Программа формирования социальных установок на здоровый образ жизни и нравственного поведения у младших школьников (5-7 классы) «МОЕ ЗДОРОВЬЕ»


Муниципальное образовательное учреждение

«Большелычакская средняя общеобразовательная школа»

Фроловского муниципального района Волгоградской области.









Программа

формирования социальных установок

на здоровый образ жизни и нравственного поведения у младших школьников

(5-7 классы) «МОЕ ЗДОРОВЬЕ»







подготовила

учитель русского языка и литературы

Шахова Анна Ивановна














Большой Лычак

2013 г

Пояснительная записка.


Настоящая программа разработана и адаптирована в школе на основе Программы образовательного курса «Мое здоровье. Формирование ценностного отношенияк здоровью и профилактики ВИЧ/СПИД у подростков в школе» (под редакцией Ю.В. Науменко).

Здоровьесберегающее образование – это целенаправленная система деятельности школы по применению в практике образования различных здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на детей и подростков основных школьных факторов риска нарушения здоровья.

Цель здоровьесберегающего образования – укрепление психофизиологической жизнеспособности школьников и коррекция смысловой системы «внутренняя картина здоровья» до адаптационно-поддерживающего уровня.

Основные средства – организационно-педагогические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные и информационно-просветительские мероприятия.

Результат здоровьесберегающего образования – формирование у школьников компетенции здоровьеформирующего поведения базового уровня (опыт безопасного здорового поведения в типичных жизненных ситуациях и в типовых ситуациях риска нарушения здоровья).

Здоровьеформирующее образование — дополнение традиционной здоровьесберегающей деятельности школы социально-психологическими технологиями поддержки личностного развития школьников.

Цель здоровьеформирующего образования:

  • формирование жизнеспособности как системного качества с доминированием социально-личностного уровня;

  • развитие личностной смысловой системы «внутренняя картина здоровья» до ресурсно-прагматического уровня;

  • формирование у подростковсмысловой системы «готовность к совершенствованию жизнеспособности в условиях системных социальных изменений.

Результат здоровьеформирующего образования – формирование у школьников компетенции здоровьеформирующего поведения творческо-преобразующего уровня (готовность изменять свое поведение с изменением социальной ситуации развития с целью уточнения цели существования и выбора позитивной здоровьесберегающей стратегии поведения).

Формула здоровьесбергающего образования





Многолетние исследования в области возрастной физиологии, позволили выделить психолого-педагогические факторы, зависящие в большей степени от педагога:

  • психологический климат в классе на уроке (стиль педагогического общения с учащимися; характер проведения опросов и экзаменов; объективность оценивания учебных достижений школьника с учётом его личностных и психофизиологических особенностей; поддержание разумной дисциплины);

  • степень реализации педагогом индивидуального подхода на уроке и учёт индивидуальных психофизических и личностных особенностей учащихся при организации учебного процесса в целом;

  • личные психологические особенности педагога (особенности его характера; степень обременения собственными проблемами и способностью к психоэмоциональным переключением);

  • соблюдение педагогом здорового образа жизни, его отношение к собственному здоровью;

  • профессиональная подготовленность педагога по вопросам организации здоровьесберегающего образования и профилактики отклоняющегося поведения школьников.


В последние годы в общей проблематике здоровья и здоровьесберегающего образования центральное место занимает исследование внутренней картины здоровья ( ВКЗ) человека ( В.М. Смирнов, Т.Н. Резникова) ВКЗ подрастающего поколения можно рассматривать как один из интегративных критериев качества современного образования и показатель сформированности у школьников развернутой гуманистической направленности Я- концепции.

Условно структура ВКЗ может быть представлена в виде 3 взаимосвязанных компонентов: когнитивного ( знание ребенка о своих возможностях, в т.ч. и физических; формирует представление ребенка о самом себе), эмоционально-оценочного ( отражает результаты сравнения знаний ребенка о себе с другими людьми) и поведенческого (конкретные действия , стереотипы человека, которые характеризуют адаптацию ребенка к окружающей действительности).

ВКЗ – это динамическая смысловая система и ее содержание различно на разных возрастных этапах. Критичексий период развития ВКЗ ребенка приходится на младший подростковый возраст ( 5-7 классы), когда происходит переоценка системы социально- культурных ценностей, сформированный в начальной школе. Поэтому предлагается для проведения на классных часах в школе курса « Мое здоровье» для учащихся 5-7 классов.

Настоящая программа предполагает ведение уроков здоровья в 5-7 классах за счет классных часов, включенных в план воспитательной работы, исходя из объема 9 классных часов в год в каждом классе. Проведение классных часов планируется в различных формах: беседы, тренинги, игры, викторины, дискуссии, праздники, акции, анализ художественных произведений, практикум, экскурсии и т.д.) В конце учебного года предполагается проведение общего праздника « Мое здоровье в моих руках» по всем возрастным группам, в который будут включены различные мероприятия спортивного характера, конкурсы, викторины.

Профилактическая программа « Мое здоровье», имея методическое, ресурсное и кадровое обеспечение (учебные кабинеты, спортивная площадка, спортивный зал соответствуют санитарно-гигиеническим нормам для различных возрастных контингентов обучающихся, воспитанников), направлена на формирование у школьников понятия « здоровье» (здорового образа жизни) как сложного социально-медико-психологического феномена, определяющего развитие личности в целом.

Срок реализации программы3 учебных года ( с 2013- 2016 гг.)

Основные цели программы:

  • формирование осознанного отношения школьников к своему физическому и психическому здоровью;

  • формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации;

  • воспитание негативного отношения к употреблению алкоголя, табака и других психоактивных веществ;

  • формирование адекватных способов поведения в различных ситуациях;


Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

  • Создание условий для развития и саморазвития Личности обучающихся;

  • Становление и развитие информационной культуры обучающихся;

  • Развитие социально-поддерживающей инфраструктуры ( сеть кружков, секций , факультативов, детских организаций);

  • Внедрять в образовательную среду инновационные педагогические и психологические технологии (методические рекомендации, разработки), обеспечивающие развитие ценностей здорового образа жизни обучающихся;


Содержание программы:

  1. Самопознание: Кто я есть?

Наука о здоровье. Что такое здоровье? Гомеостаз – условная норма состояния организма. Функции основных систем организма. Физиологические нормы существования организма.


  1. Самопознание: Я и другие.

Самооценка (уважение, самоуважение). Кризисы развития в период взросления. Стресс, его преодоление. Правила межличностного общения. Группы. Семья. Конфликты с родителями, пути выхода.


  1. Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний.

Уход за кожей. Правила личной гигиены. Гигиена человека. Гигиена труда и отдыха. Периоды работоспособности. Профилактика инфекционных заболеваний.


4. Питание и здоровье.

Питание- основа жизни. Гигиена питания. Представление об основных пищевых веществах, их значении. Режим питания. Самые полезные продукты. Правила поведения за столом. Профилактика гриппа и авитоминоза. Пищевые риски опасные для здоровья (отравления).


5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма.

Правила безопасности в различных местах. Сигналы регулирования дорожного движения. Экстремальные ситуации в городе, деревне, на природе. Вызов экстренной помощи. Представление об элементарной первой помощи пострадавшему. Пожар. правила поведения. Стихийные бедствия.


6. Культура потребления медицинских услуг.

Поликлиника. Вызов врача на дом Польза и вред медикаментов. Осторожное обращение с лекарствами.


7. Предупреждение употребления ПАВ. Общее представление о ПАВ. Вред табачного дыма и алкоголя. Поведение с людьми, употребляющими ПАВ. Тренинг « Спасибо, нет!»


8. « Духовное здоровье»

Понятие духовности. Духовность и здоровье. Русские национальные праздники и традиции. Человек и природа.


Тематическое планирование.


Раздел программы. Тема классного часа.

Часы

5 класс (9 ч)

« Самопознание: Кто я есть?» (2 ч)

1

Гомеостаз. Режим дня, режим нагрузок, отдых, двигательная активность, закаливание.

1

2

Толерантность (отношение к людям с физическими особенностями)

1

« Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний»» (2 ч)

1

Правила личной гигиены. Выбор гигиенических средств. Взаимосвязь чистоты, эстетики и здоровья.

1

2

Урок практикум (выбор гигиенических средств для тела, волос, полости рта, технология чистки зубов, длительность чистки)

1

« Питание и здоровье» (2 ч)

1

Питание и витамины. Суточный и недельный рацион.

1

2

Пищевые риски опасные для здоровья.

1

« Самопознание: Я и другие» (1 ч)

1

Отношения между мальчиками и девочками. Правила общения и этикета со сверстниками, взрослыми (родителями)

1

«Основы личной безопасности и профилактика травматизма» (2 ч)

1

Безопасное поведение на улице. Основные ситуации — «ловушки» Оказание первой помощи при травмах: ссадинах, царапинах, поверхностных ранах.

1

2

« Праздник знаний « Мое здоровье в моих руках»»

(заключительный классный час)

1




6 класс (9 ч)

« Гигиена труда и отдыха. Профилактика инфекционных заболеваний» (2 ч)

1

Режим дня младшего подростка- залог физического и психического здоровья». Биологические ритмы организма. Периоды работоспособности.

1

2

Профилактика инфекционных заболеваний. Иммунитет, способы его повышения.

1

«Я и другие» (1 ч)

1

Виды и формы общения: вербальное и невербальное. Практикум по выходу из конфликтной ситуации.

1

« Духовное здоровье» (1 ч)

1

Русские национальные праздники и традиции

1

Профилактика травматизма» (2 ч)

1

Безопасное поведение на улице. Составление памяток.

1

2

Бытовой и уличный травматизм. Оказание первой медицинской помощи при ссадинах, ушибах, порезах, укусах..

1

Культура потребления медицинских услуг» (3 ч)

1

Выбор медицинских услуг. Поликлиника»

1

2

Тренинг: «Спасибо – нет!»

1

3

«Праздник знаний: «Мое здоровье в моих руках»» ( заключительный классный час)

1




7 класс (9 ч)

« Самопознание: Кто Я есть?» (2 ч)

1

Самооценка (тест, тренинги)

1

2

Стресс, его психологические и физиологические проявления. Практикум по снятию эмоционального напряжения и профилактике стресса ( тренинг)

1

«Самопознание: Я и другие» (2 ч)

1

Основные ПАВ. Употребление ПАВ как слабость воли, зависимость, болезнь.

1

2

Юридическая и личная ответственность за распространение и употребление ПАВ.

1

« Духовное здоровье» (2 ч)

1

Домашние растения и животные, их влияние на здоровье человека.

1

2

Этикет- история и современность. Его значение для здоровья человека.

1

«Предупреждение употребления ПАВ» (3 ч)

1

Польза и вред медикаментов. Хранение лекарств, осторожное обращение с лекарствами.

1

2

Общее представление о ПАВ. Предупреждение употребления ПАВ. Вред табачного дыма.

1

3

«Праздник знаний «Мое здоровье в моих руках»» (заключительный классный час)

1


Ожидаемы результаты реализации Программы

выражаются в наборе определенных знаний и умений младших школьников по каждому разделу.


После изучения раздела «Самопознание: Кто Я есть?» учащийся:

  1. умеет осуществлять простейшие физиологические измерения;

  2. имеет представление о собственной физической норме и уметь различать отклонения от нее;

  3. понимает индивидуальные особенности строения тела;

  4. может соблюдать адекватный для своего организма режим нагрузок и отдыха, питания, тепловой режим;

  5. должен доброжелательно относиться к физическим недостаткам других людей;

После изучения раздела «Самопознание: Я и другие» учащийся:

  1. умеет представить себя в выгодном свете;

  2. умеет аргументировано отстаивать свою правоту в конфликтных ситуациях с родителями, учителями, друзьями;

  3. обладает базовыми навыками позитивного общения;

  4. принимает различия между людьми, уважает особенности их поведения;

  5. умеет критиковать, хвалить и принимать похвалу с учетом ситуации взаимодействия.

После изучения раздела «Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний» учащийся:

  1. имеет навыки гигиены, позволяющие сохранить опрятность во всех присущих возрасту функциональных состояниях;

  2. умеет подобрать гигиенические средства;

После изучения раздела « Основы личной безопасности и профилактика травматизма» учащийся:

  1. обладает автоматизированными стереотипами поведения на улице;

  2. умеет безопасно переходить через дорогу, ж/д – пути.

  3. имеет критическое отношение к поведенческим рискам на дороге;

  4. умеет оказать элементарную помощь пострадавшему в пределах возрастных и физиологических возможностей.

После изучения раздела « Культура потребления медицинских услуг» учащийся:

  1. умеет спланировать свою жизнедеятельность на неделю с учетом индивидуальных биологических ритмов;

  2. умеет снимать утомление с органов зрения.

  3. умеет правильно обращаться за мед.помощью.

  4. знает минимальный набор лекарственных препаратов, которые применяют без назначения врача при различных недомоганиях ( головная боль)

После изучения раздела « Предупреждение употребления ПАВ» учащиеся:

  1. обладает сформировавшимся устойчивым представлением о том, что « легальные» ПАВ могут вызвать такую зависимость , что и « нелегальные»;

  2. владеет навыками самообороны; знает алгоритм поведения в экстремальных ситуациях;

После раздела « Питание и здоровье» учащийся может:

  1. знает основные группы пищевых продуктов и умеет составить индивидуальное меню;

  2. знает как повысить иммунитет (витамины, продукты питания).

После изучения раздела « Духовное здоровье» учащийся:

  1. обладает представлением о здоровье и здоровом образе жизни как сложных социо-культурных феноменах;

  2. знает особенности русского национального образа здоровья и условия его формирования;

  3. осознает необходимость соблюдения этикета в общении с людьми и обладает соответствующими умениями.





































Список использованной литературы


  1. Науменко, Ю.В. Школа и здоровье: теоретико-методологический ана-лиз: Монография [текст] / Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. – 244 с.

  2. Науменко Ю.В., Твердохлеб А.И. Программа образовательного курса «Моё здоровье» (5-7 кл.) // Моё здоровье. Формирование ценностного отношения к здоровью и профилактика ВИЧ/СПИДа у подростков в школе / авт.-сост. П.П. Кучегашова, Ю.В. Науменко, И.В. Федоскина; под ред. Ю.В. Науменко. – М.: Глобус, 2008. – С. 19 – 33.


  1. Барышникова Д.И., Кальянова И.В., Слободяник Н.П., Худенко Е.Д., Яковец Ю.С. Программа формирования у подростков позитивной Я-концепции (7-8 кл.) // Моё здоровье. Формирование ценностного отношения к здоровью и профилактика ВИЧ/СПИДа у подростков в школе / авт.-сост. П.П. Кучегашова, Ю.В. Науменко, И.В. Федоскина; под ред. Ю.В. Науменко. – М.: Глобус, 2008. – С. 34 – 68.

Свежие документы:  Тест на тему "ARE YOU HAPPY AT SCHOOL?"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: