Программа кружка внеурочной деятельности «Школа этикета» по социальному направлению (6,5 — 8 лет)


Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Лицей»







Программа

кружка внеурочной деятельности

«Школа этикета»

по социальному направлению

(6,5 — 8 лет)

Разработали: учителя начальных

классов МБОУ «Лицей»:

Гилёва Галина Владимировна,

Крикливых Татьяна Павловна,

Орлова Ольга Ивановна



Республика Хакасия,

г. Абакан, 2011

Социальное направление развития личности

Программа внеурочной деятельности «Школа этикета»


Программа «Школа этикета» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373)

Цель: воспитание вежливости и культуры поведения.

Задачи:

  1. Осознание детьми этических правил и норм поведения.

  2. Формирование устойчивых убеждений

  3. Воздействие на чувства, эмоции детей

  4. Формирование опыта поведения

  5. Развитие наблюдательности и умения отличать хорошее от плохого в повседневной жизни, общении между людьми.

  6. Формирование у детей умения заниматься самовоспитанием и развитием в себе ценных человеческих качеств


Общая характеристика:

Соблюдение этикета является необходимым условием для успешного существования человека в обществе. Жизнь показывает, что многие школьники не умеют прилично вести себя: они грубы и развязны со взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают общественный порядок. В настоящее время, в век компьютерных технологий, дети книги практически не читают. А ведь именно  на примерах литературных героев воспитываются положительные качества. Подрастающее поколение увлекается боевиками, фильмами ужасов, компьютерными играми, которые несут негативную информацию. Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определенной системе. А чтобы работа была систематической, ее надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.


Программа внеурочной деятельности «Школа этикета» направлена на то, чтобы дети, чувствовали себя свободно, естественно и раскованно в любом обществе и в любой компании, нравились себе и окружающим своим внешним видом, манерами, умением общаться. Но что для этого надо? Что делать? Как быть? Ответы на эти и другие вопросы дети получат в школе этикета. Узнают об исторических перипетиях этикета и его современных особенностях, получат конкретные рекомендации о том, как вести себя в стандартных и нестандартных ситуациях, как прилично одеваться и пользоваться столовыми приборами, как дарить подарки и принимать дорогих гостей, как устроить деловые переговоры и уметь вести интересные беседы.

Так как дети почти не воспринимают откровенные наставления и назидания, то педагогические советы в большей части программы растворены в сказке, театрализации и игровых ситуациях.

Сказка-любимый литературный жанр детей. В этом озорном, фантастическом, игровом жанре легче всего преподносить ребёнку высокие нравственные истины. За основу в программе берётся содержание сказки Васильевой — Гангнус Л.П. «Азбука вежливости».

Игровые ситуации помогут обучающимся лучше и глубже осмыслить ситуации сказки, поступки её героев, дать оценку этим поступкам. Благодаря этим играм ребёнок не только быстрее усвоит обязательные правила вежливости, но и приучится к большей самостоятельности в поступках и мыслях, получит первые трудовые навыки. Интересна и увлекательна для детей будет театрализованная игра, в которой они принимают активное участие.

Этой же цели — цели воспитания детей – послужат и праздники- практикумы. На этих праздниках ребёнок учится культуре общения, культуре речи. Он обретает навыки поведения в обществе. Приучается правильно держаться за столом. Воспитательные возможности заключены уже в самом приготовлении к празднику, когда обучающийся помогает взрослым привести в порядок помещение, помогает накрывать на стол, когда сам старается одеться аккуратнее и наряднее.

В программе сочетается сказка, игра, праздник и беседы с детьми. В каждой из предложенных ситуаций можно пронаблюдать за поведением и непосредственной реакцией ребёнка, более глубоко изучить и познать его характер и, уже учитывая эти знания, направлять его развитие.

Особенности реализации программы

Реализация программы предусматривает ряд этапов.

  1. Осознание детьми требуемых норм и правил поведения. Без этого формирование заданного типа поведения личности не может быть успешным. Детям необходимо долго и терпеливо объяснять, что, зачем и почему следует делать, почему нужно поступать так, а не иначе. В этом основа сознательного овладения нормами поведения.

  2. Знания должны перейти в убеждения – глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения. Убеждения – твёрдые, основанные на определённых принципах и взглядах, которые служат руководством в жизни.

  3. Воспитание чувств – ещё один непременный и очень важный компонент программы. Без человеческих эмоций, как утверждали ещё древние философы, нет, и не может быть поиска истины. А в детском возрасте эмоциональность — движущая сила поведения. Только обостряя чувства и опираясь на них, можно достичь правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.

  4. Главный этап программы – деятельность. Сколько бы ни было хороших бесед, объяснений, увещеваний – практического результата не будет. Если ребёнок лишён возможности самостоятельно проявлять себя, не набирается опыта в деятельности, овладение требуемыми нормами поведения не происходит.

Реализация программы должна пройти через все этапы, только тогда можно говорить об эффективности данной программы. Эти этапы – знания, убеждения, чувства – сливаются с практической деятельностью.

В программе просматриваются сквозные блоки:

  • культура поведения;

  • культура общения;

  • культура внешнего вида;

  • культура поведения за столом

Методы:

  • Методы формирования сознания, убеждения и чувств:

— сказки, назидательные рассказы, притчи, басни, где вывод (мораль) делают сами дети;

— объяснения, разъяснения, этические беседы, увещевания, инструктажи;

— пример;

  • Методы организации деятельности:

— театрализация;

— упражнения;

— приучение — игра;

— требование — игра;

— воспитывающие ситуации

  • Формы подведения итогов:

— практические занятия (поход в театр, чаепитие, праздники);

— поведение в лицее, дома (анкетирование родителей)

-диагностики (см. приложение)

Виды контроля

Формы

Сроки

Вводный

Наблюдение за поведением детей на занятиях


сентябрь

Текущий

Экскурсия: «Мы в театре», наблюдение за поведением детей, анализ умений применять полученные знания.


в течение года

Итоговый

Практическое занятие: «Приходите в гости к нам, будем очень рады вам», на котором дети, готовясь по группам, используют материал, изученный на протяжении всего курса обучения.


май



Воспитание по программе «Школа этикета» рассчитано в 1 классе на 33 часа по 1 занятию в неделю



Описание ценностных ориентиров:

В рамках занятий «Школа этикета» возможно осуществление воспитания и включение ценностных установок, таких как:

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание занятий способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким людям, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества











Ожидаемые результаты:


Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

  • этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;

  • знание основных моральных норм поведения


Регулятивные результаты:

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять воспитательную задачу;

  • понимать выделенные учителем ориентиры действия в изучаемом материале;

  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррекивы


Познавательные результаты:

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации;

  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

  • анализировать ситуации;

  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом


Коммуникативные:

Обучающийся научится:

  • принимать участие в работе парами и группами;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • общаться с одноклассниками и учителями, решать конфликтные ситуации;

  • использовать в общении правила вежливости


Предметные результаты:

Обучающийся научится:

  • раскрывать сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый и вежливый человек, честность, любовь к родителям и близким;

  • использовать правила поведения в общественных местах, лицее, в семейном кругу, отношения с близкими людьми;

  • соблюдать правила гостеприимства, дарения и получения подарков, оформления поздравлений;

  • соблюдать культуру внешнего вида, гигиену, следить за своим здоровьем;

  • культурно вести себя за столом, в гостях, пользоваться столовыми приборами;











Учебно – тематический план

п/п

Тема занятий

Всего часов

Теория

Практика

1

Что значит быть вежливым?

1

1

2

Сказочный Город и его жители

1

0,5

0,5

3

Вежливые слова

1

0,5

0,5

4

О том, как нужно вести себя с мамой, папой и другими членами семьи

1

0,5

0,5


5

Приятного аппетита

1

1

6

Пользование столовыми приборами

1

1

7

О гостеприимстве

1

1

8

Умеешь ли ты радоваться праздникам?

1

1

9

Праздник чая

1

0,5

0,5

10

Праздник чая

1

1

11

О подарках. Цветочный этикет

1

0,5

0,5

12

День рождения

1

0,5

0,5

13

Семейные праздники

1

0,5

0,5

14

Праздник «7я»

1

1

15

Сказочные герои учатся общаться

1

0,5

0,5

16

Как и во что играть с друзьями

1

0,5

0,5

17

Как и во что играть с друзьями

1

1

18

Сказочные герои на улице

1

1

19

На прогулке

1

1

20

Сказочные жители в театре

1

0,5

0,5

21

Посещение театра

1

1

22

Пойми меня правильно

1

0,5

0,5

23

Внимание к собеседнику

1

0,5

0,5

24

Твоё настроение. Умение владеть собой

1

0,5

0.5

25

На лесной полянке

1

0,5

0,5

26

Добро и зло в сказках

1


1

27

Сказки в нашей жизни

1


1

28

Возвращение добрых чудес. (Как попасть в сказку?)

