Программа кружка «Все для дома своими руками»


Муниципальное образовательное учреждение

«Средней общеобразовательной школы №9 г. Ртищево. Саратовской области»

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ КРУЖКА


«Все для дома своими руками»

Возраст: 12-13 лет















подготовила

учитель технологии

Мункина Надежда Геннадьевна








Г.Ртищево


2012г.


Пояснительная записка


В XXI веке технологическое образование становится объективной необходимостью. Настоящий этан развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура — это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.

Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты.

Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает технологические знания и умения.

Деятельностный компонент — это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности, направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.

Курс кружка «Все для дома своими руками» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединёнными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.

Цель кружка: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудится.

В связи с этим задачами кружка являются:

— развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

— формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой — источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;

— воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;

— овладение детьми элементарными обобщенными технико — технологическими, организационно — экономическими знаниями;

— расширение и обогащение личного жизненно — практического опыта учащихся, их представление о профессиональной.деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.




Программа рассчитана на 1 час в неделю

34 учебные недели * 1 час в неделю = 34 часа в год

Свежие документы:  Конспект мастер- класса о методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке «Все для дома своими руками»

Иметь представление:

— о проектной деятельности в целом и её основных этапах;

— о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;

Знать:

— название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;

— правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

— правила общения;

— названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

— что такое деталь (составная часть изделия);

— что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;

— основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);

— виды материалов;

— последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

— способы разметки: сгибание и по шаблону;

— способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;

— виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.

Уметь:

— находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);

— наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

— различать материалы по их назначению;

— различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

— читать простейший чертёж (эскиз);

— качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;

— безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);

— выполнять правила культурного поведения в общественных местах;

— выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения — речь, этикет и т.д.)

Общетрудовые умения

Самостоятельно:

— анализировать предложенное учебное задание;

— организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;

— экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;

— обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;

— выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему. С помощью учителя:

— выбирать темы для практических работ;

— формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;

— выдвигать возможные способы их решения;

Свежие документы:  Конспект урока «Ремонт дефекта на голенище резиновой обуви» 6 класс

— доказывать своё мнение.









Распределение учебного материала


п/п

Наименование раздела

Колич. часов

1

Изготовление поделок:

14


Приготовление соленого теста

3


Изготовление поделок из соленого теста

11

2

Поделки из бумаги и картона

9

3

Вышивание крестом и шитьё из ткани

9

4

Выставка творческих работ

1


Итого

34





Тематическое планирование изучения кружка «Все для дома своими руками»


п/п

Тема урока

Дидактический материал, ТСО

Дата провед.

Основные знания, умения, навыки

1

Вводный урок по теме «соленое тесто». Инструктаж по технике безопасности. Изготовление шаблона.

Картон, ножницы, карандаш, пособие


Безопасность труда и правила личной гигиены. Организация рабочего места. Чтение простейших чертежей. Выработать навыки правильного обращения с колющими и режущими инструментами. Коллективное планирование выполнения предстоящей работы.

2-4

Приготовление теста, изготовление элементов для панно

Мука, соль вода, посуда, шаблоны


Выработать навыки правильного приготовления теста. Определять названия и свойства материалов, последовательность изготовления несложных изделий. Понятие «деталь», «изделие». Правильное соединение деталей и эстетическое оформление

5-7

Изготовление цветов из теста.

Шаблон, тесто


8-9

Присоединение деталей, сушка, раскрашивание.

Тесто, детали,


Безопасность труда и правила личной гигиены. Организация рабочего места. Систематизировать навыки правильного обращения с колющими и режущими инструментами. Коллективное планирование выполнения предстоящей работы.

10-11

Панно. «Красная шапочка»

Шаблон, детали для панно тесто


Систематизировать навыки правильного обращения с колющими и режущими инструментами. Определять названия и свойства материалов, последовательность изготовления несложных изделий. Правильное

12-13

«Еж»

Шаблон, детали, тесто


14-15

«Подсолнухи»

Шаблон, тесто






соединение деталей и эстетическое оформление игрушки. Закрепление умений чтения простейших эскизов, разметки по шаблонам и с помощью чертёжно-измерительных инструментов.

16

Выставка творческих работ учащихся.

поделки



17

Поделки из бумаги и картона. Знакомство с инструментами для обработки бумаги. Инструктаж по технике безопасности. Выбор аппликации из готовых деталей («Домик», «Бабочка»)

Книга М. Левина «365 весёлых уроков труда», картон, цветная бумага.


Безопасность труда и правила личной гигиены. Организация рабочего места. Выработать навыки правильного обращения с колющими и режущими инструментами. Знакомство с различными клеями. Первоначальные сведения о

18-19

Фигурки из бумаги и картона на новогоднюю ёлку.

Картон, «дождик» из фольги, цветная бумага, клей ПВА, ножницы, маленькие новогодние игрушки.


видах бумаги (писчая, рисовальная, газетная, оберточная, белая, цветная). Коллективное планирование выполнения предстоящей работы.

20

Аппликация «Домик»

Белый альбомный лист, яркая цветная бумага, клей ПВА, ножницы.



21

Аппликация «Бабочка»

Бумага: обычная, бархатная, глянцевый картон, фольга, клей ПВА, ножницы.


Безопасность труда и правила личной гигиены. Организация рабочего места. Систематизировать навыки обращения с режущими инструментами. Закрепление умений чтения простейших эскизов. Ознакомление с простейшими переплётными работами. Способы крепления бумаги и картона проволокой и нитками. Знакомство с различными клеями. Вырабатывать навыки правильного соединения деталей из бумаги с помощью клея. Коллективное планирование выполнения предстоящей работы.

22-24

Поздравительные открытки к празднику «День Святого Валентина», «День Отечества» и «8 Марта»


Цветная бумага, клей ПВА, ножницы, набор цветных ручек.


Сгибание и складывание бумаги. Коллективное планирование выполнения предстоящей работы. Эстетическое оформление игрушки.

25

«Иголка-волшебница». Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с тканями растительного происхождения, инструментами и приспособлениями для шитья. Выбор салфетки для вышивания.


Образцы тканей с полотняным переплетением (ситец, марля, полотно). Салфетка изо льна. Инструменты и принадлежности для шитья: ножницы, напёрсток, игла для вышивания, швейные иглы, нитки (мулине). Книга

Т.И. Ерёменко «Иголка-волшебница».



Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с тканью. Первоначальные сведения о тканях растительного происхождения. Основное назначение тканей (изготовление одежды, предметов быта).


26-28

Вышивание салфетки (по выбору).


Салфетка изо льна. Инструменты и принадлежности для шитья: ножницы, напёрсток, игла для вышивания, швейные иглы, нитки (мулине). Книга Т.И.

Ерёменко «Иголка-волшебница».



Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с тканью. Организация рабочего места. Систематизировать навыки обращения с инструментами и принадлежностями для шитья. Отмеривание нитки заданной длины, вдевание нитки в иголку, разметка и раскрой ткани. Приёмы шитья простейшим и тамбурным швом, швом козлик и «вперёд иголку».


29-33

Шитьё и вышивание рукавички-прихватки «Рыбка»


Книга Т.И.

Ерёменко «Иголка-волшебница». Инструменты и принадлежности для шитья: ножницы, напёрсток, игла для вышивания, швейные иглы, нитки (мулине), драп или плотная ткань.



Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с тканью. Организация рабочего места. Систематизировать навыки обращения с инструментами и принадлежностями для шитья. Отмеривание нитки заданной длины, вдевание нитки в иголку, разметка и раскрой ткани. Приёмы шитья простейшим и тамбурным швом, швом козлик и «вперёд иголку».


34


Выставка творческих работ учащихся.


Работы учащихся: рукавички-прихватки «Рыбка» и салфетки изо льна



Свежие документы:  Урок на тему "Дневник классного руководителя начальной школы"






Список использованных источников

1. Левина М. 365 весёлых уроков труда. — М.: Рольф, 1999. — 256 с, с илл. -(Внимание: дети!).

2. Ерёменко Т.И. Иголка — волшебница: Кн. для учащихся 5-8 кл. сред. шк. — М.: Просвещение, 1988. — 142 с, 16 л. ил.: ил.

3. Программы образовательных учреждений / Петрова И.А.. Яременко Е.О. — М.: Просвещение, 2001.-3-91 с. %

4. Технология. 6 класс: Поурочные планы / Авт. Сост. И.В. Бобунова. — Волгоград: Учитель, 2003. -92 с.

5. Лутцева Е. А. Технология: 1-4 классы: Программа. — М.: Вентана-Граф, 2008. — 32 с. — (Ступеньки к мастерству)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: