветные карандаши
Доска (мел или маркеры)
Бумага
Маленький мячик или мягкая игрушка
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Знать
Особенности творческого мышления.
Уметь
Принимать решения в нестандартных ситуациях.
Выдвигать несколько решений проблемы.
Воспринимать самого себя как человека творческого, активного, способного создавать что-то новое.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни —
Развитие качеств личности, в значительной степени способствующие результативному творчеству:
— открытость новому опыту;
— толерантное отношение к неопределенности;
— «открытость ума» — готовность поверить своим и чужим фантазиям, конструктивная активность;
— развитое эстетическое чувство, стремление к красоте;
— дивергентное мышление;
— гибкость в мышлении и в действиях;
— быстрота мышления;
— богатое воображение;
— умение воспринимать неоднозначные вещи;
— эстетические ценности;
— развитая интуиция.
Приложения
Субтест «Эскизы»
Задача: В квадратах теста приводится множество одинаковых фигур (кругов); каждую из фигур надо превратить в различные изображения.
Инструкция испытуемому: Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Дорисуй эти картинки. Рисовать можно внутри круга и снаружи круга. Подпиши название каждого рисунка.
Время выполнения задания — 10 минут.
На рис. 4 изображен неиспользованный тестовый бланк для данного субтеста.
Тестовый бланк состоит из листа стандартной бумаги (формат А-4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине (рис. 4). Размеры квадрата 5×5 см, диаметр каждого круга ~ 1,5 см.
В качестве примера к субтесту предъявляется нарисованный человечек (рис. 5).
Оценивание: Оценивание проводится по 3 показателям:
1) Беглость — число адекватных задаче рисунков.
n — число рисунков (изменяется от 0 до 20). За 1 рисунок — 1 балл
Б = n
Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликат), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал — круги. (пр. Круги игнорируются — рис. 9 — вверху)
2) Гибкость — число изображенных классов (категорий) рисунков. Например, изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляют одну категорию.
m — число категорий, за одну категорию — 3 балла.
Г = 3 × m
Список категорий (6 субтест)
1. Война (военная техника, солдаты, взрывы…)
2. Географические объекты (озеро, пруд, горы, солнце, луна…)
3. Животные. Птицы. Рыбы. Насекомые.
4. Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы…)
5. Игрушки, игры (любые)
6. Космос (ракета, спутник, космонавт…)
7. Лицо (любое человеческое лицо)
8. Люди (человек)
9. Машины. Механизмы.
10. Посуда
11. Предметы домашнего обихода
12. Природные явления (дождь, снег, град, радуга, северное сияние…)
13. Растения (любые — деревья, травы, цветы…)
14. Спортивные снаряды
15. Съедобные продукты (еда)
16. Узоры, орнаменты
17. Украшения (бусы, серьги, браслет…)
Если рисунок не соответствует ни одной категории, ему присваивается новая категория.
3) Оригинальность. k — число оригинальных рисунков; оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке 30-40 чел.) 1 оригинальный рисунок — 5 баллов.
Ор = 5 × k
Ор — показатель оригинальности.
Пример рисунка для предварительного показа (субтест «Эскизы»)
Образец тестового бланка (субтест «Эскизы»)
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ
Алфавит. Учащиеся располагаются таким образом, чтобы место в круге соответствовало алфавитному порядку имени. Каждый громко и четко называет свое имя, остальные проверяют соответствие порядка.
Артем – артистичный. Назвать свое имя (по кругу), каждый присоединяет к имени эпитет – прилагательное, начинающееся с этой же буквы.
Перекинь мячик. Передать мячик по кругу участниками так, чтобы способ передачи каждый раз был разный.
Великан. Учащимся предлагается разбиться на три группы, которые одновременно крикнут заданное сочетание букв – ап, тхи, чи. Все учащиеся должны крикнуть громко и одновременно. Получается чих великана. Упражнение помогает расслабиться, снять эмоциональное напряжение.
Поменяйтесь. Учащимся предлагается поменяться местами те, кто имеет сходство (цвет одежды, имя начинается с одной буквы, увлечения и т.д.).
Фотозагадки. Учащимся предлагаются фотографии с изображением, которое нельзя трактовать однозначно. Затем учащимся предлагается ответить на вопросы: что изображено на фотографии? Что хотел изобразить фотограф? Как он назвал свою фотографию? Примеры фотозагадок. (Фотозагадки взяты с сайтов: forum avvd.ru; uzdog.su; fresher.ru)
Метод фокальных объектов. Учащимся предлагается выбрать три предмета в классной комнате (например, шкаф, лампочка, доска). Используя метод фокальных объектов, предлагается придумать новый стол. Новый объект получает от каждого свой признак (шкаф – стеклянный, лампочка – электрическая, доска – магнитная). И получают новый объект (стол прозрачный, стеклянный с внутренней подсветкой и поверхностью, на которой можно рисовать и на магнит прикреплять листы бумаги).
Медаль. Предлагается придумать и нарисовать медаль, которую могли бы вручить тому, кто а) никогда не говорит грубого слова, б) никогда не мусорит, в) всегда уступает место в транспорте.
Новое применение. Найти новое применение старым вещам (консервная банка, старая газета, кирпич, снег).
Дерево. Изобразить дерево, которое а) растет на автостоянке; б) сгибается под тяжестью выпавшего снега; в) прощается с последним листочком.
Назначь встречу. Используя только мимику и жесты нужно назначить встречу, чтобы остальные поняли, где и во сколько нужно встречаться.
Порисуем… Нарисовать картину «Настроение», при этом выполнять его а) левой рукой (для левшей – правой); б) правой и левой одновременно; в) с закрытыми глазами. Команды чередуются через 30-60 сек.
Флакон для духов. Придумать флакон для духов, которые называются а) «Кокетка», б) «Пижон».
Со-творчество. Учащиеся разбиваются на несколько команд, на парты выкладывают разные вещи (пенал, тетради, ручки, скрепки и т.д.). Через 5-10 минут команда должна представить товарищам из других команд плод своего коллективного творчества. Что за произведение будет выставлено на вернисаже – решать самой команде. Важно лишь, чтобы в этом творческом акте участвовал каждый, решение принималось коллегиально. И в работе должны быть использованы все выложенные на стол предметы.
Точилка¸ карандаш и бумага. Учащиеся делятся на три команды. Одной выдается точилка, другой – сломанный карандаш, третей – 10 маленьких листов бумаги. На листах можно рисовать только выданным карандашом. Карандаш можно подточить только в выданной точилке. Рисовать можно только на выданных листах бумаги. Учащиеся могут обмениваться. Учащимся объявляется, что выигрывает та команда, у которой окажется больше листов, чем у других. Команды должны сами догадаться, что выиграть могут все, если у них окажется равное количество листов бумаги (для это 10-й лист отдается ведущему или выбрасывается).
Подводим итоги (рефлексия): учащимся предлагается нарисовать на доске улыбку, которая символизирует, с каким настроением они уходят с урока; учащимся предлагается на нарисованном на доске цветке «посадить» бабочку (нарисовать или магнитную, которая символизирует степень интереса на уроке (чем выше, тем было интереснее); учащимся предлагается на листе бумаги закрасить кирпичики (учитель наблюдает, какой цвет используют учащиеся – трактовка по Люшеру).
Логические и творческие задачи.
1. Даны спички: XI + I = X
Переложите только одну спичку так, чтобы ответ стал верным.
2. Из двух спичек нужно сделать пять. Ломать и сгибать спички нельзя. (Ответ V).
3. Из трех спичек сделать 4 равносторонних треугольника (должна получиться у учащихся фигура пирамида).
4. Гарри Поттер очень рассердился на журналистку Риту Скитер и выразился о ней не очень лестно. Но, заметив Дамбладора, смутился. Как отреагировал Дамбладор, который не хотел поощрять грубость Гарри, но не хотел и заступаться за журналистку? (Он сказал, что стал глуховат и не слышал, что сказал Гарри, а Гарри не стал повторять).
13