1

0,5

0,5

29

Возвращение добрых чудес

1

1

30

У меня зазвонил телефон

1

0,5

0,5

31

Пишем письма

1

0,5

0,5

32

Этикет и я – неразлучные друзья

1


1

33

Приходите в гости к нам, будем очень рады вам

1


1

Итого:

33 ч.

12,5 ч.

20,5 ч.







Содержание программы

В программе просматриваются сквозные блоки:

  • культура поведения;

  • культура общения;

  • культура внешнего вида;

  • культура поведения за столом

Отдельными разделами блоки не выделяются.

Культура поведения

— Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

— Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Культура общения

— Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи

художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

— Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.

— Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

— Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Культура внешнего вида

— Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

— Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

— Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Культура поведения за столом

Правила пользования столовыми приборами во время трапезы. Хорошие манеры за столом. Понятие сервировки стола. Эстетика украшения блюд на столе.

— Правила поведения за столом во время принятия пищи. История возникновения столовых приборов.




Материально – техническое обеспечение

  • Программа будет реализовываться в учебном кабинете, на улице, в театре.

  • Для освещения теоретических вопросов необходима мультимедийная установка.

  • Для практической деятельности: скатерть, салфетки, одноразовая посуда, нож, вилка, солёное тесто для имитации приготовления пиццы. Материалы для оформления подарков. Материалы для изготовления открытки, для написания письма. Оборудование для игр, театральных постановок.






Календарно – тематическое планирование


Тема

Понятия

Основное содержание занятия

Формы и методы работы

Дата

Примечание

По плану

По факту

1

Что значит быть вежливым?

-этикет

-история этикета

— виды этикета

Происхождение понятия “этикет”. Виды этикета. Аспекты этикета. Значение этикета в прошлом столетии. Роль этикета в настоящее время.

-беседа

-рассказ




2

Сказочный Город и его жители

-вежливость

-вежливый человек

Роль знакомства в жизни и общении людей. Правила поведения при знакомстве. Виды знакомств. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку

-приучение-игра




3

Вежливые слова

-доброе утро

-здравствуйте

-приятного аппетита и др.

Приветствие – одна из форм вежливости. Роль приветствия в жизни людей. Формы приветствия и прощания. Правила хорошего тона. Интонации при приветствии.

-беседа

-театрализация




4

О том, как нужно вести себя с мамой, папой и другими членами семьи

-хороший поступок уважение к родителям

Семья, родители, родные (братья, сестры, бабушки, дедушки). Отношения поколений в семье. Проявление любви и уважения, заботы, сострадания, помощи в семье. Обида. Почему надо уважать старшее поколение? Необходимость учиться добру, чуткости, вниманию. Обращение – одна из форм речевого этикета. Зависимость обращения людей друг другу, независимо от возраста, пола, социального положения. Формы обращения.

-моделирование и проигрывание ситуа­ций, которые помогут обратить внимание ребят на проявление заботы, помощи близким людям.




5

Приятного аппетита

-правила хорошего тона

Понятие сервировки стола. Эстетика украшения блюд на столе. Правила поведения за столом во время принятия пищи. История возникновения столовых приборов.

-объяснительное чтение

-беседа

-работа с источниками информации




6

Пользование столовыми приборами


Как и что есть за столом. Правила пользования столовыми приборами во время трапезы. Хорошие манеры за столом.

-игра-имитация

-игра-приучение





7

О гостеприимстве

-этикет за столом

Приглашение в гости, способы приглашения. Подготовка к приёму гостей. Законы гостеприимства. Основные правила поведения в гостях. Встреча гостей. Приглашение за стол. Угощение за столом и умение вести беседу

-театрализация




8

Умеешь ли ты радоваться праздникам?

-праздник

-эмоции

-подарок

Дать понятия «праздник», «праздник в классе», «эмоции», показать, как эти понятия соотносятся с пониманием эмоционального мира человека.

-беседа

-наблюдение





9

Праздник чая


-церемония чаепития

Церемония чаепития. Приготовление декораций для сюжета: сказочный город и его оби­татели, оформление плакатов

-беседа

-рассказ

-практическая работа




10

Праздник чая

-этикет за столом

Практикум.

Правила этикета за столом

-праздник

-практикум

-пример





11

Приглашаем гостей

законы гостеприимства

-приглашение гостей

-правила оформления поздравительной открытки

Роль цветов в жизни человека, легенды о цветах. Правила дарения цветов.

-решение ситуаций

-разыгрывание сценки «В прихожей»

-игры




12

О подарках. Цветочный этикет

правила выбора, получения и дарения подарков

-дарение цветов

-оформление подарков


Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для гостя. Правила этикета на дне рождения для именинника. Дарение подарков. Сюжетно-ролевая игра «Мы на дне рождения».

-рассказ

-беседа

-инсценировка

-мастерская




13

Семейные праздники

культура организации семейного торжества

-семейные традиции

Оформление приглашения родителям

-беседа

-мастерская




14

Праздник «7я»

-законы гостеприимства

-этикет за столом

Практикум (праздник совместно с родителями)

Театральные постановки

-праздник

-презентации

-практикум

-пример




15

Сказочные герои учатся общаться

-добрый поступок

-плохой поступок

-дракон внутри человека

-уважение


Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство вести разговор. Роль общения в жизни людей.

-наблюдение

-диалог

-решение ситуаций




16

Как и во что играть с друзьями

-игра

-играющие

-азарт

Понятие «игра», «играющие», «интерес», «азарт». Основные этические правила поведения в игре. Делу — время, а потехе час. Играй, а дело не забывай. В здоровом теле – здоровый дух.

-работа с дополнительными источниками информации

-театральная постановка

-игра




17

Как и во что играть с друзьями


Разучивание игр. Соблюдение этических правил поведения в игре.

-игра




18

Сказочные герои на улице

-тротуар

-проезжая часть

Улица общественное местонахождение людей. Внешний вид человека перед выходом на улицу. Правила поведения на улице. Умение обратиться с просьбой.

-рассказ

-беседа

-объяснение





19

На прогулке

культура поведения на улице, отношение к окружающим, правила дорожного движения, (словарь)

Действие в опасных ситуациях. Встреча знакомого на улице.

-практикум




20

Сказочные жители в театре

-авансцена

-акт

-антракт

-занавес

Моделирование и проигрывание ситуа­ций, которые помогут обратить внимание ребят на основные правила.

Оформление в виде аппликаций билетов — памяток

-беседа

-работа с дополнительными источниками информации

-мастерская




21

Посещение театра


-культура поведения в театре

Практикум. Культура внешнего вида.

Культура поведения в театре.

-практикум




22

Пойми меня правильно

-я и другие люди

-мы

-они

Дать понятие «воля», «сила воли», «характер», «настроение», «чувство». Общение с одноклассниками, родными; создание ситуаций для оказания помощи, сострадания. Опыт принятия других

-объяснение

-исследование

-воспитывающие ситуации




23

Внимание к собеседнику

-культура поведения во время беседы

Формы общения, умение не вмешиваться в разговор. Умение внимательно слушать собеседника

-беседа

-решение ситуаций




24

Твоё настроение. Умение владеть собой

-как поднять себе настроение

способы самоконтроля

-отношение к окружающим

Ценностные опросы.

Человек должен владеть своими чувствами и своим настроением, стараться понимать чувства и настроение других.

-беседа

-тренинг




25

На лесной полянке

-правила поведения в лесу

-лесные игры

С помощью беседы подводим детей к выводу: нужно учиться слушать лес, нужно учиться видеть его чудеса, нужно быть добрым и по-доброму относиться ко все­му, что в лесу растет и живет.

-беседа

-наблюдение

-театрализация




26

Добро и зло в сказках

-добро – хорошо

-зло – плохо

Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом.

-мастерская




27

Сказки в нашей жизни

-сказка

-жизнь

-этикет

Духовный смысл сказок. Красота героев сказок – их поступки во имя добра и красоты. Отношение героев сказок к природе, к людям. Зачем людям нужны сказки.

-мастерская




28

Возвращение добрых чудес. (Как попасть в сказку?)


Волшебные, чудесные, правдивые отношения между людьми. Что в них общего и в чем их различие. Волшебство, чудо в сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.

-беседа

-анализ сказок

-сравнение

-театрализация




29

Возвращение добрых чудес



-инсценировка

-конкурс рисунков «Я волшебник»




30

У меня зазвонил телефон

-решение ситуаций телефонного этикета

-культура разговора по телефону

-правила пользования сотовым телефоном в общественных местах и в школе

Телефон в нашей жизни. Номера телефонов, которые должен знать каждый (01, 02, 03), ситуации обращения, данные, которые необходимо сообщить. Построение разговора по телефону.

-назидательный рассказ

-беседа

-решение ситуаций телефонного этикета




31

Пишем письма

-правила оформления письма

— тренировочные упражнения по написанию писем

Письмо – средство связи и общения между людьми. Культура письма, стиль, тон, внешнее оформление. Традиционное построение писем, аккуратность и разборчивость написания. Ответ на письмо, своевременность ответа.

-беседа

-написание писем -оформление конвертов

-конкурс на правильно составленное письмо




32

Этикет и я – неразлучные друзья

Обобщение знаний


-КВН




33

Приходите в гости к нам, будем очень рады вам

Обобщение знаний


-турнир



















Литература:

  1. Анисимова И.М. Хорошие манеры для детей. – СПб.; «Аквариум»; «Дельта»; 1996.

  2. Васильева — Гангнус Л.П. Азбука вежливости. – М.: Педагогика, 1988.

  3. Гольдникова А. Хорошие манеры в рисунках и примерах. – М.: Молодая гвардия, 1987.

  4. Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г. Этика (Мораль). Программа для учащихся 1-4 классов. Журнал «Завуч начальной школы», №6, 2007.

  5. Лихачёва Л.С. Уроки этикета: в рассказах, картинках и задачках. – Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. издательство, 1996.

  6. Лысикова И.А. «Этикет для школьников». Справочник классного руководителя. №12, 2007.

  7. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учебное пособие для студентов, педагогов колледжей. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  8. Старункина Е.Л. «Этика и этикет в начальной школе: программа и разработки уроков». Школьная пресса, 2004.

  9. Шемшурина А.И. Азбук простых истин – этическая грамматика 4 класс (методическое пособие). Журнал «Этическое воспитание», №2, 2005.

  10. Школа этикета: поучения на всякий случай/ Сост. Л.С.Лихачёва. – Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. издательство, 1996.













Приложение

Диагностика нравственной воспитанности
Методика №1: диагностика нравственной самооценки.

Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны — оцените ответ в 3-й бала; если вы немножко согласны — оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны — оцените ответ в 1 -н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание». Пример: 1. — 3; 2. — 4 и т.д.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.


Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала — 2 единицы,

в 2 бала — 3

единицы, в 1 бал — 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с

балом.
Например, 4 бала — это 4 единицы, 3 бала — 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц — высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц — средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц — нравственная самооценка находится на уровне ниже

среднего.

От 10 до 15 единиц — низкий уровень нравственной самооценки.


Методика №2: Диагностика этики поведения.

Инструкция:
Учитель объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».

Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…

2. Если кто-то надо мной смеется, то я…

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…

4. Когда меня постоянно перебивают, то я…

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…


Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.


Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Инструкция:
«Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть» Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов — высокий уровень.

4-е, 3-й — средний уровень.

2-а — ниже среднего уровня.

0-1 — низкий уровень.


Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.

Инструкция:
«Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один»

Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.

A) Пытаюсь ему помочь.

Б) Думаю о том, что могло произойти.

В) Не обращаю внимания.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит,

что у него нет такой игры.

A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Б) Отвечу, что не могу ему помочь.

В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

А) Я не обращу внимания.

Б) Скажу, что он размазня.

В) Объясню, что нет ничего страшного.

Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Б) Обижусь в ответ.

В) Докажу ему, что он не прав.


Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала — высокий уровень 2, 3 бала — средний уровень, 1 бал — низкий уровень


Ценностные ориентации личности

Методика “Что важнее?”

Цель — выявить мотивы дружбы в коллективе.

Каждому учащемуся класса предлагается ответить на вопросы анкеты, представленной в таблице.

Таблица


ФИО_________________________________________________________ класс________


I.На чем, по вашему мнению, основывается настоящая дружба?

1

2

3

4

5

на взаимопомощи, поддержке товарища в трудную минуту;

на взаимопонимании, единстве интересов;

на доверии и откровенности;

на умении говорить правду в глаза, принципиальности;

верности и доброжелательности


II.Что мешает дружбе между одноклассниками в вашем классе?

Основную причину подчеркните тремя чертами, вторую — двумя, третью — одной:

1

2

3

4

5

6

зависть и соперничество, стремление человека казаться лучше, чем он есть на самом деле;

обман, ложь, отсутствие доверия между людьми;

каждый думает в первую очередь о себе;

ребята плохо знают друг друга;

отсутствуют общие дела, которые бы нас объединили;

нет общих интересов










Свежие документы:  Час общения "Доброта спасёт мир" 6-8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: